Решение №8402/23 Решение 025/06/49-1616/2023 (505) от 23 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского»

ул. Верхнепортовая, д. 50а,

г. Владивосток,

Приморский край, 690003

 

ООО «Урал Автоматизация»

ул. Энтузиастов, д. 12, оф. 610,

г. Челябинск,

Челябинская область, 454080

 

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

ул. Каретный ряд, 2/1,

г. Москва, 127006

 

 

Р Е Ш Е Н И Е №025/06/49-1616/2023

комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок

20 ноября 2023 года                                                                                   г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее – Комиссия Приморского УФАС России), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...> – начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...>  – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти,

рассмотрев жалобу ООО «Урал Автоматизация»

в присутствии:

от заказчика посредством видеоконференцсвязи:<...> – представитель по доверенности,

от заявителя посредством видеоконференцсвязи: <...> – представитель по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Урал Автоматизация» на действия Заказчика – ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» при проведении электронного аукциона на поставку учебно-демонстрационных комплексов для оснащения рабочих зон кластера «Морской транспорт» МГУ им. адм. Г.И. Невельского» (извещение № 0320100018723000313) (далее – аукцион).

По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ):

- отсутствует надлежащее обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего и иностранных государств;

- Заказчик объединил в один лот товары не предусмотренные Постановлением № 617;

- Заказчиком неверно выбран код ОКПД2.

Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил письменные возражения.

Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 49 Закона №44-ФЗ определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 14 Закона №44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение части 3 статьи 14 Закона №44-ФЗ Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлен запрет в соответствии с Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1236) с обоснованием невозможности соблюдения.

Постановлением №1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).

Согласно пункта 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

Заказчиком указано следующее обоснование:

«а) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки: указанные требования связаны с необходимостью обеспечения взаимодействия с имеющейся инфраструктурой Заказчика.

г) Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики программного обеспечения, не соответствующие установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению: необходимо наличие функционала, которого нет у программ, внесенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в части операционной системы».

Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств установила, что указанное обоснование не содержит полную информацию в соответствии с пунктом 3 Порядка.

Следовательно, Заказчик допустил нарушение части 3 статьи 14 Закона №44-ФЗ, пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением №1236.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно пункта 5 части 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона №44-ФЗ.

Согласно извещения о проведении аукциона, объектом закупки является поставка учебно-демонстрационных комплексов для оснащения рабочих зон кластера «Морской транспорт» МГУ им. адм. Г.И. Невельского, ОКПД2 32.99.53.139 «Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные прочие».

Рассматриваемая закупка проводится в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Согласно пояснениям Заказчика, был использован код ОКПД2 в соответствии с утвержденным Протоколом заседания рабочей экспертной группы по согласованию и актуализации инфраструктурных листов (перечней оборудования) в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Профессионалитет» от 05 октября 2023г. № 16.

В перечне оборудования для включения в инфраструктурный лист указаны в том числе следующее оборудование «Медиакомплекс», вид оборудование «Учебно-лабораторное оборудование», технические характеристики «интерактивная панель, не менее 95″, компьютер OPS windows, intel i5//4G/128SSD, стойка под комплекс», в представленных инфраструктурных листах отсутствует указание на код ОКПД2.

Законом №44-ФЗ не регламентируются правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду ОКПД2 либо коду позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ). Заказчик определяет код ОКПД2 либо код КТРУ самостоятельно, подбирая наиболее подходящий к предмету закупки. Письмом Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-З44 разъяснено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2.

Однако, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД2 или кода КТРУ с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода. Аналогичная правовая позиция изложена в письмах: ФАС России от 13.03.2019 г. N ИА/19176/19, от 19.06.2019 г. N МЕ/51304/19; Министерства экономического развития РФ от 17.02.2016 г. N Д28и-344.

По результатам анализа описания объекта закупки Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что описанное оборудование фактически является: интерактивная панель и мобильная стойка.

При этом, в каталоге товаров, работ, услуг присутствуют соответствующие позиции:

- интерактивная панель (коды позиции КТРУ 26.20.13.000-00000001 - 26.20.13.000-000000003; 26.20.16.160-00000001 - 26.20.16.160-00000012, которые подлежат обязательному применению с 19.12.2020);

- стойка напольная либо стойка для презентационного оборудования (коды позиции КТРУ 31.09.11.120-00000008, 31.09.11.120-00000010 либо 31.09.11.120- 00000011, 31.09.11.120-00000012, которые подлежат обязательному применению с 02.11.2020).

Приобретение нескольких товаров подтверждается непосредственно описанием объекта закупки, размещенном Заказчиком в составе приложений к извещению.

Согласно технического задания указаны следующие объекты закупки:

п/п

Наименование объекта закупки

Ед. измерения

Кол-во

    1. 1

Учебно-демонстрационный комплекс общего назначения

шт.

23

    1. 2

Мобильная стойка в комплекте

шт.

23

Учитывая изложенное, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ, части 6 статьи 23 Закона №44-ФЗ выбранный заказчиком код определен не верно.

Формирование объекта закупки с нарушением требований Закона №44-ФЗ повлекло ненадлежащее установление ограничений и условий допуска в отношении объекта закупки.

Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В рамках проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 51 Закона №44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона №44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:

1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:

а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;

б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;

в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;

г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);

д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;

е) иные документы (при наличии).

Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев проект контракта, направленный на подписание победителю закупки установила, что Заказчиком изменены существенные условия при заключении контракта:

п/п проекта контракта

Проект контракта,

размещенный в составе извещения

Проект контракта, направленный победителю

1. 1

Поставщик обязуется поставить Заказчику учебно-демонстрационный комплекс (далее – товар) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1) и с Техническим заданием (приложение № 2) с целью оснащения образовательно-производственного центра (кластера) «Морской транспорт» на объекте Заказчика, а Заказчик принять и оплатить товар в соответствии с условиями контракта.

Поставщик обязуется поставить Заказчику интерактивный медиакомплекс, (далее – товар) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1) с целью оснащения образовательно-производственного центра (кластера) «Морской транспорт» на объекте Заказчика, а Заказчик принять и оплатить товар в соответствии с условиями контракта.

4.1

Срок поставки товара: не позднее 20.12.2023.

Срок поставки товара: в течение 60 (шестьдесят) рабочих дней с даты подписания контракта Сторонами.

4.6

Проверка его работоспособности производится квалифицированными сотрудниками Поставщика.

отсутствует

12.1

Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по 30.12.2023, а в части расчетов – до исполнения обязательств по контракту.

Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.03.2024 г., а в части расчетов – до исполнения обязательств по контракту.

 

Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 51 Закона №44-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Урал Автоматизация» на действия Заказчика – ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» при проведении электронного аукциона на поставку учебно-демонстрационных комплексов для оснащения рабочих зон кластера «Морской транспорт» МГУ им. адм. Г.И. Невельского» (извещение № 0320100018723000313) обоснованной.

2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 3 статьи 14 Закона №44-ФЗ, пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением №1236, части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ, части 6 статьи 23 Закона №44-ФЗ, пункта 1 части 2 статьи 51 Закона №44-ФЗ.

3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона № 44-ФЗ, допущенного при проведении закрытого аукциона.

4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

 

Заместитель председателя Комиссии: <...>

 

Члены комиссии: <...>

 

 

 

 

Связанные организации

АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ФГБОУ ВО «Морской Государственный Университет им. Г.И. Невельского»
ИНН 2540009788, ОГРН 1022502259504
ООО "Урал Автоматизация"
ИНН 7453289721, ОГРН 1157453012155