Решение №4667/24 Решение по делу № 025/05/5-481/2024 от 26 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
МУП «Телекомпания «Телемикс» Уссурийского городского округа ул. Плеханова, д. 85, корп. В, г. Уссурийск, 692519 telemiks@mail.ru |
РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 025/05/5-481/2024
11 июня 2024 года г. Владивосток
Комиссия
Управления Федеральной антимонопольной
службы
по Приморскому краю (далее -
Приморское УФАС России) по рассмотрению
дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации
о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Солдатова Е.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Члены
Комиссии: Голованева О.С. – ведущий
специалист-эксперт отдела контроля
рекламы и недобросовестной конкуренции,
Кафарова Г.Ф. – специалист-эксперт
отдела контроля рекламы и недобросовестной
конкуренции,
рассмотрев 11.06.2024 дело
№ 025/05/5-481/2024, возбужденного по факту
распространения информации с признаками
нарушения Федерального закона
от
13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О
рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
17.04.2024
в Приморское УФАС России из ФАС России
поступило
заявление Сунцовой
М.А.
(вх. № 3694-ЭП/24) на
рекламную информацию, распространяемую
в Telegram-канале
(t.me/telemiks) Телемикс (Уссурийск),
с
признаками
нарушения ФЗ «О рекламе».
Приморским
УФАС России проведен осмотр Telegram-канала
за апрель 2024 года, в ходе которого
установлено, что на канале размещается
реклама
без пометки реклама, реклама
медицинских услуг без предупреждения
о
наличии противопоказаний или консультации
со специалистом, в том числе реклама
зрелищных мероприятий в которых
отсутствует знак информационной
продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О
рекламе», под рекламой понимается
информация, распространенная любым
способом, в любой форме
и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному
кругу лиц
и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса
к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно
пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар -
продукт деятельности
(в том числе
работа, услуга), предназначенный для
продажи, обмена или иного введения в
оборот.
Так, 04.04.2024 в Telegram-канале Телемикс (Уссурийск) размещена реклама коллагена (ООО «Клиника Чехрановых», ИНН 2511104571) https://t.me/telemiks/19687 без пометки реклама.
Согласно
части
16 статьи
18.1 ФЗ «О рекламе», реклама,
распространяемая
в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», за исключением рекламы,
размещенной в телепрограммах и
телепередачах, радиопрограммах
и
радиопередачах, распространяемых в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», должна содержать
пометку «реклама», а также указание
на
рекламодателя такой рекламы и (или)
сайт, страницу сайта в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», содержащие информацию
о
рекламодателе такой рекламы.
Кроме
того, реклама медицинских услуг в
Telegram-канале
Телемикс (Уссурийск) не содержит
обязательных сведений части 7 статьи
24 ФЗ
«О рекламе», а именно, размещенная
реклама в период 15.04.2024
(ООО «Профессионал»
ИНН 2539106642, https://t.me/telemiks/19855),
26.04.2024
(ООО
«Профессионал» ИНН 2539106642,
https://t.me/telemiks/20066?single).
В
соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О
рекламе», реклама
медицинских
услуг,
в том числе методов профилактики,
диагностики, лечения и медицинской
реабилитации, медицинских изделий
должна сопровождаться предупреждением
о
наличии противопоказаний к их применению
и использованию, необходимости
ознакомления с инструкцией по применению
или получения консультации специалистов.
В рекламе, распространяемой другими
способами, - не менее чем пять процентов
рекламной площади (рекламного
пространства). Требования указанной
части не распространяются на рекламу,
распространяемую в местах проведения
медицинских или фармацевтических
выставок, семинаров, конференций и иных
подобных мероприятий, а также в
предназначенных для медицинских и
фармацевтических работников
специализированных печатных изданиях,
и на иную рекламу, потребителями которой
являются исключительно медицинские и
фармацевтические работники.
Частью 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами ФЗ «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Вместе с тем, в ходе осмотра Telegram-канала Телемикс (Уссурийск), Приморским УФАС России установлено, что 17.04.2024 и 24.04.2024 распространялась рекламная информация ООО «Авантис» (ИНН 2724248578, https://t.me/telemiks/19897?single, https://t.me/telemiks/20005?single), общество гарантирует 100% списание долгов.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе в отношении услуги по банкротству сообщается наиболее привлекательная информация, тем самым вводя в заблуждение потребителя рекламы путем формирования у него представления, что можно брать долги и не отдавать, а также создавая ложное впечатление о том, что процедуру банкротства проводят юристы и сама процедура не влечет для гражданина никаких последствий. Иная же информация, в том числе об ограничениях применения процедуры банкротства, ограничениях для полного списания долгов, а также об ограничениях после введения процедуры банкротства и признания гражданина банкротом в рекламе отсутствует.
Кроме того, в Telegram-канале Телемикс (Уссурийск) размещена реклама мероприятий, в которых отсутствует знак информационной продукции: 22.04.2024 «Садовый Фестиваль» https://t.me/telemiks/19966?single, https://t.me/telemiks/19967?single, 24.04.2024 лекция и творческая встреча «Филатуризм. Новое понятие в мировой практике туризма» https://t.me/telemiks/20009.
В
соответствии с частью 10.1 статьи 5 ФЗ «О
рекламе» не допускается размещение
рекламы информационной продукции,
подлежащей классификации
в соответствии
с требованиями ФЗ № 436, без указания
категории
данной
информационной продукции.
Согласно части 3 статьи 6 ФЗ № 436 классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 указанного ФЗ № 436).
Из поступивших материалов стало известно, что ведение Telegram-канала Телемикс (Уссурийск) осуществляет МУП «Телекомпания «Телемикс» Уссурийского городского округа (ИНН 2511092541).
Определением от 16.05.2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Приморским УФАС России возбужденно дело № 025/05/5-481/2024 (исх. № 3571/24).
22.05.2024
в Приморское УФАС России поступило
ходатайство
об ознакомлении с
материалами дела посредством электронной
почты
от директора МУП «Телекомпания
«Телемикс» Арефьева Д.Н.
(вх. №
4833-ЭП/24), ходатайство удовлетворено
(исх. от 23.05.2024 № 3743/24).
07.06.2024
в Приморское УФАС России поступили
письменные пояснения
с приложением
от МУП «Телекомпания «Телемикс» (вх. №
5411-ЭП/24)
из которых следует, что
предприятием была проведена служебная
проверка,
по результатам которой
главный редактор Зырянова – Калинина
В.В. исполняя свои должностные обязанности
совершила дисциплинарный проступок.
Также, специалист-техник по ВЕБ МУП
«Телекомпания «Телемикс» Загодарчук
В.А. допустила размещение информации
ненамеренно, по причине невнимательности,
предварительно согласовав материалы
с главным редактором.
11.06.2024 на заседание Комиссии явился представитель по доверенности МУП «Телекомпания «Телемикс» Зырянова – Калинина В.В. и председатель комиссии по проведению служебного расследования МУП «Телекомпания «Телемикс» Коваленко Ю.Н., которые поддержали ранее представленные письменные пояснения и сообщили, что нарушения были устранены.
Комиссия
уточнила, кем предоставлялся макет
рекламной информации
ООО «Авантис»
и ООО «Профессионал». Главный редактор
сообщила, что макет предоставлялся
непосредственно обществами и был
размещен в Telegram-канала
Телемикс (Уссурийск) без изменений.
Комиссия, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к выводу, что в Telegram-канале (t.me/telemiks) Телемикс (Уссурийск) распространялась рекламная информация с нарушением части 7 статьи 5, части 10.1 статьи 5, части 16 статьи 18.1, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
В
соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ
«О рекламе», ответственность
за
нарушение требований части 10.1 статьи
5, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе» несет
рекламораспространитель, рекламопроизводитель
несет ответственность за нарушение
требований, указанных в частях 6 и 7
настоящей статьи, в случае, если будет
доказано, что нарушение произошло по
его вине.
Также, Комиссия отмечает, что в соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 несет рекламодатель.
Рекламодателем является ООО «Авантис».
В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем является ООО «Профессионал», рекламораспространителем МУП «Телекомпания «Телемикс».
При этом, степень вины каждого устанавливается при принятии решения о возбуждении административного производства.
На
основании пункта 2 части 1 статьи 33,
частей 1, 2 статьи 36 ФЗ
«О рекламе», а
также руководствуясь Правилами
рассмотрения антимонопольным органом
дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации
о рекламе, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в Telegram-канале (t.me/telemiks) Телемикс (Уссурийск), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 10.1 статьи 5, части 16 статьи 18.1, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
2. Не выдавать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5, части 10.1 статьи 5, части 16 статьи 18.1, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
3.
Передать материалы дела уполномоченному
должностному лицу
Приморского УФАС
России для возбуждения дела об
административном правонарушении в
отношении главного редактора МУП
«Телекомпания «Телемикс» Зырянова –
Калинина В.В., ООО «Авантис», ООО
«Профессионал»,
ответственность за которое предусмотрена
частью 1 и частью 5 статьи 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.06.2024.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.В. Солдатова
Члены Комиссии: О.С. Голованева
Г.Ф. Кафарова
2024-4750