Определение б/н О назначении дела № 025/01/10-1147/2022 от 28 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF28 ноября 2022 г. Владивосток
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
07.10.2022 в Приморское УФАС России поступило заявление КГБУСО «Хорольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Заявитель; КГБУСО «Хорольский ДИПИ») о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» (далее – ПАО «ДЭК») в части необоснованного применения нерегулируемого тарифа на электрическую энергию.
КГБУСО «Хорольский ДИПИ» сообщило, что ПАО «ДЭК» является монополистом на рынке предоставления услуг по энергоснабжению в Приморском крае и в связи с этим к правоотношениям между КГБУСО «Хорольский ДИПИ», как потребителем, и энергоснабжающей организацией применяются положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В связи с этим, КГБУСО «Хорольский ДИПИ» считает, что энергоснабжающая организация в нарушение запрета на злоупотребление доминирующим положением необоснованно изменила тариф «жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, село» на тариф «прочие потребители».
Как следует из поступившего заявления, 25 января 2022 года в соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между ПАО «ДЭК и КГБУСО «Хорольский ДИПИ» был заключен государственный контракт № 9065 (далее – Контракт) на поставку электрической энергии, цена которого составила 1 045 410,08 рублей согласно бюджетных обязательств на 2022 год.
Объектом поставки электрической энергии по Контракту является здание КГБУСО «Хорольский ДИПИ», расположенное по адресу с. Хороль, ул. Степная, д. 16А (далее – Здание), в отношении которого до 01 января 2022 года при расчетах по оплате за поставленную электрическую энергию применялся регулируемый тариф как для «населения».
С 01 января 2022 года ПАО «ДЭК», ссылаясь на пункт 5.12 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения (приняты Росжилкоммунсоюзом к введению в действие с 01.01.1991), нормы постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а также на выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), где назначение здания было указано как «нежилое», применил тариф «прочие потребители» для объектов – электрокотел, электрокотел (резерв), расположенных по адресу с. Хороль, ул. Степная, д. 16А, в результате чего уже в мае 2022 года привело к полному расходованию всей суммы Контракта, рассчитанного на период с 01.01.2022 до 31.12.2022.
С целью недопущения отключения помещений КГБУСО «Хорольский ДИПИ» от электроэнергии 09 июня 2022 года между ПАО «ДЭК» и КГБУСО «Хорольский ДИПИ» был заключен государственный контракт № 9065 на поставку электрической энергии, цена которого составила 346 070,99 рублей.
В соответствии с Положением «О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», утверждённым приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, Приморское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учётом данной нормы, а также положений статьи 22 Закона о защите конкуренции, к основным функциям антимонопольного органа относится предупреждение, выявление нарушений антимонопольного законодательства, в том числе предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В связи с этим антимонопольные органы, в соответствии со статьями 39 и 44 Закона о защите конкуренции, рассматривают поступающие заявления или материалы юридических и физических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, в частности положений указанного закона.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неограниченного круга потребителей.
ПАО «ДЭК» по услугам поставки электрической энергии имеет достаточные признаки хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по поставке потребителям (физическим и юридическим лицам) электрической энергии в границах Приморского края.
Результатом действий Энергоснабжающей организации при оказании услуг по поставке электрической энергии, в частности по необоснованному изменению тарифа, из-за чего изменилась система ценообразования, может являться ущемление интересов КГБУСО «Хорольский ДИПИ», соответственно рассматриваемые действия ПАО «ДЭК» могут быть рассмотрены на предмет нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 указанного закона.
21 февраля 2022 года в адрес ПАО «ДЭК» был направлен запрос с просьбой обосновать применение нерегулируемого тарифа на электрическую энергию, так как в соответствии с пунктом 2.2 Рекомендаций инвентарный объект образуется единством его конструктивных (строительных) и функциональных частей. Технологическое оборудование заводского изготовления (лифты, станки с фундаментами, котлы с фундаментами, газовые плиты, технологическая канализация и др. элементы, имеющие или имевшие технические паспорта изготовителя) в состав инвентарного объекта не входит и не могут классифицироваться как помещение. Определения даны по назначению БТИ. Объекты электрокотел и электрокотел (резерв) не входят в классификацию.
В связи с тем, что здание КГБУСО «Хорольский ДИПИ» в ЕГРН ранее значилось как «жилое», в Спасский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю был направлен запрос на исправление технической ошибки в части назначения здания дома – интерната с «нежилое» на «жилое». Спасский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю отказал в исправлении технической ошибки.
КГБУСО «Хорольский ДИПИ» в Хорольский районный суд Приморского края было направлено административное исковое заявление о признании незаконными действия Управления Росреестра по Приморскому краю по изменению назначения здания дома – интерната расположенного по адресу
с. Хороль, ул. Степная, д. 16А с «жилого» на «нежилое».
05 августа 2022 года Хорольским районным судом Приморского края было вынесено решение по административному делу 2а-397/2022, согласно которому действия Управления Росреестра по Приморскому краю по внесению изменений в сведения ЕГРН признаны незаконными.
Так как решение Хорольского районного суда Приморского края на момент подачи заявления КГБУСО «Хорольский ДИПИ» в Приморское УФАС России не вступило в законную силу, следовательно не было устранено нарушенное право путем восстановления записей ЕГРН в части сведений о назначении объекта недвижимого имущества в том виде, в каком они существовали до исправления технической ошибки. Следовательно ПАО «ДЭК» правомерно применил тариф «прочие потребители» по ранее согласованным записям ЕГРН, следовательно, у Управления отсутствовали основания для применения мер антимонопольного реагирования к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» по существу жалобы КГБУСО «Хорольский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
После того, как 06.09.2022 решение Хорольского районного суда Приморского края вступило в законную силу, на Управление Росреестра по Приморскому краю была возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов КГБУСО «Хорольский ДИПИ» путем изменения сведений в ЕГРН в отношении назначения объекта недвижимости по адресу: Приморский край, Хорольский район, с. Хороль, ул. Степная, д. 16А, указав назначение объекта недвижимости как «жилое».
Согласно ст. 61 ч. 1, 3, 4, 5 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
15.09.2022 года Управление Росреестра по Приморскому краю устранило нарушения прав и законных интересов КГБУСО «Хорольский ДИПИ» путем изменения сведений в ЕГРН в отношении назначения объекта недвижимости по адресу: Приморский край, Хорольский район, с. Хороль, ул. Степная, д. 16А как «жилое».
15.09.2022 года на имя начальника Хорольского участка Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК» было направлено письмо с уведомлением о внесении изменения сведений в ЕГРН в отношении назначения объекта недвижимости по адресу: Приморский край, Хорольский район, с. Хороль, ул. Степная, д. 16А на «жилое» и в связи с этим требование применения тарифа по оплате поставляемой дому-интернату электроэнергии как для категории «население».
29.09.2022 года ответом на исх. № 609-12/15-911 ПАО «ДЭК» сообщило, что не может применить тариф для «населения» в отношении здания КГБУСО «Хорольский ДИПИ», так как министерством имущественных и земельных отношений Приморского края не принималось решения об отнесении КГБУСО «Хорольский ДИПИ» к специализированному жилищному фонду.
КГБУСО «Хорольский ДИПИ» полагает, что действия Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Здание в соответствии со свидетельством государственной регистрации права от 11.12.2014 № 25-АВ 251698, является собственностью Приморского края и находится на праве оперативного управления КГБУСО «Хорольский ДИПИ». Указанное здание используется для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, их бытового и медицинского обслуживания и, согласно Постановлению № 1178, цена электроэнергии, поставляемой в помещения, используемые для проживания и обслуживания граждан, а также места общего пользования должна определяться по тарифам, установленным для категории потребителей «население».
Согласно пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в том числе на специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально - бытовых услуг.
Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (далее — Правила № 42), к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.
В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
С учетом изложенного, отсутствие решения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о включении здания в специализированный жилищный фонд в порядке, установленном пунктом 2 статьи 92 ЖК РФ и Правилами № 42, не изменяет в данном случае ни статуса Здания, ни целей его использования.
Кроме того, согласно разъяснениям, приведенным в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Хорольский специальный жилой дом для престарелых создан в соответствии с решением от 15.11.1991 № 382 Хорольским районным Советом народных депутатов, исполнительным комитетом и в соответствии с пунктами 1, 2 Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978 № 145, действовавшем в период создания Хорольского специального жилого дома для престарелых, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
В соответствии с частью 5 статьи 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Как установлено пунктом 9.8 Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, содержанию зданий, помещений и деятельности организаций социального обслуживания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 г. № 44 (СП 2.1.3678-20), в организациях стационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений:
- для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- организации питания, медицинского обслуживания и социальной адаптации лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, должны быть помещения; хозяйственные помещения;
- санитарно-бытовые помещения для работников организации социального обслуживания.
Помещение для приема вновь поступающих лиц, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в организацию социального обслуживания по уходу с обеспечением проживания оборудуется отдельным входом.
Исходя из комплексного анализа вышеуказанных норм и правил, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся не только помещения, предназначенные непосредственно для проживания, но и иные помещения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан.
Таким образом, Здание является жилым, все помещения, входящие в состав данного здания, предназначены для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан, и относятся к специализированному жилищному фонду. Весь объем израсходованной электрической энергии необходим для обеспечения граждан, проживающих в КГБУСО «Хорольский ДИПИ», социальными услугами, которые в составе платы за предоставленные услуги социального характера оплачивают и коммунальную услугу.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013
№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 442-ФЗ).
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 статьи 20 Федерального закона № 442- ФЗ.
В соответствии с подпунктами 1-7 статьи 20 Федерального закона № 442- ФЗ получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей - инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
Как установлено пунктами 2.1, 2.2 Устава КГБУСО «Хорольский ДИПИ» цели деятельности Учреждения: обеспечение гражданам пожилого возраста и инвалидам возможности получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов путем стабильного материально - бытового обеспечения и создания, наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности. Предметом деятельности КГБУСО «Хорольский ДИПИ» является предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе в стационарных условиях на основе постоянного, временного до 6 месяцев, и 5-дневного в неделю проживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 442-ФЗ между КГБУСО «Хорольский ДИПИ» и проживающими гражданами заключается договор о предоставлении социальных услуг (далее — Договор).
Во исполнение Договора КГБУСО «Хорольский ДИПИ» предоставляет проживающему гражданину социальные услуги, а заказчик обязуется оплачивать данные услуги, за исключением случаев, когда действующим законодательством предусмотрено предоставление услуг бесплатно.
В силу подпункта «б» пункта 5 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2014 № 1285 к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся в том числе общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.).
Таким образом, получатель социальной услуги осуществляет, в том числе, и оплату коммунальной услуги.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, подлежащим применению к спорным правоотношениям по аналогии, предусмотрено, что к тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 67 Постановления Правительства № 1178 перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) приведен в Приложении № 1.
Согласно Приложению № 1 к указанной категории потребителей относятся в том числе жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, а также жилые помещения, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
В этой связи, при расчете стоимости коммунальных услуг, поставленных в Здание, ПАО «ДЭК» должна применять тариф для потребителей, приравненных к категории «население».
Исходя из изложенного, действия ПАО «ДЭК», выразившиеся в применении к электрокотлу, электрокотлу (резерв) тарифа «прочие потребители» — то есть изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным органом, подпадают под признаки нарушения, установленного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-Ф3.
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 025/01/10-1147/2022 к рассмотрению на 16 декабря 2022 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, д. 4, каб. 442.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков:
- ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (ИНН 2723088770, КПП 997650001, ОГРН 1072721001660, ул. Тигровая, д. 19, Владивосток, Приморский край, 690091);
3. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя:
- КГБУСО «Хорольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ИНН: 2532008822, КПП: 253201001, ОГРН 1052502813670, ул. Степная, д. 16А, с. Хороль, Хорольский район, 692251);
4. Привлечь к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями, необходимыми для рассмотрения дела:
- Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (ИНН: 2538111008, КПП: 254001001, ОГРН: 1072540005724, ул. Светланская, д.22, г. Владивосток, 690110)
5. Ответчику по делу - в срок до 13 декабря 2022 года представить:
- письменно позицию по делу.
Явка сторон по делу или представителей (с доверенностью на участие
в рассмотрении дела) обязательна.
Все представляемые сведения должны быть представлены
с подтверждающими документами.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа.
Председатель Комиссии