Определение б/н О назначении дела № 025/01/10-1147/2022 от 28 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28 ноября 2022                                                                                           г. Владивосток

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

УСТАНОВИЛ:

 

07.10.2022 в Приморское УФАС России поступило заявление КГБУСО «Хорольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Заявитель; КГБУСО «Хорольский ДИПИ») о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт»  (далее – ПАО «ДЭК») в части необоснованного применения нерегулируемого тарифа на электрическую энергию.

КГБУСО «Хорольский ДИПИ» сообщило, что ПАО «ДЭК» является монополистом на рынке предоставления услуг по энергоснабжению в Приморском крае и в связи с этим к правоотношениям между КГБУСО «Хорольский ДИПИ», как потребителем, и энергоснабжающей организацией применяются положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В связи с этим, КГБУСО «Хорольский ДИПИ» считает, что энергоснабжающая организация в нарушение запрета на злоупотребление доминирующим положением необоснованно изменила тариф «жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, село» на тариф «прочие потребители».

Как следует из поступившего заявления, 25 января 2022 года в соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между ПАО «ДЭК и КГБУСО «Хорольский ДИПИ» был заключен государственный контракт № 9065 (далее – Контракт) на поставку электрической энергии, цена которого составила 1 045 410,08 рублей согласно бюджетных обязательств на 2022 год.

Объектом поставки электрической энергии по Контракту является здание КГБУСО «Хорольский ДИПИ», расположенное по адресу с. Хороль, ул. Степная, д. 16А (далее – Здание), в отношении которого до 01 января 2022 года при расчетах по оплате за поставленную электрическую энергию применялся регулируемый тариф как для «населения».

С 01 января 2022 года ПАО «ДЭК», ссылаясь на пункт 5.12 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения (приняты Росжилкоммунсоюзом к введению в действие с 01.01.1991), нормы постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а также на выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), где назначение здания было указано как «нежилое», применил тариф «прочие потребители» для объектов – электрокотел, электрокотел (резерв), расположенных по адресу с. Хороль, ул. Степная, д. 16А,  в результате чего уже в мае 2022 года привело к полному расходованию всей суммы Контракта, рассчитанного на период с 01.01.2022 до 31.12.2022.

С целью недопущения отключения помещений КГБУСО «Хорольский ДИПИ» от электроэнергии 09 июня 2022 года между ПАО «ДЭК» и КГБУСО «Хорольский ДИПИ» был заключен государственный контракт № 9065 на поставку электрической энергии, цена которого составила 346 070,99 рублей.

В соответствии с Положением «О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», утверждённым приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, Приморское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учётом данной нормы, а также положений статьи 22 Закона о защите конкуренции, к основным функциям антимонопольного органа относится предупреждение, выявление нарушений антимонопольного законодательства, в том числе предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В связи с этим антимонопольные органы, в соответствии со статьями 39 и 44 Закона о защите конкуренции, рассматривают поступающие заявления или материалы юридических и физических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, в частности положений указанного закона.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неограниченного круга потребителей.

ПАО «ДЭК»  по услугам поставки электрической энергии имеет достаточные признаки хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по поставке потребителям (физическим и юридическим лицам) электрической энергии в границах Приморского края.

Результатом действий Энергоснабжающей организации при оказании услуг по поставке электрической энергии, в частности по необоснованному изменению тарифа, из-за чего изменилась система ценообразования, может являться ущемление интересов КГБУСО «Хорольский ДИПИ», соответственно рассматриваемые действия ПАО «ДЭК» могут быть рассмотрены на предмет нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 указанного закона.           

21 февраля 2022 года в адрес ПАО «ДЭК» был направлен запрос с просьбой обосновать применение нерегулируемого тарифа на электрическую энергию, так как в соответствии с пунктом 2.2 Рекомендаций инвентарный объект образуется единством его конструктивных (строительных) и функциональных частей. Технологическое оборудование заводского изготовления (лифты, станки с фундаментами, котлы с фундаментами, газовые плиты, технологическая канализация и др. элементы, имеющие или имевшие технические паспорта изготовителя) в состав инвентарного объекта не входит и не могут классифицироваться как помещение. Определения даны по назначению БТИ. Объекты электрокотел и электрокотел (резерв) не входят в классификацию.

В связи с тем, что здание КГБУСО «Хорольский ДИПИ» в ЕГРН ранее значилось как «жилое», в Спасский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю был направлен запрос на исправление технической ошибки в части назначения здания дома – интерната с «нежилое» на «жилое». Спасский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю отказал в исправлении технической ошибки.

КГБУСО «Хорольский ДИПИ» в Хорольский районный суд Приморского края было направлено административное исковое заявление о признании незаконными действия Управления Росреестра по Приморскому краю по изменению назначения здания дома – интерната расположенного по адресу
с. Хороль, ул. Степная, д. 16А с «жилого» на «нежилое».

05 августа 2022 года Хорольским районным судом Приморского края было вынесено решение по административному делу 2а-397/2022, согласно которому действия Управления Росреестра по Приморскому краю по внесению изменений в сведения ЕГРН признаны незаконными.

Так как решение Хорольского районного суда Приморского края на момент подачи заявления КГБУСО «Хорольский ДИПИ» в Приморское УФАС России  не вступило в законную силу, следовательно не было устранено нарушенное право путем восстановления записей ЕГРН в части сведений о назначении объекта недвижимого имущества в том виде, в каком они существовали до исправления технической ошибки. Следовательно ПАО «ДЭК» правомерно применил тариф «прочие потребители» по ранее согласованным записям ЕГРН,  следовательно, у Управления отсутствовали основания для применения мер антимонопольного реагирования к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» по существу жалобы КГБУСО «Хорольский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

После того, как 06.09.2022 решение Хорольского районного суда Приморского края вступило в законную силу, на Управление Росреестра по Приморскому краю была возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов КГБУСО «Хорольский ДИПИ» путем изменения сведений в ЕГРН в отношении назначения объекта недвижимости по адресу: Приморский край, Хорольский район, с. Хороль, ул. Степная, д. 16А, указав назначение объекта недвижимости как «жилое».

Согласно ст. 61 ч. 1, 3, 4, 5 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

15.09.2022 года Управление Росреестра по Приморскому краю устранило нарушения прав и законных интересов КГБУСО «Хорольский ДИПИ» путем изменения сведений в ЕГРН в отношении назначения объекта недвижимости по адресу: Приморский край, Хорольский район, с. Хороль, ул. Степная, д. 16А как «жилое».

15.09.2022 года на имя начальника Хорольского участка Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК» было направлено письмо с уведомлением о внесении изменения сведений в ЕГРН в отношении назначения объекта недвижимости по адресу: Приморский край, Хорольский район, с. Хороль, ул. Степная, д. 16А на «жилое» и в связи с этим требование применения тарифа по оплате поставляемой дому-интернату электроэнергии как для категории «население».

29.09.2022 года ответом на  исх. № 609-12/15-911 ПАО «ДЭК» сообщило, что не может применить тариф для «населения» в отношении здания КГБУСО «Хорольский ДИПИ», так как министерством имущественных и земельных отношений Приморского края не принималось решения об отнесении КГБУСО «Хорольский ДИПИ» к специализированному жилищному фонду.

КГБУСО «Хорольский ДИПИ» полагает, что действия Уссурийского отделения филиала ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Здание в соответствии со свидетельством государственной регистрации права от 11.12.2014 № 25-АВ 251698, является собственностью Приморского края и находится на праве оперативного управления КГБУСО «Хорольский ДИПИ». Указанное здание используется для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, их бытового и медицинского обслуживания и, согласно Постановлению № 1178, цена электроэнергии, поставляемой в помещения, используемые для проживания и обслуживания граждан, а также места общего пользования должна определяться по тарифам, установленным для категории потребителей «население».

Согласно пункта 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в том числе на специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально - бытовых услуг.

Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к  специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (далее — Правила № 42), к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

С учетом изложенного, отсутствие решения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края о включении здания в специализированный жилищный фонд в порядке, установленном пунктом 2 статьи 92 ЖК РФ и Правилами № 42, не изменяет в данном случае ни статуса Здания, ни целей его использования.

Кроме того, согласно разъяснениям, приведенным в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Хорольский специальный жилой дом для престарелых создан в соответствии с решением от 15.11.1991 № 382 Хорольским районным Советом народных депутатов, исполнительным комитетом и в соответствии с пунктами 1, 2 Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978 № 145, действовавшем в период создания Хорольского специального жилого дома для престарелых, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В соответствии с частью 5 статьи 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как установлено пунктом 9.8 Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, содержанию зданий, помещений и деятельности организаций социального обслуживания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 г. № 44 (СП 2.1.3678-20), в организациях стационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений:

         - для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

         - проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

       - организации питания, медицинского обслуживания и социальной адаптации лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, должны быть помещения; хозяйственные помещения;

         - санитарно-бытовые помещения для работников организации социального обслуживания.

Помещение для приема вновь поступающих лиц, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в организацию социального обслуживания по уходу с обеспечением проживания оборудуется отдельным входом.

Исходя из комплексного анализа вышеуказанных норм и правил, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся не только помещения, предназначенные непосредственно для проживания, но и иные помещения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан.

Таким образом, Здание является жилым, все помещения, входящие в состав данного здания, предназначены для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан, и относятся к специализированному жилищному фонду. Весь объем израсходованной электрической энергии необходим для обеспечения граждан, проживающих в КГБУСО «Хорольский ДИПИ», социальными услугами, которые в составе платы за предоставленные услуги социального характера оплачивают и коммунальную услугу.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013
№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 442-ФЗ).

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1-7 статьи 20 Федерального закона № 442- ФЗ.

В соответствии с подпунктами 1-7 статьи 20 Федерального закона № 442- ФЗ получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

         1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

         2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

         3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

         4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

      5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

         6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

         7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей - инвалидов;

         8) срочные социальные услуги.

Как установлено пунктами 2.1, 2.2 Устава КГБУСО «Хорольский ДИПИ» цели деятельности Учреждения: обеспечение гражданам пожилого возраста и инвалидам возможности получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов путем стабильного материально - бытового обеспечения и создания, наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности. Предметом деятельности КГБУСО «Хорольский ДИПИ» является предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе в стационарных условиях на основе постоянного, временного до 6 месяцев, и 5-дневного в неделю проживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 442-ФЗ между КГБУСО «Хорольский ДИПИ» и проживающими гражданами заключается договор о предоставлении социальных услуг (далее — Договор).

Во исполнение Договора КГБУСО «Хорольский ДИПИ» предоставляет проживающему гражданину социальные услуги, а заказчик обязуется оплачивать данные услуги, за исключением случаев, когда действующим законодательством предусмотрено предоставление услуг бесплатно.

В силу подпункта «б» пункта 5 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2014 № 1285 к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся в том числе общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.).

Таким образом, получатель социальной услуги осуществляет, в том числе, и оплату коммунальной услуги.

Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, подлежащим применению к спорным правоотношениям по аналогии, предусмотрено, что к тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

В соответствии с пунктом 67 Постановления Правительства № 1178 перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) приведен в Приложении № 1.

Согласно Приложению № 1 к указанной категории потребителей относятся в том числе жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, а также жилые помещения, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.

В этой связи, при расчете стоимости коммунальных услуг, поставленных в Здание, ПАО «ДЭК» должна применять тариф для потребителей, приравненных к категории «население».

Исходя из изложенного, действия ПАО «ДЭК», выразившиеся в применении к электрокотлу, электрокотлу (резерв) тарифа «прочие потребители» — то есть изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным органом, подпадают под признаки нарушения, установленного пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-Ф3.

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 025/01/10-1147/2022 к рассмотрению на 16 декабря 2022 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, д. 4, каб. 442.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков:

         - ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (ИНН 2723088770, КПП 997650001, ОГРН 1072721001660, ул. Тигровая, д. 19, Владивосток, Приморский край, 690091);

3. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя:

- КГБУСО «Хорольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ИНН: 2532008822, КПП: 253201001,  ОГРН 1052502813670, ул. Степная, д. 16А, с. Хороль, Хорольский район, 692251);

4. Привлечь к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями, необходимыми для рассмотрения дела:

- Министерство  имущественных и земельных отношений Приморского края (ИНН: 2538111008, КПП: 254001001, ОГРН: 1072540005724, ул. Светланская, д.22, г. Владивосток, 690110)

5. Ответчику по делу - в срок до 13 декабря 2022 года представить:

- письменно позицию по делу.

Явка сторон по делу или представителей (с доверенностью на участие
в рассмотрении дела) обязательна.

Все представляемые сведения должны быть представлены
с подтверждающими документами.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны