Решение №6132/24 Решение 025/07/3-792/2024 (171т) от 15 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

ПАО «Владивостокский морской торговый порт»

ул. Стрельникова, д. 9,

г. Владивосток, Приморской край, 690065,

 

Заявитель –

ООО «Алти Групп»

пр-кт Большой Сампсониевский, д.68, литера Н, помещ.1-н, ком. 21, вн.тер. г. муниципальный округ Сампсониевское, г. Санкт-Петербург, 194100

 

ООО «РТС-Тендер»

ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1,

г. Москва, 127006

 

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 025/07/3-792/2024

15 августа 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по контролю торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...> – начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – специалист-эксперт отдела кадров и делопроизводства;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти, рассмотрев жалобу ООО «Алти Групп» (далее - Заявитель),

в присутствии:

от Заявителя посредством видеоконференцсвязи: <...> – представители по доверенности;

от Заказчика: <...> - представитель по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Алти Групп» на действия Заказчика – ПАО «Владивостокский морской торговый порт» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку арочных металлодетекторов лот № 178_24 (извещение № 32413830393).

По мнению Заявителя, закупочная комиссия допустила нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства.

Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

ПАО «Владивостокский морской торговый порт» согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Пунктом 76 Положения о закупках определено, что предусмотрено осуществление в том числе конкурентных закупок:

а) открытый конкурс; б) закрытый конкурс; в) открытый аукцион; г) закрытый аукцион; д) запрос котировок; е) закрытый запрос котировок; ж) запрос предложений; з) закрытый запрос предложений; и) сбор заявок.

Согласно Положения о закупках документация о конкурентной закупке - комплект документов, содержащий сведения и информацию о предмете, условиях участия и правилах проведения конкурентной закупки, правилах подготовки, оформления и подачи предложения участником, правилах выбора победителя, а также об условиях заключаемого по результатам конкурентной закупки договора. С учетом положений части 20 статьи 3.2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении запроса котировок документацией о конкурентной закупке является извещение о проведении запроса котировок.

В соответствии с пунктом 183 Положения о закупках Конкурентная закупка с участием субъектов МСП осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и принятыми во исполнение его нормативными правовыми актами, настоящим разделом Положения.

Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства определены в статье 3.4 Закона о закупках.

При этом, частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные положения закреплены в пункте 252 Положения о закупках.

23.07.2024 размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку арочных металлодетекторов.

Согласно техническому заданию к поставке требуются:

Арочный металлодетектор SMARTSCAN C18WP

Арочный металлодетектор SMARTSCAN C18

Из анализа технического задания следует, что в техническом задании указаны конкретные модели оборудования одного производителя.

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "или эквивалент". Указанным пунктом устанавливается исчерпывающий перечень исключений, при которых допускается включить в описание предмета закупки товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент".

Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.

Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).

В рамках рассмотрения жалобы Заказчиком не представлено документов и сведений, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик допустил нарушение части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Алти Групп» на действия Заказчика – ПАО «Владивостокский морской торговый порт» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку арочных металлодетекторов лот № 178_24 (извещение № 32413830393) обоснованной.

2. Признать, что Заказчиком допущено нарушение части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности.

 

Заместитель председателя Комиссии: <...>

Члены комиссии: <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО "ВМТП"
ИНН 2504000204, ОГРН 1022502259625
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО «Алти Групп»
ИНН 7802920171, ОГРН 1217800203720