Постановление №2736/24 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 025/04/14.3-99/2024 о назначении адм... от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 025/04/14.3-99/2024 о назначении административного наказания

 

15 апреля 2024 года г. Владивосток

14 часов 00 минут

 

Я, заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <...>, рассмотрев 15.04.2024 протокол и материалы дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-99/2024 в отношении должностного лица – <...>, выразившемся в распространении ненадлежащей рекламной информации, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

18.01.2024 по результатам рассмотрения дела № 025/05/28-1839/2023 Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования части 3 статьи 28 ФЗ « О рекламе».

При рассмотрении дела № 025/05/28-1839/2023 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

12.12.2023 в Приморское УФАС России из ФАС России поступили материалы (вх. № 12178-ЭП/23), представленные Центральным банком России для рассмотрения по существу.

В материалах сообщалось о распространении Акционерным обществом «Дальневосточный банк» (далее – АО «Дальневосточный банк»), рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Как стало известно Центральному банку России, на территории г. Владивостока по адресу: ул. Светланская, д. 83 размещена реклама услуг по предоставлению потребительских займов населению с признаками нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Так, по адресу: ул. Светланская, д. 83 расположено здание, рядом с которым установлен рекламный баннер с рекламой АО «Дальневосточный банк», содержащей информацию об условиях предоставления потребительских займов следующего содержания:

«ДВБ Дальневосточный банк Кредит наличными Сумма кредита от 40 000 до 3 500 000 Срок кредита от 2 до 5 лет Ставка от 8 % * Доступно рефинансирование! Ставка действительна для всех заемщиков при наличии страхования от несчастных случаев, болезней, потери дохода (КДС) и направлении заявки на кредит через систему дистанционного банковского обслуживания и/или через сайт www.dvbank.ru и/или сумме кредита от 1 млн рублей и/или при кредитовании на цели рефинансирования кредита (ов) стороннего (их) банка (ов) или рефинансирования кредита (ов) стороннего (их) банка (ов) АО «Дальневосточного банка» или рефинансирования кредита (ов) стороннего (их) банка (ов) и потребительские цели или рефинансирования кредита (ов) стороннего (их) банка (ов) АО Дальневосточного банка и потребительские цели для заемщиков получающих заработную плату на счет в банке/не являющихся сотрудниками бюджетных организаций/ сотрудниками стратегических партнеров банка – при дополнительном подтверждении дохода выпиской по счету/ о состоянии индивидуального лицевого счета из информационной системы фонда пенсионного и социального страхования РФ Указанная информация действительна на 09.08.2023 г. и может быть изменена . Не является офертой. АО «Дальневосточный Банк ». Универсальная лицензия ЦБ РФ № 843.8-800-555-22-05 www. dvbank.ru dv_bank dv_bank» .

В рекламе указано, что займы предоставляет АО «Дальневосточный банк».

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

При этом норма части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» содержит указание на необходимость расчета диапазона ПСК именно потребительского кредита (займа), соответственно требование об указании в рекламе диапазонов значений ПСК при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

Соответственно, реклама потребительских кредитов и займов при указании процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений ПСК.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

16.01.2024 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения АО «Дальневосточный Банк», из которых следует, что 30.11.2022 к договору было заключено дополнительное соглашение, согласно которому, демонстрация рекламных материалов проводилась по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 83Б (в материалах ГУ банка адрес: Светланская, д. 83, в объяснениях банка адрес: Светланская, 83Б) в период с 01.01.2023 по 31.12.2023.

09.08.2023 по данному адресу был размещен рекламный баннер, содержащий информацию об условиях предоставления потребительских займов, текст рекламы был проверен на соответствие требованиям законодательства о рекламе. По состоянию на 07.08.2023 рекламный текст полностью соответствовал требованиям части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Рекламный баннер был демонтирован 29.12.2023, в связи с окончанием срока договора.

В связи с тем, что рекламный баннер был размещен 09.08.2023 (до вступления в силу вышеуказанных изменений) и по договору его размещение было предусмотрено до конца действия срока демонстрации рекламы, то на момент фиксации его размещения рекламный баннер ошибочно не был демонтирован.

18.01.2024 на заседание Комиссии явилась представитель по доверенности АО «Дальневосточный банк» <...>, которая поддержала ранее представленные письменные пояснения и сообщила, что рекламный баннер был демонтирован 29.12.2023, ошибка размещения рекламной информации была вызвана человеческим фактором и явилась непреднамеренной. Размещение рекламы не повлекло ущерба и нарушения прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В рассматриваемом случае рекламодателем и рекламораспространителем является АО «Дальневосточный банк».

01.02.2024 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения АО «Дальневосточный Банк», из которых следует, что ответственным должностным лицом Банка по организации и контролю работ при заключении Банком договоров на оказание услуг по распространению и размещению рекламы является начальник Управления маркетинга <...>.

Согласно части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Датой совершения административного правонарушения следует считать 23.10.2023 (дата фиксации рекламы).

Местом совершения правонарушения следует считать г. Владивосток.

В связи с вышеизложенным, 08.02.2024 Приморским УФАС России было направлено определение о возбуждении дела № 025/04/14.3-99/2024 об административном правонарушении (исх. № 883/24) в адрес Бибаева Г.Е. (№8008019324396).

04.03.2024 на составление протокола об административном правонарушении <...>  не явился, документов не представил.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе его защитник/представитель) вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол составлен в отсутствии Бибаева Г.Е.

04.03.2024 Приморским УФАС России было направлен протокол № 025/04/14.3-99/2024 об административном правонарушении в адрес <...> (№ 80080194392002).

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-99/2024 (исх. от 05.03.2024 № 1557/24) было направлено заказным письмом с простым уведомлением <...>. 

18.03.2024 на рассмотрение дела <...> не явился.

18.03.2024 определение продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № 025/04/14.3-99/2024 (исх. от 21.03.2024 № 2062/24) было направлено заказным письмом с простым уведомлением <...>.

15.04.2024 на рассмотрение дела явился <...>, предъявлен паспорт.

На рассмотрение дела <...> представлено письменное объяснение, согласно которому он является начальником Управления маркетинга Банка и в его обязанности входит организация и контроль работ по заключению Банком договоров на оказание услуг по распространению и размещению рекламы.

В связи с тем, что рекламный баннер был размещен 09.08.2023 (до вступления в силу вышеуказанных изменений) и по Договору его размещение было предусмотрено до конца действия срока демонстрации рекламных материалов 31.12.2023, то на момент фиксации его размещения рекламный баннер ошибочно не был демонтирован.

Рекламный баннер размещался с 23.10.2023 по 29.12.2023 и его размещение не повлекло ущерба и нарушения прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, <...> просит заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, прихожу к заключению, что распространенная информация <...> является рекламой и распространялась/размещалась с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, в действиях <...> как рекламодателя, следствием которых явилось распространение рекламы с нарушением требований, установленных ФЗ «О рекламе», усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Ранее <...> не привлекался Приморским УФАС России к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (в течение года).

Согласно статье 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных статьей 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48, КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать должностное лицо <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении рекламы с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.


 

Уникальный идентификатор начисления (УИН)

16100500000001923813

Код бюджетной классификации

16111601141010003140

ОКТМО

05701000

Получатель платежа

УФК по Приморскому краю (Приморское УФАС России)

ИНН

2540017193

КПП

254001001

Расчетный счет

03100643000000012000

Корреспондентский счет

40102810545370000012

БИК

010507002

Банк

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ// УФК по Приморскому краю, г. Владивосток

 

В платежном документе обязательно указывать «УИН», «Код бюджетной классификации» и код «ОКТМО». В случае необходимости оплаты более одного штрафа, обязательно оплачивать каждый штраф отдельным платежным документом. Штраф, наложенный на физическое лицо, должен быть оплачен именно данным физическим лицом. При несоблюдении указанных условий не гарантируется квитирование платежа в «Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей» (ГИС ГМП), что повлечет за собой отражение штрафа в системе «ГосУслуги» как неоплаченного, возможные проблемы при прохождении пограничного контроля при выезде за пределы Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти или территориального органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в надлежащий срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.


 


 

Заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции

<...>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны