Решение №2453/09-2 Дело № 5/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательст... от 22 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Лидер»

ул. Луговая, 4,

г. Арсеньев, 692337

e-mail: ars.lider@mail.ru

 

И. о. руководителя  государственной жилищной инспекции Приморского края

<...>

ул. Алеутская, д. 45-а, каб. 807,

г. Владивосток, 690091

e-mail: gji_pk@primorsky.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

                                                       

Дело № 5/06-2018                                                                              г. Владивосток

 

Резолютивная часть решения объявлена: 5 марта 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 19 марта 2019 года


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению дела№ 5/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля торгов, члены Комиссии: <...> – начальник информационно-аналитического отдела, <...> - специалист 1 разряда информационно-аналитического отдела,

рассмотрев в заседании 05.03.2019 дело № 5/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Дело), возбужденное в отношении ООО «Лидер» (адрес: 692337, ул. Луговая, 4, г. Арсеньев, Приморский край, ОГРН 1042500603496, ИНН 2501011374, далее – Общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии представителей:

от ответчика  ООО «Лидер»: - представитель не явился, представлено ходатайство (исх. № 604 от 04.03.2019) о рассмотрении Дела в его отсутствие,

от заявителя, государственной жилищной инспекции Приморского края: - представитель не явился, ходатайство о рассмотрении Дела 05.03.2019 в отсутствие его представителей не представлено.

 

 У С Т А Н О В И Л А: 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Управление) рассмотрено заявление (вх. № 1796 от 05.03.2018) государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - жилищная инспекция) о нарушении антимонопольного законодательства  в действиях ООО «Лидер», выразившихся в необоснованном повышении размера оплаты за услуги по сбору, транспортированию и захоронению твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) для населения Арсеньевского городского округа.

В рамках рассмотрения заявления было установлено, что в феврале 2018 года в адрес жилищной инспекции поступили обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах № 12 по проспекту Горького, № 41 по улице Жуковского, № 80 по улице Ломоносова, № 61 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве. В своих обращениях заявители сообщают о неправомерном повышении платы за услуги по сбору, транспортированию и захоронению ТКО в 2018 году.

Жилищной инспекцией было указано, что на территории Арсеньевского городского округа собственники помещений в многоквартирных жилых домах осуществляют плату за услуги по захоронению ТКО на основании платежных документов, направляемых ежемесячно в их адрес ООО «Лидер» с указанием фиксированного платежа.

Также жилищной инспекцией было указано, что в платежных документах за январь 2018 года, направленных собственникам помещений в многоквартирных домах, ООО «Лидер» начислило плату за услугу по захоронению ТКО в размере 1,61 рублей за 1 квадратный метр занимаемой площади жилого помещения в многоквартирном доме, что не соответствует тарифу на захоронение ТКО, установленному постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 23.11.2017 года № 65/8 (далее – Постановление № 65/8) для потребителей услуг Общества.

Одновременно жилищная инспекция сообщила, что с января 2018 года ООО «Лидер» повысило размер платы за услуги по сбору и транспортированию ТКО для населения Арсеньевского городского округа, что значительно выше установленного индекса роста потребительских цен, определенного в 2017 году Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации.

Управлением, в рамках рассмотрения настоящей жалобы были запрошены сведения и пояснения в обоснование действий ООО «Лидер» по повышению размера оплаты за услуги по сбору, транспортированию и захоронению ТКО для населения Арсеньевского городского округа.

Письмом от 18.04.2018 № 595 (вх. № 3162 от 19.04.2018) Обществом были представлены запрошенные сведения.

В указанном письме Общество сообщило о том, что ООО «Лидер» осуществляет свою деятельность по сбору, транспортированию размещению (захоронению) отходов на полигоне ТБО на основании договора аренды № 13 от 11.11.2016 (срок действия до 12.11.2021), а также на основании лицензии 025 № 00117 на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, размещению (захоронению) отходов IV класса опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 15.02.2016.

Увеличение Обществом тарифа на сбор, транспортирование ТКО в 2018 году произошло с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации (согласно данным Росстата).

Увеличение Обществом тарифа по захоронению ТКО произошло из-за увеличения стоимости услуги, согласно Постановлению № 65/8. Тариф утверждался за 1 кубический метр и за 1 тонну.

По результатам рассмотрения заявления Управлением были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Лидер» по повышению стоимости услуги по сбору, транспортированию ТКО для населения Арсеньевского городского округа в 2018 году.

  В связи с этим, Управлением приказом от 05.06.2018 № 185 возбуждено дело   № 5/06-2018  по признакам нарушения ООО «Лидер» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в повышении тарифа на услуги по сбору, транспортированию ТКО для населения Арсеньевского городского округа. 

В рамках рассмотрения Дела, определением от 20.06.2018 (исх. № 5063/06) о назначении дела № 5/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, Управлением были запрошены у ответчика по делу письменные пояснения  по существу вменяемого правонарушения.

Также у Общества была запрошена  информация о мерах, принимаемых Обществом для приведения в соответствие стоимости услуги по сбору и вывозу ТКО для потребителей Арсеньевского ГО.

В полученных от ООО «Лидер» письменных пояснениях (вх. № 5227 от 02.07.2018) сообщается, что приказом от 28.06.2018 № 216 тариф на сбор и транспортирование ТКО от многоквартирных домов для потребителей Арсеньевского городского округа установлен (снижен) до 2,52 руб./кв.м. с 01.01.2018.

Одновременно Обществом было указано, что с учётом установленного тарифа предусмотрено произвести перерасчёт собственникам и нанимателям жилых помещений, проживающим в многоквартирных домах за услугу по  сбору и транспортированию ТКО за период с 01.01.2018 по 31.05.2018, путём исключения из размера платы 0,38 руб./кв.м. ежемесячно, начиная с 01.06.2018 до полного погашения суммы переплаты, образовавшейся с 01.01.2018.

При этом письменные пояснения по существу вменяемого правонарушения ООО «Лидер» не представило.

Определением об отложении Дела от 20.07.2018 (исх. № 6085/06-2) у ООО «Лидер» повторно были запрошены письменные пояснения по существу вменяемого правонарушения со ссылками на нормы действующего законодательства Российской Федерации.

По вопросу правомерности действий ООО «Лидер» по повышению тарифа на услугу по сбору и транспортированию ТКО для потребителей Арсеньевского городского округа в 2018 году Обществом пояснений не представлено.

Жилищной инспекцией представлены в адрес Управления уточнённые требования (вх. № 9168 от 18.10.2018) в которых было указано, что ООО «Лидер» начисляя плату за услуги по сбору, транспортированию и захоронению твердых коммунальных отходов напрямую собственникам (пользователям) помещений многоквартирных жилых домов в городе Арсеньеве, использует свое доминирующее положение на товарном рынке, препятствуя тем самым организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, в полной мере исполнять свои обязанности, возложенные жилищным законодательством Российской Федерации.

Комиссией отмечено, что указанные действия Общества не являлись предметом рассмотрения настоящего дела. При этом Государственной жилищной инспекцией Приморского края не представлено доказательств, что действия
ООО «Лидер» по выставлению квитанций на оплату сбора, транспортирования, захоронения ТКО, непосредственно жителям многоквартирных домов, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При этом Комиссия отмечает, что в указанных требованиях поднимаются вопросы, которые относятся к сфере жилищного законодательства и подлежат рассмотрению непосредственно государственной жилищной инспекцией Приморского края в соответствии с возложенными на нее полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Приморского края (п.1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 № 302-па).

Комиссией у ООО «Лидер» были запрошены пояснения о правомерности выставления квитанций на оплату сбора, транспортирования, захоронения ТКО непосредственно жителям многоквартирных домов.

ООО «Лидер в своих пояснениях, представленных письмом № 1943 от 19.08.2018, указало, что на территории Арсеньевского городского округа услуги в области обращения с отходами оказывает ООО «Лидер», которое является специализированной организацией. Собственники помещений в МКД оплачивают данные услуги самостоятельно по отдельным квитанциям.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение.

Пунктом 1 части 2 ст.154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Частями 1, 2  статьи 155 ЖК РФ закреплено положение, в силу которого плата за жилое помещение вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления МКД. Плата за жилое помещение вносится на основании платежных документов.

Исходя из положений подпункта «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Но порядок определения размера платы на вывоз ТБО регламентирован специальным правовым актом - Правилами предоставления услуг по вывозу ТБО, утвержденными Постановлением Правительства от 10.02.1997 № 155.

Услуга по вывозу ТБО не является регулируемой, данная услуга является конкурентной и ее стоимость в силу указанных Правил устанавливается самостоятельно организацией, осуществляющей данный вид деятельности. В соответствии с положениями действующего законодательства, цена на услуги по вывозу ТБО устанавливается одинаковой для всех.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (часть 1 статья 426 Гражданского Кодекса РФ).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (часть 3 статьи 438 Гражданского Кодекса РФ).

Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения, а также указывается фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия (пункты 7 и 10 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155).

Исходя из норм, закрепленных частью 1 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Тарифы на услуги ООО «Лидер» в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые потребителям, находящимся на территории Арсеньевского городского округа, определены постановлением Департамента по тарифам Приморского края.

Несмотря на то, что плата за вывоз ТБО входит в состав платы за содержание жилого помещения, ни одна управляющая компания либо ТСЖ на территории Арсеньевского городского округа не оказывают данную услугу.

ООО «Лидер» выставляет квитанции на оплату своих услуг непосредственно потребителям, которые их принимают и оплачивают, что расценивается как предоставление услуг на основании публичного договора, заключенного в офертно-акцептном порядке, в связи с чем, нарушений в действиях ООО «Лидер» по выставлению квитанций за оказанные услуги непосредственно потребителям, по мнению Общества, не имеется.

Также Общество сослалось на Решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 09.04.2015 по делу № 2-242/15  и Определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 29.06.2015 по делу № 33-5057/2015, в которых суды подтвердили правомерность действий ООО «Лидер» по выставлению квитанций непосредственно потребителям, находящимся на территории Арсеньевского городского округа.

Указанные судебные акты приобщены в материалы настоящего Дела, как документы имеющие значение для его рассмотрения.

В рамках Дела Государственной жилищной инспекцией Приморского края было заявлено ходатайство (вх. № 761 от 31.01.2019) о привлечении  к участию в Деле в качестве третьего лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - Департамент по тарифам Приморского края, которым могут быть даны пояснения по вопросу начисления платы ООО «Лидер» за услуги по сбору, транспортированию и захоронению ТКО напрямую собственникам в г. Арсеньеве.

Комиссия  указанное ходатайство оставило без удовлетворения, учитывая тот факт, что предметом рассмотрения дела являлось повышение стоимости услуг по сбору и транспортированию ТКО в 2018 году, которые не относятся к регулируемым видам деятельности и привлечение Департамента по тарифам Приморского края с учетом ограниченных сроков рассмотрения настоящего дела являлось нецелесообразным.

В рамках рассмотрения дела № 5/06-2018, Управлением было проведено исследование конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО от потребителей Арсеньевского городского округа Приморского края.

В ходе рассмотрения Дела его участники были ознакомлены с результатами вышеуказанного исследования.

На заседании Комиссии 15.02.2019 по рассмотрению Дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, установив в действиях ООО «Лидер» нарушение антимонопольного законодательства, приняло решение об отложении рассмотрения Дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела  № 5/06-2018.

Копия заключения об обстоятельствах дела была направлена сторонам по Делу письмом от 26.02.2019 № 1570/06-3 (далее – Заключение).

Письменных пояснений об обстоятельствах дела, описанных в Заключении в адрес Управления, Обществом не представлено.

Законом о защите конкуренции предусмотрено, что Комиссия на основании части 7 статьи 48.1 прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства.

При этом Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «Лидер» нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела № 5/06-2018, заслушав доводы и возражения лиц, участвовавших в рассмотрении дела, Комиссией установлено следующее.

С января 2018 года ООО «Лидер» установило размер платы за услуги по сбору и транспортированию ТКО для населения Арсеньевского городского округа в размере 2,9 рубля за 1 квадратный метр общей площади жилого помещения (руб./1 кв.м).

При этом, Общество в своем ответе от 18.04.2018 № 595 (вх. № 3162 от 19.04.2018) в адрес Управления указало, что увеличение тарифа на сбор, транспортирование ТКО в 2018 году проводилось ООО «Лидер» с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации согласно данным Росстата.

Вместе с тем, установленная Обществом стоимость услуги по вывозу ТКО в размере 2,90 руб./кв. м. соответствует её увеличению в 2018 году на 24,46% от взимаемой стоимости услуги в 2017 году в размере 2,33 руб./1 кв. м.

При этом, стоимость услуги по вывозу ТКО в 2018 году выше стоимости услуги по вывозу ТКО, рассчитанной исходя из увеличения тарифа на сбор, транспортирование ТКО с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации на 0,38 руб/1 кв. м (или на 15 %).

Также следует отметить, что ранее Управлением, решением по делу № 3/06-2014 о нарушении антимонопольного законодательства от 19.11.2014 был признан факт нарушения ООО «Лидер» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, признанных злоупотреблением Обществом своим доминирующим положением на рынке оказываемых им услуг по вывозу ТКО на территории Арсеньевского городского округа, результатам которого являлось или могло являться ущемление интересов потребителей, проживающих и расположенных на территории указанного округа.
           В адрес Общества было выдано Предписание № 3/06-2014 (исх. № 11387/06 от 19.11.2014), в котором Обществу предписывалось изменять тариф после его применения в 2016 году в размере 2,33 руб./1 кв. м., в соответствии с ростом уровня инфляции в Российской Федерации согласно данным Росстата.
           При этом, исходя из представленных данных Общества, установлено, что до января 2018 года ООО «Лидер» исполняло в полном объеме требования Управления по изменению тарифа на услугу по сбору и вывозу ТКО для потребителей Арсеньевского городского округа в пределах уровня инфляции в Российской Федерации.

Так уровень инфляции в 2016 году составил 5,38%, соответственно  увеличение стоимости услуги на 2017 год не могло превышать значения 2,45 руб./1 кв. м. (2,33 руб/1кв.м *1,0538), что было соблюдено Обществом, которое на протяжении 2017 года взимало с населения, проживающего в многоквартирных домах, 2,33 руб./1 кв. м.,  а этот показатель в свою очередь не превышает возможного значения.

В 2017 году уровень инфляции составил 2,52%, соответственно увеличение стоимости услуги по сбору и вывозу ТКО в 2018 году не могло превышать 2,52 руб./1 кв. м (2,45 руб/1 кв.м *1,0252)

Вместе с тем, в 2018 году Общество установило стоимость услуги по вывозу ТКО в размере 2,90 руб./1 кв. м., что соответствует её увеличению в 2018 году на 24,46% от взимаемой стоимости услуги в 2017 году в размере 2,33 руб./1 кв. м.

При этом стоимость услуги по вывозу ТКО в 2018 году на 0,38 руб/1 кв.м (или на 15 % ) выше стоимости услуги по вывозу ТКО, рассчитанной исходя из увеличения тарифа на индекс потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации.

Управление отмечает, что Обществом не было представлено письменного обоснования правомерности действий по установлению тарифа на услугу по сбору и вывозу ТБО для потребителей Арсеньевского городского округа с января 2018 года в размере 2,90 руб./1 кв.м, который значительно превышал применяемый Обществом для расчета тарифа уровень инфляции в Российской Федерации за 2017 год.

Вместе с тем, Общество добровольно приняло решение о снижении с 01.01.2018 тарифа на сбор и транспортирование ТКО от потребителей Арсеньевского городского округа до 2,52 руб./1 кв.м., что соответствует увеличению указанного тарифа в 2018 году в пределах уровня инфляции в Российской Федерации в 2017 году.

В силу изложенного Управление приходит к выводу о том, что действия ООО «Лидер» по установлению тарифа на услугу по сбору и вывозу ТКО для потребителей Арсеньевского городского округа в 2018 году в размере 2,90 руб./1 кв.м. были необоснованны и  неправомерны.

Также Управлением установлено, что на территории Арсеньевского городского округа и близлежащих территориях находится один объект размещения отходов производства и потребления, внесенный в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) и предназначенный для оказания услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, - это полигон ТБО, эксплуатацию которого осуществляет ООО «Лидер» на основании договора аренды № 13 от 11.11.2016.

По результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию ТКО от потребителей Арсеньевского городского округа Приморского края Управлением установлено, что ООО «Лидер» занимает доминирующее положение на рынке по сбору и транспортированию ТКО от потребителей Арсеньевского городского округа с долей более 50%.

При этом ООО «Лидер» своими действиями по установлению и взиманию платы за услугу по сбору и вывозу ТКО в 2018 году в размере 2,90 руб./1 кв.м. создало для себя условия для получения необоснованного дохода, что привело к ущемлению интересов товариществ собственников жилья, управляющих компаний и, как результат, собственников помещений многоквартирных домов в Арсеньевском городском округе, вынужденных нести необоснованные (излишние) финансовые затраты, оплачивая вышеуказанные услугу по экономически необоснованной стоимости.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. В частности согласно данной статье, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, Управление усматривает в действиях ООО «Лидер» по необоснованному установлению и взиманию платы за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов  в размере 2,9 рублей за 1 квадратный метр для потребителей Арсеньевского городского округа в 2018 году нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий, признанных злоупотреблением Обществом своим доминирующим положением, результатом которого явилось или могло явиться ущемление интересов потребителей, проживающих и расположенных на территории указанного округа.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения ООО «Лидер» (адрес: 692337, ул. Луговая, 4, г. Арсеньев, Приморский край, ОГРН 1042500603496, ИНН 2501011374)  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в действиях Общества, признанных злоупотреблением своим доминирующим положением путём необоснованного установления и взимания платы за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых (коммунальных) отходов  в размере 2,9 рублей за 1 квадратный метр для потребителей Арсеньевского городского округа в 2018 году, результатом которого явилось или могло явиться ущемление интересов потребителей, проживающих и расположенных на территории указанного округа.

2. Выдать ООО «Лидер» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

.

 

 

Председатель Комиссии                                                 _____________ <...>

 

Члены Комиссии:                                                             _____________<...>

 

                                                                                           _____________<...>

 

 

 

Связанные организации

ООО «Лидер»
ИНН 2501011374, ОГРН 1042500603496