Решение №1856/24 Решение 025/06/48-254/2024 (50) от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик –

Администрация Чугуевского муниципального округа

ул. 50 лет Октября, д. 193, Чугуевский р-н, с. Чугуевка, Приморский край, 692623

 

ООО «Гамма-Технология»

ул. Калинина, д. 241А, помещ. 1,

г. Владивосток, Приморский край,690012

 

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

ул. Каретный ряд, 2/1,

г. Москва, 127006

 

Р Е Ш Е Н И Е № 025/06/48-254/2024

комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов

14 марта 2024 года г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее – Комиссия Приморского УФАС России) в составе:

Заместитель председателя комиссии: <...>– начальник отдела контроля торгов и органов власти;

Члены комиссии:

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

<...> – специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти;

рассмотрев жалобу АО «Геотек»

в присутствии:

от Заявителя: <...> – представитель по доверенности;

от заказчика посредством видеоконференцсвязи: <...> – представители по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Гамма-Технология» на действия Заказчика – Администрация Чугуевского муниципального округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство канализационных очистных сооружений в селе Чугуевка Чугуевского муниципального округа Приморского края» (извещение № 0120300016624000007) (далее – конкурс).

По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ), так как порядок оценки, установленный Заказчиком, противоречит действующему законодательству и ограничивает число участников закупки.

Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.

Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

- критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3, 4 части 2 статьи 42 Закона №44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с разделом III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определен перечень документов, которые принимаются к оценке, а именно:

- исполненные договора (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта),при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек),

- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам),

- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Последний акт, составленный при исполнении договора, подтверждающий наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Заявитель полагает, что требование об оценке опыта исполнения договоров, где участник выступает в качестве генерального подрядчика необоснованно ограничивает участников закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пункт 31 Положения регулирует вопросы установления порядка оценки при осуществлении заказчиком закупки на выполнение, в том числе работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона №44-ФЗ (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);

- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона №44-ФЗ;

- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона №44-ФЗ;

- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно Порядку оценки по Детализирующим показателям критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» учитывается опыт исполнения договоров в качестве генерального подрядчика.

Комиссия Приморского УФАС России, изучив Порядок оценки по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», приходит к выводу, что указанный Порядок оценки не противоречит требованиям Положения и Закона №44-ФЗ.

Поскольку лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта в совокупном объеме возникающих обязательств. Так, например, у указанного лица может отсутствовать опыт по сдаче и вводу объекта в эксплуатацию, либо опыт по исполнению гарантийных обязательств по объекту.

Таким образом, установление заказчиком в порядке оценки заявок положения, предусматривающего принятие к оценке сведений исключительно по договорам генерального подряда, не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что подтверждается выводами ФАС России, изложенными в решениях от 14.04.2021 по делу № 21/44/105/423, от 01.06.2022 по делу № 28/06/105-1626/2022, 01.09.2023 по делу № 28/06/105-2019/2023.

Учитывая изложенное, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

По результатам проведенной внеплановой проверке Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона №44-ФЗ рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.

Между тем, антимонопольный орган осуществляет проверку соблюдения конкурсной комиссией заказчика установленного им же порядка оценки заявок, не переходя к оценке результатов конкурса, не проверяя количество и правомерность присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов.

Указанная позиция отражена в определении Верховного суда РФ от 21.07.2022 №305-ЭС22-11623.

На участие в закупке подано 3 заявки, в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2024 №ИЭОК1, комиссия по осуществлению закупок в отношении заявок присвоила следующие баллы по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

Критерии по заявке 1

Критерии оценки

Показатели критерия оценки

Значимость показателя критерия оценки

Балл с учетом значимости показателя критерия оценки

Детализирующие показатели

Значимость детализирующего показателя критерия оценки

Присвоенное значение по критерию

Балл с учетом значимости детализирующего показателя критерия оценки

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня

Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта

100.00

100.00

Общая цена исполненных участником закупки договоров

40.00

100.00

40.00

Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров

40.00

100.00

40.00

Общее количество исполненных участником закупки договоров

20.00

100.00

20.00

 

 

Критерии по заявке 2

Критерии оценки

Показатели критерия оценки

Значимость показателя критерия оценки

Балл с учетом значимости показателя критерия оценки

Детализирующие показатели

Значимость детализирующего показателя критерия оценки

Присвоенное значение по критерию

Балл с учетом значимости детализирующего показателя критерия оценки

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня

Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта

100.00

66.60

Общая цена исполненных участником закупки договоров

40.00

67.40

26.96

Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров

40.00

74.09

29.64

Общее количество исполненных участником закупки договоров

20.00

50.00

10.00

 

Критерии по заявке 4

Критерии оценки

Показатели критерия оценки

Значимость показателя критерия оценки

Балл с учетом значимости показателя критерия оценки

Детализирующие показатели

Значимость детализирующего показателя критерия оценки

Присвоенное значение по критерию

Балл с учетом значимости детализирующего показателя критерия оценки

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня

Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта

100.00

0.00

Общая цена исполненных участником закупки договоров

40.00

0.00

0.00

Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров

40.00

0.00

0.00

Общее количество исполненных участником закупки договоров

20.00

0.00

0.00

Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев заявку №4 (ООО «Гамма-Технология») установила, что к оценке комиссией по осуществлению закупок не приняты 17 договоров (контрактов).

Согласно пояснениям представителя Заказчика, исходя из требований, изложенных в позиции 7 приложения к Постановлению №2571, закупочная комиссия пришла к выводу, что не принимаются к оценке представленные участниками договоры на выполнение работ по капитальному ремонту.

Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев извещение о проведении закупки установила, что Заказчиком во исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются с целью невозможности участия в закупке организаций не имеющий должный опыт выполнения аналогичных работ/услуг.

При этом, при осуществлении оценки заявок участников, поданных и допущенных на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок должна руководствоваться порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, определенным Заказчиком.

Комиссия Приморского УФАС России, изучив документы, установила, что договоры (контракты) соответствовали требованиям Порядка оценки заявок и должны были быть приняты к оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Аналогичные обстоятельства в части необоснованного непринятия к оценке договоров (контрактов) по капитальному ремонту установлены в отношении заявки участника №2.

 

Учитывая изложенное, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что комиссия по осуществлению закупок допустила нарушение части 11 статьи 48 Закона №44-ФЗ, поскольку нарушила порядок оценки заявок.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 18 статьи 48 Закона №44-ФЗ участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются оператором электронной площадки с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В рамках рассмотрения установлено, что ООО «Гамма-Технология» 11.03.2024 года подан запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов.

Между тем, в нарушение части 18 статьи 48 Закона №44-ФЗ заказчик в установленные сроки не направил соответствующие разъяснения оператору электронной площадки.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Гамма-Технология» на действия Заказчика – Администрация Чугуевского муниципального округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство канализационных очистных сооружений в селе Чугуевка Чугуевского муниципального округа Приморского края» (извещение № 0120300016624000007) необоснованной.

  2. По результатам проведенной внеплановой проверки установлено, что нарушение частей 11, 18 статьи 48 Закона №44-ФЗ.

  3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона № 44-ФЗ, допущенного при проведении аукциона.

  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.

     

Заместитель председателя Комиссии: <...>

Члены комиссии: <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «Гамма-Технология»
ИНН 2540104079, ОГРН 1042504358995
Администрация Чугуевского МО ПК
ИНН 2534000040, ОГРН 1022500509899
АО "Единая электронная торговая площадка"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353