Определение №9209/23 Определение о возбуждении дела № 025/04/14.3-1694/2023 об ад... от 18 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Индивидуальный предприниматель Гришин Д.Н. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/04/14.3-1694/2023
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
18 декабря 2023 года г. Владивосток
Я, ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю <...>, рассмотрев материалы заявления и материалы дела № 025/05/28-566/2023 по признакам нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
19.09.2023 по результатам рассмотрения дела № 025/05/28-566/2023 Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования части 13 статьи 28 ФЗ « О рекламе».
При рассмотрении дела № 025/05/28-566/2023 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
02.05.2023 в Приморское УФАС России из Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Дальневосточное ГУ Банка России) поступило заявление (исх. от 25.04.2023 № Т7-46/6109, вх. № 4261-ЭП/23), в котором сообщалось о распространении ИП Гришиным Д.Н. рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».
Как стало известно Дальневосточному ГУ Банка России, на территории г. Уссурийска по адресу: ул. Некрасовская, д. 105, размещена реклама услуг по предоставлению потребительских займов населению без соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.
Так, по указанному адресу расположен магазин «#НАСВЯЗИ», на вывеске которого отражены реквизиты индивидуального предпринимателя Гришина Д.Н.
В помещении магазина на стойке, отделяющей работника и клиентов, расположены рекламные надписи «#НАСВЯЗИ магазин цифровой техники ПРОДАЖА СКУПКА ЗАЛОГ ТЕХНИКИ _NA_SVYZI». Визитные карточки магазина, распространяющиеся в помещении указанного магазина, содержат информацию следующего содержания: «#НАСВЯЗИ Магазин цифровой техники ЗАЙМЫ ПОД ЗАЛОГ ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ...».
При наличии совокупности указанных сведений Дальневосточное ГУ Банка России полагает, что рассматриваемая реклама распространяется в интересах индивидуального предпринимателя Гришина Д.Н.
Из информации, представленной ПАО «МегаФон» (вх. № 58 ДСП от 06.06.2023) следует, что телефонный номер <...>, который указан на визитных карточках вышеуказанного магазина выделен в пользу ООО «Ломбард №1» (ИНН 2511099843) на основании договора об оказании услуг связи № 100086592 от 04.12.2017.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.
Государственные реестры микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов, размещенные в свободном доступе на официальном сайте Банка России www.cbr.ru, по состоянию на 18.04.2023, а так же Книга государственной регистрации кредитных организаций, не содержат сведений о действующем профессиональном кредиторе индивидуальном предпринимателе Гришине Д.Н. и ранее не содержали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» не допускается.
Приморское УФАС России определением (исх. от 19.06.2023 № 4012/23) возбудило дело № 025/05/28-566/2023 по признакам нарушения требований части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
26.06.2023 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Ломбард №1» из которых следует, что телефонный номер <...> действительно был выделен в пользу ООО «Ломбард №1» поскольку, индивидуальный предприниматель Гришин Д.Н., был принят (по совместительству на 0,5 ставки) на должность генерального директора ООО «Ломбард №1» , при этом, осуществляя деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в магазине «#НАСВЯЗИ».
В связи с халатностью сотрудника ООО «Ломбард №1», телефонный номер <...> на момент поступления материалов из ГУ Банка России в Приморское УФАС России, не был переоформлен. С 23.06.2023 вышеуказанный номер телефона переоформлен на индивидуального предпринимателя Гришина Д.Н., о чем свидетельствует копия договора об оказании услуг связи № GF0267959252.
18.07.2023 на заседании Комиссии юрисконсульт <...>., поддержал ранее представленные письменные пояснения и сообщил, что номер был переоформлен сразу после получения определения о возбуждении настоящего дела. Также пояснил, что никакого отношения к магазину «#НАСВЯЗИ» ООО «Ломбард №1» не имеет.
19.09.2023 на заседание Комиссии представитель по доверенности индивидуального предпринимателя Гришина Д.Н. – <...> представила на обозрение Комиссии письменные объяснения и пояснила, что индивидуальный предприниматель Гришин Д.Н. осуществлял деятельность исключительно по скупке Б/У техники, без предоставления потребительских займов населению, рекламную деятельность по предоставлению услуг потребительских займов населению не проводил.
Вместе с тем, деятельность в магазине «#НАСВЯЗИ» осуществлял индивидуальный предприниматель Гришин Д.Н. по патентной системе, патент закончил свое действие в июле 2023, далее его деятельность не продлялась и фактически прекращена.
Также представитель по доверенности <...>, усомнилась в подлинности зафиксированной информации Дальневосточным ГУ Банка России, а именно, визитной карточке магазина цифровой техники «#НАСВЯЗИ» и сообщила, что из материалов дела не представляется возможным установить каким образом Дальневосточное ГУ Банка России производило фиксацию размещенной информации без составления каких – либо документов по результатам проведенной проверки (фотофиксации).
К данному доводу Комиссия относится критически, поскольку отсутствуют основания полагать, что Дальневосточное ГУ Банка России представило в антимонопольный орган подложные документы.
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой и распространялась с нарушением требований части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.
В рассматриваемом случае рекламораспространителем является ИП Гришин Д.Н.
Согласно части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в действиях ИП Гришина Д.Н., как рекламораспространителя, следствием которого явилось распространение рекламы с нарушением требований части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
В целях установления обстоятельств, повлекших административное правонарушение и привлечения виновных лиц к ответственности, руководствуясь статьей 28.1, пунктом 62 статьи 28.3, статьей 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении должностного лица - ИП Гришина Д.Н., дело № 025/04/14.3-1694/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившемся в распространении ненадлежащей рекламы.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ должностному лицу ИП Гришину Д.Н. надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Приморское УФАС России:
- письменные объяснения по факту распространения рекламы указанной в определении.
4. Должностному лицу ИП Гришину Д.Н. либо иному уполномоченному лицу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в производстве по делу № 025/04/14.3-1694/2023 (при себе иметь паспорт), явиться в 13 часов 15 минут 18.01.2024 по адресу: ул. 1-я Морская, д. 4, каб. 442, г. Владивосток, (тел. (423)241-20-61) для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела физического лица, или законного представителя физического лица, законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Разъясняю, что в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административному правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В случае невозможности обеспечения явки возможно заявление ходатайства о составлении и подписании протокола, а так же рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ведущий специалист-эксперт отдела
контроля рекламы
и недобросовестной конкуренции <...>