Определение №501/24 Определение о возбуждении дела № 025/04/14.3-50/2024 об адми... от 24 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Индивидуальный предприниматель Вильховченко С.В. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/04/14.3-50/2024
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
24 января 2024 года г. Владивосток
Я, ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю <...>., рассмотрев материалы заявления и материалы дела № 025/05/28-1462/2023 по признакам нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
30.11.2023 по результатам рассмотрения дела № 025/05/28-1462/2023 Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования части 1 статьи 28, части 14 статьи 28 ФЗ « О рекламе».
При рассмотрении дела № 025/05/28-1462/2023 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
18.09.2023 в Приморское УФАС России из Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Дальневосточное ГУ Банка России) поступило заявление (исх. от 15.09.2023 № Т7-46/12796, вх. № 9027-М/23), в котором сообщалось о распространении индивидуальным предпринимателем Вильховченко С.В., рекламы финансовых услуг с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».
Как стало известно Дальневосточному ГУ Банка России, на территории г. Владивостока по адресу: ул. Русская, д. 54, размещена компания, которая предоставляет услуги по предоставлению потребительских займов населению без соответствующего разрешения (лицензии) Банка России. Так, на интернет-портале farpost.ru размещена страница Магазин БарахолкаДВ (https://www.farpost.ru/user/BaraholkaDV), в описании которой содержатся сведения о предоставлении денежных средств под залог техники. Представлен баннер со следующим содержанием: «СКУПКА, ЗАЛОГ».
Приморское УФАС России отмечает, что при вводе в интернет запроса БарахолкаДВ, адрес местонахождения магазина указан адрес ул. Русская, д. 54, однако, при переходе по ссылке https://www.farpost.ru/user/BaraholkaDV, адрес местонахождения магазина ул. Русская, д. 56.
На интернет-портале farpost.ru при просмотре размещенной рекламы и объявлений, возможно, перейти на вкладку (страницу) продавца, где содержится информация о продавце. Так в указанном разделе существует три рубрикации: «объявления» (содержатся все объявления продавца), «отзывы» и «описание». В рубрике «описание» содержатся сведения о продавце. В рассматриваемом случае также содержится рекламная информация в виде карточки следующего содержания:
При наличии совокупности указанных сведений на интернет-портале farpost.ru и 2ГИС, Дальневосточное ГУ Банка России полагает, что рассматриваемая реклама распространяется в интересах индивидуального предпринимателя Вильховченко С.В.
Из информации, представленной ПАО «МегаФон» (вх. № 114 ДСП от 03.10.2023) следует, что телефонный номер <...>, принадлежит <...> на основании договора об оказании услуг связи № GF0139190321 от 23.03.2020.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.
Государственные реестры микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов, размещенные в свободном доступе на официальном сайте Банка России www.cbr.ru, по состоянию на 14.09.2023, а так же Книга государственной регистрации кредитных организаций, не содержат сведений о действующем профессиональном кредиторе индивидуальном предпринимателе Вильховченко С.В. и ранее не содержали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» не допускается.
В соответствии с частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Приморское УФАС России определением (исх. от 03.11.2023 № 7877/23) возбудило дело № 025/05/28-1462/2023 по признакам нарушения требований части 1 статьи 28, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Представитель по доверенности <...> представил на обозрение Комиссии письменные и устные пояснения, из которых следует, что по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, д. 54, деятельность осуществляет ООО ломбард «Выгодный» в лице директора Вильховченко С.В., и индивидуальный предприниматель Вильховченко С.В.
Представитель по доверенности <...> представил письменное ходатайство о прекращении производства по делу в отношении <...>, ввиду того, что созданием и размещением рассматриваемой рекламы занимался непосредственно индивидуальный предприниматель Вильховченко С.В.
Индивидуальный предприниматель Вильховченко С.В. признал вину и пояснил, что номер телефона, принадлежащий <...> находится в пользовании индивидуального предпринимателя. К материалам дела приобщены пояснения и документы свидетельствующие об устранении нарушения.
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой и распространялась с нарушением требований части 1 статьи 28, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 , части 14 статьи 28 «О рекламе» несет рекламораспространитель. В рассматриваемом случае рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель Вильховченко С.В., в интересах которого распространяется рассматриваемая реклама.
Согласно части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в действиях ИП Вильховченко С.В. как рекламораспространителя, следствием которого явилось распространение рекламы с нарушением требований части 1 статьи 28, части 14 статьи 28 «О рекламе», усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
В целях установления обстоятельств, повлекших административное правонарушение и привлечения виновных лиц к ответственности, руководствуясь статьей 28.1, пунктом 62 статьи 28.3, статьей 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении индивидуального предпринимателя Вильховченко С.В. дело № 025/04/14.3-50/2024 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившемся в распространении ненадлежащей рекламы.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ИП Вильховченко С.В. надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Приморское УФАС России письменные объяснения по факту распространения рекламы указанной в определении.
4. ИП Вильховченко С.В. либо иному уполномоченному лицу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в производстве по делу № 025/04/14.3-50/2024 (при себе иметь паспорт), явиться в 13 часов 45 минут 22.02.2024 по адресу: ул. 1-я Морская, д. 4, каб. 442, г. Владивосток для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела физического лица, или законного представителя физического лица, законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Разъясняю, что в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административному правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В случае невозможности обеспечения явки возможно заявление ходатайства о составлении и подписании протокола, а так же рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ведущий специалист-эксперт отдела
контроля рекламы
и недобросовестной конкуренции <...>
|
|