Решение №650/06-4 Решение по делу № 025/05/24-961/2019 от 30 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Учредителю газеты

«Время перемен + ТВ»

<...>

ул. Обоготительная, д. 21, кв. 3,

г. Партизанск, Приморский край, 692861

e-mail: vremia05@bk.ru

 

И.о. главного редактора газеты

«Время перемен + ТВ»,

<...>,

ул. К. Коренова, д 24А, г. Партизанск, Приморский край, 692853

(аптека « Эвентус»)

 

Заместителю редактора,

газеты «Время перемен + ТВ»,

<...>

ул. К. Коренова, д 24А, г. Партизанск, Приморский край, 692853

(аптека « Эвентус»)

 

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 025/05/24-961/2019

 

18 декабря 2019 года                                                                                      г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комисси и: <...> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля торгов;

члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, рассмотрев 18.12.2019 дело № 025/05/24-961/2019, возбужденное в отношении учредителя газеты «Время перемен+ТВ» - <...>, и.о. главного редактора «Время перемен+ТВ» - <...>, заместителя редактора «Время перемен+ТВ» - <...>, по факту распространения рекламной информации с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), 

в отсутствии представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.08.2019, в адрес Приморского УФАС России поступило обращение гражданина <...> (вх. № 6801) в котором сообщается, что в рекламной информации, размещенной в периодическом печатном издании, общественно-информационной газете «Время перемен + ТВ» (выпуск № 32 (722) 06 августа 2019) содержатся признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При рассмотрении вышеуказанного заявления <...>,  Приморским УФАС России установлено следующее.

Периодическое печатное издание, общественно-информационная газета «Время перемен + ТВ», в соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации (далее – СМИ) ПИ № ФС 19-0118 от 24.10.2005), является общественно-информационной газетой; до 40 %.

Территорией распространения является Приморский край.

Учредителем является <...>.

В периодическом печатном издании, общественно-информационной газете «Время перемен + ТВ» (выпуск № 32 (722) 06 августа 2019) распространяется следующая рекламная информация, имеющая признаки нарушения требований  ФЗ «О рекламе»:

  1. На странице 1 и странице 29, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: «Окна ГОСТа на окна и балконы весь август 0% рассрочка + бесплатный замер! Цены попалам»;
  2. На странице 1 и странице 36, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: «Манджента Натяжные потолки любой сложности услуги грамотного дизайнера только лучшее действует система скидок 0% рассрочка льготникам и пенсионерам скидка»;
  3. На странице 1, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: «Вятские меха Belka Норка 39000 р. Мутон 6900 р. Рассрочка 0% 8 и 9 августа»;
  4. На странице 1 и странице 36, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: «Композит Окна Балконы Роль-Ставни Скидки Рассрочка»;
  5. На странице 1, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: « Пластиковые окна Еврожалюзи Синдикат окна от 6500 руб. – по акции Закажи окно – получи подарок! Скидки, кредит»;
  6. На странице 1, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: «Строительная компания «Высший уровень» Рассрочка до 36 месяцев Монтаж бесплатный Мяу…»
  7. На странице 36, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: «Тихая обитель памятники, ограды, захоронения, благоустройство захоронений (опалубка, обсыпка, брусчатка и т.д.) низкие цены, скидки, рассрочка».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В вышеуказанных размещенных рекламах, данные сведения отсутствуют.

  1. На странице 1, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: « Пора застеклить балкон выгодно! Со скидкой до 23000 руб. Лучшая оконная компания».
  2. На странице 5, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: «Как остановить потерю слуха? Аудионика специалисты по слуху А? Специалисты по слуху в Партизанске! Только один день, 16 августа  (с 11:00 до 17:00) Бесплатная проверка слуха»;
  3. На странице 17, в содержательной части, распространяемой рекламной информации указано: «Аптека ООО «Эвентус» -10% на всё!».

Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, в рекламе 8, 9, 10 отсутствует информация необходимая в соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Определением от 17.10.2019 (исх. от 18.10.2019 № 9143/06-2) в отношении учредителя газеты - «Время перемен+ТВ», <...>, и.о. главного редактора «Время перемен+ТВ», <...>, заместителя редактора «Время перемен+ТВ», <...>, возбуждено дело № 025/05/24-961/2019 по признакам нарушения части 1 и части 3 статьи 28, пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Вышеуказанное определение, направленное в адрес учредителя газеты - «Время перемен+ТВ», <...> не вручено адресату и вернулось в адрес Приморского УФАС России (внутрироссийский почтовый идентификатор 69009040765729).

Определением от 13.11.2019 (исх. от 15.11.2019 № 9830/06-4) рассмотрение дела № 025/05/24-961/2019 откладывалось, срок рассмотрения продлевался.

Указанное определение от 13.11.2019 направленное в адрес учредителя газеты - «Время перемен+ТВ», <...>, не вручено адресату и вернулось в адрес Приморского УФАС России в связи с истечением срока хранения (внутрироссийский почтовый идентификатор 69009040765729). Определение от 13.11.2019 направленное в адрес и.о. главного редактора «Время перемен+ТВ», <...>, заместителя редактора «Время перемен+ТВ», <...>, вручено адресатам 22.11.2019 (внутрироссийский почтовый идентификатор 69009042558374).

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

В соответствии с пунктом 63 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1    ГК РФ).

С учётом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в пункте 1 статьи 165 ГК РФ, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Согласно пункту 68 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из материалов дела следует, что указанные в настоящем решении определения Приморского УФАС России были направлены в адрес учредителя газеты - «Время перемен+ТВ», <...>, указанный в выходных данных газеты, в свидетельстве о регистрации СМИ.

Таким образом, уведомление лиц в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается надлежащим.

Кроме того, определение от 13.11.2019 было вручено и.о. главного редактора «Время перемен+ТВ», <...>, и заместителю редактора «Время перемен+ТВ», <...>.

<...>, и <...> на заседание Комиссии не явились, документов и пояснений не представили.

Учредитель газеты - «Время перемен+ТВ», <...> представила 05.12.2019 (вх. № 9573) пояснения из которых следует, что реклама банковских и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность. По мнению <...>, Приморское УФАС России неправомерно ссылается на часть 1 статью 28 ФЗ «О рекламе» так как в рекламах, указанных в определении от 13.11.2019 компании не являются финансовыми организациями.

Компании «ЛОК» («Лучшая Оконная компания») – это название самой кампании, а не качество какого-либо товара или услуг. Редакция газеты не вправе изменить название компании.

В данной части Комиссия приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения в связи с использованием коммерческого обозначения.

В рекламе на стр. 5 общественно-информационной газеты «Время перемен + ТВ» (выпуск № 32 (722) 06 августа 2019) в содержательной части указано: «Как остановить потерю слуха? Аудионика специалисты по слуху … Только один день…» содержится справа по белому полю крупными буквами написано «Имеются противопоказания. Необходимо обратиться к врачу». Как пояснила <...>, указанная надпись пропечаталась не четко (но видна), это связанно с качеством печати и изображения того рекламного блока, который был предоставлен редакции заказчиком.

Также в пояснениях указано, что в опубликованной рекламе  ООО «Эвентус» на стр. 17 общественно-информационной газеты «Время перемен + ТВ» (выпуск № 32 (722) 06 августа 2019) не имеются признаков нарушения статьи 24 ФЗ «О Рекламе», так как информация рекламного блока аптеки ООО «Эвентус» несет не рекламу лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, а информацию о скидках, что по мнению <...>, не одно и то же.

Кроме того, в своих пояснениях <...> отметила, что заявление гражданина <...> содержит признаки уголовного деяния в части подделки подписи заявителя. Как пояснила <...>, сам <...> не подписывал заявление в Приморское УФАС России, которое стало предметом рассмотрения дела.

В связи с тем, что пояснения не содержат документов подтверждающих вывод <...> о подделке подписи, Комиссия принимает решение о не передачи в этой части документов в правоохранительные органы.

Учредитель газеты - «Время перемен+ТВ», <...> просилa прекратить производство по делу № 025/05/24-961/2019.

Исследовав документы, а также оригинал газеты, представленный заявителем, имеющиеся в материалах настоящего дела, а также представленные письменные пояснения стороны, Комиссией установлено, что рекламная информация в рассматриваемом выпуске газеты имеют признаки нарушения ФЗ «О рекламе» по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» разъясняется, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Рекламная информация, содержащаяся на странице 1 в общественно-информационной газете «Время перемен + ТВ» (выпуск № 32 (722) 06 августа 2019) в тех рекламах, в содержательной части которых, указано «Рассрочка; кредит» может вводить потребителей в заблуждение, поскольку, у потребителя может создаваться впечатление, что при приобретении товаров или услуг, именно компании предоставляют рассрочку без переплаты и первоначального взноса, что может вводить потребителей в заблуждение.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Как указано в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В вышеуказанной размещенной рекламе, такие подтверждающие сведения отсутствуют.

В распространяемой рекламной информации указанной на странице 17, в содержательной части, которой написано: «Аптека ООО «Эвентус» -10% на всё!», также размещена с нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» разъясняется, что реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.

Частью 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На основании вышеизложенного, с учетом имеющихся в деле документов, Комиссия пришла к заключению, вышеуказанная рекламная информация, размещенная в периодическом печатном издании, общественно-информационной газете «Время перемен+ТВ» (выпуск № 32 (722) 06 августа 2019), распространялась с признаками нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Согласно статье 19 закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакцией руководит главный редактор.

Редактор отвечает за соблюдение редакцией действующего законодательства и несет персональную ответственность за реализацию целей и задач редакции.

Таким образом, учредитель газеты - «Время перемен+ТВ», <...> является лицом, в действиях которого, имеются нарушения требований  ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенной в общественно-информационной газете «Время перемен+ТВ» (выпуск № 32 (722) 06 августа 2019), поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обязательное для исполнения предписание редакции газеты «Время перемен+ТВ» о прекращении нарушения требований, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 09.01.2020.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                                        <...>

 

                                                                                                                     <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны