Решение №025/05/28-395/2020 реклама от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Магазин «Zelectronic»

(Зеленый проверенная техника)

//.

//

 

//

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 025/05/28-395/2020

 

25 мая 2020 года                                                                                     г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы                          по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел              по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: //. – заместитель руководителя - начальник отдела контроля торгов;

Члены Комиссии: // – начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, //. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства                        и рекламы, рассмотрев 25.05.2020 дело № 025/05/28-395/2020, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя // (ИНН //, ОГРНИП //) (далее также – Ответчик по делу), по факту распространения рекламной информации с признаками нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28, части 13 статьи 28, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии сторон по делу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приморское УФАС России, в пределах своих полномочий
по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев поступившую жалобу // (вх. № 375 от 20.01.2020), относительно размещения рекламной информации услуг магазина «
Zelectronic» с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе», установило следующее.

         На фасаде многоквартирного жилого дома с офисными помещениями на первом этаже, оборудованными отдельными входами по адресу: ул. Некрасова              д. 79, в г. Уссурийске Приморского края, 15.01.2020 //. была обнаружена рекламная информация  магазина «Zelectronic» со следующим содержанием:

- «деньги под залог 1%»

- «самая низкая ставка в городе!»;

- «пример 4200 руб. = 42 руб /день».

         А также приписка мелким шрифтом «*Услуга «займ под залог» - покупка компанией движимого имущества с возможностью дальнейшим выкупом».

         Магазин «Zelectronic», будучи собственностью ИП //. не имеет право заниматься микрофинансовой деятельностью по предоставлению микрозаймов.

         По имеющейся у Управления информации, ИП Власенко А.А. в Государственном реестре микрофинансовых организаций, а также в реестре ломбардов Банка России не числится.

         Следовательно, ИП //.,  к числу субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов/кредитов, не относится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица
и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания   к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности   (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

         В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

         В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

         В соответствии с пунктом 5, пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

         Рекламодателем в данном случае является индивидуальный предприниматель //. в интересах которого, распространяется информация.

Определением Приморского УФАС России от 26.03.2020 (исх. № 2366/06) в отношении ИП Власенко А.А. возбуждено дело № 025/05/28-395/2020 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 1, статьи 28 ФЗ «О рекламе» части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

20.03.2019, в назначенное время, представитель ИП Власенко А.А. на рассмотрение дела № 025/05/28-395/2020 не явился, однако в адрес Приморского УФАС России поступили пояснения по жалобе от ИП Власенко А.А. (вх. № 3466               от 28.04.2020). 

В своих пояснениях ИП // указал, что имеет право покупать движимое имущество и продавать по установленной им цене, на основании выписки из ЕГРИП кода ОКВЭД 47.79.

Рекламная информация разрабатывалась самим ИП //

Как пояснил ИП // «Займ под залог» является покупкой имущества с рук у частного лица через договор купли-продажи с дальнейшей перепродажей за цену, сформулированную по особенному ценообразованию.

Как указано в нижней части рекламного баннера *Услуга «займ под залог» - покупка компанией движимого имущества с возможным дальнейшим выкупом» гласит о том, что, прежде всего данное предложение является покупкой, т.е. лицо может продать нам движимое имущество с возможностью купить это имущество в дальнейшем по установленной ИП //. цене.

Данное предложение имеет лишь одно условие, и оно указано на рекламном баннере: сумма продажи имущества растет на 1% в день от суммы покупки имущества. Помимо процента приведены примеры сумм и прирост к цене продажи за день в числовом виде. В сделке купли-продажи нет ограничений по суммам, так как цена зависит от того, какое имущество частное лицо предоставит для продажи и за сколько это лицо хочет имущество продать. И денежные средства передаются сразу после заключения сделки купли-продажи, что указано в договоре купли-продажи.

Также Ответчик по делу в своих пояснениях просил учесть то, что                            ИП // не занимается предоставлением услуг по займу денежных средств под залог имущества. Вся техника покупается им через договор купли-продажи. «Займ под залог» присваивает товару соответственное ценообразование.

Также Ответчик по делу пояснил, что в нижней части договора купли-продажи движимого имущества прописано о том, что товар продается, а не остается в качестве залогового имущества.

В связи с не поступлением от ИП //. всех запрошенных документов указанных в определении о возбуждении дела № 025/05/28-395/2020 (исх. № 2366/06), определением об отложении рассмотрения дела                                 (исх. № 3484/06-2 от 29.04.2020) рассмотрение дела было  назначено на 25.05.2020.

25.05.2020 в назначенное время ИП //. на рассмотрение дела не прибыл, каких-либо документов и сведений в Приморское УФАС России не представил.

Вышеуказанное определение, направленное в адрес ИП //., было получено представителем по доверенности 04.06.2020 (внутрироссийский почтовый идентификатор 69009046619729).

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссией установлено следующее.

Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013            № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных                с достоверностью адреса юридического лица», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).

Вышеуказанные определение было направлено в адрес ООО ИП //., указанный в ЕГРЮЛ. Данное обстоятельство свидетельствует об уклонении адресата от получения почтовых отправлений антимонопольного органа и расценивается как надлежащее уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В связи с чем, Комиссией было принято решение рассмотреть дело                          № 025/05/28-395/2020 в отсутствии ИП //.

         Так, Комиссия отмечает, что в распространяемой ИП //. рекламной информации, объектом рекламирования являются финансовые услуги, а именно: предоставление магазином «Zelectronic» потребителям - «деньги под залог 1%»,  «самая низкая ставка в городе!»,  «пример 4200 руб. = 42 руб. /день»,

а также приписка мелким шрифтом «*Услуга «займ под залог» - покупка компанией движимого имущества с возможностью дальнейшим выкупом».

Указание данных услуг, подтверждают, что данная реклама направлена на формирование и поддержание интереса к услугам общества, а также его продвижение на рынке.

Информация,  с содержанием «Деньги под залог 1%» предоставляемый магазином «Zelectronic» регулируется Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах»).

Закон «О ломбардах» регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

В соответствии с частью  1 статьи 2 Закона «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Ломбард в соответствии с частью  1.1 статьи 2 Закона «О ломбардах» вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите).

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установленный статьей 6 Закона о потребительском кредите.

Согласно части 1 стать 6  Закона о потребительском кредите, полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Как указано в пункте 1 письма ФАС России № АД/30890/14 от 31.07.2014                              «О рекламе финансовых услуг», согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Законом о потребительском кредите (займе), для заемщика и влияющие на нее.

         На указываемой рекламе процентная ставка указана в дневных процентах а не в годовых, неизвестно в какой форме эти денежные средства предоставляются, в форме займа под процент с залогом имущества или каким либо иным образом, тем самым, введя потребителя в заблуждение.

Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

На основании изложенного реклама ИП //. содержит нарушения части 7 статьи 5 и пункта 7 части 5 статьи 7 ФЗ «О рекламе» так как вводит потребителя в заблуждение и содержит не соответствующие действительности сведения о проценте залога.

Так как реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На размещаемой рекламной конструкции магазина «Zelectronic» содержится надпись «Самая низкая ставка в городе!». Указанная надпись является, нарушением предоставляемого товара/услуги и не является объективно подтвержденной, тем самым вводит потенциального потребителя в заблуждение и направлено только на привлечение его внимания недобросовестным способом.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012                    № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.        В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О Рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Ввиду того, что в рассматриваемой рекламе использовано утверждение «Самая низкая ставка в городе!», без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, в спорной рекламе были усмотрены нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссией также было установлено, что в рассматриваемой рекламе отсутствует информация о лице, оказывающие такие финансовые услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

         Как стало известно Приморскому УФАС России, в магазине «Zelectronic» осуществляет деятельность ИП // однако на рассматриваемой рекламе такая информация отсутствует, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

  «*Услуга «займ под залог» в силу части 13 статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей требования и ограничения к рекламе финансовых услуг, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Наряду с кредитными организациями, осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Законом «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 № «О сельскохозяйственной кооперации»).

Поскольку у ИП //. отсутствует статус кредитной организации или кредитной микрофинансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона о потребительском кредите предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов), то правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов //. не имеет.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламной информации усмотрены нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 7 части 5 статьи 7, части 1 статьи 28, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, Комиссия отмечает, что в отношении ИП //. также принято решение о выдаче предписания с целью устранения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36                            ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента ФАС России, а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил, Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ИП //. на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу: ул. //, в     //  г. //, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», пункта 7, части 5, статьи 7 ФЗ «О рекламе», части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП //. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», пункта 7, части 5, статьи 7 ФЗ «О рекламе», части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному                          лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации               об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 05.06.2020.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           //

 

Члены Комиссии                                                                                        //

 

                                                                                                                     //

 

        

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны