Предупреждение б/н Приморским УФАС России рассмотрено обращение КГУП «Примтепло... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Приморским УФАС России (Управление) рассмотрено обращение КГУП «Примтеплоэнерго» по поводу необоснованного отказа уклонения ООО ВТЛ «Экспорт» от заключения договора на оказание услуг по предоставления права прохождения вагонов КГУП «Примтеплоэнерго» по железнодорожному пути необщего пользования.

 При рассмотрении поступивших в Управление материалов установлено следующее.

ООО ВТЛ «Экспорт» является владельцем подъездных путей необщего пользования № 18,19, 20 длинной 2059 метров.

1 января 2010 года между КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО ВТЛ «Экспорт» был заключен договор аренды сооружений со сроком действия до 30.12.2010.

Ввиду того, что после окончания срока действия договора аренды Арендатор продолжал пользоваться имуществом, а Арендодатель не предоставил никаких письменных возражений, договор аренды сооружений от 01 января 2010 года в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

В соответствии с положениями, предусмотренными частью 2 статьи 610 ГК РФ, 20 октября 2011 года КГУП «Примтеплоэнерго» направило в адрес ООО ВТЛ «Экспорт» уведомление о расторжении указанного договора, а также оферту договора № 1/2012 от 20.10.2011 об оказании услуг по предоставлению права прохождения вагонов КГУП «Примтеплоэнерго» по железнодорожному подъездному пути необщего пользования.

Указанное письмо было получено ООО ВТЛ «Экспорт» 31.10.2010.

Предметом ранее заключенного договора аренды (2010 года) являлось предоставление в аренду железнодорожных путей №№ 18, 19, 20 длиной 2059 метров, расположенных по адресу: Приморский край, Чугуевский район, с. Чугуевка, ул. Дзержинского, 11.

С 2011 года КГУП «Примтеплоэнерго» отказалось от эксплуатации пути № 19 (данное обстоятельство было отражено в договоре аренды сооружений от 01.01.2011) и в настоящее время по-прежнему эксплуатирует только два пути №№ 18, 20 длиной 2012 метров для доставки топлива на свои котельные.

Частью 1 статьи 445 ГК РФ предусмотрено что, в  случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Несмотря на указанные обстоятельства ООО ВТЛ «Экспорт» направило письменный отказ и встречную оферту договора аренды сооружений от 01.01.2012 г, предметом которой являются только два железнодорожные пути:  №№ 18, 20, но установлен прежний размер платы - 250 000 рублей в месяц (письмо исх. № 54 от 14.11.2011).

КГУП «Примтеплоэнерго» письмом (исх. № 1964/0026 от 02.12.2011) отклонило указанное предложение ООО ВТЛ «Экспорт» по заключению договора аренды сооружений, поскольку не заинтересовано нести расходы, связанные с арендой железнодорожных путей (в том числе расходы на оплату текущего ремонта), а также не  согласилось  с размером арендной  платы  (250 000  рублей, несмотря на изменение предмета договора - исключение из аренды ж/д пути № 19).

Также указанным письмом КГУП «Примтеплоэнерго» вновь направило в адрес ООО «ВТЛ Экспорт» оферту договора № 1/2012 от 20.10.2011 об оказании услуг по предоставлению права прохождения (прогона) вагонов по железнодорожному пути необщего пользования.

На указанное  выше  повторное предложение  КГУП  «Примтеплоэнерго»  о заключении договора, ООО ВТЛ «Экспорт» направило ответ (письмо исх. № 74  от 29.12.2011), в котором сообщило о том, что договор не может быть заключен ввиду его несоответствия действующему законодательству и несоответствия экономическим интересам ООО ВТЛ «Экспорт»;  что 01.07.2011 ООО ВТЛ «Экспорт» заключило договор аренды на железнодорожный путь № 18 с ООО «ДВ Форест»; что в связи с отсутствием каких-либо договорных отношений между          ООО ВТЛ «Экспорт» и КГУП «Примтеплоэнерго»  направит в ОАО «РЖД» письмо от 28.12.2011 о запрете подачи-уборки вагонов КГУП «Примтеплоэнерго» на пути, принадлежащие ООО ВТЛ «Экспорт».

Таким образом, ООО ВТЛ «Экспорт» повторно уклонилось от рассмотрения проекта договора № 1/2012 от 20.10.2011 об оказании услуг по предоставлению права прохождения (прогона) вагонов по железнодорожному пути необщего пользования, направленного КГУП «Примтеплоэнерго» и направило в адрес КГУП «Примтеплоэнерго» письмо (исх. № 1 от 12.01.2012) о необходимости заключения договора аренды сооружений на 2012 г.

В силу ст. 443 ГК РФ ответ, содержащий иные условия по сравнению с предложением, не считается согласием заключить договор. Такой  ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.

Направление ООО ВТЛ «Экспорт» отказа от заключения договора и направление встречной оферты договора аренды сооружений на 2012, не является рассмотрением проекта договора, направленного КГУП «Примтеплоэнерго», а является прямым отказом от заключения договора.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ООО ВТЛ «Экспорт» не рассмотрело оферту договора, представленную КГУП «Примтеплоэнерго», отказалось от заключения вышеуказанного договора

Кроме того, ООО ВТЛ «Экспорт» сдало в аренду железнодорожный путь № 18, являющийся объектом договора аренды сооружений, заключенного между             КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО ВТЛ «Экспорт» 01.01.2010, до истечения срока указанного договора аренды (до 31.01.2012) иному хозяйствующему субъекту.

Письмами (исх. № 8609/0026 от 30.12.2011 и исх. № 40/0035 от 11.01.2012) КГУП «Примтеплоэнерго» запросило у ООО ВТЛ «Экспорт» проект договора по использованию ж/д путей. Однако проекта нового договора со стороны контрагента получено не было, в ответ на обращения предприятия вновь был получено ответ (исх. № 1 от 12.01.2012) о необходимости заключения договора аренды сооружений от 01.01.2012 г.

Между тем, согласно информации, представленной КГУП «Примтеплоэнерго» эксплуатация имущества (комплекс объектов движимого и недвижимого имущества), которым КГУП «Примтеплоэнерго» владеет на праве хозяйственного ведения, возможна, только в совокупности с эксплуатацией железнодорожных путей ООО ВТЛ «Экспорт» №№ 18, 20. То есть, без заключения договора с ООО ВТЛ «Экспорт» доставка топлива на нефтебазу, принадлежащую                              КГУП «Примтеплоэнерго», расположенную по тому же адресу, что и железнодорожные пути ООО «ВТЛ Экспорт» и далее на котельные, невозможна.

Указанные действия ООО ВТЛ «Экспорт» по уклонению от заключения договора и навязыванию невыгодных условий могут привести к срыву поставки топлива на котельные КГУП «Примтеплоэнерго», и соответственно невозможности осуществления КГУП «Примтеплоэнерго» теплоснабжения Чугуевского, Кавалеровского, Ольгинского районов и Дальнегорского городского округа.

Аналитическим отделом Приморского УФАС России был проведен анализ рынка услуг по предоставлению подъездных железнодорожных путей в аренду, пользование и т.д.

По результатам указанного анализа был сделан вывод, что ООО ВТЛ «Экспорт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению услуг подъездных железнодорожных путей необщего пользования в границах пролегания путей, принадлежащих ООО ВТЛ «Экспорт».

В связи с изложенным ООО ВТЛ «Экспорт» может наличествовать доминирующее положение по услугам предоставления подъездных железнодорожных путей необщего пользования.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования (пункт 3);

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5).

Таким образом, в действиях ООО ВТЛ «Экспорт», выразившихся в неоднократном направлении в адрес КГУП «Примтеплоэнерго» обязательного для  заключения договора аренды сооружений на 2012 г, отказа от рассмотрения проекта договора № 1/2012 от 20.10.2011 об оказании услуг по предоставлению права прохождения (прогона) вагонов КГУП «Примтеплоэнерго» по железнодорожному подъездному пути необщего пользования содержатся признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», навязыванием невыгодных условий договора аренды сооружений (самого договора в целом).

Частью 1 статьи 39.1 Федерального закона  «О защите конкуренции» предусмотрено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Федерального  предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, антимонопольные органы при выявлении признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» обязаны направлять предупреждения хозяйствующим субъектам в чьих действиях (бездействии) был усмотрены признаки таки нарушений.

 

На основании изложенного предлагается:

 

Направить ООО ВТЛ «Экспорт» предупреждение  о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны