Определение №9213/23 Определение о возбуждении дела № 025/04/14.3-1710/2023 об ад... от 18 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Индивидуальный предприниматель Калачев И.Д. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 025/04/14.3-1710/2023
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
18 декабря 2023 года г. Владивосток
Я, ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю <...>, рассмотрев материалы заявления и материалы дела № 025/05/5-1166/2023 по признакам нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
02.11.2023 по результатам рассмотрения дела № 025/05/5-1166/2023 Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), признала ненадлежащей рекламу, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ « О рекламе».
При рассмотрении дела № 025/05/5-1166/2023 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
Приморское УФАС России в пределах своих полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев поступившее заявление <...>. (вх. № 6695-ИП/23 от 17.07.2023), <...> (вх. № 7882-ЭП/23 от 17.08.2023) относительно распространения на территории г. Владивостока рекламы поверки приборов учета воды, которая, по мнению заявителей, вводит в заблуждение потребителей, установило следующее.
Установлено, что посредством почтовых ящиков распространялась реклама поверки приборов учета воды с ключевыми данными, включающими в себя обозначение, период проведения работ, а также номер телефона:
- «ЖилСервис Владивосток», указание на норматив, тариф, повышающий коэффициент, итоговая сумма начисления, телефон 8 (423)<...>
Так же указанная реклама содержит слово «ИЗВЕЩЕНИЕ».
Распространяемая реклама содержит информацию об обязательном проведении метрологической поверке с указанием основания на Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также с указанием на истечение срока поверки и произведение начислений по расчетной таблице.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Форма изготовления рекламы в виде «ИЗВЕЩЕНИЕ» вводит в заблуждение потребителя и ассоциируется со структурой, в полномочия которой входит выдача извещений, что вводит в заблуждение.
Анализ информации, содержащейся в представленной рекламе, позволяет установить, что она изготовлена с использованием элементов, которые применяются при оформлении квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (штрих-код, извещение, ссылки на федеральные законы) и содержит наименование исполнителя услуг - «ЖилСервис Владивосток» без указания на организационно-правовую форму.
Буквальное прочтение данных словосочетаний без ссылки на «ИП» либо «ООО» может создавать у потребителей впечатление о наличии метрологического центра/сервиса ЖКХ, способного и полномочного осуществлять услуги по установке/поверке приборов учета воды.
Следовательно, форма изготовления рекламы-извещения в виде квитанции и наличие в ней реквизитов, включая исполнителя услуг, ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой, что также вводит в заблуждение потребителя.
Согласно информации, представленной ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (вх. № 94 ДСП от 24.08.2021) следует, что телефонный номер <...> принадлежит ИП Калачев И.Д. (договор об оказании услуг связи МТС от 16.12.2020 № 125388136432).
Определением (исх. от 21.08.2023 № 5762/23) Приморским УФАС России возбуждено дело № 025/05/5-1166/2023 в отношении ИП Калачев И.Д. по признакам нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой и распространялась с нарушением требований пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
Рекламодателем, в рассматриваемом случае является ИП Калачев И.Д., в интересах которого распространяется реклама.
Согласно части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в действиях ИП Калачева И.Д., как рекламодателя, следствием которого явилось распространение рекламы с нарушением требований пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
В целях установления обстоятельств, повлекших административное правонарушение и привлечения виновных лиц к ответственности, руководствуясь статьей 28.1, пунктом 62 статьи 28.3, статьей 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить в отношении должностного лица - ИП Калачева И.Д. дело № 025/04/14.3-1710/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившемся в распространении ненадлежащей рекламы.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ должностному лицу ИП Калачеву И.Д. надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Приморское УФАС России письменные объяснения по факту распространения рекламы указанной в определении.
4. Должностному лицу ИП Калачеву И.Д. либо иному уполномоченному лицу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в производстве по делу № 025/04/14.3-1710/2023 (при себе иметь паспорт), явиться в 13 часов 15 минут 17.01.2024 по адресу: ул. 1-я Морская, д. 4, каб. 442, г. Владивосток для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела физического лица, или законного представителя физического лица, законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Разъясняю, что в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник допускается к участию в производстве по делу об административному правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В случае невозможности обеспечения явки возможно заявление ходатайства о составлении и подписании протокола, а так же рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ведущий специалист-эксперт отдела
контроля рекламы
и недобросовестной конкуренции <...>