Определение №5477/23 Определение о назначении дела №025/01/16-984/2023 от 10 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

АО «СПЕЦСУ»

ул. Кирова, д. 33,

г. Артем, 692760.

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
ул. Бородиская, д.12,

г. Владивосток, 690033

 

Прокуратура Приморского края

Океанский проспект, l/ 19, литер "А",
г. Владивосток, 690091

 

КГКУ «Примуправтодор»

ул. Бородинская, д.12, каб. 506,
г. Владивосток, 690033

ООО «Строймост ДВ»

ул. Попова, д. 32А,

г. Уссурийск, 692510

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 025/01/16-984/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

8 августа 2023 года г. Владивосток


 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Управление, Приморское УФАС России) по рассмотрению дела № 025/01/16-984/2023 о нарушении антимонопольного законодательства <...>– руководитель управления,

 

УСТАНОВИЛ:

 

11.05.2023 в Приморское УФАС России поступили материалы проверки соблюдения требований законодательства о закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, направленные Прокуратурой Приморского края (далее -Прокуратура) (вх. № 50ДСП от 11.05.2023).

Согласно полученным материалам, Прокуратурой Приморского края проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд при заключении государственных контрактов министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в целях реализации предусмотренных в 2023 году мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

По результатам анализа результатов закупочных процедур прокуратурой края установлено следующее:

В 2022 году в рамках реализации указанного национального проекта при участии в закупках наблюдалась конкурентная борьба, которая приводила к снижению изначальной цены контракта на 10 - 20 %, что привело к экономии бюджетных средств.

На 2023 год на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги» Правительству Приморского края выделено финансирование в размере 4 460,8 млн. руб. (из них 1 603 млн. руб. за счет средств федерального бюджета). Основной объем указанного финансирования выделен на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть» (4 331, 6 млн. руб.).

По результатам анализа закупочных процедур, осуществленных в 2023 году установлено, что Министерством по результатам проведенных конкурентных процедур в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» заключено 17 государственных контрактов на общую сумму 3,7 млрд, руб., из них с АО «СПЕЦСУ» заключено 8 контрактов на общую сумму 2,5 млрд. руб. и все контракты заключены без снижения начальной (максимальной) цены контракта (в 9 закупках
АО «СПЕЦСУ» не участвовало).

Генеральным директором АО «СПЕЦСУ» является Зайченко Иван Олегович, общество зарегистрировано в городе Артеме (ул. Кирова, д. 33).

АО «СПЕЦСУ» при подаче заявок на участие в конкурсах предоставлялись сведения об исполнении контрактов на общую сумму 8 813 574 572,95 руб. и наибольшей цене одного из исполненных договоров в размере 955 885 962 руб., что обеспечивало победу указанной организации в закупочных процедурах в случае ее участия в закупке, и свидетельствует об отсутствии конкурентов, имеющих сопоставимый опыт. (предположительно указанные обстоятельства заранее были известны должностным лицам Министерства, так как сведения об исполнении контрактов, в том числе, размещены на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Кроме того, АО «СПЕЦСУ» ранее являлось победителем конкурса на выполнение работ по ремонту дорог, проведенного Министерством в 2022 году и предоставляло в составе заявки на участие сведения об опыте)

Больший опыт имеется лишь у АО «Примавтодор» (свыше 15 млрд, руб.), единственным акционером которого является Приморский край в лице министерства земельных и имущественных отношений Приморского края, которое в закупочных процедурах в качестве конкурента АО «СПЕЦСУ» не участвует, что также обеспечивает победу АО «СПЕЦСУ» без снижения начальной (максимальной) цены контракта.

В целях обеспечения победы АО «СПЕЦСУ» Министерством в извещениях о проведении закупок (№№ 0820500000823000657, 0820500000822005680, 0820500000823000961, 0820500000823000849) предельные значения по критериям опыта участника закупки не устанавливались (что при подсчете баллов нивелировало опыт других участников закупок и их предложения о снижении цены контракта даже на уровне экономической рентабельности) и для победы АО «СПЕЦСУ» требовалось лишь подать заявку даже не снижая цену контракта.

В другом случае в целях обеспечения победы АО «СПЕЦСУ» Министерством при проведении конкурса (изв. №0820500000822007059) наряду с установлением вышеуказанных критериев оценки заявок в один лот объединены работы по ремонту на 3 участках автомобильных дорог в 3 муниципальных образованиях Приморского края на сумму свыше 1 млрд, руб. При этом, установлено пороговое значение к опыту для участия в закупке.

Лишь для участия в закупке (до оценки заявок на лучшие предложения по опыту и цене) организациям необходимо было подтвердить опыт выполнения аналогичных работ на сумму менее 216 798 313,44 руб., представить обеспечение заявки на участие в конкурсе в размере 21 679 831,34 руб., и в случае победы в конкурсе - обеспечение исполнения контракта на сумму 509 476 036,58 руб. (либо независимые гарантии на указанные суммы).

Таким образом, для иных юридических лиц (кроме АО «СПЕЦСУ») фактически созданы препятствия для участия в конкурсе путем установления дополнительных требований к участникам закупки о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременного выполнить работы в различных муниципальных образованиях Приморского края.

Кроме того, при проведении проверки прокуратурой края установлен факт нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что консультант отдела сохранности автомобильных дорог и организации безопасности дорожного движения министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края <...>. является супругой генерального директора АО «СПЕЦСУ» <...> (генеральный директор юридического лица с 18.05.2021).

При этом, в должностные обязанности <...>. входит осуществление выполнения комплекса работ по реализации мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в том числе проверка поступающей от КГКУ «Примуправтодор» технической документации на предмет соответствия нормативно-правовым актам по объектам ремонта и содержания автомобильных дорог для последующей передачи в отдел государственных закупок и проведения процедуры конкурсных торгов (п. 3 должностного регламента, утвержденного министром транспорта и дорожного хозяйства Приморского края 26.10.2021).

При проведении прокуратурой края проверки установлено, что конфликт интересов между <...> и ее супругом — генеральным директором АО «СПЕЦСУ» не урегулирован.

По вышеизложенным фактам прокуратурой края Губернатору Приморского края 07.04.2023 внесено представление (на рассмотрении).

Однако, в ходе проверки установлены иные факты, свидетельствующие о взаимосвязи должностных лиц министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и подрядной организации.

Так, в ходе проверки установлено, что проекты на выполнение работ по осуществлению дорожной деятельности (ремонту) на участках автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения км 26+000 - км 36+500 Владивосток - Артем, км 0+000 - км 7+138 Подъезд к с. Раздольное от автомобильной дороги Хабаровск - Владивосток, км 4+780 - км 10+142 Подъезд к бухте Лазурная от автомобильной дороги Хабаровск - Владивосток ранее разработаны ООО «Строймост ДВ».

При этом, директором ООО «Строймост ДВ» является Шаманаев Данил Владимирович, который является аффилированным АО «СПЕЦСУ» лицом, так как является членом Совета директоров акционерного общества.

Данные факты могут свидетельствовать о подготовке проекта также для обеспечения победы АО «СПЕЦСУ» и возможном увеличении необходимых объемов работ с целью увеличения их стоимости.

Указанные проекты КГКУ «Примуправтодор» передавались в отдел государственных закупок Министерства после проверки супругой директора АО «СПЕЦСУ».

Учредителем КГКУ «Примуправтодор» является Правительство Приморского края в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и министерства земельных и имущественных отношений Приморского края. В соответствии с пунктом 2.3 Устава КГКУ «Примуправтодор» одним из видов деятельности учреждения является строительный контроль и функция технического застройщика (заказчика) в отношении автомобильных дорог, а также контроль за качеством выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Приморского края, включая контроль качества (экспертизу) дорожно-строительных материалов в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм.

Начальником отдела контроля качества КГКУ «Примуправтодор» является бывшая сотрудница ООО «Строймост ДВ» <...> (начальник лаборатории ООО «Строймост ДВ» с 20.03.2020 по 03.02.2023). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Строймост ДВ» располагается в г. Уссурийск.

При этом <...> в анкете, заполненной при трудоустройстве в КГКУ «Примуправтодор» указано, что она осуществляла трудовую деятельность в ООО «Строймост ДВ», расположенной по адресу г. Артем, ул. Кирова, д. 33. В соответствии с информацией из ЕГРЮЛ АО «СПЕЦСУ» зарегистрировано по указанному адресу и осуществляет там свою деятельность.

В соответствии с п. 4.4 должностной инструкции начальника отдела контроля качества КГКУ «Примуправтодор» <...> принимает участие в приемке законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Приморском крае, их участков с правом подписи соответствующих документов (акты приемки, протоколы испытаний строительных материалов с выдачей заключения о соответствии исследуемого строительного материала нормам и требованиям и др.)

Заместитель директора КГКУ «Примуправтодор» <...> в 2021 году являлся директором ООО «ПримМост», при этом один из учредителей ООО «ПримМост» (Шишенко К.В.) является учредителем ООО «Строймост ДВ».

Кроме того, с 11.01.2022 года на должность ведущего специалиста отдела документационного обеспечения КГКУ «Примуправтодор» принята <...> (супруг занимает должность начальника производственного технического отдела АО «СПЕЦСУ»).

Более того, АО «СПЕЦСУ» в целях исполнения обязательств по контракту от 22.03.2023 на выполнение работ по ремонту мостовых сооружений автомобильной дороги Артем-Находка-порт Восточный (изв. №0820500000823000960) в качестве субподрядной организации привлечено
ООО «Строймост-ДВ».

Таким образом, по мнению Прокуратуры Приморского края, все вышеуказанные обстоятельства в совокупности могут свидетельствовать об ограничении конкуренции должностными лицами министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, КГКУ «Примуправтодор» в целях обеспечения победы АО «СПЕЦСУ» в государственных закупках в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» без снижения начальной (максимальной) цены контрактов, что противоречит требованиям ст. 16 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приморское УФАС России, проанализировав поступившие материалы, считает позицию Прокуратуры Приморского края обоснованной, а представленные доводы соответствующими объективной действительности.

Указанные доводы могут свидетельствовать о намеренном укрупнении лота путем объединения работ по ремонту на 3 участках автомобильных дорог в 3 муниципальных образованиях Приморского края на сумму свыше 1 млрд, руб. с целью ограничения числа участников аукциона, и как следствие обеспечение победы АО «СПЕЦСУ» (изв. №0820500000822007059).

В действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по невключению в конкурсную документацию предельных значений по критерию опыта участника закупки (№№ 0820500000823000657, 0820500000822005680, 0820500000823000961, 0820500000823000849), что обеспечило победу АО «СПЕЦСУ» без снижения цены контракта, также содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, материалы проверки Прокуратуры Приморского края также содержат информацию об аффилированности сотрудников. Установленные обстоятельства свидетельствуют о возможности указанных в материалах лиц влиять на формирование лотов и требований к технической документации.

Согласно ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Учитывая совокупность вышеописанных обстоятельств, в действиях
АО «СПЕЦСУ» и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края содержатся признаки нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 8 статьи 39.1, а также частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 025/01/16-984/2023 к рассмотрению на 15.09.2023 года в 14 часов 00 минут по адресу: ул. 1-ая Морская, 2, г. Владивосток, каб. 442.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве Ответчиков:

- АО «СПЕЦСУ» (ул. Кирова, д. 33, г. Артем, 692760; ИНН 2502001347;
ОГРН: 1022500535584).

- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
(ул. Бородиская, д.12, г. Владивосток, 690033; ОГРН: 1022501896438,

ИНН 2538030581).

3. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя:

- Прокуратуру Приморского края (Океанский проспект, 19, литер "А",
г. Владивосток, Приморский край, 690091; ИНН 2536042415);

4. Привлечь к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями, необходимыми для рассмотрения дела:

- КГКУ «Примуправтодор» (ул. Бородинская, д.12, каб.506, г. Владивосток, 690033; ОГРН: 1142543021587; ИНН 2543059970);

- ООО «Строймост ДВ» (ул. Попова, д.32А, г. Уссурийск, Приморский край, 692510; ИНН 2502016209; ОГРН: 1022500535892).

5. Ответчикам по делу представить в срок до 14 сентября 2023 года в Управление следующие документы и сведения (в копиях, заверенных надлежащим образом):

5.1. Письменные пояснения по обстоятельствам, указанным в настоящем определении.

5.2. Выручку в разрезе видов деятельности за 2021, 2022 и 2023 гг., подписанную руководителем и главным бухгалтером.

5.3. Бухгалтерские балансы и отчёты о прибылях и убытках за 2021, 2022, 2023 годы. В случае нахождения на упрощенной системе налогообложения – декларацию по упрощенной системе налогообложения с отметкой налогового органа.

5.4. Пояснение о том, в каких отношениях состоите (состояли) с другими ответчиками по делу (трудовые, договорные и иные; с приложением документов, подтверждающие Ваши взаимоотношения).

Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Председатель комиссии <...>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

КГКУ «Управление автомобильных дорог Приморского края»
ИНН 2543059970, ОГРН 1142543021587
ООО "Строймост ДВ"
ИНН 2502016209, ОГРН 1022500535892
АО "СПЕЦСУ"
ИНН 2502001347, ОГРН 1022500535584
Прокуратура Приморского края
ИНН 2536042415, ОГРН 1022501289535
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
ИНН 2538030581, ОГРН 1022501896438