Решение №1081/23 Р Е Ш Е Н И Е дело № 025/07/3-123/2023 20 февраля 2023 года ... от 21 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО «Алхим» на действия Заказчика – КГУП «Приморский водоканал» при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку коагулянта алюминия сульфата, технического очищенного, гранулированного, сорт высший, в количестве 80 тонн, по заявкам Заказчика на 2023г. для нужд КГУП «Приморский водоканал» (извещение № 32312064649).

Заявитель в жалобе указывает, что ООО «Алхим» является потенциальным участником и имеет возможность предложить к поставке коагулянт с физико-химическими показателями, соответствующие техническим требованиям Заказчика, за исключением одного показателя: массовая доля оксида алюминия.

ООО «Алхим» производит сульфат алюминия высший сорт гранулированный с содержанием массовой доли оксида алюминия не менее 16%, в соответствии с ГОСТом 12966-85.

Таким образом, оспариваемое требование - массовой долей оксида алюминия не менее 17%, содержащееся в закупочной документации, сужает круг потенциальных участников закупки только до хозяйствующих субъектов - непосредственного производителя и заведомо не позволяет заявителю стать победителем в данной закупке.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения.

Заслушав пояснения стороны, оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчик согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников конкурентной процедуры, сколько выявление в её результате лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. В обязанности Заказчика не входит обеспечение участия в закупке всех хозяйствующих субъектов участников рынка.

Как следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ по делу № 305-КГ17-2243, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № А51-11260/2019, не исключается признание действий заказчиков (отдельных видов юридических лиц) при проведении закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд нарушающими антимонопольное законодательство, Закон о закупках в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Заказчиком в описании предмета установлены следующие физико-химические требования: «Представляет собой сыпучий материал с размером гранул не менее 15 и не более 20 мм белого цвета. Физико-химические характеристики: плотность не менее 1,6 и не более 1,7 г/см2, массовая доля оксида алюминия - не менее 17,0%. Массовая доля оксида железа - не более 0,02%, массовая доля нерастворимого осадка в воде - не более 0,3%, растворимость в воде при Т200С - 364 мг/л, массовая доля оксида мышьяка - не более 0,001%».

Заказчик пояснил, что Требование к показателям коагулянта обосновано следующим. Одним из основных реагентов, применяемых на водопроводных очистных сооружениях предприятия для целей водоподготовки и приготовления воды питьевого качества, является коагулянт «Алюминия сульфат технически очищенный, гранулированный, сорт высший».

На очистных сооружениях НФС Артемовского гидроузла с 1976 года используется гранулированный сульфат алюминия технический очищенный высшего сорта с содержанием массовой доли оксида алюминия не менее 17%. В ходе многочисленных сравнений и расчётов данный вид коагулянта признан для наиболее оптимальным в условиях работы заказчика и хранения.

Во время производственного процесса очистки питьевой воды в смеситель добавляется раствор коагулянта сульфата алюминия с определённой дозой для запуска процессов коагуляции и седиментации, доза рассчитывается производственной лабораторией исходя из проведённой опытной коагуляции. При одинаковой дозе коагулянтов сульфата алюминия 16% и 17%, расход последнего будет ниже при аналогичных результатах, что упрощает работу реагентного хозяйства очистных сооружений.

Требования к массовой доле оксида алюминия установлены исходя из того, что в 17% реагенте содержится больше на 6,25% активной части по оксиду алюминия, которая и участвует в процессе очистки воды и чем выше массовая доля оксида алюминия, тем эффективнее происходит очистка воды, тем меньше реагента потребуется для очистки, лучше качество очищенной воды и меньше усилий потребуется для обеспечения качества воды на выходе с очистных сооружений соответствующего гигиеническим нормативам. Поэтому, уменьшение нижней границы диапазона параметра «массовая доля оксида алюминия, %» ведет к ухудшению технологического процесса очистки воды, увеличению расхода реагента.

Заказчик также пояснил, что для очистки питьевой воды используется раствор коагулянта сульфата алюминия. Использование коагулянта сульфата алюминия с массовой долей оксида алюминия 17% позволяет загружать меньшее количества продукции в затворный бак, реже производить загрузку коагулянта в затворные баки, производить измерение концентрации раствора, а также довозить коагулянт со склада до площадки очистных сооружений. Это позволяет экономить время работников, ресурс машин и механизмов.

Для очистки питьевой воды на НФС АГУ среднемесячный расход коагулянта с активной частью 16 % составляет около 100 тонн по товарному продукту. Коагулянта с активной частью 17% потребуется 94 т., разница в расходе составляет 6 т.

В пересчете на среднегодовой расход коагулянта (1300 т х 0,94=1222т) разница составляет 78 тонн, то есть разница в количестве расходуемого коагулянта составляет больше вагона (69т), примерно трёхнедельный расход коауглянта, что влечет за собой экономию машинорейсов и топлива при транспортировке биг-бэгов с коагулянтом от места разгрузки из вагонов на ж/д станции до складов хранения и далее транспортировки на территорию очистных сооружений, поскольку на НФС Артемовский гидроузел (АГУ) основной склад коагулянта находится на удалении от площадки очистных сооружений, перед загрузкой в расходные баки необходимо привезти коагулянт.

Также коагулянт сульфат алюминия используется на очистных сооружениях Богатинского гидроузла (БГУ), где среднемесячный расход коагулянта составляет порядка 13 тонн, за год будет израсходовано 156 тонн коагулянта с активной частью 16%, а с активной частью 17% итоговый расход составит 146т, разница в 10 тонн примерно соответствует трёхнедельному расходу.

Учитывая отсутствие своего транспорта и грузоподъёмных механизмов на реагентной площадке необходимо привлекать кран либо грузовой автомобиль с грузоподъёмным механизмом для загрузки коагулянта в баки.

Техническое задание для закупки коагулянта сульфата алюминия составлено исходя из потребностей производства в наиболее приемлемом коагулянте по комплексу характеристик. Аналогичный продукт кроме АО «Аурат» может производить любой другой производитель, в том числе экспортироваться из-за рубежа, а также возможны поставки через дилерские сети, т.е. товарный рынок необходимого коагулянта не ограничен.

При таких обстоятельствах Комиссия считает доводы, изложенные Заявителем необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Алхим» на действия Заказчика – КГУП «Приморский водоканал» при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку коагулянта алюминия сульфата, технического очищенного, гранулированного, сорт высший, в количестве 80 тонн, по заявкам Заказчика на 2023г. для нужд КГУП «Приморский водоканал» (извещение № 32312064649) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны