Решение №11094/08-4 Решение по делу № 025/01/15-861/2019 от 30 декабря 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главе города Владивостока

<...>

Океанский пр-т,  20

г.Владивосток, 690091  

 

Директору  МУПВ «Некрополь»

<...>

пр-т Партизанский, д. 28 А

г. Владивосток,690106

 

Генеральному директору 

ПАО «Стикс П»

<...>

ул. Гамарника, д. 16 кв. 74

г. Владивосток, 690033

 

Индивидуальному предпринимателю Казазаевой А.Б. 

<...>

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток                                                                    Дело № 025/01/15- 861/2019

 

Резолютивная часть решения объявлена:  24 декабря  2019 года

Полный текст решения изготовлен:  30  декабря  2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела   о  нарушении антимонопольного законодательства в составе:  председателя Комиссии <...> -  руководителя управления;  членов Комиссии:  <...> -  начальника  отдела контроля органов власти;  <...> – специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства,

рассмотрев  дело №  25/01/15-861/2019 по признакам нарушения администрацией  города Владивостока (далее - администрация, Океанский проспект, 20  г. Владивосток, 690091, ОГРН: 1022501302955, ИНН: 2504001783)  части  3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 в присутствии:

от  заявителя – ПАО «Стикс-П»: <...>, доверенность от 20.10.2018 б/н, <...>, доверенность от 12.10.2018  б/н; 

от ответчика - администрации: <...>, доверенность от 12.04.2019 № 1-3/911;  

от заинтересованного лица – МУП «Некрополь»:  <...>, доверенность от 19.11.2019 № 14;

от заинтересованного лица -  ИП Казазаевой А.Б. (далее-предприниматель) 

 

УСТАНОВИЛА:       

Приморским  УФАС России  получено  заявление   ПАО «Стикс П» (далее-Общество)    от  03.06.2019  вх. №  4513,  указывающие о том, что МУПВ «Некрополь» (далее также –предприятие),  наделенное  властными полномочиями  и имеющее привилегированное  положение на товарном рынке, препятствует в осуществлении   деятельности по организации похорон (по оказанию ритуальных услуг) по договорам с гражданами на общественных кладбищах г. Владивостока, что, по мнению Общества ,  противоречит статье 15 Закона о защите конкуренции.

  По результатам рассмотрения указанного заявления были выявлены  признаки нарушения администрацией г. Владивостока  части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  выразившегося в незаконном наделении предприятия функцией органа местного самоуправления по  ведению дел на общественных кладбищах  г. Владивостока,  создавшим реальную  угрозу конкуренции на товарном рынке  оказания услуг по погребению (ритуальных услуг) в границах Владивостокского городского округа  в  ввиду того, что  предприятие, являющееся хозяйствующим субъектом, поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по организации похорон, так как их деятельность по оказанию указанных услуг  поставлена в зависимость от принятия  властно-распорядительных  решений должностными лицами  предприятия, состоящего с ними в конкурентных отношениях.

В связи с этим на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции администрации было выдано предупреждение от 02.09.2019 исх. № 7936/08 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства,  а именно   о необходимости принятия   в срок до 4 октября 2019 года  мер по прекращению  выполнения МУПВ «Некрополь» функции (полномочий) по ведению дел на общественных кладбищах г.  Владивостока,  включающей    прием  заявок на погребение,  предоставление  (выделение) участков  для захоронения,  выдачу  разрешений на захоронение,  осуществление регистрационно-учетной работы,  выполнение контрольных функций и  др. и   передаче  указанной функции (полномочий) для ее выполнения уполномоченному органу администрации. 

Администрация предупреждение  не выполнила, в обоснование письмом  от 20.09.2019 № 11571д  указала, что  предприятие  осуществляет деятельность по организации ритуальных услуг в соответствии с нормами действующего законодательства, исполнение предупреждения повлечет нарушение норм действующего законодательства и невозможность реализации органом местного самоуправления своих полномочий по организации ритуальных услуг на территории Владивостокского городского округа.

 В связи с невыполнением предупреждения  Приморское УФАС России на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  возбудило   дело  №   025/01/15-861/2019 по признакам нарушения администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта МУПВ «Некрополь» (далее - предприятие), получившего статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, функцией органа местного самоуправления по  ведению дел (управлению делами)  на общественных кладбищах  г. Владивостока  (по принятию  решений об отводе земельных участков для захоронения, о  выдаче разрешений на захоронение,  по приему заявок на захоронение,  ведению учетно- регистрационной  и контрольной работы),  и непринятии мер по прекращению в установленном порядке  выполнения предприятием   указанной функции (полномочий),  что  ограничило конкуренцию и создало реальную  угрозу конкуренции на товарном рынке  оказания услуг по погребению (ритуальных услуг) в границах Владивостокского городского округа, так как   предприятию,  состоящему в  конкурентных  отношениях с другими  хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по организации похорон (по оказанию ритуальных услуг), предоставлены  преимущественные условия деятельности на указанном товарном рынке,  в том числе ввиду того, что деятельность указанных хозяйствующих субъектов на территории  городских общественных кладбищ поставлена в зависимость от  принятия предприятием (его должностными лицами) властно-распорядительных решений. 

На рассмотрении дела представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении, указав, что специализированная служба создается для предоставления гарантированного перечня услуг по погребению, а не для осуществления  полномочий по ведению дел на общественных кладбищах, не для принятия властных решений в  отношении других участников рынка. 

Доводы заявителя поддержаны   предпринимателем, который привлечен к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица в связи с подачей в антимонопольное управление аналогичного заявления о препятствовании МУПВ «Некрополь» в осуществлении деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

Представитель ответчика считает, что отсутствует  вменяемое администрации нарушение  антимонопольного  законодательства, в обоснование, ссылаясь на нормы  Федерального закона  от 12.01.1996 № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле»  и   МПА г. Владивостока от 07.02.2006 № 3-МПА «Положение об организации и содержании мест  захоронения в г. Владивостоке» (далее-Положение),  указывает, что действия, направленные на передачу хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления, не могут рассматриваться как противоречащие положениям действующего законодательства, так как создание специализированной службы по вопросам похоронного дела относится к  исключительным полномочиям администрации, МУПВ «Некрополь», являясь специализированной службой по вопросам похоронного дела, обладает исключительным правом  на осуществление  деятельности, связанной с погребением. В материалы дела представлены  письменные пояснения от 30.1.2019 № 69, в полном объеме обосновывающие позицию администрации.

Представитель  предприятия в полном объеме поддержал  доводы администрации.

 Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства   Комиссией подготовлено и направлено лицам, участвующим в деле, заключение об обстоятельствах дела.

 До окончания рассмотрения дела и оглашения резолютивной части решения  заявитель ПАО «Стикс П» и заинтересованное лицо предприниматель представили письменное пояснение (отзыв) в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Как  указывают ПАО «Стикс П» и предприниматель в пояснениях (отзыве) в отношении  обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, выводы Комиссии являются законными и обоснованными, полностью соответствуют сложившейся ситуации на рынке ритуальных услуг г. Владивостока, основываются на достоверных фактах и полностью отражают допущенное администрацией нарушение антимонопольного законодательства. МУПВ «Некрополь», являющееся специализированной службой по вопросам похоронного дела, а также оказывающее ритуальные услуги гражданам на коммерческой основе, наделено функцией и полномочиями органа местного самоуправления, что поставило  его в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по организации похорон. Имея властно-распорядительные полномочия по администрированию кладбищ г. Владивостока, право приема заявок на погребение, выдачу разрешений на захоронение, осуществление регистрационно-учетной работы, выполнение контрольных функций, МУПВ «Некрополь» имеет неограниченные привилегии в осуществлении похоронных услуг. Наделение МУПВ  вышеуказанными полномочиями не предусмотрено федеральным законодательством РФ, создает угрозу конкуренции. Согласно пункту 1 и 2 статьи 9 Федерального закона о погребении специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению. Действия администрации по преобразованию  МУПВ «Некрополь»   в  регулятора рынка ритуальных услуг противоречит целям, для которых создаются специализированные службы по вопросам похоронного дела. Администрация нарушает пункт 1 статьи 18 Федерального закона о погребении, делегируя предприятию полномочия по ведению дела на общественных кладбищах  г. Владивостока. Администрация игнорирует факты злоупотребления МУПВ своими полномочиями,  выразившихся в притеснении иных участников рынка, что установлено как УФАС, так и органами прокуратуры.   

  Ответчик администрация г. Владивостока и  заинтересованное лицо МУПВ «Некрополь» письменных пояснений, возражений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не представили, свои возражения изложили устно.

  Возражая устно относительно обстоятельств, установленных Комиссией, администрация поддержала доводы,  изложенные ранее при рассмотрении дела,  иных доказательств в  подтверждение своей позиции не представила.

  МУПВ «Некрополь»  поддержало  доводы  администрации относительно  установленных Комиссией обстоятельств в полном объеме.

Комиссия, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела,  установила следующее.    

МУПВ «Некрополь» является организацией, наделенной постановлением администрации от 03.10.2000 № 1836  статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела,  и  одновременно  в соответствии с Положением об организации и содержании мест  захоронения в г. Владивостоке осуществляющей  полномочия  органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на  общественных  городских кладбищах «Лесное», «Морское», «Аякс», «Подножье», «Центральное».  

Кроме того,  согласно пунктам 2.1 и 2.2 устава, утвержденного распоряжением заместителя главы администрации г. Владивостока  от 21.05.2003 № 244, и выписке из ЕГРЮЛ  МУПВ «Некрополь»  является организацией, осуществляющей коммерческую деятельность в сфере похоронного дела - деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03): оказание ритуальных услуг населению, в том числе рытье могил; изготовление, приобретение и реализация погребальных принадлежностей, гробов, венков, одежды, памятников, урн; организация и проведение похоронного и поминальных обрядов; организация транспортного обеспечения ритуальных обрядов и др. 

Следовательно, МУПВ «Некрополь»  является хозяйствующим субъектом, наделенным статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, осуществляющим деятельность  по организации похорон и предоставлению иных связанных с ними  услуг на возмездной основе, и  одновременно выполняющим функцию  (полномочия) местного самоуправления по ведению дел на  указанных кладбищах, что  подтверждается  и  не опровергается  пояснениями  администрации и предприятия. 

Таким образом,   МУПВ «Некрополь» является  организацией,  состоящей в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую  же деятельность,  и при этом наделено  властными организационно - распорядительными полномочиями по ведению дел на общественных городских кладбищах, включающих  прием заявок на захоронение, выдачу разрешений  на захоронение, предоставление мест (участков) для захоронения,  ведение  учетно-регистрационной и контрольной работы.  

Материалами дела подтверждается, что от решений, принятых МУПВ «Некрополь»,  зависит осуществление иными хозяйствующими субъектами, состоящими в конкурентных отношениях с предприятием,  деятельность  по оказанию ритуальных услуг (услуг по  погребению) на общественных кладбищах г. Владивостока. 

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции  содержит прямой запрет   на наделение  хозяйствующих субъектов функциями и правами (полномочиями) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления (далее - органы власти), за исключением случаев, установленных федеральным законом, Указом Президента, постановлением Правительства РФ.  

 Состав нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют два обстоятельства: наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями)  органа власти и такое наделение является незаконным,  то есть не предусмотренным федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ.

 В отличие от части  1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая  содержит условие о необходимости установления влияния на конкуренцию незаконных действий органов власти,  для признания действий  органов власти, нарушающими часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется  установление (доказывание) влияния на конкуренцию незаконного наделения хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями)  органа власти, из чего следует, что запрет на незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами (полномочиями) органа власти, установленное данной нормой, является безусловным.

Вместе с тем, данная норма введена в связи с тем, то нарушение этого запрета создает или может создавать реальную угрозу конкуренции, поскольку   хозяйствующий субъект, наделенный функциями органа власти, получает преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, что и указанный хозяйствующий субъект.

Исходя из этого, для признания в действиях органов власти  нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  подлежит установлению (доказыванию)   незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями)  органа власти.  

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального  закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к  полномочиям органов местного самоуправления  городского округа отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. 

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие с 1 января 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 551-ст и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность  исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги  (пункт 2.1.4).

Отношения, связанные с организацией ритуальных услуг, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее также - Закон о погребении, Закон № 8-ФЗ), в связи с чем действия органов местного самоуправления  в сфере организации ритуальных услуг должны соответствовать нормам  настоящего закона.   

Согласно  пунктам 1 и 2 статьи 25, статьи 29 Закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.  

Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит  понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: "специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших".

В соответствии с   пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения;  2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Пунктом 2 стати 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

 Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении  установлено, что стоимость услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела возмещается   за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Из положений статей 9 и 10 вышеупомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы,  федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не запрещает  выполнение  данной деятельности (деятельности по погребению)  другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории городского округа мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению городских округов  вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона  N 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ).

Анализ приведенных законоположений  приводит к  заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании  специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право  выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в сфере похоронного дела.

Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении  договора, в том числе по оказанию услуги по погребению умершего.

Статьей 6 Федерального закона N 8-ФЗ указано, что в случае мотивированного отказа кого-либо из лиц, указанных в волеизъявлении умершего, от исполнения его волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществлять погребение, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

По смыслу статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ в случае отсутствия перечисленных  в этой норме лиц или невозможности ими осуществить погребение, а также погребение умерших на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел их личности и погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с выполнением гарантированного перечня услуг по погребению.

Таким образом, обязанность по погребению указанных умерших при отсутствии лиц  (в том числе организаций и индивидуальных предпринимателей), которые взяли бы на себя осуществление погребения, возлагается на специализированные службы по вопросам похоронного дела.

 Из совокупного применения перечисленных норм следует, что   специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления  исключительно в  целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умерших, личность которых не установлена (невостребованных и безродных), и оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размерах социального пособия на погребение с последующим   возмещением   специализированной службе   расходов из бюджета по каждому факту захоронения.   

Никакие иные функции  и права (полномочия) не могут быть возложены на специализированные службы. 

Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Исходя из общепринятого (общепризнанного) понятия, слово «ведение»  означает заведование, руководство, управление, администрирование, т.е. осуществление  властных организационно-распорядительных или контрольных полномочий,    принятие властных решений, имеющих значение для других лиц, которое  предусматривает, в том числе  ведение учетно-разрешительной  и иной  работы в отношении объекта  заведования, управления.  

 Таким образом,  в соответствии с  пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении  выполнение  функции администратора кладбищ, осуществляющего ведение дел, то есть осуществление властных организационно-распорядительных и (или) контрольных полномочий,    принятие  властных решений, имеющих значение для других лиц,  которое   включает   выделение  земельных участков для захоронения, оформление  заявок на  захоронение,  выдачу разрешений на захоронение и справок,  ведение учета захоронений, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища,  контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбища, а также решение вопроса содержания  кладбищ относится исключительно к функции (полномочиям) органа местного самоуправления - администрации.   

  Исходя из системного толкования норм Закона о погребении, специализированная служба  по вопросам похоронного дела  принимает решение о захоронении в случае предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе за счет последующего возмещения расходов из соответствующего бюджета.   

Таким образом,  наделение хозяйствующего субъекта   МУПВ «Некрополь», являющегося одновременно специализированной службой по вопросам похоронного дела  и   осуществляющего деятельность по организации похорон (оказанию ритуальных услуг) на возмездной основе функцией (полномочиями)  органа местного самоуправления по  ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа является незаконным, не соответствующим Закону о погребении.

Комиссия отклоняет  доводы  администрации и   МУПВ «Некрополь», в том числе ссылку на муниципальный правовой акт № 3-МПА, как противоречащие   Закону о погребении,  так  как настоящим федеральным законом не предусмотрено, что хозяйствующий субъект, созданный для выполнения функции специализированной службы  по  предоставлению  гарантированного  перечня услуг по погребению   за счет бюджетных средств  при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность по захоронению,  или наделенный статусом специализированной службы, может наделяться исключительным правом на осуществление деятельности по погребению на возмездной основе и хозяйничать (управлять делами) на общественных кладбищах,  принимая   властные решения, от которых зависит деятельность по погребению и предоставлению связанных с ним услуг   иных хозяйствующих субъектов.   

Обоснованность позиции Приморского УФАС России  подтверждена судебной практикой (судебными актами: Апелляционным определением Судебной коллегии по административным дела ВС РФ от 25.07.2018  № 9-АПГ18-9; Определением ВС РФ от 27.04.2017 № 301-КГ17-4039;  Определение ВС РФ от 22.01.2019 № 304-КГ18-23409; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2013 по делу  № А53-3751/2012,Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010, постановление Президиума ВАСРФ от 23.09.2008 № 12027/07 по делу № А33-9227/2006 и др.).

При указанных обстоятельствах наделение МУП «Некрополь» функцией и правами (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению,  руководством делами) на кладбищах  не соответствует  части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции

В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Приказом ФАС России  от 28 апреля 2010  года  № 220,  установлено, что продуктовые  границы исследуемого товарного рынка   -   оказание   услуг по погребению  и иных связанных с ним   услуг (организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, предоставление услуг по погребению),  географические границы товарного рынка  определяются территорией  г. Владивостока,  временной  интервал исследования –  с  апреля 2019  года  (с  момента  фиксации фактов препятствования со стороны  МУПВ «Некрополь» в осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами) до настоящего времени.

Наделение хозяйствующего субъекта МУП «Некрополь» функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах  городского округа  и  непринятие мер по прекращению выполнения предприятием указанной функции ограничил конкуренцию, так как такому хозяйствующему субъекту предоставлены преимущественные условия деятельности  на   товарном рынке по оказанию   услуг по погребению и связанных с ним услуг (по оказанию ритуальных услуг) в географических границах г. Владивостока,  в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке  поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.  

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии факта нарушения  администрацией  части  3 статьи 15 Закона о защите  конкуренции,  выразившегося  в  непринятии мер  по прекращению  осуществления  хозяйствующим субъектом МУПВ «Некрополь» (далее-предприятие) функции (полномочий) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах, то есть по осуществлению  властных организационно-распорядительных и   контрольных полномочий,  включающих  прием заявок на захоронение,  выдачу разрешений  на захоронение,  предоставление мест (участков) для захоронения, ведение  учетно-регистрационной   работы, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища,  контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбищ,  что  ограничило конкуренцию  на товарном  рынке  оказания услуг по погребению и иных связанных с ним (ритуальных услуг) в границах  г. Владивостока,  так   как   предприятию,   состоящему в  конкурентных  отношениях с  иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (по оказанию ритуальных услуг),  предоставлены  преимущественные условия деятельности на территории  городских общественных кладбищ, а деятельность   иных хозяйствующих субъектов на указанном товарном   рынке  поставлена в зависимость от  принятия предприятием (его должностными лицами)  властных организационно-распорядительных решений, то есть  поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего  с ними в конкурентных отношениях. 

Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: 1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии); 2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу; 3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу; 4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия); 5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

Подпунктом «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела и принятия решения   администрацией не  приняты   меры по   прекращению осуществления МУПВ «Некрополь»  функции (полномочий) по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах г. Владивостока  имеются основания для выдачи предписания.

  Руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения администрацией  города Владивостока (Океанский проспект, 20  г. Владивосток, 690091, ОГРН: 1022501302955, ИНН: 2504001783) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в непринятии мер  по прекращению  осуществления  хозяйствующим субъектом МУПВ «Некрополь» (далее-предприятие)  функции (полномочий) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах, то есть по  выполнению  властных организационно-распорядительных и   контрольных полномочий,  включающих  прием заявок на захоронение,  выдачу разрешений  на захоронение,  предоставление мест (участков) для захоронения, ведение  учетно-регистрационной   работы, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища,  контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбищ,  что  ограничило конкуренцию  на товарном  рынке  оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг) в границах г. Владивостока,  так  как   предприятию,   состоящему  в  конкурентных  отношениях с  иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (по оказанию ритуальных услуг), предоставлены  преимущественные условия деятельности на территории  городских общественных кладбищ, а деятельность   иных хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке  поставлена в зависимость от  принятия предприятием (его должностными лицами)  властных организационно-распорядительных решений, то есть  поставлена в зависимость от  волеизъявления лица, состоящего  с ними в конкурентных отношениях. 

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела,  предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется

3.  Выдать администрации города Владивостока обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение (восстановление)  конкуренции на товарном  рынке  оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг) в границах г. Владивостока,  а  именно о  принятии мер по прекращению  осуществления  хозяйствующим  субъектом МУПВ «Некрополь» (далее-предприятие)  функции (полномочий) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах,  то есть по  выполнению  предприятием властных организационно-распорядительных и контрольных полномочий,  включающих  прием заявок на захоронение,  выдачу разрешений  на захоронение,  предоставление мест (участков) для захоронения, ведение  учетно-регистрационной   работы, определение режима  работы кладбищ и порядка въезда на кладбища,  контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбищ и др.,  и   осуществлению указанной функции (полномочий) органом местного самоуправления (администрацией)   в срок до 20 февраля  2020 года.  

 

Председатель Комиссии                                                                     <...>                                           

Члены  Комиссии:                                                                               <...>

                                                                                                               <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны