Решение №8762/08-4 Решение по делу № 025/01/15-5/2019 от 3 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главе администрации Надеждинского   муниципального района

<...>

ул. Пушкина, д. 59 А

с. Вольно-Надеждинское,  692481

 

ИП Хардину Александру Юрьевичу  

 

Директору

ООО «Надеждинская  ритуальная

компания »

<...>

ул. Пушкина, д. 32

с. Вольно-Надеждинское, 692481   

 

Хозяйствующим субъектам (ритуальным компаниям) по списку

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток                                                            Дело № 025/01/15-5/2019

 

Резолютивная часть решения объявлена:  2 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен:  3 октября   2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  председателя Комиссии  <...> -   заместителя руководителя управления;  членов Комиссии:  <...> -  начальника  отдела контроля органов власти;  <...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства; <...> – специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №25/01/15-5/2019 по признакам нарушения администрацией Надеждинского муниципального района (далее-администрация, ОГРН: 1022501062088, ИНН: 2521001247, 692481 с. Вольно-Надеждинское, ул. Пушкина, д. 59А) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции),

в  присутствии на заседании заявителя ИП Хардина А.Ю., в отсутствии ответчика - администрации и заинтересованных лиц ООО «Надеждинская ритуальная служба», ИП Федорова Б.Ф., ООО  «Компания «Ритуальных услуг Успокоение», ИП Глушак О.М., ИП Домниной Е.Н., надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела

УСТАНОВИЛА:    

В  Приморское УФАС России поступило  обращение   индивидуального предпринимателя Хардина А.Ю. от 24.12.2018  вх. №11328 о нарушении   администрацией Надеждинского муниципального района (далее-администрация)  антимонопольного законодательства в сфере организации ритуальных услуг на территории муниципального района, в частности о нарушении антимонопольного законодательства при наделении  ООО «Надеждинская ритуальная компания» функцией (полномочиями) специализированной службы по вопросам похоронного дела и   ведению дел на кладбищах муниципального района. 

Из обращения следует, что  поводом к обращению  ИП Хардина А.Ю., осуществляющего деятельность по организации похорон на территории  Надежинского муниципального района, в антимонопольное управление послужил отказ ИП Глушак О.М., с которым ООО «Надеждинская ритуальная служба» заключен договор, в  выдаче ему разрешения на захоронение на кладбище в п. Тавричанка и понуждение заказывать весь перечень услуг, связанных с погребением, что создало   препятствование в оказании ритуальных услуг и  получении дохода. 

Приморским УФАС России по результатам рассмотрения указанного  обращения    были  выявлены признаки нарушения администрацией  части  3 статьи 15 Закона о защите конкуренции,   выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта ООО «Надеждинская  ритуальная служба», получившего статус специализированной службы, функцией (полномочиями)  органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных  кладбищах (по принятию решений об отводе земельных участков для захоронения, о  выдаче разрешений на захоронение, о регистрации захоронений,  о  выдаче удостоверений о захоронении и др.) и их содержанию,  что привело к ограничению конкуренции и создало реальную угрозу конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Надеждинского  муниципального района, так как  хозяйствующему субъекту ООО «Надеждинская ритуальная служба» предоставлены преимущественные условия деятельности  на  указанном товарном рынке, в том числе  ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги, на территории общественных кладбищ муниципального района поставлена в зависимость от принятия соответствующих решений  лицом,  состоящим  с ними в конкурентных отношениях. 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции   администрации было выдано предупреждение  от  08.02.2019 № 1100/08 о необходимости  в срок до  15 марта 2019 года  прекращения действия, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства,    следующим путем:  принятия мер по передаче  функции (полномочий) по ведению дел на общественных кладбищах Надеждинского муниципального района, а именно: по содержанию муниципальных общественных кладбищ;  по принятию решений об отводе земельных участков для захоронения, о  выдаче разрешений на захоронение, о регистрации захоронений, о  выдаче удостоверений о захоронении  и др. от  ООО «Надеждинская ритуальная служба», являющегося специализированной службой, непосредственно администрации и  осуществления указанных полномочий администрацией (ее структурным подразделением) либо муниципальным казенным учреждением. 

Администрация предупреждение не выполнила. Письмом от 15.03.2019 № 2575 (вх. № 2193 от 18.03.2019) сообщила, что предупреждение рассмотрено, однако администрация, ссылаясь на   договоры от 28.03.2018 № 18 и № 19, заключенные по результатам конкурсов, считает наделение хозяйствующего субъекта  ООО «Надеждинская ритуальная компания» указанными функциями (полномочиями)  законным, в обоснование  указывает, что  орган местного самоуправления не наделен  функцией по ведению дела на кладбищах, эти функции (полномочия)   осуществляются в рамках выполнения работ по содержанию  кладбищ. 

В связи с невыполнением предупреждения Приморское  УФАС России  на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции возбудило дело  № 025/01/15-5/2019 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.    

ООО «Надеждинская ритуальная компания»  в письменных пояснениях указывает, что полномочия, в частности выдача разрешений на захоронение, справок о произведенных захоронениях, ведение журнала учета захоронений и приема заявок выполняются в соответствии с договорами от  28.03.2018  № 18 и № 19, заключенными по результатам конкурса. В рамках указанных договоров заключен договор от 02.04.2019 № 001/2018,   в соответствии с которым ИП Глушак О.М. принял на себя обязательства по обеспечению надлежащей  работы кладбищ на территории Тавричанского сельского поселения – п.  Девятый Вал, п. Тавричанка, п. Давыдовка.

ИП Глушак О.М. в  письменных пояснениях указывает, что выдает разрешения на захоронение на  кладбищах Тавричанского сельского поселения в соответствии с заключенным с ООО «Надеждинская ритуальная служба договором от 02.04.2018   № 001/2018, считает, что ее действия являются законными и обоснованными, а у предпринимателя Хардина А.Ю. отсутствует право на осуществление  деятельности по оказанию ритуальных услуг.  

ИП Федоров Б.Ф. (фирма «Стелла») на запрос Приморского УФАС России пояснил, что  с ООО «Надеждинская ритуальная служба» заключен договор на выполнение работ и услуг по содержанию  и эксплуатации кладбищ, расположенных на территории  Надеждинского сельского поселения,  в рамках которого  выполняется множество обязанностей за свой счет при этом за  каждое разрешение и регистрацию захоронения ООО «Надеждинская ритуальная служба» вносится сбор в размере  1500 рублей.

ООО  «Компания «Ритуальных услуг Успокоение», ИП Домнина Е.Н. пояснения в материалы дела не представили. 

Комиссия, исследовав материалы дела, изучив пояснения заявителя и ответчика, установила следующее.

Администрация по результатам конкурса, проведенного 14.03.2018, заключила договор от 28 марта 2018 года № 18,  из содержания которого следует, что ООО «Надеждинская ритуальная служба» наделена полномочиями по обеспечению содержания кладбищ  Надеждинского муниципального района, расположенных:  в с. Вольно-Надеждинское, с. Кипарисово-2, п. Соловей Ключ, п. Таежный (территория Надеждинского сельского поселения); п. Раздольное 4-е отделение совхоза «Раздольненский», п. Тимофеевка, п. Алексеевка, св. Нежино, п. Городечное, п. Оленевод, п. тихий, с. Тереховка, ж/д станция Барановский (территория раздольненского сельског поселения); п. Девятый Вал, п. Тавричанка, п. Давыдовка (территория Тавричанского сельского поселения), в состав которых входит не только выполнение работ по благоустройству и уборке кладбищ, но и обеспечение работы кладбищ, в том числе общественного порядка на кладбищах,  соблюдения правил посещения кладбищ и движения транспортных средств на территории кладбищ. 

  Администрация по результатам конкурса, проведенного 14.03.2018, также заключила договор от 28 марта 2018 года № 19, которым ООО «Надеждинская ритуальная служба» была наделена статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Пунктами 3.6, 3.7. и 3.8 договора № 19  ООО «Надеждинская ритуальная служба»  была наделена полномочиями по выдаче разрешений на захоронение, справок  о произведенных захоронениях или об их отсутствии, ведению журнала учета захоронений и журнала приема заявок.  

 В письме от 18.01.2019 № 269 администрация указывает, что  ООО «Надеждинская ритуальная служба», наделенная статусом специализированной службы,  на основании пунктов 5.14 и 5.16 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района, принятого решением Думы от 07.04.2015 № 156 осуществляет  отвод участков  для захоронения, который  оформляется письменным разрешением, каждое захоронение регистрируется  специализированной службой в книге регистрации захоронений с указанием номера участка, номера захоронения, фамилии, имени, отчества захороненного, даты захоронения, ФИО и адреса лица, взявшего на себя обязанность по захоронению. 

Наделение полномочиями ООО «Надеждинская  ритуальная служба» по отводу земельных участков для захоронения и регистрации захоронений подтверждено администрацией  письмом от 15.03.2019 № 2574 (вх. № 2501 от 29.03.2019).  

Дополнительным соглашением от 29.03.2019 № 1 к договору от 28.03.2018  № 19 из раздела 3 исключены пункты 3.6, 3.7  и 3.8, которыми  ООО «Надеждинская ритуальная служба» наделялась функцией (полномочиями) по ведению дел на кладбищах муниципального района.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2019 по делу   № А51- 26521/2018, вступившим в законную силу, договор от 28.03.2018 № 19, заключенный с ООО «Надеждинская ритуальная служба», признан недействительным.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.05.2019 по делу № А51-4815/2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019, договор от 28.03.2018 № 18, заключенный с ООО «Надеждинская ритуальная служба», признан недействительным.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами (полномочиями) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления (далее - органы власти), за исключением случаев, установленных федеральным законом, Указом Президента, постановлением Правительства РФ.  

 Состав нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют два обстоятельства: наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями)  органа власти и такое наделение является незаконным, не предусмотренным федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ.

 В отличие от части  1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая  содержит условие о необходимости установления влияния на конкуренцию незаконных действий органов власти,  для признания действий  органов власти, нарушающими часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется  установление (доказывание) влияния на конкуренцию незаконного наделения хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями)  органа власти, из чего следует, что запрет на незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами (полномочиями) органа власти, установленное данной нормой, является безусловным.

Вместе с тем, данная норма введена в связи с тем, то нарушение этого запрета создает или может создавать реальную угрозу конкуренции, поскольку  хозяйствующий субъект, наделенный функциями органа власти, получает преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, что и указанный хозяйствующий субъект.

Исходя из этого, для признания в действиях органов власти  нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  подлежит установлению (доказыванию) незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями)  органа власти.  

Пунктом  17  части 1 статьи 15 Федерального  закона от 06.10.2003   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что вопросы содержания на территории муниципального района  межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг   отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.  

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие с 1 января 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 551-ст и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги  (пункт 2.1.4).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее- Закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Согласно  пунктам 1 и 2 статьи 25, статьи 29 Закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами. 

Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: "специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших".

В соответствии с   пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения;    2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Пунктом 2 стати 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

 Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении  установлено, что стоимость услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела возмещается   за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

 Из положений статей 9 и 10 вышеупомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности  возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ).

Анализ приведенных законоположений  приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в том числе по оказанию услуги по погребению умершего.

Статьей 6  Федерального закона N 8-ФЗ указано, что в случае мотивированного отказа кого-либо из лиц, указанных в волеизъявлении умершего, от исполнения его волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществлять погребение, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

По смыслу статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ в случае отсутствия перечисленных в этой норме лиц или невозможности ими осуществить погребение, а также погребение умерших на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел их личности и погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с выполнением гарантированного перечня услуг по погребению.

Таким образом, обязанность по погребению указанных умерших при отсутствии лиц (в том числе организаций и индивидуальных предпринимателей), которые взяли бы на себя осуществление погребения, возлагается на специализированные службы по вопросам похоронного дела.

 Из совокупного применения перечисленных норм следует, что   специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления в  целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умерших, личность которых не установлена (невостребованных и безродных), и оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размерах социального пособия на погребение. При этом специализированной службе возмещаются расходы из бюджета по каждому факту захоронения. 

  Никакие иные функции, полномочия  не   могут быть возложены на специализированные службы  по вопросам похоронного дела.   

Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Исходя из общепринятого (общепризнанного) понятия, слово «ведение» означает заведование, руководство, управление, администрирование, т.е. осуществление властных организационно-распорядительных или контрольных полномочий,  принятие властных решений, имеющих значение для других лиц, которое  предусматривает, в том числе   ведение учетно-разрешительной  и иной  работы в отношении объекта  заведования, управления.   

Таким образом,  в соответствии с  пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении выполнение функции администратора кладбищ, осуществляющего ведение дел, то есть осуществление властных организационно-распорядительных и (или) контрольных полномочий,    принятие властных решений, имеющих значение для других лиц, которое  предусматривает, в том числе   ведение учетно-разрешительную работу, на общественном кладбище, относится исключительно к полномочиям органа местного самоуправления.

 Исходя из системного  толкования норм Закона о погребении, специализированная служба по вопросам похоронного дела принимает решение о захоронении в случае предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе за счет последующего возмещения расходов из соответствующего бюджета.

Как следует из материалов дела, ООО «Надеждинская ритуальная служба»     является хозяйствующим субъектом, осуществляющим согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории Надеждинского муниципального района.

 Исходя из этого, ООО «Надеждинская ритуальная служба» является  хозяйствующим субъектом, состоящим в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими  такую же деятельность на территории муниципального района.  

Материалами дела  подтверждается, что ООО «Надеждинская ритуальная компания» одновременно осуществляет функцию (полномочия) по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах муниципального района.    

Наделение администрацией  хозяйствующего субъекта ООО «Надеждинская ритуальная служба», выполняющего полномочия  специализированной службы по вопросам похоронного дела, функцией по ведению дел на кладбище (по содержанию муниципальных общественных кладбищ;  по принятию решений об отводе земельных участков для захоронения, о  выдаче разрешений на захоронение, о регистрации захоронений, о  выдаче удостоверений о захоронении  и др.)  не соответствует пункту  17  части 1 статьи 15 Федерального  закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 статьи 18  Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", то есть является незаконным.

При указанных обстоятельствах наделение специализированной службы,   функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел на общественных кладбищах муниципального района (по согласованию работ по благоустройству мест захоронения, высадке деревьев; по содержанию муниципальных общественных кладбищ; по отводу земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение; по регистрации захоронений в книге регистрации захоронений; по выдаче удостоверений о захоронении;  по решению вопросов  перерегистрации захоронений) является нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 Обоснованность позиции Приморского УФАС России  подтверждена судебной практикой (судебными актами: Апелляционным определением Судебной коллегии по административным дела ВС РФ от 25.07.2018   № 9-АПГ18-9; Определением ВС РФ от 27.04.2017 № 301-КГ17-4039;  Определение ВС РФ от 22.01.2019 № 304-КГ18-23409; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2013 по делу  № А53-3751/2012,Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010, постановление Президиума ВАСРФ от 23.09.2008 № 12027/07 по делу № А33-9227/2006 и др.).

В  результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Приказом ФАС России  от 28 апреля 2010 года № 220, установлено, что продуктовые  границы исследуемого товарного рынка  -   оказание ритуальных услуг и иных связанных с ними   услуг (организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, предоставление услуг по погребению), географические границы товарного рынка  определяются территорией Надеждинского муниципального района,    временной интервал исследования –  с 28.03.2018  до  29.03.2019    

Наделение хозяйствующего субъекта, в том числе выполняющего функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела, функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах муниципального района ограничило конкуренцию, создало реальную угрозу конкуренции, так как   хозяйствующему субъекту ООО «Надеждинская ритуальная служба» предоставлены преимущественные условия деятельности  на   товарном рынке по оказанию ритуальных услуг и связанных с ними услуг (по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг,  предоставлению услуг по погребению) в географических границах Надеждинского муниципального района, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего  с ними в конкурентных отношениях.   

Ссылка администрации на  Положение   об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района, принятого решением Думы от 07.04.2015 № 156, Комиссией отклоняется в силу противоречия указанного  МПА  Федеральному закону от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле."

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии факта нарушения  администрацией  части 3 статьи 15 Закона о защите  конкуренции, выразившегося  в наделении хозяйствующего субъекта ООО «Надеждинская ритуальная служба», выполняющего функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела, функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах муниципального района, и непринятии мер до 29.03.2019 по прекращению осуществления ООО «Надеждинская ритуальная служба» указанной функции, что ограничило конкуренцию (создало реальную угрозу конкуренции), так  как   хозяйствующему субъекту ООО «Надеждинская ритуальная служба»  в период с 28.03.2018 по 29.03.2019 были предоставлены преимущественные условия деятельности  на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг и связанных с ними услуг (по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг,  предоставлению услуг по погребению) в географических границах Надеждинского муниципального района, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ  была поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего  с ними в конкурентных отношениях.  

Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: 1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии); 2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу; 3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу; 4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия); 5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

   В связи с тем, что на момент принятия настоящего решения  дополнительным соглашением от 29.03.2019 № 1 к договору от 28.03.2019 № 19, признанием в судебном порядке договоров от 28.03.2018 № 18 и № 19 недействительными прекращено  осуществление  ООО «Надеждинская ритуальная служба»  функции по ведению (управлению делами) дел на общественных кладбищах муниципального района, Комиссия считает, что основания  для выдачи предписания отсутствует.   

  Руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать факт нарушения администрацией Надеждинского муниципального района (далее-администрация, ОГРН: 1022501062088, ИНН: 2521001247, 692481 с. Вольно-Надеждинское, ул. Пушкина, д. 59А)   части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта ООО «Надеждинская ритуальная служба», выполняющего  функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела,  функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах муниципального района и непринятии до 29.03.2019 мер по прекращению осуществления хозяйствующим субъектом  ООО «Надеждинская ритуальная служба» указанной  функции (полномочий), что во временной период  с 28.03.2018 по 29.03.2019 ограничило конкуренцию, создало реальную угрозу конкуренции, так  как   хозяйствующему субъекту ООО «Надеждинская ритуальная служба» были предоставлены преимущественные условия деятельности  на товарном рынке по оказанию ритуальных услуг и связанных с ними услуг (по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг,  предоставлению услуг по погребению) в географических границах Надеждинского муниципального района, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ  была поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего  с ними в конкурентных отношениях.  

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела,  предусмотренных   статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется

3. Основания для выдачи предписания не имеется  

 

Председатель Комиссии                                              <...>                            

Члены  Комиссии:                                                        <...>

                                                                                       <...>

                                                                                      <...>                                  

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны