Решение №894/06-3 Решение по делу № 025/05/5-980/2019 от 6 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Парацельс»

ул. Новоивановская, д. 4А,

г. Владивосток, 690005

e-mail: paracels.vl@mail.ru

 

<...>

<...>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 025/05/5-980/2019

 

21 января 2020 года                                                                              г. Владивосток

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <...> - руководитель;

члены Комиссии: – <...> – начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы, рассмотрев 21.01.2020 дело № 025/05/5-980/2019, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Парацельс» (ОГРН 1072536010623; ИНН/КПП 2536190572/253601001) (далее – ООО «Парацельс»; Общество) по факту распространения рекламной информации с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии сторон по делу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.09.2019 и 23.09.2019, в Приморское УФАС России, поступили заявления <...> (вх. № 7183) и <...> (вх. № 7585) относительно распространения на территории г. Владивостока медицинской клиникой «Парацельс» информации с признаками нарушения требований ФЗ «О рекламе».

В своих обращениях заявители сообщают, что вблизи ул. Новоивановская, д. 19, со стороны ул. Светланская и по пр-т 100 лет Владивостоку (Некрасовский путепровод) медицинской клиникой «Парацельс» размещена рекламная информация, в содержательной части которой указано: «Не пугай бабье лето, сходи к гинекологу».

Распространяемая рекламная информация, по мнению <...>, является непристойной и постыдной, учитывая, рядом располагается общеобразовательная школа № 22 и библиотека № 4.

По мнению заявителя <...>, распространяемая рекламная информация, является дискриминирующей, а также является не приемлемой для размещения, поскольку, размещение на рекламных щитах рекламы – отражает «лицо города».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии  с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, рекламная информация, распространяемая медицинской клиникой «Парацельс» является не этичной, поскольку выражение «Не пугай бабье лето, сходи к гинекологу» приводит к выводу о том, что те, кто не сходил к гинекологу, «пугают» такой сезон, как «бабье лето».

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара или услуги и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально; оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена наружным способом (на рекламной конструкции), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования неопределенного круга лиц. Объектом рекламирования является деятельность медицинской клиники.

Приморским УФАС России, актами фиксации размещенной информации от 10.09.2019, в ходе рейда по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, были зафиксированы размещённые вышеописанные рекламные информации посредством фото-фиксации и составлены соответствующие акты: в близи ул. Новоивановская, 19, со стороны ул. Светланская, а также ориентировочно по проспекту 100 лет Владивостоку на разделительной полосе автомобильной дороги вблизи дома № 28 «Б» по направлению в город.

В размещенной информации указан медицинский центр «Парацельс», который расположен по адресу: ул. Новоивановская д. 4А. Деятельность в котором, согласно имеющимся сведениям, осуществляет ООО «Парацельс».

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением Приморского УФАС России от 23.10.2019 (исх. № 9299/06-3 от 23.10.2019) в отношении ООО «Парацельс» было возбуждено дело  № 025/05/5-980/2019 по признакам нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела № 025/05/5-1201/2019 было назначено на 20.11.2019.

15.11.2019 от Общества в Приморское УФАС России  поступили письменные пояснения (вх. № 9032), в которых ООО «Парацельс» сообщило, что в сентябре 2019 года была размещена рекламная информация со следующим содержанием: «Не пугай бабье лето, сходи к гинекологу!». Данная реклама распространялась с 1 по 30 сентября 2019 года и утверждена заместителем директора ООО «Парацельс» <...>.

Однако, по мнению Общества в рекламной информации «Не пугай бабье лето, сходи к гинекологу!» отсутствуют признаки нарушения указанные в части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Так как вышеназванный рекламный слоган, указывает на наличие в ООО «Парацельс» предусмотренной лицензированной квалифицированной услуги консультации врача акушера-гинеколога, которая может получить каждая женщина, заключив договор об оказании платных медицинских услуг с ООО «Парацельс».

20.11.2019, рассмотрение дела № 025/05/5-980/2019 было отложено на 18.12.2019, в связи с фактическим отсутствием в Приморском УФАС России, в указанную дату, необходимого кворума.

18.12.2019 в день рассмотрения дела № 025/05/5-980/2019 от ООО «Парацельс» прибыли представители <...> по специальной доверенности № 1 от 11.11.2019 и <...>, по специальной доверенности № 2 от 11.11.2019, однако в доверенностях № 1 и № 2 был проставлен срок их действия до 01.12.2019, в связи с этим, полномочия представителей  ООО «Парацельс» были признаны Комиссией ненадлежащими.

С учётом изложенного, определением от 18.12.2019 (исх. № 10896/06-3от 24.12.2019) Комиссия отложила рассмотрение дела на 21.01.2020.

Определение было получено Обществом 30.12.2019 (почтовое извещение № 69009043586000).

Вместе с тем, 21.01.2020 на заседании Комиссии представитель  от ООО «Парацельс» не прибыл, дополнительных документов, либо пояснений по существу вменяемого правонарушения не представил.

26.12.2019 Приморским УФАС России был направлен запрос (исх. № 10987/06) заслуженному эксперту Федеральной антимонопольной службы, заслуженному экономисту Российской Федерации, профессору кафедры государственного и муниципального управления Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета <...>, об экспертном заключении, о соответствии изображения, размещенного на наружной рекламной конструкции требованиям ФЗ «О рекламе».

В представленном экспертном заключении (вх. № 77 от 10.01.2020) указано, рекламный слоган «не пугай бабье лето, сходи к гинекологу!» некорректен, в связи с тем, что в такой формулировке информация адресована неопределенному кругу лиц и вводит потребителей в заблуждение,  в части того, что поход к гинекологу является обязательным условием наступления «бабьего лета», которое у многих ассоциируется с определенным временем года, и наступает как правило в сентябре, независимо от походов к гинекологу. Следовательно, такая информация признается недостоверной рекламой. Текстовая формулировка рекламного слогана, обращенная к неопределенному кругу лиц, может расцениваться как предложение о наличии у всех потребителей рекламы тех или иных заболеваний и если они не сходят к гинекологу, то у них будут серьезные проблемы во время какого-то «бабьего лета».

Вместе с тем, исследовав документы, имеющиеся в материалах настоящего дела, а также представленные письменные пояснения от ООО «Парацельс», Комиссия пришла к выводу, что рекламная информация, размещенная вблизи ул. Новоивановская, д. 19, со стороны ул. Светланская и по пр-т 100 лет Владивостоку на разделительной полосе автомобильной дороги вблизи дома № 28 «Б» по направлению в город со слоганом «не пугай бабье лето, сходи к гинекологу!», с нарушением части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 36 ВФЗ «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается  на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Представители ООО «Парацельс» сообщили в своих письменных пояснениях, что периодом распространения спорной рекламы был период с 1 по 30 сентября 2019 года. Однако, Комиссия отмечает, что информации о демонтаже/снятия/замены с рекламных конструкций спорной рекламной информации в Приморское  УФАС России не поступило. В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать ООО «Парацельс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.1 1.2012 № 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ООО «Парацельс» на рекламных конструкциях, в содержательной части которой указано: «Не пугай бабье лето, сходи к гинекологу!» расположенных в г. Владивостоке близи по ул. Новоивановская, д. 19, со стороны ул. Светланская, а также ориентировочно по проспекту 100 лет Владивостоку на разделительной полосе автомобильной дороги вблизи дома № 28 «Б» по направлению в город, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание ООО «Парацельс» о прекращении нарушения требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 04.02.2020.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                          <...>

 

Члены Комиссии                                                                       <...>

                                        

                                                                                                   <...>

 

 

 

                                                                                                                       

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны