Решение б/н Решение по жалобе ООО «Либерти» от 9 октября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 4 сентября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 6 сентября 2013 г.

дело № 73/08-2013                                                                   

г. Владивосток

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии:

руководитель Приморского УФАС России;

членов Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Либерти» (далее – ООО «Либерти», заявитель),

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «Либерти» на действия Заказчика - ООО «Восточная Стивидорная Компания», Закупочной комиссии при проведении открытого запроса цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923) (далее – Запрос цен).

В своей жалобе заявитель указал следующее.

01.08.2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (www.zalkupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение о проведении Запроса цен.

На официальном сайте Заказчик также разместил следующие технические характеристики поставляемого товара: шины HILO 18/00 R25 PR40.

Как пояснил представитель заявителя, согласно ГОСТу Р 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов по конструкции шины подразделяются на диагональные и радиальные. При этом диагональные шины идентифицируют обозначением «-», а радиальные – обозначением «R» .

Помимо этого, согласно ГОСТу 8430-2003 «Шины пневматические для строительной, дорожной, подъемно-транспортных и рудничных машин» маркировку прочности на диагональных шинах идентифицируют обозначением «PR» или «HC», на радиальных – обозначением «*».

Таким образом, Заказчик в закупочной документации указал о поставке радиальных шин, указав при этом индекс прочности для диагональных шин.

Посчитав, что сведения о характеристике товара, размещенные Заказчиком на официальном сайте, противоречивы, ООО «Либерти» письмом от 08.08.2013 направило на адрес электронной почты, указанный в извещении о проведении Запроса цен, запрос о разъяснении соответствующих положений документации о закупке.

09.08.2013 в адрес ООО «Либерти» поступило разъяснение Заказчика о необходимости поставки шин слойностью три звезды («***»).

Однако ни сам запрос ООО «Либерти» на разъяснение положений документации о закупке, ни разъяснения ООО «Восточная Стивидорная Компания» на официальном сайте Заказчиком опубликовано не было. Что, по мнению заявителя, нарушает требования части 11 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

ООО «Либерти» подготовило и направило заявку на участие в Запросе цен в соответствии с полученными от Заказчика разъяснениями.

Согласно протоколу № З-ТС-2013-47 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок в Запросе цен от 13.08.2013 ООО «Либерти» было отказано в допуске к участию в закупке по причине отсутствия в его предложении требуемой информации о предлагаемом товаре.

Письмом от 19.08.2013 ООО «Либерти» обратилось к Заказчику с запросом о разъяснении конкретных причин отказа обществу в допуске к участию в Запросе цен.

В своем ответе на указанное письмо ООО «Восточная Стивидорная Компания» разъяснило, что ООО «Либерти» было отказано в допуске к участию в Запросе цен, поскольку общество не указало в своей заявке тип и максимальную нагрузку предлагаемых к поставке шин.

По мнению заявителя заявка ООО «Либерти» полностью соответствовала требованиям закупочной документации и составлена в соответствии с разъяснениями Заказчик, в связи с чем считает, что Закупочная комиссия не обоснованно отказала обществу в допуске к участию в Запросе цен.

Ответчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, письменных возражений на жалобу не представил.

На заседании Комиссии представитель ответчика пояснил, что направленное 08.08.2013 письмо ООО «Либерти» не расценивалось Заказчиком как официальный запрос на разъяснение закупочной документации, поскольку направлено оно было посредством электронной почты и носило частный характер.

Поскольку запросы на разъяснение закупочной документации от иных лиц в адрес ООО «Восточная Стивидорная Компания» не поступали, то, посчитав, что положения закупочной документации в полной мере ясны и не требуют дополнительных разъяснений, Заказчик не стал размещать на официальном сайте сведения о поступившем от ООО «Либерти» письме и ответе на него.

Представитель ответчика также пояснил, что для Заказчика не имело значения какие шины диагональные или радиальные будут поставлены. Единственным критерием, имеющим значение для Заказчика, была максимальная нагрузка (прочность) предлагаемых к поставке шин.

Так как заявка ООО «Либерти» не содержала сведений о максимальной нагрузке предлагаемых к поставке шин, то расценив ее как несоответствующую требованиям закупочной документации, Закупочная комиссия отказала обществу в допуске к участию в Запросе цен.

Рассмотрев представленные заявителем и ответчиком материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ООО «Восточная Стивидорная Компания» принадлежит к виду юридического лица, определенному в части 2 статьи 1 Закона о закупках, и при осуществлении закупочной деятельности должен руководствоваться положениями данного закона, который устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО «Восточная Стивидорная Компания» утверждено решением единственного участника Рэйлфлит Холдингз Лимитед 23.01.2013 (далее – Положение о закупках).

На основании Положения о закупках, Заказчиком утверждена документация о Запросе цен.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках определены основополагающие принципы закупки товаров, работ, услуг.

Одним из таких принципов, является принцип информационной открытости закупки, который предполагает доступность для потенциальных участников закупки информации о закупке. Указанный принцип подразумевает обязательность предоставления участникам закупки документации о закупке, разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет в документации о закупке формы, порядок, дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. Комиссией установлено, что документация о Запросе цен таких сведений не содержит.

Учитывая, что право участника закупки на получение разъяснений положений документации о закупке является безусловным, то отсутствие в документации о закупке сведений о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, не может являться препятствием для получения таких разъяснений.

Поскольку иное документацией о закупке не установлено, то Комиссия считает, что любой участник Запроса цен вправе был обратиться к Заказчику за разъяснением положений документации о закупке любым, доступным ему способом, в том числе и посредством электронной почты.

Содержание письма ООО «Либерти» от 08.08.2013 позволяет достоверно установить намерение общества на получение разъяснений положений документации о Запросе цен.

Ответ ООО «Восточная Стивидорная Компания» на указанное письмо содержит разъяснения положений документации о Запросе цен, что Заказчиком не отрицается.    

Отвечая на данное письмо, Заказчик дал разъяснение положений документации о Запросе цен, которое в соответствие с вышеуказанными нормами Закона о закупках должно быть доступно неограниченному кругу лиц. Иное будет противоречить принципу информационной открытости закупки.

Так, в соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течении трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Кроме того, пунктом 2.2.5. Положения о закупках установлено, что «заказчик закупки после получения запроса на разъяснение готовит разъяснение положений документации о закупке, и размещает данные разъяснения на официальном сайте не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня предоставления указанных разъяснений».

Таким образом, обязанность заказчика разместить разъяснения положений документации о закупке предусмотрена как нормами Закона о закупках, так и Положением о закупках.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что, не разместив на официальном сайте сведения о поступившем от                              ООО «Либерти» запросе на разъяснение положений документации о Запросе цен, а также не разместив соответствующие разъяснения, ООО «Восточная Стивидорная Компания» допустило нарушения части 11 статьи 4 Закона о закупках и пункта 2.2.5. Положения о закупках.

Вместе с тем, письмо ООО «Либерти» от 19.08.2013 с запросом к Заказчику о разъяснении конкретных причин отказа обществу в допуске к участию в Запросе цен, по мнению Комиссии, не является запросом о разъяснении положений документации о закупке, поскольку данным письмом заявитель выражает свое несогласие с действиями Закупочной комиссия, а не просит дать разъяснения положений закупочной документации.

В связи с чем, вышеуказанные требования Закона о закупках и Положения о закупках на данный случай не распространяются.

Таким образом, в данной части, доводы ООО «Либерти» являются необоснованными.

Согласно пунктами 1.2.4. и 6.1. Положения о закупках под запросом цен (котировок) Заказчик понимает способ закупки, победителем которой признается участник, предложивший наименьшую цену.

Из указанного, а также из содержания раздела 6 Положения о закупках следует, что единственным критерием оценки заявки участие в закупке, проводимой посредством запроса цен (котировок), является указанная в такой заявке  цена.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора, с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

При этом документация о закупке должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, при разработке документации о закупке, проводимой путем запроса цен, заказчик должен установить конкретные технические, функциональные, качественные характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие его потребностям.

Пунктом 6.9. Положения о закупках установлено, что заявка на участие в запросе цен подлежит отклонению в случае:

-        непредставления документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о проведении запроса котировок;

-        несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о проведении запроса котировок;

-        несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок;

-        несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса котировок;

-        предоставления в составе котировочной заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

Согласно протоколу № З-ТС-2013-47 от 13.08.2013 заявка ООО «Либерти» была отклонена «по причине отсутствия в его предложении требуемой информации о предлагаемом товаре». Как впоследствии пояснил Заказчик, в предложении общества не было указан тип и максимальная нагрузка предлагаемых к поставке шин.

Между тем, извещение о проведении Запроса цен, а также документация о Запросе цен не содержит требований к содержанию информации о предлагаемом товаре, позволяющей определить его соответствие потребностям Заказчика, в том числе требований к такой характеристике как максимальная нагрузка шины.

Из содержания извещения о проведении Запроса цен, а также документация о Запросе цен невозможно однозначно определить какие именно шины отвечают потребностям Заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что предъявляя к заявке ООО «Либерти» требования, не указанные в документации о Запросе цен, а также отказывая ООО «Либерти» в допуске к участию в Запросе цен  по основаниям, не предусмотренным Положением о закупке, Закупочная комиссия ООО «Восточная Стивидорная Компания» нарушила требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и раздела 6 Положения о закупках.

Тем самым, Закупочная комиссия необоснованно отказала ООО «Либерти» в допуске к участию в Запросе цен.

Комиссия принимала решение исходя из представленных заявителем и ответчиком документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, часть 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Либерти» обоснованной.

2. Признать факт нарушения заказчиком - ООО «Восточная Стивидорная Компания» требований части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 2.2.5. Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО «Восточная Стивидорная Компания», утвержденного решением единственного участника Рэйлфлит Холдингз Лимитед 23.01.2013, выразившийся в не размещении на официальном сайте сведений о поступившем от ООО «Либерти» запросе на разъяснение положений документации о запросе цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923), а также в не размещении соответствующих  разъяснений положений документации о запросе цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923).

3. Признать факт нарушения Закупочной комиссией ООО «Восточная Стивидорная Компания» требований части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившийся в предъявлении к заявке ООО «Либерти» требований, не указанных в документации о запросе цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923), а также в отказе ООО «Либерти» в допуске к участию в запросе цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923),  по основаниям, не предусмотренным Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «Восточная Стивидорная Компания», утвержденным решением единственного участника Рэйлфлит Холдингз Лимитед 23.01.2013.

4. Выдать заказчику, Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого запроса цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923).

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 73/08-2013

 

6 сентября 2013 года                                                                             

г. Владивосток

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии:

руководитель Приморского УФАС России;

членов Комиссии:

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей 18.1, статей 23 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.09.2013 по делу № 73/08-2013 по жалобе ООО «Либерти» на действия Заказчика - ООО «Восточная Стивидорная Компания», Закупочной комиссии при проведении открытого запроса цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923),

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

Заказчику –  ООО «Восточная Стивидорная Компания»:

- аннулировать открытый запрос цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923);

- разместить информацию об аннулировании открытого запроса цен (котировок) на поставку шин на ричстакеры KALMAR DRF450-65S5 (извещение № 31300467923) в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- в срок до 24.09.2013 представить в комиссию Приморского УФАС России информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.   

Решение и предписание могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их выдачи  

Связанные организации

Связанные организации не указаны