Решение б/н Решение по делу №34 по заявлению ООО «Октан-групп» в отнош... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток
11 ноября 2008 года
Дело № 34

Резолютивная часть решения объявлена: 28.10.2008
Полный текст решения изготовлен: 11.11.2008

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Таланцев В.И. - руководитель Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев в заседании 28.10.20008 дело № 34 от 14.08.2008,
возбужденное по заявлению ООО «Октан-групп» (ул. Нагорная, 6-1, г. Партизанск, Приморский край, 692853)
в отношении ОАО «Приморнефтепродукт» (ул. Фонтанная, 55, г. Владивосток, 690600) и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ул. Тургенева, 46, г. Хабаровск, 680000)
по признакам нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
при участии:
от ООО «Октан-групп»: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от ОАО «Приморнефтепродукт»: заместитель генерального директора по коммерции А.А. Перехожук (дов. б/н от 03.09.2008), юрист Т.С. Чуднова (дов. № 101-дов/12юр от 06.08.2008);
от ООО «РН-Востокнефтепродукт»: заместитель директора филиала № 4 по коммерческой работе А.И. Слизков (дов. № 206-Д от 25.09.2008), юрисконсульт 1 категории филиала № 4 А.Н. Скурков (дов. № 205-Д от 25.09.2008),

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю из ФАС России (№ АГ/1664-пр от 29.07.2008) поступило обращение директора ООО «Октан-групп» (ул. Нагорная, 6-1, г. Партизанск, Приморский край, 692853) В.И. Кирилюка в Правительство РФ (№ 2008-127146 от 12.06.2008) на действия компании ООО «РН-Востокнефтепродукт», связанные с установлением различных оптовых и розничных цен на нефтепродукты. Также в Управлении неоднократно поступали устные обращения граждан на аналогичные действия ОАО «Приморнефтепродукт».

По данным на 2007 г. преимущественное положение на розничном рынке торговли автомобильным топливом (бензинами и дизельным топливом) в Приморском крае занимают две компании – ОАО «Приморнефтепродукт» (ВИНК «Альянс») - 111 АЗС и филиал 4 ООО «РН-Востокнефтепродукт» (ВИНК «Роснефть») - 30 АЗС.

Остальные продавцы автомобильного топлива в рознице (так называемые «независимые» продавцы) владеют преимущественно от 1 до 4 АЗС (всего – 110 АЗС).

При этом «независимые» продавцы автомобильное топливо оптом покупают преимущественно у ОАО «Приморнефтепродукт» и филиала 4 ООО «РН-Востокнефтепродукт». Иных возможностей для приобретений оптом и мелким оптом топлива практически нет.

В обращении ООО «Октан-групп» также указано, что в 2008 году ОАО «Приморнефтепродукт» и филиал 4 ООО «РН-Востокнефтепродукт» реализовывали бензины и дизельное топливо по оптовой цене превышающей розничную цену на АЗС указанных организаций. Таким образом, «независимые» продавцы топлива, покупая его у данных организаций, вынуждены устанавливать на своих АЗС цены заведомо превышающие цены ОАО «Приморнефтепродукт» и филиала 4 ООО «РН-Востокнефтепродукт». При этом ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» предоставляют своим клиентам различные скидочные программы, что ещё более увеличивает разрыв цен между стоимостью топлива на АЗС «независимых» продавцов и АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт». В результате «независимые» продавцы, покупая топливо по завышенной оптовой цене и устанавливая дополнительно свою наценку (расходы+рентабельность), оказываются в заведомо невыгодном положении, поскольку их цены будут выше цен ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», соответственно, потребитель будет, как правило, выбирать топливо (стандарт которого установлен ГОСТом, что означает потенциально одинаковое качество топлива на всех АЗС), цена которого ниже.

При попытке же конкурировать с ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», «независимым» продавцам для установления сопоставимых цен на топливо в рознице придётся работать в убыток, что в конечном счёте может повлечь банкротство и устранение данных продавцов с рынка и, как следствие, ограничение конкуренции на рынке.

При рассмотрении материалов дела, Комиссия приняла во внимание, что частью 3 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена возможность установления коллективного доминирования нескольких хозяйствующих субъектов при выявлении ряда указанных в законе признаков.

Согласно заключению аналитического отдела ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» коллективно доминируют на рынке розничной реализации нефтепродуктов в Приморском крае со следующими совокупными долями по видам нефтепродуктов:

  • бензин А-76 – 74,1%,
  • бензин АИ-92 – 70,3%,
  • бензин АИ-95 – 80,4%,
  • бензин АИ-98 – 80,4%,
  • дизельное топливо – 65,7%.

Частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В том числе законом запрещено установление и поддержание монопольно высокой цены товара и не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар. Кроме того, результатом вышеуказанной ценовой политики ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» может явиться устранение с рынка розничной торговли автомобильным топливом в Приморском крае «независимых» продавцов и, соответственно, ограничение конкуренции на данном рынке.

Согласно пояснению ООО «РН-Востокнефтепродукт» (№ 10/5418 от 13.10.2008) за период с 01.01.2008 по 01.09.2008 года произошло несколько последовательных увеличений закупочных цен, по которым ООО «РН-Востокнефтепродукт» приобретает нефтепродукты у ОАО «НК «Роснефть». 01.01.2008 года на 14,80% были увеличены железнодорожные тарифы на перевозку нефтепродуктов. Таким образом, рост мелкооптовой цены полностью обусловлен повышением закупочных цен и ростом других издержек общества, в частности тарифов на транспортировку.

Что касается динамики изменения розничных цен, то она отличается от динамики изменения цены мелкооптовой. Обусловлено это в первую очередь социальной значимостью для населения такого товара как нефтепродукты. ООО «РН-Востокнефтепродукт» вынуждено сдерживать рост розничных цен, дабы не провоцировать недовольство конечного потребителя.

При этом со стороны ОАО «Приморнефтепродукт» Комиссией факты реализации топлива по оптовым ценам ниже розничных не установлены.

Также в процессе рассмотрения настоящего дела от директора ООО «Октан-групп» В.И. Кирилюка поступило уточнение (вх. № 3770 от 07.10.2008), согласно которому существо обращения последнего в Правительство РФ заключалось исключительно в просьбе рассмотрения вопроса ценообразования в оптово-розничной торговле ГСМ на уровне принятия закона о регулировании цен в этой сфере. На заседании Комиссии 30 сентября 2008 г. Кирилюк В.И. пояснил, что у него нет претензий к ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», поскольку разница в оптовых и розничных ценах вызвана ростом мировых цен на нефть и, соответственно, ростом цен на нефтепродукты в России. При этом в силу того, что вышеуказанные организации имели на своих АЗС запасы топлива, купленного ранее по более низкой цене и реализовывавшегося по старой цене, следствием явилось то, что оптовая цена на нефтепродукты, приобретённые ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» позднее и по более высокой цене, время от времени превышала розничные цены.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не находит оснований для признания действий ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» по установлению временных различных оптовых и розничных цен на нефтепродукты нарушением антимонопольного законодательства, поскольку данные действия вызваны сложившейся системой оптовой поставки нефтепродуктов и их розничной реализации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела № 34 в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассмотренных Комиссией действиях ОАО «Приморнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт».


Председатель Комиссии:
В.И. Таланцев


Члены Комиссии:
Д.Е. Абросимов
А.Ю. Москальцов
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны