Решение б/н Решение от 6 мая 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

05 июня 2009
г. Владивосток   Дело № 3-К

Резолютивная часть решения объявлена: 26.05.2009
Полный текст решения подготовлен: 05.06.2009

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – В.В. Трякин – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: С.К. Бессонов – начальник отдела контроля органов власти, А.Л. Петров – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев в заседании 26.05.2009 дело № 3-К от 06.05.2009
по признакам нарушения Думой Шкотовского муниципального района (ул. Карла Маркса, 4, г. Большой Камень, 692806) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
при участии представителей:
от Думы Шкотовского муниципального района: ведущий специалист (юрист) Кот Валентина Александровна (доверенность от 25.05.2009 № 923),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) в рамках рассмотрения обращения Находкинского централизированного узла электросвязи Приморского филиала ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» относительно действий администрации Шкотовского муниципального района по установлению платы за расторжение договора аренды муниципальной собственности было рассмотрено Решение Думы Шкотовского муниципального района от 27.01.2009 № 540 «Об утверждении ставок оплаты за услуги, оказываемые управлением имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района» на предмет его соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - Решение).
В соответствии с данным Решением для граждан и субъектов предпринимательской деятельности устанавливаются ставки оплаты за услуги, оказываемые Управлением имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района. В частности, устанавливаются ставки за такие услуги, оказываемые управлением имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района, как: оформление договоров аренды объекта муниципальной собственности, оформление договоров аренды земельных участков, оформление договоров купли-продажи, оформление документов по приватизации, оформление соглашения о расторжении договора аренды объекта муниципальной собственности, пролонгация договоров и т.д.
Ответчик по делу на заседании Комиссии пояснил, что оспариваемое Решение, было принято в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой устанавливается, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Кроме этого, проект данного Решения проходил экспертизу в Прокуратуре, которая не выявила никаких нарушений действующего законодательства.
Комиссия, заслушав позицию ответчика, не может принять изложенные им доводы, как основанные на положениях действующего законодательства Российской Федерации.
При этом Комиссия исходит из следующего.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, в целях решения вопросов местного значения, отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Пунктом 1.1. Положения об Управлении имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Шкотовского муниципального района от 21.09.2007 № 374, установлено, что Управление имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района является структурным подразделением администрации Шкотовского муниципального района, уполномоченным управлять и распоряжаться муниципальным имуществом и земельными участками в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 1.6. того же Положения определено, что Управление является функциональным органом администрации Шкотовского муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района в числе прочих отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Оформление документов является частью процесса осуществления управления и распоряжения муниципальным имуществом, соответственно любые виды услуг по оформлению документов, оказываемые администрациями муниципальных образований, в лице своих структурных подразделений, входят в их функциональные обязанности. Исполнение функциональных обязанностей не дает органам местного самоуправления права взимать за это соответствующую плату, поскольку это не предусмотрено федеральным законодательством.
Наряду с этим, отсутствуют какие-либо законодательные акты, предусматривающие возможность взимания органами местного самоуправления или их структурными подразделениями, функциональными органами платы за функции, отнесенные к непосредственной деятельности последних, а именно оформление договоров аренды объекта муниципальной собственности, оформление договоров аренды земельных участков, оформление договоров купли-продажи, оформление документов по приватизации, оформление соглашения о расторжении договора аренды объекта муниципальной собственности, пролонгация договоров и т.д.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся договора и процедуры его заключения, также не предусматривают взимание платы за его оформление.
Вместе с тем, хозяйствующие субъекты, вступающие с Управлением имущественных и земельных отношений Шкотовского муниципального района в отношения по получению тех или иных прав на муниципальное имущество, несут дополнительные расходы, связанные с оформлением этих прав, а это ставит их в худшее положение относительно других хозяйствующих субъектов (конкурентов), осуществляющих деятельность на территории других муниципальных образований и не несущих подобных затрат. Соответственно, взимание с хозяйствующих субъектов платы за представленные услуги по оформлению документов приводит, или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) «…органам местного самоуправления, …запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, за исключением предусмотренных законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий)».
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что действия Думы Шкотовского муниципального района, выразившиеся в принятии решения от 27.01.2009 № 540 «Об утверждении ставок оплаты за услуги, оказываемые управлением имущественных отношений администрации Шкотовского муниципального района», приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть нарушают требования антимонопольного законодательства, а именно часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения Думой Шкотовского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии решения от 27.01.2009 № 540 «Об утверждении ставок за услуги, оказываемые управлением имущественных и земельных отношений Шкотовского муниципального района», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Думе Шкотовского муниципального района обязательное для исполнения предписание об отмене ее решения от 27.01.2009 № 540 «Об утверждении ставок оплаты за услуги, оказываемые управлением имущественных и земельных отношений», как противоречащего части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 


Предписание

05 июня 2009 года г. Владивосток

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – В.В. Трякин – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: С.К. Бессонов – начальник отдела контроля органов власти, А.Л. Петров – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
на основании своего решения от 26 мая 2009 года по делу № 3-К о нарушении Думой Шкотовского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Думе Шкотовского муниципального района (ул. Карла Маркса, 4, г. Большой Камень, 692806):
1. Отменить решение Думы Шкотовского муниципального района от 27.01.2009 № 540 «Об утверждении ставок оплаты за услуги, оказываемые управлением имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района» как нарушающее антимонопольное законодательство, а именно часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В срок до 20 июня 2009 года письменно сообщить в Приморское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

Контроль за исполнением настоящего предписания возлагается на специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти А.Л. Петрова
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны