Решение №1774/23 Решение по делу 025/01/15-79/2023 о нарушении АМЗ от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главе города Владивостока

Генеральному директору

ПАО «Стик П»

 

Начальнику управления туризма и городской среды

 

И.о.директорау МБУ «Некрополь»

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № 025/01/15 - 79/2023


 

Резолютивная часть решения объявлена: 13 марта 2023 года

Полный текст решения изготовлен: 20 марта 2023 года


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя комиссии Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии  - руководителя управления; членов Комиссии:  – начальника отдела контроля органов власти;  - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;  – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 025/01/15-79/2023, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях (бездействии) администрации г. Владивостока (ОГРН: 1022501302955, ИНН: 2504001783) и уполномоченного отраслевого (функционального) органа управления городской среды (ОГРН: 1202500028390, ИНН: 2543154208)

в отсутствие участников дела, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приморским УФАС России получено обращение ПАО «Стикс П» от 29.04.2022 исх. № 68 (вх. № 3077 от 04.05.2022), указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях администрации г. Владивостока в предоставлении МБУ «Некрополь» без конкурсной основы преимущества в осуществлении услуги по вывозу тел умерших с места смерти до морга, финансово обеспечиваемого за счет муниципального бюджета.

Обращение обосновано тем, что услуга по перевозке тел умерших в морги не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, следовательно, не относится к исключительным полномочиям специализированной службы, может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе. ПАО «Стикс П» и многие другие участники рынка ритуальных услуг имеют возможность и средства для осуществления названной деятельности, в то время как администрация предоставляет такое монопольное право МБУ «Некрополь».

По результатам рассмотрения обращения ПАО «Стикс П» Приморское УФАС России выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях администрации г. Владивостока в лице управления городской среды, выразившихся в утверждении и выдаче муниципальному бюджетному учреждению «Некрополь» муниципальных заданий (муниципального задания от 23.03.2022 № 1) на оказание услуги по вывозу невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно - транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города, не входящей в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, и в финансировании выполнения таких зданий за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в форме субсидий (соглашение от 23.03.2022 № 965/373-08/22), обеспечивших необоснованное предоставление специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительного права на осуществление указанной услуги на территории г. Владивостока в обход проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ограничивших конкуренцию на рынке ритуальных услуг (ограничивших иных хозяйствующих субъектов в получении доступа к оказанию услуги в данной сфере на конкурентной основе).

В связи с данным обстоятельством администрации было выдано предупреждение от 18.07.2022 исх. № 5251/08-2 о необходимости в срок до 1 августа 2022 года прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем: отмены муниципального задания от 23.03.2022 № 1 на оказание услуги по вывозу невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно-транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города: прекращения финансирования муниципального задания от 23.03.2022 № 1; проведения конкурентным способом закупки услуги по вывозу (транспортировке, эвакуации) невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно-транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города Владивостока в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В силу правовой позиции, отраженной в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020, цель вынесения предупреждения состоит в предоставлении возможности лицу, которому выдано предупреждение, самостоятельно устранить нарушения антимонопольного законодательства и их последствия.

Письмом от 29.07.2022 № 13189д/34 (вх. № 5132 от 29.08.2022) администрация заявила ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения до 01.01.2023.

Ходатайство мотивировано тем, что организация транспортировки тел умерших и тел умерших с дорожно-транспортного происшествия до моргов города в соответствии с Законом № 44-ФЗ требует затрат времени, связанных в том числе с процедурой корректировки бюджета городского округа.

Приморское УФАС России решением, оформленным письмом от 02.08.2022 № 5614/08, продлило срок выполнения предупреждения до 01.01.2023.

Письмом от 30.12.2022 № 1-3/5882 (вх. № 45-ЭП/23 от 09.01.2023) администрация уведомила Приморское УФАС России о прекращении действия соглашения от 23.03.2022 № 965/373-08/22 с 30.12.2022 и о прекращении действия муниципального задания № 1 от 23.03.2022 с 31.12.2022.

Дополнительно письмом от 19.01.2023 № 219д/34(вх. № 483-ЭП/23 от 19.01.2023) администрация сообщила, что в рамках установленных расходных обязательств управлению городской среды администрации г. Владивостока как главному распорядителю средств бюджета Владивостокского городского округа в бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1049622,0 руб, в том числе с учетом изменений в сводную бюджетную роспись управления 958644,55 рублей для проведения закупки услуги по транспортировке невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно-транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города Владивостока в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Управление планом- графиком закупок, опубликованном на официальном сайте, предусмотрело закупку на указанные цели на сумму 958644,55 рублей. В целях обеспечения непрерывного процесса по вывозу тел умерших в морги с 01.01.2023 до момента заключения муниципального контракта управлением было заключено соглашение с МБУ «Некрополь» о финансировании выполнения муниципального задания на 2023 год на сумму 90977, 45 рублей.

Таким образом, администрация, прекратив действие муниципального задания на оказание услуги по вывозу невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно - транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города и соглашения о финансирования этого задания, администрация (управление) приказом от 22.12.2022 № 34/335 установила МБУ «Некрополь» новое задание на 2023 год и заключила соглашение от 22.12.2022 № 965/373-101/22 о финансировании выполнения указанного задания за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в форме субсидий.

Следовательно, в установленный срок администрация не прекратила действие, содержащее признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в утверждении и выдаче муниципальному бюджетному учреждению «Некрополь» муниципального задания на оказание услуги по вывозу невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно - транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города, не входящей в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, и в финансировании выполнения такого здания за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в форме субсидий, тем самым обеспечила необоснованное предоставление специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительного права на осуществление указанной услуги на территории г. Владивостока без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ограничивших конкуренцию на рынке ритуальных услуг (ограничивших иных хозяйствующих субъектов в получении доступа к оказанию услуги в данной сфере на конкурентной основе).

При таких данных предупреждение признано невыполненным, в связи с чем приказом от 20.01.2023 № 5 Приморское УФАС России возбудило в отношении администрации в лице управления городской среды дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) администрации г. Владивостока в лице управления городской среды, выразившихся в непрекращении незаконного предоставления МБУ «Некрополь» исключительного (преимущественного) права на оказание на территории г. Владивостока услуги по вывозу невостребованных тел умерших в морги города, не входящей в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, в результате установления приказом от 22.12.2022 № 34/335 муниципального задания на оказание услуги по вывозу невостребованных тел умерших в морги города, не входящей в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, на 2023 год, финансирования выполнения такого здания за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в форме субсидий на основании соглашения от 22.12.2022 № 965/373-101/22 и непроведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по закупке указанной услуги, ограничивших конкуренцию на рынке ритуальных услуг (ограничивших иных хозяйствующих субъектов в получении доступа к оказанию услуги в данной сфере на конкурентной основе).

На рассмотрение дела представитель ПАО «Стикс П» повторил доводы, обосновывающие обращение.

Представитель администрации в пояснениях, в том числе представленных в материалы в письменном виде (письмо от 17.02.2023 № 1433, вх. № 1576-ЭП/23 от 17.02.2023), указал на ненадлежащее привлечение администрации в качестве ответчика по делу в связи с тем, что функции и полномочия учредителя МБУ «Некрополь» от имени администрации осуществляются главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения, полномочия которого в соответствии с распоряжением главы города от 19.01.2009 № 37-р (с учетом внесенных в дальнейшем изменений) закреплены за управлением городской среды, координирующим и контролирующим деятельность подведомственных муниципальных организаций. Исходя из этого, по мнению представителя администрации, признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях управления городской среды администрации.

Администрацией в лице представителя уполномоченного органа – управления городской среды позиция по делу обоснована тем, что транспортировка невостребованных тел умерших не отнесена к услугам в сфере похоронного дела, оказываемым на рынке ритуальных услуг, а осуществляется с целью решения вопроса местного значения по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения, из чего следует отсутствие ограничения конкуренции на рынке ритуальных услуг, при рассмотрении вопроса об ограничении конкуренции следует принимать во внимание рынок услуг по вывозу тел с места смерти в целом, а не исключительно в части вывоза невостребованных тел; выдача МБУ «Некрополь» муниципальных заданий и их финансовое обеспечение произведены в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «Некоммерческих организациях», Бюджетным кодексом и Уставом, которым вывоз тел (останков) умерших определен одним из видов деятельности МБУ «Некрополь». Указано, что в бюджете города предусмотрены ассигнования на 2023 год в целя заключения муниципального контракта на оказание услуг по вывозу невостребованных тел (останков) умерших (погибших) в морги на территории Владивостокского городского округа, в настоящее время находится на согласовании документация на проведение электронного аукциона, разработанная в соответствии с планом-графиком, после чего извещение будет размещено в единой информационной системе. В письменном виде данная позиция выражена в пояснении от 16.02.2023 № 1938 д/34 (вх. № 1553-ЭП/23 от 17.02.2023), подписанном заместителем главы администрации <...>.

По мнению МБУ «Некрополь», выраженному в письменном пояснении от 17.02.2023 исх. № 52 (вх. № 1581-ЭП/23 от 17.02.2023), представленному в материалы дела, услуги по вывозу тел умерших (погибших) не входят в число ритуальных услуг, а также не являются обязанностью для специализированных организаций, что обосновывается статьей 9 Закона о погребении, определяющей состав гарантированного перечня услуг по погребению и обязанность оказывать такие услуги специализированной службой по вопросам похоронного дела. Считает, что ритуальные услуги – услуги, оказываемые после вскрытия тел в моргах, услуга по вывозу тел умерших является транспортно-экспедиционной, санитарно-гигиенической, суждение о вывозе тел умерших в морги как о ритуальной услуге, подлежащей исполнению наиболее конкурентноспособным лицом, противоречит здравому смыслу, доход от услуги по вывозу невостребованных («безродных») тел умерших в морги является малозначительным для специализированной службы, не влияющим на деятельность похоронных организаций, в связи с чем ограничения конкуренции на рынке ритуальных услуг при выдаче МБУ «Некрополь» муниципального задания не происходит, проведение закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ «создаст санитарно-гигиенический коллапс для городской среды». Обосновывает отсутствие необходимости предоставления исполнения услуги на конкурентной основе частью 1 статью 19 Закона о защите конкуренции, статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указывая, что муниципальная преференция в целях охраны здоровья граждан предоставляется без согласования с антимонопольным органом на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в размере, предусмотренном законодательством РФ.

Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения отзыв на заключение об обстоятельствах дела представлен ПАО «Стикс П», другие участники дела не представили пояснения, возражения, доказательства, не привели доводы в письменном виде в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

В отзыве ПАО «Стикс П» выражает согласие с выводами комиссии, изложенными в заключении об обстоятельствах дела, считает их соответствующими обстоятельствам рассматриваемого дела.

Комиссия, исследовав материалы и оценив доказательства, имеющиеся в деле, установила следующее.

Администрация г. Владивостока предоставила исключительное право (полномочие) на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно - транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города специализированной службе по вопросам похоронного дела МБУ «Некрополь».

Реализация такого права в 2022 году осуществлялась безальтернативно путем выдачи администрацией в лице уполномоченного органа – управления городской среды специализированной службе муниципального задания № 1 от 23.03.2022 и заключения на основании приказа от 23.03.2021 № 34/45 соглашения № 965/373-08/22 от 23.03.2022, финансово обеспечивающего выполнение указанного задания за счет средств местного бюджета в форме субсидий.

В 2023 году администрация в лице уполномоченного отраслевого органа управления городской среды не прекратила, продолжила предоставление специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительного права на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно - транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города, установив приказом от 22.12.2022 № 34/335 размещение в МБУ «Некрополь» муниципального задания на оказание услуги по вывозу невостребованных тел умерших в морги города на 2023 год и заключив соглашение от 22.12.2022 № 965/373-101/22 о финансировании выполнения этого задания за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в форме субсидий.

Согласно сводной бюджетной росписи ВГО на 2023 год и плановый период 2024-2025 г.г. администрацией обеспечено финансирование муниципального задания на вывоз невостребованных тел умерших на территории ВГО не только на 2023 год, но и на 2024 и 2025 годы: на 2023 год предусмотрено финансирование указанного муниципального задания в размере 90977, 45 руб., на 2024 год – в размере 1049622,00 руб., на 2025 год – в размере 1049622,00 руб.

 

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) и организациям, осуществляющим их функции, совершать действия (бездействие), принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют действия (бездействие), принятие актов указанных органов и организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции либо создают угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках, за исключением случаев, когда имеется норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществления действий (бездействия).

В силу правовой позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.06.2015 № 307-КГ15-1408, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением установленных законом случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Исходя из этого, непроведение торгов в тех случаях, когда их проведение является обязательным в соответствии с законодательством РФ, является действием (бездействием), ограничивающим конкуренцию или создающим угрозу конкуренции на товарном рынке, поскольку создается конкурентное преимущество отдельному хозяйствующему субъекту в осуществлении деятельности на товарном рынке (в получении товара, в оказании услуги, в доступе к соответствующему товарному рынку либо в ведении, осуществлении деятельности на нем).

Из таких данных следует, что действия органов власти (органов местного самоуправления) по предоставлению хозяйствующему субъекту права на осуществление деятельности по транспортированию (эвакуации, вывозу) тел умерших (погибших) с места обнаружения до морга без торгов (то есть на бесконкурентной основе) в тех случаях, когда их проведение в соответствии с законодательством является обязательным, образует состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ВАС РФ в Определениях от 18.06.2012 и от 17.07.2012 № ВАС-17206/10 указал, что такая услуга, как эвакуация тел умерших (погибших) в морги города, не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, следовательно, такая услуга может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

Исходя из этого, транспортирование тел умерших в морг относится к конкурентным видам услуг, образующим товарный рынок.

Верховный Суд РФ в Определении от 01.12.2016 № 301-КГ16-15697 подтвердил, что наделение конкретного хозяйствующего субъекта (в частности специализированной службы по вопросам похоронного дела) исключительным правом осуществления услуги по эвакуации тел умерших в морги города не учитывает конкурентную составляющую на имеющемся рынке ритуальных услуг, что приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции иных хозяйствующих субъектов на том же рынке услуг.

Соблюдение требований антимонопольного законодательства при эвакуации (оказании услуги по транспортированию) тел умерших в морги реализуется посредством выбора хозяйствующего субъекта путем проведения публичных процедур, что обеспечивает конкуренцию среди хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг.

Орган местного самоуправления должен обеспечивать равный доступ к рынку ритуальных услуг (рынку услуг по эвакуации умерших (погибших) в морги города) для всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих на одном товарном рынке и претендующих на оказание услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морги города.

 

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 07.11.2022) услуги хозяйствующих субъектов - ритуальных компаний отнесены к бытовым услугам – к услугам организации похорон и связанных с этим услугами, код ОКПД 2 96.03, услуга по транспортированию трупов отнесена к услугам ритуальных компаний – к услугам организации похорон связанных с этим услугами, код ОКПД 2 96.03.12.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 551-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2016 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» (далее - Национальный стандарт).

Национальный стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53107-2008, в котором реализованы нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Термины, установленные Национальным стандартом, обязательны для применения в документах и литературе всех видов по похоронному делу.

Пунктом 2.3 Национального стандарта определены основные виды ритуальных услуг.

Пунктом 2.3.9 Национального стандарта к основным видам ритуальных услуг отнесено транспортирование останков и праха умерших или погибших, которая определяется как перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.

Разделом 2.14 Национального стандарта «Транспортирование умершего или погибшего» определено, что эвакуация останков умерших или погибших: транспортирование останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения к местам вскрытия и хранения.

Национальным стандартом определено, что останки - тело умершего или погибшего и (или) его фрагменты (пункт 2.1.17); местом проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания является морг - помещение или группа помещений, входящие в состав патологоанатомических отделений лечебно-профилактических учреждений, бюро судебной медицины, бюро судебной экспертизы, в которых проводятся патологоанатомические и судебно-медицинские экспертизы и хранятся тела или части тел умерших или погибших (пункт 2.5.13).

Исходя из этих данных оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги является одним из видов ритуальных услуг (услуг по организации похорон и связанных с этим услуг), что влечет необоснованность утверждения том, что названная услуга не относится к ритуальным услугам, а классифицируется как санитарно-гигиеническая.

 

В соответствии частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В пункте 23 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 2.4 муниципального правового акта города Владивостока от 11.10.2007 N 102-МПА "Положение о порядке транспортировки, доставки в морги больниц и морг судебно-медицинской экспертизы умерших в городе Владивостоке", принятого Думой города Владивостока, установлено, что вывоз невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно-транспортного происшествия осуществляется за счет средств бюджета Владивостокского городского округа.

Исходя из перечисленных нормоположений, необходимость администрации в получении услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке, вывозу) тел умерших (погибших) в морги города в целях решения вопроса местного значения по организации похоронного дела, ритуальных услуг на территории муниципального образования является муниципальной нуждой, расходы на оказание данной услуги являются расходными обязательствами бюджета города.

Пояснениями участников дела подтверждается и не опровергается, что услуга по транспортированию (эвакуации, перевозке) тел умерших (погибших) в морги города оказывается для обеспечения нужды (интереса) города, а расходы на транспортирование (эвакуацию, перевозку) тел умерших (погибших) в морги города являются расходными обязательствами муниципального бюджета

Следовательно, выбор хозяйствующего субъекта для обеспечения транспортирования (эвакуации, перевозки) тел умерших (погибших) в морги за счет средств местного бюджета, должен осуществляться путем закупки данной услуги конкурентными способами в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 

Как определяет статья 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Из пункта 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях следует, что учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, выполняет работы, оказывает услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий публичных органов в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

Из перечисленных норм следует, что государственное (муниципальное) задание, финансово обеспечиваемое субсидиями, выделяемыми из соответствующего бюджета, размещается в бюджетном учреждении на предоставление государственных (муниципальных) услуг.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 статьи 210 Закона № 210-ФЗ).

Исходя из системного анализа указанных норм, предоставление муниципальной услуги – деятельность органа местного самоуправления, осуществляемая по запросу конкретных физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами, в целях удовлетворения нужд (потребности) указанных лиц. Заявителем (заказчиком) в отношении муниципальной услуги не может быть орган местного самоуправления.

Таким образом, понятия «муниципальная услуга» и «услуга для обеспечения муниципальных нужд» не являются тождественными, предоставление названных услуг имеет разное нормативное регулирование.

Учитывая принимаемое и не опровергаемое участниками дела то обстоятельство, что услуга по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных («безродных») тел умерших и тел умерших (погибших) с дорожно-транспортного происшествия в морги города является услугой, необходимой для обеспечения муниципальной нужды (нужды города), заказчиком такой услуги – администрация в лице уполномоченного органа управления городской среды, а расходы на оказание данной услуги являются расходными обязательствами бюджета города, Комиссия отклоняет довод о соответствии законодательству РФ размещения в МБУ «Некрополь» муниципального задания на выполнение указанной услуги.

 

Комиссия отклоняет довод, который следует из письменного пояснения МБУ «Некрополь», обосновывающий отсутствие необходимости проведения выбора хозяйствующего субъекта на конкурентной основе для обеспечения транспортирования (эвакуации, перевозки) тел умерших (погибших) в морги за счет средств местного бюджета предоставлением муниципальной преференции для охраны здоровья граждан в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, не требующим согласие антимонопольного органа, исходя из следующего.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях охраны здоровья граждан.

Пунктом 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случая, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Исходя из пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под преференциями понимаются преимущества, которые обеспечивают хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности, чем у их конкурентов. Преференции предоставляются в форме передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в пункте 36 постановления от 04.03.2021 № 2, в силу пункта 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в случаях, когда предоставление преференций определенным хозяйствующим субъектам предусматривается нормативными правовыми актами о бюджете, принятыми соответствующим законодательным (представительным) органом, антимонопольный орган в рамках полномочий, предусмотренных главой 5 Закона, не вправе определять круг получателей преференций и требовать предварительного письменного согласования их предоставления этим лицам.

Вместе с тем антимонопольный орган вправе в пределах антимонопольного контроля оценивать правомерность предоставления преференций, включая бюджетные субсидии, по иным основаниям, установленным статьями 15 и 16 Закона, а также контролировать предоставление преференций на цели, указанные в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Как следует из разъяснения ФАС России от 29.09.2022 № 22, учитывающего пункт 36 названного постановления Пленума ВС РФ, согласия антимонопольного органа на предоставление преференции в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции не требуется, если предоставление хозяйствующему субъекту преференции в указанных целях предусмотрено исключительно актом о бюджете, утвержденном только законодательным (представительным) органом власти. Предоставление хозяйствующему субъекту государственной или муниципальной преференции в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, без согласия антимонопольного органа на основании иного акта органа власти соответствующего уровня неправомерно, поскольку такой акт не является актом представительного органа власти о бюджете, на наличие которого указано в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции. Равно как и предоставление преференции на основании иного акта, определяющего бюджетные отношения, например, на основании сводной бюджетной росписи, также не является случаем, подпадающим под исключение, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции. В случае, если государственная или муниципальная преференция предоставляется на основании сводной бюджетной росписи или акта исполнительного органа власти соответствующего уровня, то предоставление такой преференции должно осуществляться с предварительным согласием антимонопольного органа в письменной форме.

Муниципальная преференция в целях охраны здоровья граждан в форме субсидии может быть предоставлена только с согласия антимонопольного органа, если только предоставление такой преференции прямо не предусмотрено решением Думы г. Владивостока о местном бюджете.

Из материалов дела следует, что в бюджете города согласно бюджетной росписи ВГО на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 г.г. предусмотрено финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозки) тел умерших (погибших) в морги города, что не входит в закрытый перечень цели предоставления преференции и не может рассматриваться в качестве предоставления муниципальной преференции.

Таким образом, рассматриваемый довод МБУ «Некрополь» несостоятелен, основан на неправильном применении норм антимонопольного законодательства.

 

Комиссия признает несостоятельным довод МБУ «Некрополь» о том, что проведение закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ, требующей временные затраты, создаст трудности для незамедлительного, бесперебойного транспортирования тел умерших (погибших) в морги, будет угрожать санитарно – эпидемиологической безопасности городской среды.

Как следует из материалов дела, муниципальное задание натранспортирование невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно-транспортых происшествий с места наступления смерти в морги города выдавалось МБУ «Некрополь» не на каждый случай эвакуации умерших, а на весь финансовый год, финансовое обеспечение выполнения этого здания определялось на год.

Проведение в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурентных процедур в целях выбора хозяйствующего субъекта для транспортирования тел умерших и тел умерших с дорожно-транспортного происшествия за счет бюджетных средств не требуется на каждый случай, какие-либо препятствия для проведения такой закупки один раз на весь финансовый год отсутствуют.

 

Комиссия отклоняет довод об администрации как о ненадлежащем ответчике по делу в силу следующего.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена правовая основа местного самоуправления, которую составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Пункт 5 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что глава муниципального образования в пределах полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Из статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что глава муниципального образования руководит местной администрацией на принципах единоначалия.

Частью 1 статьи 28 Устава установлено, что глава города Владивостока обладает полномочиями по организации и обеспечению осуществления администрацией города Владивостока решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Владивостока федеральными законами и законами Приморского края (пункт 13), и по отмене или приостановлению действия приказов и распоряжений, принятых его заместителями и руководителями отраслевых и территориальных органов администрации города Владивостока, в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Приморского края, настоящему Уставу, а также решениям Думы города Владивостока (пункт 17).

Глава города Владивостока руководит администрацией на принципах единоначалия (часть 2 статьи 30 Устава).

Согласно статье 14 Муниципального правового акта города Владивостока от 11.03.2008 N 18-МПА (ред. от 05.08.2022) "Положение о бюджетном процессе в городе Владивостоке" (принят Думой города Владивостока 28.02.2008) (далее-МПА № 18) к бюджетным полномочиям администрации города Владивостока относятся разработка и утверждение проекта бюджета Владивостокского городского округа на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта бюджета Владивостокского городского округа - исключительное полномочие администрации города Владивостока. Непосредственную разработку и составление указанного проекта осуществляет финансовый орган администрации города Владивостока. Проект бюджета Владивостокского городского округа составляется в порядке, установленном администрацией города Владивостока, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением (пункт 1 статьи 18 МПА № 18).

Проект муниципального правового акта о бюджете Владивостокского городского округа на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение Думы города Владивостока вносит глава города Владивостока (пункт 1 статьи 23 МПА № 18).

Пунктом 1.1. Положения об управлении городской среды администрации города Владивостока, утв. решением Думы г. Владивостока от 26.11.2020 N 457 (далее также - Положение), установлено, что управление городской среды администрации города Владивостока является отраслевым (функциональным) органом администрации города Владивостока (далее - администрация), осуществляющим управление в сфере благоустройства общественных территорий на территории Владивостокского городского округа (далее - ВГО).

Управление подчиняется главе города Владивостока и заместителю главы администрации, курирующему работу Управления (пункт 1.3. Положения).

Анализ указанных нормоположений в системной взаимосвязи свидетельствует о том, что проект бюджета ВГО на очередной финансовый и плановый период, в том числе предусматривающий финансовое обеспечение государственного муниципального задания на транспортирование тел умерших (погибших) на территории ВГО, разрабатывается, утверждается и вносится на рассмотрение Думы г. Владивостока администрацией, управление городской среды является структурным отраслевым подразделением (органом) администрации, деятельность которого курирует, следовательно, контролирует администрация в лице уполномоченного заместителя главы города, администрация в лице главы города организует и обеспечивает выполнение управлением полномочий в соответствии с федеральными законами, глава города как глава администрации вправе отменить или приостановить действия приказов и распоряжений, принятых его заместителями и руководителями отраслевых и территориальных органов администрации города Владивостока, в случае, если они противоречат федеральным законам.

Администрации г. Владивостока было известно о совершении рассматриваемых Комиссией действий (бездействия), имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как соответствующее предупреждение было выдано и направлено в адрес администрации г. Владивостока на имя главы города.

Однако, как подтверждается материалами дела и не опровергнуто участниками дела, указанные действия (бездействие) не были администрацией прекращены, были продолжены. Администрация согласно сводной бюджетной росписи ВГО на очередной финансовый 2023 год и плановый период 2024-2025 г.г. обеспечила в бюджете города финансирование муниципального задания на транспортирование (эвакуацию, перевозку) тел умерших (погибших) на территории ВГО, администрацией в лице главы города (курирующего заместителя главы города) не обеспечено выполнение данной услуги в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и антимонопольным законодательством, не отменено выданное управлением городской среды муниципальное задание на 2023 год и его финансирование.

Исходя из совокупности изложенных обстоятельств следует вывод о том, что администрация является надлежащим ответчиком по данному делу о нарушении АМЗ. Осуществление управлением городской среды функции и полномочий учредителя МБУ «Некрополь», главного распорядителя бюджетных средств в отношении учреждения, а равно координации деятельности учреждения, контроля за деятельностью учреждения, выполнения внутренних бюджетных процедур в соответствии с муниципальными правовыми актами ВГО, размещения муниципального задания и его финансирование, не исключает привлечение администрации наряду с управлением городской среды в качестве ответчика по делу.

 

Таким образом, анализ нормативного регулирования рассматриваемого Комиссией вопроса показал, что отсутствует конкретная норма федерального закона, допускающая совершение уполномоченными органами (администрацией, уполномоченным отраслевым органом администрации) указанных действий (бездействия), в связи с чем Комиссия признает незаконным, не соответствующим Бюджетном кодексу, Закону № 44-ФЗ, статье 9.2 Закона о некоммерческих организациях, Закону № 210-ФЗ, Закону о погребении и похоронном деле предоставление специализированной службе по вопросам похоронного дела МБУ «Некрополь» исключительного права (полномочия) на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших и тел умерших с дорожно - транспортных происшествий с места наступления смерти в морги города, реализуемого посредством размещения муниципального задания и его финансового обеспечения на основании соглашения, и непроведение выбора хозяйствующего субъекта, обеспечивающего транспортирование (эвакуацию, перевозку, вывозу) тел умерших (погибших) в морги за счет средств местного бюджета путем закупки данной услуги конкурентными способами в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в порядке, предусмотренном пунктом 10.10 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в редакции от 12.03.2020) установлено следующее:

1) временной интервал исследования определен периодом с 23.03.2022 -22.12.2022, с 22.12.2022 – 2024-2025 г.г.

2) продуктовыми границами исследуемого товарного рынка является оказание ритуальной услуги (услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги);

3) географические границы исследуемого товарного рынка определяются территорией Владивостокского городского округа (г. Владивостока);

4) вследствие действий (бездействия) администрации г. Владивостока, уполномоченного отраслевого органа - управления городской среды, выразившихся в непрекращении, продолжении незаконного предоставления МБУ «Некрополь» исключительного (преимущественного) права на оказание на территории г. Владивостока услуги по вывозу невостребованных тел умерших в морги города, не входящей в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, в результате, соответственно, обеспечения согласно сводной бюджетной росписи ВГО на очередной финансовый 2023 год и плановый период 2024-2025 г.г. финансирования муниципального задания на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших на территории ВГО, необеспечения решения вопроса местного значения по организации оказания ритуальных услуг (услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших (погибших) на территории ВГО в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установления приказом от 22.12.2022 № 34/335 размещения муниципального задания на оказание услуги по вывозу невостребованных тел умерших в морги города на 2023 год, финансирования выполнения такого здания за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в форме субсидий на основании соглашения от 22.12.2022 № 965/373-101/22 и непроведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по закупке указанной услуги, создано конкурентное преимущество специализированной службе по вопросам похоронного дела МБУ «Некрополь», в то время как иные хозяйствующие субъекты ограничены (лишены) возможности в получении равного доступа к оказанию услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) тел умерших (погибших) на территории ВГО за счет бюджетных средств на конкурентной основе, что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на товарном рынке оказания ритуальных услуг (услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги города) в географических границах Владивостокского городского округа (г. Владивостока).

Вследствие рассматриваемых действий администрации г. Владивостока, уполномоченного отраслевого органа - управления городской среды не обеспечен равный доступ к рынку ритуальных услуг (рынку услуг по эвакуации умерших (погибших) в морги города) для всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих на этом товарном рынке и претендующих на оказание услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морги города.

При таких данных Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции:

- в действии (бездействии) администрации г. Владивостока, выразившихся в незаконном продолжении предоставления исключительного (преимущественного) права специализированной службе по вопросам похоронного дела МБУ «Некрополь» на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших (погибших) на территории ВГО (далее-услуга) в результате обеспечения согласно сводной бюджетной росписи ВГО на очередной финансовый 2023 год и плановый период 2024-2025 г.г. финансирования муниципального задания на оказание услуги, необеспечения решения вопроса местного значения по организации оказания ритуальных услуг (услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) тел умерших (погибших) в морги за счет средств местного бюджета на территории ВГО в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на рынке ритуальных услуг (рынке услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги в географических границах Владивостокского городского округа (г. Владивостока) ввиду ограничения равного доступа иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих на данном рынке и претендующих на оказание услуги;

- в действиях (бездействии) управления городской среды администрации г. Владивостока, выразившихся незаконном продолжении предоставления исключительного (преимущественного) права специализированной службе по вопросам похоронного дела на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших (погибших) на территории ВГО (далее-услуга) в результате установления приказом от 22.12.2022 № 34/335 размещения в МБУ «Некрополь» муниципального задания на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших в морги города на 2023 год, финансирования выполнения такого здания за счет средств бюджета ВГО в форме субсидий на основании соглашения от 22.12.2022 № 965/373-101/22 и непроведения выбора хозяйствующего субъекта для обеспечения транспортирования (эвакуации, перевозки) тел умерших (погибших) в морги за счет средств местного бюджета путем закупки услуги конкурентными способами в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на рынке ритуальных услуг (услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги в географических границах Владивостокского городского округа (г. Владивостока) ввиду ограничения равного доступа иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих на данном рынке и претендующих на оказание услуги.

Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Комиссия считает необходимым в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства, восстановления прав и законных интересов хозяйствующих субъектов на товарном рынке ритуальных услуг (услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги за счет средств местного бюджета в географических границах Владивостокского городского округа (г. Владивостока) выдать администрации и управлению городской среды обязательные для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) администрации г. Владивостока, выразившихся в незаконном продолжении предоставления исключительного (преимущественного) права специализированной службе по вопросам похоронного дела МБУ «Некрополь» на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших (погибших) на территории ВГО (далее-услуга) в результате обеспечения согласно сводной бюджетной росписи ВГО на очередной финансовый 2023 год и плановый период 2024-2025 г.г. финансирования муниципального задания на оказание услуги, необеспечения решения вопроса местного значения в сфере похоронного дела (по организации услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших (погибших) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на рынке ритуальных услуг (рынке услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги в географических границах Владивостокского городского округа (г. Владивостока) ввиду ограничения равного доступа к оказанию услуги иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих на данном рынке и претендующих на оказание услуги.

2. Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) управления городской среды администрации г. Владивостока, выразившихся незаконном продолжении предоставления исключительного (преимущественного) права специализированной службе по вопросам похоронного дела на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших (погибших) на территории ВГО (далее-услуга) в результате установления приказом от 22.12.2022 № 34/335 размещения в МБУ «Некрополь» муниципального задания на оказание услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) невостребованных тел умерших в морги города на 2023 год, финансирования выполнения такого здания за счет средств бюджета ВГО в форме субсидий на основании соглашения от 22.12.2022 № 965/373-101/22 и непроведения выбора хозяйствующего субъекта для обеспечения транспортирования (эвакуации, перевозки) тел умерших (погибших) в морги за счет средств местного бюджета путем закупки услуги конкурентными способами в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на рынке ритуальных услуг (услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги) в географических границах Владивостокского городского округа (г. Владивостока) ввиду ограничения равного доступа к оказанию услуги иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих на данном рынке и претендующих на оказание услуги.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется.

3. Выдать администрации г. Владивостока и управлению городской среды администрации г. Владивостока обязательные для исполнения предписания о совершении действий, обеспечивающих конкуренцию на рынке ритуальных услуг (услуги по транспортированию (эвакуации, перевозке) останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в морги в географических границах Владивостокского городского округа (г. Владивостока), а именно обеспечить в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд равный доступ к оказанию услуги хозяйствующих субъектов, конкурирующих на данном рынке и претендующих на оказание услуги.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд.

 

 

 

 

2023-1821

 

 

Связанные организации

МБУ "Некрополь"
ИНН 2536325460, ОГРН 1202500023934
Управление городской среды администрации города Владивостока
ИНН 2543154208, ОГРН 1202500028390
администрация г. Владивостока
ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955
ПАО "Стикс П"
ИНН 2539026980, ОГРН 1022501906965