Решение б/н Решение по жалобе № 03/18.1/17-ТР от 27 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по результатам рассмотрения жалобы 03/18.1/17-ТР

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 26 января 2017 года.                                                                                                                                                             г. Псков           

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:

Заместителя Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…»;

членов комиссии:

главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России  «…»,

заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…»,

в присутствии представителя Заказчика – Государственного предприятия Псковской области «П» – «…» по доверенности от 18.03.2015 № 4,

в присутствии представителя Заявителя – ЗАО «МФ» «…» по доверенности от 23.01.2017,

рассмотрев жалобу на действия Заказчика  - Государственного предприятия Псковской области «П» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной системы учёта оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте по маршрутам регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования города Пскова (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 31604361747),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила жалоба Закрытого акционерного общества «МФ» (далее - Заявитель) (Вх. № 29з от 19.01.2017) на действия Заказчика  - Государственного предприятия Псковской области «П» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной системы учёта оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте по маршрутам регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования города Пскова (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 31604361747).

Жалоба подана в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями статьи 18.1 данного Закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению Псковским УФАС России.

Информация о поступлении жалобы на действия Конкурсного управляющего размещена на официальном сайте Псковского УФАС России  http: // pskov.fas.gov.ru/ 20.01.2017.

В связи с рассмотрением  жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  Заказчику, Заявителю было направлено уведомление от 20.01.2017 № 148/ДН о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Лица, участвующие в рассмотрении жалобы, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы на сайте Псковского УФАС России.

В соответствии с частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В силу части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах вправе направить в антимонопольный орган возражения на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на Жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, со дня направления уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Заявитель обжалует следующие действия Заказчика:

- отсутствие в документации о закупке сроков поставки товара, сроков выполнения работы, а также сроков оплаты;

- отсутствие в документации о закупке описания товара, необходимого к поставке, необходимых к выполнению работ.

По мнению Заявителя, в нарушение  ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке  отсутствуют сроки поставки товара и сроки выполнения работ, сроки оплаты за поставку товара. Кроме того, по мнению Заявителя, предполагаемый к заключению договор является смешанным договором, то есть исполнитель должен являться одновременно и подрядчиком, и поставщиком, а также разработчиком различного оборудования, и его изготовителем, поскольку конкурсной документацией привлечение соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению договора не допускается (п.3.24 Информационной карты Конкурса). Заявитель полагает, что возникшее противоречие может быть устранено только разделением предмета конкурса на два лота: 1 - на поставку товаров, 2 - на выполнение работ.

Заказчик не согласился с доводами, изложенными в жалобе, представил письменные возражения (Исх. № 1554 от 24.01.2017), согласно которым полагает, что Заявитель имел возможность запросить разъяснения по изменению сроков у Заказчика, но этим правом не воспользовался. Считает, что правомерно объединил в один лот несколько предметов, так как объектом закупки является сложный объект – внедрение и функционирование АСУОП, функционирование которой невозможно осуществить без закупки определенного оборудования, проведения работ по внедрению и осуществлению запуска в работу АСУОП.  Стоимость оборудования составляет основную часть затрат на начальном этапе внедрения АСУОП, но целью Заказчика при проведении конкурса является не закупка определенного оборудования и его поставка, а проведение работ по внедрению и работе АСУОП, так как поставляемое оборудование не нужно Заказчику и невозможно использовать без внедрения и запуска в эксплуатацию АСУОП.

Таким образом, по мнению Заказчика, им не было допущено нарушений действующего законодательства о закупках при проведении рассматриваемой закупочной процедуры.

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителя Заказчика, представителя Заявителя, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам:

Организатором рассматриваемой закупки является Государственное предприятие Псковской области «П», которое при закупке товаров, работ, услуг руководствуется Федеральным законом от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом директора  от 04.03.2014 (далее – Положение).

22.11.2016 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 31604361747 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной системы учёта оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте по маршрутам регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования города Пскова.

Начальная (максимальная) цена договора – 4 600 000 рублей.

После внесения изменений от 12.12.2016:

Дата и время окончания подачи заявок – 13.01.2017 в 16 часов 00 минут;

Дата и время вскрытия конвертов – 16.01.2017 в 10 часов 00 минут;

Дата и время рассмотрения заявок -  16.01.2017 в 10 часов 00 минут;

Дата и время подведения итогов - 16.01.2017 в 10 часов 00 минут.

27.12.2016 в конкурсную документацию были внесены изменения (редакция № 7 от 27.12.2016):

Дата и время окончания подачи заявок – 10.01.2017  в 16 часов 00 минут;

Дата и время вскрытия конвертов – 11.01.2017 в 10 часов 00 минут;

Дата и время рассмотрения заявок -  11.01.2017 в 10 часов 00 минут;

Дата и время подведения итогов - 11.01.2017 в 10 часов 00 минут.

Согласно Протоколу вскрытия конвертов от 11.01.2017 № 31604361747-01 на участие в открытом конкурсе подано две заявки:

- ЗАО «ЗОЛОТАЯ КОРОНА» с ценой 4 397 013,00 рублей;

- ЗАО «МФ ТАРИФ» с ценой 3 864 000,00 рублей.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 11.01.2017 № 31604361747-02 обе заявки допущены до участия в открытом конкурсе.

Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок от 11.01.2017 № 31604361747-03 победителем признано Закрытое акционерное общество «ЗОЛОТАЯ КОРОНА».

Комиссия считает, что доводы, изложенные в жалобе Закрытого акционерного общества «МФ», являются необоснованными в связи с нижеследующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с п. 2.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность Предприятия, положение распространяется на все закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд Предприятия.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (пункт 1). Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4).

Согласно п. 5.2 Положения приоритетными способами закупки являются открытый аукцион и открытый конкурс.

В соответствии с п. 9.1 Положения основной процедурой закупок является открытый конкурс. Выбор поставщика с помощью открытого конкурса осуществляется в случае, если предполагаемая цена договора о закупках превышает один миллион рублей, а также в случае, если по оценке Заказчика проведение открытого конкурса может принести экономический эффект больший, чем при проведении иных процедур, предусмотренных Положением.

Относительно довода об отсутствии в конкурсной документации сроков поставки и сроков оплаты поставки товаров.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках определены основополагающие принципы закупки товаров, работ, услуг.

Одним из таких принципов является принцип информационной открытости закупки, который предполагает доступность для потенциальных участников закупки информации о закупке. Указанный принцип подразумевает обязательность предоставления участникам закупки документации о закупке, разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Согласно части 1 статьи 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Согласно части 1 статьи 711 ГК РФ договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Таким образом, Заказчик самостоятельно в соответствии с Положением обязан установить в документации срок и порядок оплаты выполненных работ, оказанных услуг, поставленного товара, при этом срок оплаты по договору может превышать десять дней (Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2853).

В ходе рассмотрения настоящей жалобы Комиссией Псковского УФАС России установлено, что Заказчик согласно требованиям Закона о закупках, в проекте договора (Документации) на выполнение работ по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной системы учёта оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте по маршрутам регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования города Пскова, не указал необходимые сведения о сроках поставки товара, а также о сроках и порядке оплаты выполненных работ (оказанных услуг).

Однако Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о том, что нарушение Заказчиком пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также не повлекло неправильного выбора итогового победителя конкурса. Кроме того, необходимо отметить, что Заявитель подал заявку на участие, был допущен до проведения процедуры, но не был признан победителем по итогам расстановки критериев оценки, что по мнению Комиссии Псковского УФАС России свидетельствует о формальности нарушения в рассматриваемом случае.

Относительно некорректного формулирования предмета конкурса и необходимости разбивки предмета закупки на несколько лотов.

Предметом рассматриваемой закупочной процедуры является «Выполнение работ по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной системы учёта оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте по маршрутам регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования города Пскова».

Согласно техническому заданию предполагается поставка и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы учета оплаты проезда на общественном транспорте города Псков «Транспортная система «Транспортная карта» (далее – СИСТЕМА).

Транспортная Система «Транспортная карта» - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между лицами, участвующими в работе СИСТЕМЫ, при оказании пользователям услуг перевозки в пассажирском транспорте общего пользования с использованием Транспортного приложения, размещенного (записанного) на электронных картах, обслуживаемых в СИСТЕМЕ.

Автоматизированная система оплаты проезда (АСУОП) предназначена для организации безналичной оплаты проезда, осуществляет учет операций по оформлению, реализации и использованию электронных проездных билетов.

Система предназначена для осуществления следующих основных функций:

1. Автоматизированный контроль оплаты проезда по всем видам проездных билетов длительного пользования, платным и льготным, на основе бесконтактных смарт-карт.

2. Возможность получения актуальных данных о распределении пассажиропотока, способствующих оптимизации планирования маршрутной сети и количества подвижного состава.

3. Обеспечение реального контроля прохождения и расходования бюджетных

средств, выделяемых в рамках социальных программ и для обеспечения жизнедеятельности транспортных предприятий.

4. Повышение защищенности проездных документов от незаконного использования и воспроизведения.

5. Обеспечение денежных компенсаций транспортным операторам за реальный объем оказанных услуг.

6. Обеспечение адресной социальной помощи населению в части расходов на транспорт.

Кроме того, в состав предмета закупки включено оказание процессинговых услуг.

Указанная закупка произведена в рамках исполнения Постановления Администрации Псковской области от 28 октября 2013 года № 492 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Развитие транспортной системы на 2014-2020 годы».

При этом действующее законодательство не содержит запретов, связанных с установлением соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, а также не содержит ограничений относительно объединения товаров (работ, услуг) в лоты.

Объединение различных видов работ (оказания услуг) в один лот в конкурсной документации при решении вопросов, связанных с расходованием денежных средств бюджета, было обусловлено целью проведения рассматриваемой закупки - созданием технологической базы для последовательного развития отрасли пассажирских перевозок, обеспечением технологической возможности  оказания гражданам услуг пассажирских перевозок на общественном транспорте с использованием бесконтактных смарт-карт, так как номинально поставка исключительно оборудования не позволила бы функционально наладить работу СИСТЕМЫ.

Комиссия Псковского УФАС России, установив обстоятельства формирования лота, приходит к выводу о последовательности и обоснованности действий Заказчика в решении социально-значимых проблем населения города Пскова по обеспечению технологической возможности  оказания гражданам услуг пассажирских перевозок на общественном транспорте с использованием бесконтактных смарт-карт, и признает действия по объединению различных видов работ (оказания услуг) в один лот не противоречащими статье 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации сроков поставки товара, а также сроков и порядка оплаты выполненных работ (оказанных услуг), нарушают требования пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Закрытого акционерного общества «МФ» обоснованной.
  2. Предписание не выдавать в связи с тем, что допущенное нарушение не привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также не повлекло неправильного выбора итогового победителя конкурса.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны