Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательс... от 23 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 08/10/16-ТР

 

г. Псков                                                                                                        20 июня 2016 г.                                                                                                      

Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 20 июня 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

    Председателя Комиссии: «…»,

членов Комиссии: «…»,

рассмотрев дело № 08/10/16-ТР, возбужденное в отношении ОАО «Псковская ГТС») «…» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии: «…»

УСТАНОВИЛА:

         В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление ООО «Телесети» (вх. № 473 от 19.11.2015) (далее – заявитель) на действия  ОАО «Псковская городская телефонная сеть» (далее – ответчик, Общество) по установлению монопольно высокой цены на услугу по предоставлению в пользование места в кабельной канализации.

         Согласно заявлению, между ООО «Телесети» и ОАО «Псковская ГТС» заключен договор № АТК-15 от 01.10.2011. В соответствии с п.1 договора оператор (ОАО «Псковская ГТС») предоставляет во временное пользование места в кабельной канализации в г. Пскове для прокладки кабелей пользователя (ООО «Телесети»). Цена на оказываемую услугу по договору устанавливалась ОАО «Псковская ГТС» в зависимости от типа кабелей и с 2011 года периодически повышалась, а именно:

2011 г. (с 05.07.2011) – 4600 руб. за 1 кан/км в месяц;

2012 г. – 4600 руб.;

2013 г. (с 05.07.2013) – 5000 руб.; 

2014 г. (с 01.09.2014) – 5250 руб.;

2015 г. (с 01.09.2015) – 5750 руб.

К ООО «Телесети» применяется тариф «для прокладки волоконно-оптического кабеля (ВОК) до 24 оптических волокон». Заявитель считает, что ВОК по техническим требованиям должен прокладываться не по одному в канале, имеет наименьший диаметр, чем иные указанные в прейскуранте кабеля, а учитывая, что по условиям договора предоставляется место в кабельной канализации, тариф для ВОК должен составлять наименьшую сумму.

Заявитель считает, что тарифы для организаций, вновь разместивших кабели связи в ЛКС, и для организаций, уже разместивших кабели связи в ЛКС, должны различаться, так как расходы Оператора при этом различаются. Также заявитель считает, что тарифы необоснованно различно установлены по отношению к волоконно-оптическому и медному кабелю: по отношению к медному кабелю тарифы установлены в зависимости от его диаметра, градация диаметра по отношению к волоконно-оптическому кабелю отсутствует, хотя данный кабель имеет меньший диаметр и занимает меньшее место в кабельной канализации, что уменьшает расходы по его содержанию.   

ОАО «Псковская Городская телефонная Сеть» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по предоставлению каналов телефонной канализации для прокладки телефонных кабелей в границах г. Пскова, в соответствии с критериями, предусмотренными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Телесети» не имеет возможности использовать канализацию иных операторов связи на территории г. Пскова, поскольку организации, которые могут оказывать услуги по предоставлению в пользование места в каналах канализации для размещения кабеля на территории г. Пскова, практически отсутствуют в силу небольшой протяженности собственной кабельной канализации, а также наличия кабельной канализации на тех участках, в которых ООО «Телесети» не заинтересовано (за исключением ОАО «Ростелеком»).

ООО «Телесети» также не может осуществлять работы по переносу кабелей связи из канализации ОАО «Псковская Городская телефонная Сеть» с последующим размещением их на опорах над землей, поскольку данные работы связаны с большими инвестициями в строительство сети связи, а также с длительным согласованием со стороны собственников опор и надзорных органов.

Поскольку ООО «Телесети» не имеет другого выбора, иначе как приобретать у ОАО «Псковская Городская телефонная Сеть» услуги по эксплуатации линейно- кабельных сооружений для размещения в них кабелей связи, ОАО «Псковская Городская телефонная Сеть» имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения данного товара на рынке, что указывает на наличие доминирующего положения ОАО «Псковская Городская телефонная Сеть».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (услуги); экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Заявитель считает, что установленные ОАО «Псковская Городская телефонная Сеть» на территории г. Пскова тарифы на услугу предоставления в пользование/аренду места в кабельной канализации сторонним организациям, в том числе за размещение ВОК, являются монопольно высокими, а действия ОАО «Псковская Городская телефонная Сеть» по их установлению и применению – нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Каких-либо значительных изменений состава продавцов или покупателей на рынке услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи (каналов кабельной канализации) для размещения кабеля связи сторонних организаций на возмездной основе (для покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКС), а также условий обращения товара на данном рынке, в период с 2011-2015 гг. не имеется.

ООО «Телесети» полагает, что установленный тариф за предоставление места канализации за 1 кан/км в месяц превышает сумму необходимых расходов ОАО «Псковская Городская телефонная Сеть» на содержание кабельной телефонной канализации. Установленные тарифы не имеют финансовых обоснований.

При этом, тарифы необоснованно различно установлены по отношению к волоконно-оптическому и медному кабелю. По отношению к медному кабелю тарифы установлены в зависимости от его диаметра. Градация диаметра по отношению к волоконно-оптическому кабелю отсутствует, хотя данный кабель имеет наименьший диаметр и, следовательно, занимает меньшее место в телефонной канализации, что уменьшает расходы по его содержанию, предоставляет возможность размещения иных кабелей связи.

На запрос Псковского УФАС России ОАО «Псковская ГТС» письмом от 10.12.2015 № ПТ/ПО/465 представило следующее объяснение.

Тарифы на услугу по предоставлению в пользование места в кабельной канализации для прокладки ВОК за 1 канало-километр утверждены приказами генерального директора ОАО «Псковская ГТС» о введении в действие Прейскуранта.

Тариф рассчитывается исходя из фактически понесенных Обществом затрат на обслуживание и ремонт кабельной канализации. В состав полной себестоимости на обслуживание кабельной канализации включены следующие статьи затрат: заработная плата технического персонала, участвующего непосредственного в обслуживании и ремонте кабельной канализации, амортизация JIKC, амортизация спецтехники и машин, затраты на горюче-смазочные материалы, затраты на оплату работ сторонним организациям за аренду спецтехники, налоги, прочие общехозяйственные и общепроизводственные затраты.

В тарифе расчет затрат производится в ценах прошлого года с учетом коэффициента инфляции на текущий расчетный год и коэффициента рентабельности (15%).

В соответствии с «Нормами технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети. НТП 112-2000. РД 45.120-2000», утвержденными Минсвязи России 12.10.2000, прокладка оптических кабелей в кабельных канализациях, как правило, должна осуществляться в свободных каналах.

При этом в силу норм технологического проектирования при расчете числа каналов канализации в обязательном порядке предусматриваются дополнительные резервные каналы.

Таким образом в расчет тарифа по предоставлению в пользование мест в кабельной канализации ВОК заложены затраты, которые несет Общество на обслуживание одного канала для прокладки ВОК и резервного канала.

Повышение тарифа с 01.09.2015 по предоставлению в пользование места в кабельной канализации ВОК (до 24 оптических волокон) с 5250 руб. до 5750 руб. обусловлено повышением удельных затрат на 1 канало-километр по сравнению с прошлым годом на +9,51 % . Определяющим фактором повышения тарифа является негативный прогноз инфляции Минэкономразвития. В июле текущего года, по прогнозу главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева, инфляция в РФ в годовом выражении может составить 15,7-15,8%. Аналогичный прогноз по инфляции ЦБ: по оценкам регулятора, по состоянию на 27 июля годовой темп прироста потребительских цен составил 15,8%, в июне этот показатель был равен 15,3%. Таким образом, Банк России подтвердил предварительные расчёты Минэкономразвития относительно инфляция в РФ в годовом выражении в июле.

Различие цен в зависимости от типа и размера диаметра кабеля, а также различие цен по отношению к волоконно-оптическому и медному кабелю обусловлено соблюдением необходимых норм технологического проектирования и особенностями эксплуатационно-­технического обслуживания.

Для организаций, вновь разместивших кабели связи в JIKC, и для организацией, уже разместивших, действует единый тариф. Затраты на обслуживание складываются из заработной платы технического персонала, участвующего непосредственно в обслуживании и ремонте кабельной канализации, амортизации JIKC, амортизации спецтехники и машин, затрат на горюче-смазочные материалы, затрат на оплату работ сторонним организациям за аренду спецтехники, налогов, прочих общепроизводственных затрат.

Дополнительно хотим отметить, что в силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

ОАО «Псковская ГТС» использует места в кабельной канализации, принадлежащей ПАО «Ростелеком». Цены на аналогичную услугу, установленные в филиале в Новгородской и Псковской областях ПАО «Ростелеком», за период с 2012 по 2015 год выше, чем цены ОАО «Псковская ГТС».

Кроме того, услуги по предоставлению места в кабельной канализации не являются незаменимыми. У ООО «Телесети» имеется возможность воспользоваться альтернативными способами прокладки кабелей.

Исходя из статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", строительство, эксплуатации средств связи и сооружений связи может осуществляться в зданиях, на опорах линий электропередачи, в районе контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог.

В силу пункта 5 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 68, к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности: кабельная канализация; наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов; кабельные переходы через водные преграды; закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).

В соответствии с нормами технологического проектирования прокладка кабелей допускается в каналах кабельной канализации, непосредственно в грунте, на опорах воздушных линий связи и линий электропередач и другим способом.

Усмотрев в действиях ОАО «Псковская ГТС» признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Псковское УФАС России приказом от 19.02.2016 № 9 возбудило в отношении ОАО «Псковская ГТС» дело № 08/10/16-ТР о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных ответчиком по делу, Комиссией установлено следующее.

ОАО «Псковская ГТС» является оператором связи. Согласно Уставу от 14.10.2010 основными видами деятельности Общества является оказание услуг связи, в том числе оказание услуг связи по предоставлению каналов связи, оказание услуг связи для целей кабельного вещания, купля-продажа, передача и получение в аренду оборудования связи и сооружений связи. В соответствии с изменениями в Устав от 19.02.2013 единственным акционером Общества является ОАО «Мегафон».

ОАО «Псковская ГТС» является собственником линейно-кабельных сооружений связи (далее – ЛКСС).

           Между ООО «Телесети» и ОАО «Псковская ГТС» заключен договор № АТК-15 от 01.10.2011 на предоставление в пользование места в кабельной канализации, согласно которому Оператор (ОАО «Псковская ГТС») предоставляет во временное пользование места в кабельной канализации в г. Пскове для прокладки кабелей Пользователя (ООО «Телесети») согласно приложению № 2 к договору, и их дальнейшего использования в интересах Пользователя; Пользователь производит оплату в соответствии с условиями договора. Согласно дополнительному соглашению № 2 от 01.07.2015 к договору ООО «Телесети» арендует у ОАО «Псковская ГТС» 23,4563 км телефонной канализации.

ООО «Телесети» прокладывает волоконно-оптический кабель (ВОК) в целях оказания услуги кабельного телевидения. Согласно приложению № 1 от 01.07.2015 к договору № АТК-15 от 01.10.2011 по состоянию на 01.05.2015 тариф на предоставление в пользование места в кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля (ВОК) согласно Прейскуранту от 01.09.2014 составляет 5250 руб. за 1 кан/км. Письмом № 194 от 31.07.2015 ОАО «Псковская ГТС» известило ООО «Телесети» об изменении тарифов на предоставление в пользование места в кабельной канализации с 01.09.2015 в связи с внесением изменений в Прейскурант, согласно которому тариф на предоставление в пользование места в кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля (ВОК), до 24 оптических волокон, составит 5750 руб. за 1 кан/км.  

Указанный Прейскурант утвержден приказом ОАО «Псковская ГТС» от 17.08.2015 №ПТ/Пр-ОД/111, в связи с чем размер тарифа на услугу по предоставлению в пользование места в кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля (ВОК), до 24 оптических волокон, был увеличен на 9,5%.

            Псковским УФАС России  проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг  по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи (кабельной  канализации)  для размещения  в них кабелей связи сторонних организаций на возмездной основе  на территории  Псковской области с целью определения положения ОАО «Псковская ГТС» на рынке услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения в них  кабелей связи  сторонних организаций на возмездной основе на территории Псковской области и установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

           Указанный анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок № 220).

Определение временного интервала исследования товарного рынка. Временной интервал исследования товарного рынка определен в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации с учетом требования части 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пункта 2.1 Порядка № 220.

Поскольку датой введения в действие   тарифа на услуги  по  предоставления  в пользование места в  канале телефонной  канализации  ОАО «Псковская ГТС» на территории города Пскова для прокладки оптического кабеля  в размере  5750 руб. (без НДС) за 1 кан/км в месяц, с которой не согласился заявитель, является 01.09.2015, правовое значение для квалификации действий общества по установлению данного тарифа   будет иметь факт наличия либо отсутствия у общества доминирующего положения по состоянию на указанную дату, определяющую, по сути, верхнюю границу временного интервала анализа состояния конкуренции.

При определении временного интервала учтено, что  рынок оказания услуг предоставления линейно-кабельных сооружений  связи (кабельной  канализации)  для размещения  в них кабелей связи сторонним организациям  не  подвержен   сезонным  колебаниям, спрос, сроки договоров, являются стабильными.

Учитывая указанные обстоятельства, Управлением был определен следующий  временной интервал исследования рынка:  2014 год и  2015 год. При этом исследование проводилось в форме ретроспективного анализа, что обусловлено необходимостью изучения характеристик рынка, сложившихся до момента проведения исследования (пункт 2.2 Порядка № 220).

        В соответствии с требованиями  пункта 2.4 Порядка № 220, все  характеристики товарного  рынка в аналитическом отчете  определены в пределах одного временного интервала - 2014 год  и 2015 год с учетом динамики состояния конкуренции на анализируемом  товарном рынке  за исследуемый период.

 Определение продуктовых границ товарного рынка.         Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. 

            Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            В соответствии с пунктом 3.2 Порядка № 220  определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

            Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

             При составлении   Аналитического отчета Управлением  использовались сведения, полученные в ходе проведения выборочного опроса покупателей, а также сведения, полученные в ходе анализа предмета договоров.

            В соответствии с пунктом 3.1 Порядка № 220  определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

            В соответствии с положениями пункта 3.4 Порядок № 220, предварительное определение товара в Аналитическом отчете проведено на основе:

            а) условий договора, заключенного между ОАО «Псковская ГТС» (Оператор) и ООО «Телесети» (Пользователь) № АТК-15 на предоставление в пользование места в кабельной канализации от 01.10.2011, согласно которому Оператор предоставляет во временное пользование  места в кабельной канализации в г. Пскове для прокладки кабелей Пользователя согласно приложению № 2 к договору, и их дальнейшего использования в интересах Пользователя, а Пользователь производит оплату в соответствии с условиями договора;

           б) договоров, представленных ОАО «Псковская ГТС» письмом №ПТ/ПО/72 от 16.02.2016 - согласно условиям вышеуказанных договоров, Общество (оператор связи) предоставляет во временное пользование места в кабельной канализации в г. Пскове для прокладки кабелей Пользователя, а Пользователь обязуется производить оплату за предоставленные места в кабельной канализации в соответствии с условиями договора.

            Таким образом, исходя из анализа предмета договоров, предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи (далее – ЛКСС) для размещения в них средств связи (кабелей связи, муфт оптических кабелей) сторонних организаций на возмездной основе.

            б) Нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

            В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

            Согласно пункту 7 статьи 2 Закона о связи линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

            Сеть связи, как определено в пункте 24 статьи 2 Закона о связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.

            В силу статьи 8 Закона о связи сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав, на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

            В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» (далее – Постановление) линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:

            1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки: наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; наличие протяженности (длины);

            2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.

            Согласно пункту 5 Постановления, к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности: - кабельная канализация;  наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;  кабельные переходы через водные преграды; закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).

            В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона о связи операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.

            При таких обстоятельствах услуга по предоставлению ЛКСС (каналов кабельной канализации) для размещения в них средств связи (кабелей связи, муфт оптических кабелей) сторонних организаций на возмездной основе, является самостоятельной услугой и не относится к услугам телефонной связи.

            в) Общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

            Согласно  отчету  о прибылях  и  убытках ОАО «Псковская ГТС»  за 2014 год и январь-сентябрь 2015 года  (форма  №0710002 по  ОКУД)  вид экономической деятельности  указан «Оказание услуг связи», основной вид деятельности ОАО «Псковская ГТС» -  «Деятельность в области телефонной связи», которому соответствует код ОКВЭД  64.20.11.

            Виды экономической деятельности для юридических лиц указываются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОКВЭД). Так, в соответствии со справочником ОКВЭД вид деятельности «Деятельность в области телефонной связи» отнесен к разделу I «Транспорт и связь», подразделу с кодом 64 «Связь» и группе видов экономической деятельности под кодом 64.20 «Деятельность в области электросвязи».

            Группа видов экономической деятельности под кодом 64.20 «Деятельность в области электросвязи» содержит следующие подгруппы:

            - 64.20.1 «Деятельность в области телефонной связи и документальной электросвязи»;

            - 64.20.2 «Деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения и радиовещания»;

            - 64.20.3 «Прочая деятельность в области электросвязи».

            Услуге по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе соответствует код ОКВЭД 64.20.3 «Прочая деятельность в области электросвязи».

            Эта группировка включает:  техническое обслуживание сетей электросвязи;  сдача в аренду каналов связи; контроль за системами и средствами связи, а также радиоэлектронными средствами, высокочастотными устройствами различных пользователей и производственно - технологическими сетями связи;  обеспечение регулирования использования радиочастот центрального и децентрального назначения и радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского применения.

            При определении кода ОКВЭД 64.20.3 «Прочая деятельность в области электросвязи»,  Псковское УФАС России, не имея возможности точной идентификации товара для целей учета выбрало код ОКВЭД, максимально близко соответствующий товарной позиции. Вид деятельности «Прочая деятельность в области электросвязи» с кодом ОКВЭД 64.20.3 зарегистрирован в качестве дополнительного вида деятельности ОАО «Псковская ГТС» в Едином государственном реестре юридических лиц (информационная выписка № 68 от 19.02.2016).

            Таким образом (в рамках вида деятельности «прочая деятельность в области электросвязи»), ОАО «Псковская ГТС» оказывает услуги по предоставлению ЛКСС (каналов кабельной канализации) для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе.

            С учетом изложенного, на основании источников, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г» пункта 3.4 Порядка №220  предварительно продуктовыми границами исследуемого товарного рынка  признана «услуга по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе» (код ОКВЭД – 64.20.3 «Прочая деятельность в области электросвязи»). 

Данная услуга может быть оказана только при наличии у хозяйствующего субъекта в собственности либо на ином законном праве линейно-кабельных сооружений связи.

            г) При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, согласно пункту 3.5 Порядка проведения анализа анализируются:  функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;  применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);  качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;  технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);  цена;  условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;  иные характеристики.

            Функциональное назначение размещения кабелей связи в ЛКСС для хозяйствующих субъектов - потребителей - оказание услуг связи (в т.ч. передача аудио и видеосигнала), а также организация линий связи для собственных нужд потребителей.

            Кроме каналов кабельной канализации, которые, как правило, пролегают под землей, для организации линий связи возможно использование наземной инфраструктуры.

            Совокупный рынок инфраструктур, обеспечивающий техническую возможность для наземной прокладки кабелей связи, включает в себя столбы уличного освещения, стены и фрагменты зданий и сооружений, опоры линий электропередач и т.п.

            Размещение кабелей связи на наземных устройствах имеет существенные ограничения, в том числе по техническим характеристикам. 

            Подземные инфраструктуры имеют большую гарантию сохранности размещенных в них кабелей, как от постороннего вмешательства, так и от воздействия атмосферных условий и являются более предпочтительными и безопасным для потребителей.

            Согласно пункту 3.7 Порядка №220 определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

            Услуга по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе предположительно может быть заменена следующими услугами:

            - укладкой бронированного кабеля в землю без использования канализации при помощи кабелеукладчика;

            - прокладкой собственных ЛКСС (телефонной канализации);

            - использованием воздушно-столбовых линий.

            Укладка кабеля в землю без использования канализации при помощи кабелеукладчика не является взаимозаменяемой услугой с размещением кабеля связи в существующих ЛКСС сторонних организаций.

            Согласно пункту 6.4.2 руководящего документа отрасли «Ведомственные строительные нормы» ВСН 116-93 «Инструкция по проектированию и строительству ЛКСС» «В городах и поселках городского типа прокладка кабелей в грунт допускается на участках, не имеющих законченной горизонтальной и вертикальной планировки, подверженных пучению, заболоченных, по улицам, подлежащим закрытию, перепланировке или реконструкции и в пригородных зонах».

            В соответствии с требованиями пункта 3.56 «Отраслевых строительно-технологических норм на монтаж сооружений и устройств связи» ОСТН-600-93 прокладка кабелей в грунте кабелеукладочными механизмами производится, как правило, на загородных незастроенных участках.

            Так как ООО «Телесети» пользуется услугой предоставления в пользование ЛКСС на территории, относящейся к городской с законченной планировкой и развитой существующей инженерной инфраструктурой, при этом указанная территория не имеет никаких геологических особенностей, указанных в пункте 6.4.2 ВСН 116-93, прокладка кабелей связи должна осуществляться непосредственно в существующей телефонной канализации.

            Таким образом,  прокладка кабеля связи непосредственно в грунт кабелеукладчиком не является равноценным заменителем размещению кабеля связи в ЛКСС (телефонной канализации).

            д) В соответствии с пунктом 3.7 Порядка №220 при определении взаимозаменяемых товаров, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие 10 процентов от цены товара), то такие товары не относятся к взаимозаменяемым.

            Опрос потребителей услуг предоставления  в пользование  ЛКСС (каналов кабельной канализации) для размещения кабеля связи  показал, что размещение   кабеля связи   в каналах кабельной  канализации невозможно заменить на  какое-либо другое размещение - так считают  в среднем 93%  опрошенных потребителей данных услуг, и только один опрошенный потребитель (что составило 7%) считает, что   размещение кабеля связи  в каналах кабельной  канализации возможно  заменить частично путем  размещения  на опорах контактно-кабельной сети, а также путем  размещения на фасадах, чердачных помещениях, крышах жилых домов, зданий и других строений.

            Также  опрос потребителей  показал, что  они не готовы   осуществить замену услуги размещения кабеля связи  в  каналах кабельной канализации  на другое  взаимозаменяемое  размещение (строительство собственной кабельной канализации  или собственных опор) по следующим причинам:

          -  необходимость вложения значительных финансовых средств, которые превышают на 10% стоимость услуги  предоставления места в каналах  кабельной канализации - считают  66,7% опрошенных;

             -  отсутствие технической возможности замены - считают  33,3 % опрошенных;

             - длительность и сложность получения разрешительных документов на строительство и их согласование  со стороны надзорных и контролирующих  органов власти - считают  46,7%;

- высокая стоимость указанных строительных работ, выполняемых сторонними организациями – считают  66,7 % опрошенных.

            Возможность строительства собственных ЛКСС покупателями, в том числе альтернативными операторами связи, ограничена значительными первоначальными капиталовложениями и длительными сроками окупаемости этих вложений. В стоимость работ по строительству ЛКСС включаются: затраты на подготовку и согласование проектно-сметной документации, затраты на материалы, оборудование и работы по разработке траншеи, укладке асбестоцементных труб, засыпке траншеи, уборке территории от мусора, восстановлению озеленения и асфальтового покрытия территории, транспорт и т.п. 

            Согласно Руководству по строительству линейных сооружений местных сетей связи общая организационно-техническая подготовка строительства включает в себя: входной контроль поступившей проектно-сметной документации, заключение договоров подряда и субподряда на строительство, отвод в натуре трасс строительства кабельной канализации, прокладки кабелей; оформление разрешений (ордеров) и допусков на производство работ, организацию поставки на строительство материалов, оборудования, конструкций и готовых изделий; подготовку автотранспорта и механизмов; получение и складирование кабелей, оборудования, арматуры, материалов, нетиповых изделий и их входной контроль; формирование подразделений рабочей силой в соответствии с расчетом ее потребности, а также обеспечение инструментом, инвентарем, средствами малой механизации и измерительной аппаратурой; изыскание и подготовку жилья для рабочих; размещение участка строительства, приобъектного склада.

            При осуществлении строительства объектов на участках сложившейся городской застройки условия производства работ с выделением опасных зон, границ и осей подземных сооружений и коммуникаций должны быть согласованы с органами государственного надзора, местной Администрацией и эксплуатационными организациями.

            Согласно договору № АТК-15 от 01.10.2011 г. на предоставление в пользование места в кабельной канализации и дополнительному соглашению № 2 к договору от 01.07.2015 ООО «Телесети» арендует у ОАО «Псковская ГТС» 23,4563 км телефонной канализации. ООО «Телесети» представило коммерческое предложение ООО «Промтерра-С» от 24.02.2016 № 2, согласно которому стоимость работ по строительству трассы линейно-кабельных сооружений на 3 канала из асбестоцементных труб составляет 1 435,881 тыс. руб. за 1 км, докладка 1 канала из асбестоцементных труб в ЛОК – 293,507 руб. за 1 км; стоимость проектных (изыскательских) работ – 317,184 руб. за 1 км в текущих ценах по состоянию на 4 квартал 2015 г. с учетом НДС. Таким образом, издержки приобретателя товара, необходимые для замены одного товара другим (строительство ООО «Телесети» собственных ЛКСС вместо аренды у ОАО «Псковская ГТС») составят по приведенным расчетам 40 572,49 тыс. руб., что превышает цену товара на рынке (стоимость аренды составляет 1909,80 тыс. руб. в год) в 20 раз, и значительно выходит за пределы установленного пунктом 3.7 Порядка для оценки взаимозаменяемости товаров порога в 10%.

            Таким образом, строительство собственных ЛКСС не будет являться взаимозаменяемым товаром товару - размещение кабеля связи в ЛКСС (кабельной канализации), так как организация строительства собственных линейно-кабельных сооружений связи включает в себя совокупность организационных и технических мероприятий, которые требуют значительных капиталовложений и существенных временных затрат.

            Использование воздушно-столбовых линий имеет ряд преимуществ по сравнению со строительством собственных ЛКСС: отсутствие необходимости отвода земель под трассу, снижение стоимости строительно-монтажных работ, существенное сокращение сроков строительства, поскольку размещение кабелей связи на наземной инфраструктуре проще и технологичнее, чем подземная прокладка кабеля.

            Однако, размещение ЛКСС на воздушных опорах, опорах контактной сети, фасадах зданий и т.п. сопряжено и с некоторыми трудностями. Подвес на опорах линий электропередачи и опорах уличного освещения кабелей, содержащих металлические элементы конструкции запрещен. Столбы уличного освещения постоянно находятся под напряжением, которое при строительстве в большинстве случаев должно быть снято. От владельцев наземной инфраструктуры необходимо получить разрешение на выполнение работ, в том числе на отключение напряжения, если это столбы уличного освещения, что регламентируется правилами производства работ. Кроме того, персонал должен быть обучен и иметь допуск к работе на линиях электропередач и верхолазным работам.

            Управление по  строительству, архитектуре  и  градостроительству администрации  города Пскова  письмом от 03.03.2016 № 337 сообщило, что в связи с тем, что размещение ЛКСС на зданиях приводит к нарушению и изменению технического состояния фасадов и кровли, а также ухудшает внешний облик города, Управление считает нецелесообразным выполнение работ данным способом.  При размещении ЛКСС подземным способом земляные работы в соответствии с Решением Псковской городской Думы от 29.04.2011 № 1692 «Об утверждении Правил благоустройства, санитарного содержания и озеленения города Пскова» согласовываются с Администрацией города Пскова.

            Из заявления ООО «Телесети» (исх. № 35/15 от 18.11.2015) следует: «ООО «Телесети» не имеет возможности использовать канализацию иных операторов связи на территории г. Пскова, поскольку организации, которые могут оказывать услуги по предоставлению в пользование места в каналах канализации для размещения кабеля на территории г. Пскова, практически отсутствуют в силу небольшой протяженности собственной кабельной канализации, а также наличия кабельной канализации на тех участках,  в которых ООО «Телесети» не заинтересовано (за исключением ОАО Ростелеком»).

ООО «Телесети» также не может осуществлять работы по переносу кабелей связи из канализации ОАО «Псковская ГТС» с последующим размещением их на опорах над землей, поскольку данные работы связаны с большими инвестициями в строительство сети связи, а также с длительным согласованием со стороны собственников опор и надзорных органов».

Согласно письму от 26.02.2016 № 0208/05/942-16 ПАО «Ростелеком» не имеет в собственности линейно-кабельных сооружений связи по адресам, необходимым для размещения ООО «Телесети» и, соответственно, не оказывает услуги по предоставлению места в кабельной канализации для сторонних организаций на возмездной основе в городе Пскове по указанным адресам.

            Исходя из проведенного опроса мнения покупателей следует, что потребители не готовы заменить услугу по размещению кабелей связи в ЛКСС сторонних организаций на услугу по размещению кабелей связи на воздушных опорах, столбах уличного освещения, фасадах зданий и т.п. по следующим причинам:

            Во-первых, специфика работы ряда организаций предъявляет высокие требования к надежности каналов передачи данных и защите передаваемой информации.

            Во-вторых, отличие технических параметров и особенностей размещения кабелей связи в канализации связи и на воздушных опорах.

            В-третьих, на замену способа размещения кабеля связи потребуются значительные капиталовложения.

            При размещении на воздушных опорах к кабелю связи также предъявляются определенные технические требования, такие как стойкость кабелей к растяжению, тип оболочки кабеля, воздействие электрических полей и др.

           Оптические кабели подразделяются:

            - на оптический кабель наружной прокладки (для прокладки вне зданий и сооружений);

            - на оптический кабель внутренней прокладки (для прокладки внутри зданий и сооружений);

            Оптический кабель наружной прокладки в зависимости от области применения подразделяется на следующие типы: подземные, подвесные, подводные.

            Требования к устойчивости различных типов оптического кабеля содержатся в приказе Мининформсвязи Российской Федерации от 19.04.2006 № 47 «Об утверждении правил применения оптических кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон» (далее – Правила).    Требования к кабелям связи с металлическими жилами установлены приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 19.04.2006 № 46.

            Нарушение условий применения кабеля связи, которые установлены Правилами, влияет на целостность, устойчивость функционирования и безопасность единой сети электросвязи Российской Федерации (прокладка оптического кабеля, предназначенного для воздушной прокладки, не подходит для подземной прокладки).

            Следовательно, при замене способа размещения кабелей связи (с кабельной канализации на воздушные опоры) потребителю потребуются значительные капиталовложения: на демонтаж существующих кабелей связи; на приобретение подвесного оптического кабеля связи; на строительно-монтажные работы по прокладке кабелей связи на воздушных опорах.

           Таким образом,  услуга по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе не является взаимозаменяемой с услугой по размещению кабелей связи на воздушных опорах, столбах уличного освещения и фасадах здания для потребителей, чьи средства связи уже размещены в ЛКСС сторонних организаций.

            Кроме  того, согласно опросу  потребителей,  проведенному  Управлением, даже при  существующем  росте стоимости  услуг по размещению кабеля связи в каналах телефонной канализации,  потребители  не  заменяют  и не готовы заменить  услуги  по предоставлению ЛКСС для  размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе на иные  способы размещения кабельной связи, в частности  на размещение на воздушных  опорах фасадов зданий и т. д.

            Для потребителей  указанных услуг, уже разместивших кабели связи в ЛКСС сторонних организаций, замена способа  размещения кабеля связи  повлечет убытки  на сумму   остаточной стоимости  несамортизированного имущества.

            Строительство  собственных линейно-кабельных сооружений связи включает в себя  совокупность организационных и технических мероприятий, которые требуют значительных капиталовложений, существенных временных затрат и длительных сроков окупаемости построенных объектов связи.

            Таким образом, Управление пришло к выводу, что  рынок  услуг по предоставлению ЛКСС  (каналов кабельной канализации) для  размещения  кабеля связи  сторонних организаций на возмездной основе (для  покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКСС)   является  самостоятельным рынком, поскольку он определен самостоятельными  критериями  востребованности и специфическими особенностями, отличающими его от  иных схожих товаров.

            Учитывая, что услуги по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе (для покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКСС) не взаимозаменяемы с другими видами аналогичных услуг, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка, следует признать рынок услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе (для  покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКСС)  (код ОКВЭД - 64.20.3).

Определение географических границ товарного рынка.

            Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

            В соответствии с пунктом 4.1 Порядка №220  определение географических границ товарного рынка представляет собой процедуру определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

            – предварительное определение географических границ товарного рынка;

            – выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

            – определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

            Определение географических границ товарного рынка произведено на основе информации:

            а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля (предусмотрено пунктом 4.2 Порядка №220).

           В данном случае хозяйствующим субъектом, являющимся объектом антимонопольного контроля  является  Открытое акционерное общество «Псковская городская телефонная сеть» (юр. адрес: 180007, г. Псков, ул. Пароменская, д. 23, ОГРН 1026000956277), оказывающее услуги  по предоставлению ЛКСС (каналов  кабельной  канализации)  для размещения  в них кабелей связи сторонних организаций  на возмездной основе  на территории Псковской области.

           Таким образом, предварительными географическими границами исследуемого товарного рынка являются административные границы Псковской области.

            Согласно пункту 4.5 Порядка №220 определение географических границ товарного рынка может быть осуществлено следующими методами:

            -  методом «тест гипотетического монополиста»;

            - методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

            - сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

           Выбор методов исследования должен быть обоснован в аналитическом отчете. В случае использования метода «тест гипотетического монополиста» такое обоснование не требуется.

            б) При определении географических границ исследуемого товарного рынка Псковским УФАС России был применен метод «тест гипотетического монополиста».

          В соответствии с пунктом 4.6 Порядка в результате проведения «теста гипотетического монополиста» (для определения географических границ товарного рынка) выясняется мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечают на вопрос: «У каких продавцов (расположенных за пределами предварительно определенных географических границ товарного рынка) и в каком количестве приобретатели предпочтут покупать товар, если цена на товар (в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка) долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней?».

            «Тест гипотетического монополиста» приобретателей товара показал: все 15 опрошенных ответили, что не имеют возможности получать услугу по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации за пределами Псковской области. Приобретатели услуги отметили, что поскольку услуга привязана к определенной территории, конкретным сетям,  за пределами Псковской области не интересна и не может служить заменой.

         Исследуемый товарный рынок характеризуется следующей особенностью - оказание услуг по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств  связи сторонних организаций на возмездной основе осуществляется посредством эксплуатации линейно-кабельных сооружений связи.

            В силу статьи 8 Закона о связи сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно,  таким  образом  линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу.

            Услуги по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе осуществляют хозяйствующие субъекты владельцы ЛКСС - географические границы рассматриваемого товарного рынка зависят от наличия и расположения инфраструктуры (сетей), от возможностей доступа покупателей к инфраструктуре сети электросвязи и ее использованию.

            В силу специфики исследуемого товарного рынка, отсутствия  физической   возможности перемещения потребителей услуг связи  к линейно-кабельным сооружениям связи   оператор услуг связи   может получить услугу по предоставлению места в канале кабельной канализации для размещения кабеля связи  только в месте  нахождения ЛКСС.

            В связи с тем, что Заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «Телесети» «…» осуществляет размещение собственных кабелей связи для организации линий связи   (согласно Приложению № 2 от 01.07.2015 г. к договору № АТК-15 от  01.10.2011 г., заключенному между Оператором – ОАО «Псковская ГТС» и Пользователем – ООО «Телесети»,   по следующим адресам:

- г. Псков, ул. Кузбасской див., ЗОА - ул. Юбилейная, 89;

- г. Псков, ул. М. Горького, 51 - ул. Мирная, 3;

- г. Псков, ул. Мирная, 3 - ул. Мирная, 11;

- г. Псков, ШО (ул. Комдива Кирсанова, 7) - ул. Мирная, 11;

- г. Псков, ШО (ул. Комдива Кирсанова, 7) - ул. Комдива Кирсанова, 7;

- г. Псков, ул. Комдива Кирсанова, 7 - ул. Юбилейная, 14;

- г. Псков, ул. Советская, 1/3 – ОМ (ККС 138) ул. Петровская;

- г. Псков, ул. Советская, 1/3 – ул. Л. Поземского, 11;

- г. Псков, Октябрьский пр-т, 23А - ОМ (ККС 910) Плехановский посад;

- г. Псков, ул. Л. Поземского, 11 - ул. О.Кошевого, 21;

- г. Псков, ул. Коммунальная, 32 - ул. Коммунальная, 14;

- г. Псков, ул. Владимирская, 4 - ул. Кузбасской дивизии, 36;

- г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, 12 - ул. Коммунальная, 32;

- г. Псков, ул. Рокоссовского, 24А - ул. Кузбасской дивизии, ЗОА;

- г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, 4 - ул. Народная, 25;

- г. Псков, ул. Труда, 22 - ул. Текстильная, 2;

- г. Псков, Рижский пр-т, 55 - Рижский пр-т, 54;

- г. Псков, ул.О.Кошевого, 23 - ул. Ипподромная, 131;

- г. Псков, Октябрьский пр-т, 23А - ул. ЯФабрициуса, 7;

- г. Псков, Октябрьский пр-т, 23А - Октябрьский пр-т, 52;

- г. Псков, Октябрьский пр-т, 52 - ул. Гагарина, 7А;

- г. Псков, ул. Гагарина, 7А - ул. Гагарина, 15;

- г. Псков, ул. Новоселов, 11 - ул. Инженерная, 62;

- г. Псков, ул. Инженерная, 62 - ул. Индустриальная, 4;

- г. Псков, ул. Индустриальная, 4 - ОМ ККС 910;

- г. Псков, ул. Р. Люксембург, 23 - ул. Народная, 53;

- г. Псков, ул. Советская, 1/3 - ул. Ленина, 15 - ОМ (ККС 910) Плехановский посад;

- г. Псков, ул. Народная, 53 - ул. Генерала Маргелова, 11;

- г. Псков, ул. Коммунальная, 14 - ул. Петровская, 49;

- г. Псков, ул. Петровская, 49 - ул. М. Горького, 51;

- г. Псков, ул. Юбилейная, 89 - ул. Ижорского бат., 10А - ул. Алехина, 1 - ул.Ижорского бат., 6А;

- г. Псков, ул. Инженерная, 18 — ул. Инженерная, 15;

- г. Псков, ул. Советская, 51 —ул. Мирная, 11;

- г. Псков, ул. Советская, 51 —ул. Советская, 53;

- г. Псков, ул. Комдива Кирсанова, 7 — ОМ ККС № 1119, местонахождение указанных ЛКСС является  географическими  границами  исследуемого рынка.

            Следовательно, географическими границами рынка услуг по предоставлению ЛКСС (каналов кабельной канализации) для размещения в них кабелей связи  сторонних организаций на возмездной основе (для  покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКСС) является  территория расположения (пролегания) ЛКСС предоставляющихся в пользование, то есть граница  вышеуказанных сетей.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Согласно представленной информации ОАО «Псковская ГТС» исх. № ПТ/ПО/86 от 25.02.2016 объем выручки по предоставлению в пользование места  в кабельной канализации за 2014 год составил 22 853 213,00 руб., за 2015 год – 24 756 227,34 руб.        

С учетом изложенного, доля  ОАО «Псковская ГТС» на данном рынке в установленных географических границах составляет 100%.

Следовательно, ОАО «Псковская ГТС» занимает доминирующее положение на рынке  услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи (каналов кабельной канализации) для размещения в них кабелей связи сторонних организаций на возмездной основе на территории Псковской области за 2014-2015 гг.

Определение уровня концентрации товарного рынка. Коэффициент рыночной концентрации CR3 = 100%. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000. Таким образом, исследуемый рынок является высококонцентрированым.

Определение барьеров входа на товарный рынок. Согласно пункту 8.1 Порядка №220  процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

            – выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

            – определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

            Согласно пункту 8.2 Порядка №220 к барьерам входа на товарный рынок относятся:

            а) экономические ограничения;

            б) административные ограничения;

            в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок;

            г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок;

            д) другие ограничения входа на товарный рынок.

            При исследовании рынка услуг по предоставлению ЛКСС (каналов  кабельной  канализации)  для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе в установленных географических границах  по итогам 2014 г. и 2015 г. выявлены следующие  барьеры для входа  на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов:

            - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

        - ограниченная доступность финансовых ресурсов;

        -  длительность  и сложность  получения разрешительных документов на строительство и их  согласование со стороны надзорных и контролирующих органов власти.

            Таким образом, экономические и административные барьеры входа на рынок услуг по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе являются значительными.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке. Исследуемый товарный рынок  относится к рынку с неразвитой конкуренцией, доминирующее положение на котором в рассматриваемом временном интервале занимало ОАО «Псковская ГТС» с долей, составившей 100 %.

В силу статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает:

1) сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и

2) цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В соответствии с объяснением, представленным ОАО «Псковская ГТС» № ПТ/ПО/72 от 16.02.2016, в настоящий момент утвержденной Методики расчета тарифа на услугу по предоставлению места в телефонной канализации в зависимости от типа кабеля в Обществе не имеется. Ежегодно тарифы на услугу повышались на уровень инфляции в соответствии с прогнозом Минэкономразвития.

          Тарифы на услугу по аренде канализации были установлены в зависимости от типа кабеля и введены в Прейскурант в 2011 году. В связи со сменой единственного акционера Общества, последующей реорганизацией и изменением структуры, штатного расписания и численности персонала документы, обосновывающие калькуляцию тарифа на услугу предоставления в пользование места в кабельной канализации для прокладки медного кабеля в зависимости от диаметра, не сохранились. В связи с чем предоставить калькуляцию по вашему запросу за 2013 - 2015 гг. по типу кабеля предоставить не представляется возможным.

Соответственно, на предприятии отсутствует экономическое обоснование цены на услугу предоставления в пользование места в кабельной канализации, определить соответствие установленных цен необходимым затратам для потребителей услуг не представляется возможным. 

Согласно проведенному анализу с учетом отсутствия конкуренции на исследованном рынке (с учетом 100%-ной доли ОАО «Псковская ГТС») в определенном временном интервале и определенных географических границах, ограниченных границами пролегания ЛКСС сопоставимый товарный рынок отсутствует.  

В таком случае с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 по делу № А70-9090/15-2008, для выявления монопольно высокой цены Комиссия руководствовалась затратным критерием.

 

Определением об отложении рассмотрения дела от 23.03.2016 № 1035/ОВ Комиссия запросила у ответчика информацию:

-  сумму фактических расходов ОАО «Псковская ГТС» по оказанию услуг по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации для размещения кабелей связи сторонних организаций за 2014 год и за 2015 год с разбивкой по статьям затрат и расшифровкой формирования данных статей затрат;

- калькуляцию фактических расходов (на 1 канало-км в месяц)   по оказанию услуг по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации для размещения кабелей связи сторонних организаций за 2014 год и за 2015 год с указанием объема оказанных услуг, учтенного при калькулировании затрат;

- протяженность (в км) размещенных в ЛКСС кабелей связи сторонних организаций за 2014 год и за 2015 год;

- объем (в куб. метрах)  размещенных в ЛКСС кабелей связи сторонних организаций за 2014 год и за 2015 год.

ОАО «Псковская ГТС» письмом от 08.04.2016 б/н представлен Расчет арендной платы за предоставление места  в кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля ВОК (до 24 оптических волокон) на 1 кан/км, руб./мес. на 2014 год и на 2015 год:

 

№ п/п

Показатель

ед.изм.

Сумма затрат на 1 кан/км, руб/мес

на 2014 год

Сумма затрат на 1 кан/км, руб/мес

на 2015 год

1.

Общая протяженность кабельной канализации

кан-км

625,045

628,51

2.

Фактические затраты на ремонт и обслуживание ЛКС (год)

руб.

4129,68

4059,05

3.

ФОТ (обследование трасс и выявление недостатков канализационных сооружений, ремонт)

руб.

554,45

848,30

4.

Амортизация ЛКС

руб.

2513,86

2605,31

5.

Амортизация машин и оборудования

руб.

541,71

74,02

6.

Материалы

руб.

181,26

175,33

7.

ГСМ

руб.

189,07

201,70

8.

Аренда спецтехники

руб.

50,13

43,82

9.

Налог на имущество ЛКС

руб.

99,20

110,57

10.

Прочие производственные расходы (расходы на спецодежду, инвентарь, инструмент, ДМС, содержание и ремонт а/м и пр.)

 

 

 

руб.

 

 

 

60,99

 

 

 

110,3

11.

Прочие общехозяйственные расходы на содержание админ.-управл. аппарата

 

руб.

 

97,03

 

152,7

12.

Всего затрат

руб.

4287,69

4322,02

13.

Итого затраты на 1 кан-км с учетом резервного канала в месяц

 

руб.

 

4287,69

 

4322,02

14.

Всего с учетом инфляции (прогноз 6,9%)

 

руб.

 

4566,4

 

5000,58

15.

Рентабельность (15%)

руб.

684,96

750,09

16.

Итого затраты на 1 кан-км с учетом резервного канала в месяц

 

руб.

 

5251

 

5751

17.

Тариф за аренду места в кабельной канализации на 2014 (без НДС)

 

руб.

 

5250,00

 

5750,00

 

На заседании Комиссии представители ответчика пояснили, что объемные показатели кабельной канализации отсутствуют, так как учет по объему размещенных кабелей (в куб.м) не ведется.

Также ответчиком представлены договора на размещение кабелей на электрических опорах, акты выполненных работ по такому размещению, документы о согласовании с собственниками жилья безвозмездного размещения кабелей связи на фасадах жилых домов в подтверждение позиции, что у заявителя имеются альтернативные варианты размещения кабелей связи.

Определением от  18.04.2016 Комиссия запросила у ответчика:

-  сумму фактических расходов ОАО «Псковская ГТС» по оказанию услуг по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации для размещения кабелей связи сторонних организаций за 2014 год и за 2015 год с разбивкой по статьям затрат и расшифровкой формирования данных статей затрат с подтверждающими бухгалтерскими документами;

- калькуляцию фактических расходов (на 1 канало-км в месяц)   по оказанию услуг по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации для размещения кабелей связи сторонних организаций за 2014 год и за 2015 год с указанием объема оказанных услуг и расшифровкой статей затрат, учтенных при калькулировании затрат с подтверждающими бухгалтерскими документами и нормативно-правовым обоснованием.

Письмом от 28.04.2016 б/н ОАО «Псковская ГТС» представило данные о фактических прямых расходах по оказанию услуг по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации для размещения кабелей связи сторонних организаций, которые составили: за 2014 год – 8 008 375 руб., за 2015 год – 7 219 846 руб.  Исходя из представленных данных, фактические затраты, включая накладные расходы, в расчете на 1 кан.км. в месяц, составили:

в 2014 г. – 4275,30 руб.;

в 2015 г. – 3149,51 руб.

Далее в расчете тарифа к указанным затратам применен коэффициент инфляции по прогнозу Минэкономразвития (2014 г. – 15,7%, 2015 г. – 15,7%) и уровень рентабельности (2014 г. 16,5%, 2015 г. – 57,4%). Итого с учетом инфляции и рентабельности затраты на 1 кан.км. в месяц составили:

2014 г. – 4275,30 х 15,7% х 16,5% = 5763 руб.;

2015 г. – 3149,51 х 15,7% х 57,4% = 5737 руб.

По пояснениям ответчика на заседании Комиссии уровень рентабельности доводится единственным акционером Общества. В 2014 году им являлся ЗАО «ПетерСтар», в 2015 г. – ПАО «МегаФон».

По запросу управления ОАО «Псковская ГТС» письмом от 16.02.2016 № ПТ/ПО/72 представлено 20 договоров с заказчиками на предоставление услуг по предоставлению в пользования места в кабельной канализации. В письме указано, что представлены не все договора, так как ряду контрагентов направлены дополнительные соглашения, которые не возвращены.

Заявитель при рассмотрении дела пояснил, что одновременно в кабельной канализации ответчика размещаются кабели нескольких потребителей. Кроме того, размещенные кабели имеют разный диаметр, т.е. арендуемая площадь различна. В соответствии с пунктом 6.3.1. Ведомственных Строительных норм. Инструкция по проектированию линейно-кабельных сооружений связи  ВСН 116-93, утвержденных приказом Министерства связи Российской Федерации от 15.07.1993 № 168, в свободном канале допускается прокладка не более пяти-шести однотипных оптических кабелей. 

По расчетам ООО «Телесети» площадь, занимаемая им в асбестоцементной трубе кабельной канализации ОАО «Псковская ГТС», составляет около 20%.

Ответчиком данная информация не опровергнута. На заседании Комиссии представители пояснили, что при расчете тарифа количество пользователей услуги и количество размещенных кабелей не учитывается: общие затраты делятся на общую протяженность кабельной канализации без корректировки на объем занимаемого места каждым клиентом.

По данным ОАО «Псковская ГТС» (форма № 2 по ОКУД) «Отчет о финансовых результатах» за 2014г. и 2015г., в 2014 году по ОАО «Псковская ГТС» прибыль от продаж составила 32 939 тыс. руб., чистая прибыль – 10 611 тыс. руб., за  2015 год  прибыль от продаж составила 80 246 тыс. руб., чистая прибыль – 60 952 тыс. руб.

Согласно представленной информации ОАО «Псковская ГТС» исх. № ПТ/ПО/86 от 25.02.2016 объем выручки по предоставлению в пользование места  в кабельной канализации за 2014 год составил 22 853 213,00 руб., за 2015 год – 24 756 227,34 руб.  Объем выручки по предоставлению в пользование места  в кабельной канализации, полученный от ООО «Телесети» за 2014 год составил 1 381 899,45 руб., за 2015 год – 780 804,18 руб.

Исходя из вышеприведенных данных, уровень рентабельности (P), оказываемой ОАО «Псковская ГТС» услуги по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации для размещения кабеля связи за 1 км в месяц, при установленном Обществом тарифе в размере 5250 руб. (без НДС), составил 22,8% (P1) за 2014 год и при установленном Обществом тарифе в размере 5750 руб. (без НДС), составил 82,6% (P1) за 2015 год,

где: P -  уровень рентабельности, %;

 O – цена ОАО «Псковская ГТС» на услугу по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации за 1 кан/км в месяц (без НДС);

C – себестоимость содержания 1 места в канале кабельной канализации ОАО «Псковская ГТС» на территории Псковской области для прокладки волоконно-оптического кабеля ВОК (до 24 оптических волокон) за 1 км в месяц: в 2014 году составляла 4275,30 руб., в 2015 г. – 3149,51 руб.

P1= (O – C1)/C1 x 100% = (5250 - 4275,30)/4275,30 x 100% = 22,8%.

P2= (O – C2)/C2 x 100% = (5750 – 3149,51)/3149,51 x 100% = 82,6%.

Согласно приложению № 4 к Приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, размещенному на сайте ФНС России (www.nalog.ru) по состоянию на 27.04.2016, рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) по отрасли связь на территории Российской Федерации составляла в 2014 году – 23,5%, в 2015 году – 21,4%.

С учетом пункта 6.3.1. Ведомственных Строительных норм. Инструкция по проектированию линейно-кабельных сооружений связи  ВСН 116-93, утвержденных приказом Министерства связи Российской Федерации от 15.07.1993 № 168, допускающего в свободном канале прокладку не более пяти-шести однотипных оптических кабелей и с учетом понесенных затрат, цена на услугу по предоставлению в пользование места в каналах кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля ВОК (до 24 оптических волокон) на 1 кан/км, руб./мес. (без НДС), по расчетам Комиссии должна составлять:

2014г.: 4275,30 x 11,36% (официальный уровень инфляции по данным Росстата)  x 23,5% (рентабельность в отрасли связь по данным ФНС России) x 1/5 (с учетом размещения как минимум 5 кабелей) = 1175,96 руб.

2015г.: 3149,51 x 12,91% (официальный уровень инфляции по данным Росстата)  x 21,4% (рентабельность в отрасли связь по данным ФНС России) x 1/5 (с учетом размещения как минимум 5 кабелей) = 863,42 руб.

Из изложенного усматривается превышение установленной ОАО «Псковская ГТС» на территории Псковской области цены на услугу по предоставлению в пользование места в кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля ВОК (до 24 оптических волокон) за 1 кан/км  в месяц, над суммой необходимых расходов ОАО «Псковская ГТС» на содержание кабельной канализации на территории города Пскова в расчете на 1 км в месяц, определенных вышеуказанным методом, и прибыли.

При таких обстоятельствах в отсутствие сколько-нибудь значительных изменений состава продавцов или покупателей на рынке услуг по предоставлению ЛКСС для размещения кабеля связи сторонних организаций на возмездной основе, а также условий обращения товара на данном рынке, установленная ОАО «Псковская ГТС» с 01.09.2015 цена на услугу по предоставлению в пользование места в канале кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля ВОК (до 24 оптических волокон) за 1 кан/км  в месяц  является монопольно высокой, а действия Общества по ее установлению – нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:    

 

1. Признать Открытое акционерное общество «Псковская ГТС» занимающим доминирующее положение на рынке  услуг по предоставлению линейно-кабельных сооружений связи (каналов кабельной канализации, далее – ЛКСС) для  размещения  кабеля связи  сторонних организаций на возмездной основе (для  покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКСС)   в географических границах  территории  расположения (пролегания) ЛКСС по следующим адресам:

- г. Псков, ул. Кузбасской див., 30А - ул. Юбилейная, 89;

- г. Псков, ул. М. Горького, 51 - ул. Мирная, 3;

- г. Псков, ул. Мирная, 3 - ул. Мирная, 11;

- г. Псков, ШО (ул. Комдива Кирсанова, 7) - ул. Мирная, 11;

- г. Псков, ШО (ул. Комдива Кирсанова, 7) - ул. Комдива Кирсанова, 7;

- г. Псков, ул. Комдива Кирсанова, 7 - ул. Юбилейная, 14;

- г. Псков, ул. Советская, 1/3 – ОМ (ККС 138) ул. Петровская;

- г. Псков, ул. Советская, 1/3 – ул. Л. Поземского, 11;

- г. Псков, Октябрьский пр-т, 23А - ОМ (ККС 910) Плехановский посад;

- г. Псков, ул. Л. Поземского, 11 - ул. О.Кошевого, 21;

- г. Псков, ул. Коммунальная, 32 - ул. Коммунальная, 14;

- г. Псков, ул. Владимирская, 4 - ул. Кузбасской дивизии, 36;

- г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, 12 - ул. Коммунальная, 32;

- г. Псков, ул. Рокоссовского, 24А - ул. Кузбасской дивизии, ЗОА;

- г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, 4 - ул. Народная, 25;

- г. Псков, ул. Труда, 22 - ул. Текстильная, 2;

- г. Псков, Рижский пр-т, 55 - Рижский пр-т, 54;

- г. Псков, ул.О.Кошевого, 23 - ул. Ипподромная, 131;

- г. Псков, Октябрьский пр-т, 23А - ул. Я.Фабрициуса, 7;

- г. Псков, Октябрьский пр-т, 23А - Октябрьский пр-т, 52;

- г. Псков, Октябрьский пр-т, 52 - ул. Гагарина, 7А;

- г. Псков, ул. Гагарина, 7А - ул. Гагарина, 15;

- г. Псков, ул. Новоселов, 11 - ул. Инженерная, 62;

- г. Псков, ул. Инженерная, 62 - ул. Индустриальная, 4;

- г. Псков, ул. Индустриальная, 4 - ОМ ККС 910;

- г. Псков, ул. Р. Люксембург, 23 - ул. Народная, 53;

- г. Псков, ул. Советская, 1/3 - ул. Ленина, 15 - ОМ (ККС 910) Плехановский посад;

- г. Псков, ул. Народная, 53 - ул. Генерала Маргелова, 11;

- г. Псков, ул. Коммунальная, 14 - ул. Петровская, 49;

- г. Псков, ул. Петровская, 49 - ул. М. Горького, 51;

- г. Псков, ул. Юбилейная, 89 - ул. Ижорского бат., 10А - ул. Алехина, 1 - ул.Ижорского бат., 6А;

- г. Псков, ул. Инженерная, 18 — ул. Инженерная, 15;

- г. Псков, ул. Советская, 51 —ул. Мирная, 11;

- г. Псков, ул. Советская, 51 —ул. Советская, 53;

- г. Псков, ул. Комдива Кирсанова, 7 — ОМ ККС № 1119.

 

2.  Признать Открытое акционерное общество «Псковская ГТС» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке   услуг по предоставлению  линейно-кабельных сооружений связи (каналов кабельной канализации) для  размещения  кабеля связи  сторонних организаций на возмездной основе (для  покупателей уже разместивших кабели связи в ЛКСС)   в географических границах   территории  расположения (пролегания) ЛКСС по вышеуказанным адресам,  в виде установления с 01.09.2015 монопольно высокой цены на услугу по предоставлению в пользование места в кабельной канализации для прокладки волоконно-оптического кабеля ВОК (до 24 оптических волокон) за 1 кан/км  в месяц.

 

3. Выдать Открытому акционерному обществу «Псковская ГТС» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать  установления  в географических границах   территории  расположения (пролегания) ЛКСС по вышеуказанным адресам  монопольно высокой цены на услуги по предоставлению в пользование места в кабельной канализации для размещения оптического кабеля.

 

4. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

          

            5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                               «….»

 

Члены Комиссии                                                                           «….»

 

 

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны