Решение б/н Решение по делу № 12/10/16-ЕМ от 18 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 12/10/16-ЕМ

 

г. Псков                                                                                                                                                                                                                                                     18 мая 2016 г.                                                                                                      

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 18 мая 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: «…»,

членов Комиссии: «…» (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 12/10/16-ЕМ, возбужденное в отношении ООО «…» по признакам нарушения  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании: «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области из Прокуратуры города Пскова поступили материалы проверки (вх. № 122з от 18.02.2016) в отношении ООО «…» по взиманию платы за оказание услуги водоснабжения жителям микрорайона «Псковкирпич» без утвержденного тарифа. 

Проверкой прокуратуры города Пскова от 10.02.2016 № 60ПС-2014 установлено, что  подача холодной воды в микрорайоне «Псковкирпич» осуществляется из артезианской скважины № 1837, расположенной на территории ЗАО «Псковкирпич». По договору аренды от 05.05.2015 ЗАО «Псковкирпич» передало ООО «Конрад» во временное пользование здание насосной станции, водопроводную сеть протяженностью 590 м от артезианских скважин к жилому микрорайону «Псковкирпич».

Добыча подземных вод из артезианской скважины с последующей подачей воды жильцам до многоквартирных домов микрорайона «Псковкирпич» осуществляется ООО «…».

Проверкой установлено, что ООО «…» выставляет жильцам микрорайона счета за оказанную услугу по агентскому договору на производство расчетов и сбор денежных средств от 04.06.2015, заключенному с ООО «Расчетный центр города Пскова». В расчетах применяется тариф, установленный для МП г. Пскова «Горводоканал». Однако в нарушение части 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которым установлено, что регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на технологическое  присоединение  к централизованной системе холодного водоснабжения без установленного тарифа. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы на холодное водоснабжение подлежат государственному регулированию. 

В соответствии с письмом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 03.02.2016 № ТР-03-0116 ООО «…» за установлением тарифа на питьевую воду в Госкомитет не обращался.

Таким образом, прокуратура города Пскова считает, что в действиях ООО «…» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При рассмотрении материалов по признакам  нарушения п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» Псковским УФАС России получены объяснения от «…». 

Усмотрев в действиях ООО «…» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Псковское УФАС России приказом от 18.03.2016 № 17 возбудило в отношении ООО «…» дело № 12/10/16-ЕМ о нарушении антимонопольного законодательства.

           В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 12/10/16-ЕМ от 314.03.2016 № 1129/ОВ  Комиссии представлены запрошенные документы от ООО «Услуги  ЖКХ», МП г. Пскова «Горводоканал», Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова, ООО «…».

 В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных ответчиком по делу, Комиссией установлено следующее.

Наружные сети водопровода и канализации от территории завода «Псковскирпич» до жилого микрорайона (улицы Карбышева, Боровая, Черняховского) в соответствии с распорядительными документами Администрации города Пскова находятся в муниципальной собственности (распоряжение Администрации города Пскова от 08.06.1998 № 1741-р) и переданы в хозяйственное ведение и на техническое обслуживание МП г. Пскова «Горводоканал»  (постановления Администрации города Пскова от 27.11.2008 № 2926, от 24.05.2015 № 1256, от 04.08.2015 № 1691).

Согласно п.п. 1.1., 1.2., 1.3. договора аренды от 25.03.2013 ЗАО «Псковкирпич» передало МП г. Пскова «Горводоканал» во временное пользование следующее имущество, принадлежащее ему на праве собственности: здание насосной станции с тремя электронасосами, электрический щит управления и защиты расположенные на пром. площадке ЗАО «Псковкирпич» по адресу: г. Псков, ул. Боровая, д. 15, водопроводная сеть диаметром 100 мм протяженностью 590 м от артезианских скважин к жилому микрорайону.  Согласно п. 1.5. указанного договора имущество предназначено для обеспечения водоснабжения микрорайона «Псковкирпич» г. Пскова.

МП г. Пскова «Горводоканал» заключило договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод № 3019 от 01.12.2011 с управляющей жилищной организацией ООО «Услуги ЖКХ», предметом которого является отпуск Абоненту (управляющей жилищной организации) холодной питьевой воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением Абонента.

        01.01.2014 между МП г. Пскова «Горводоканал» и ООО «Услуги ЖКХ» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения (ресурсоснабжения) (для управляющих жилищных организаций) с ООО «Услуги ЖКХ», предметом которого является отпуск собственникам помещений многоквартирного дома холодной питьевой воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением Управляющей организации. Перечень объектов (многоквартирных жилых домов), находящихся в управлении Управляющей организации, на всех присоединениях к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, определен в Приложении № 1 к настоящему договору, в том числе дома, расположенные в микрорайоне «Псковкирпич»: ул. «…».

На заседании Комиссии по рассмотрению дела представители МП г. Пскова «Горводоканал» пояснили, что в апреле 2014 г. предприятие прекратило взимание платы за поставку холодной воды в жилые дома микрорайона «Псковкирпич» в связи с жалобами на качество воды, предписанием управления Роспотребнадзора по Псковской области и проверкой  прокуратуры.

После этого вода продолжала поступать в  жилые дома микрорайона «Псковкирпич» без взимания платы.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 06.10.2014 по делу № А52-756/2012 ЗАО «Псковкирпич» признано несостоятельным (банкротом).

 20.01.2015 в адрес Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова конкурсный управляющий ЗАО «Псковкирпич» сообщила, что в связи с отсутствием договорных обязательств с МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» и МП г. Пскова «Горводоканал» и ростом задолженности по электрической энергии, будет произведено перекрытие воды.

02.02.2015 письмом № 403 Администрация города Пскова просит ЗАО «Псковкирпич» обеспечивать бесперебойное снабжение населения микрорайона холодной водой.

Управление городского хозяйства письмом от 21.02.2015 № 488 конкурсному управляющему ЗАО «Псковкирпич» сообщает, что по вопросу заключения договоров для возмещения затрат, понесенных в связи с осуществлением водоснабжения, предложено ЗАО «Псковкирпич» заключить договор с ООО «Расчетный центр города Пскова» с целью сбора денежных средств с населения микрорайона за холодное водоснабжение и компенсации расходов, понесенных на содержание в рабочем состоянии скважин и затрат на электрическую энергию.

05.05.2015 ЗАО «Псковкирпич» заключает договор аренды имущественного комплекса с ООО «…». Согласно пункту 1.1 договора Арендодатель (ЗАО «Псковкирпич») предоставляет Арендатору  во временное владение и пользование комплекс объектов, указанных в Приложении № 1 и расположенных по адресу: г. Псков, ул. «…» (недвижимое имущество и оборудование, смонтированное в нем), представляющих собой и именуемых в дальнейшем «имущественный комплекс», в том числе: здание артезианской скважины 1956 г., насосная установка 2001 г., комплекс внутризаводских инженерных сетей – сети водоснабжения и водоотведения 1986 г.

ООО «…» заключило Агентский договор на производство расчетов и сбор денежных средств от 04.06.2015 с ООО «Расчетный центр города Пскова» (далее – РКЦ). Согласно договору РКЦ выставлял жителям микрорайона «Псковкирпич» счета за холодную воду от имени поставщика услуги ООО «Конрад» по тарифу, утвержденному для МП г. Пскова «Горводоканал», за период с июля 2015 г. по январь 2016 г., что подтверждается копиями счетов "..." за июнь 2015 г., июль 2015 г., август 2015 г. и Актами РКЦ о получении вознаграждения по агентскому договору № 32 от 29.01.2016, № 848 от 31.12.2015, № 763 от 30.11.2015, № 691 от 30.10.2015; № 613 от 30.09.2015, № 537 от 31.08.2015, № 460 от 31.07.2015. Согласно информации РКЦ платежи населения за холодную воду составили за период июль 2015 г. – январь 2016 г. 313763,17 руб., на счет ООО «…»» перечислено за этот период «…» руб.

ООО «…» представлено соглашение о расторжении агентского договора № б/н от 04.06.2015 с ООО «Расчетный центр города Пскова» от 01.03.2016. ООО «…» с 01.03.2016 прекратило выставлять счета и взимать плату с населения за поставляемую холодную воду.

 Позиция ответчика, представленная письмами от  28.03.2016, 12.04.2016, состоит в следующем:

ООО «…» арендует у ЗАО «Псковкирпич» скважину, инженерные сети и сооружения водоснабжения, предназначенные для снабжения технической водой ЗАО «Псковкирпич». К сетям завода присоединены сети, идущие к жилому микрорайону. Технические характеристики воды подтверждают протоколы лабораторных испытаний № 1727 от 03.12.2015, № 1619 от 13.11.2015, № 1397 от 05.10.2015, № 22/ПК/15 от 13.02.2015, № 91 от 05.02.2016. В связи с тем, что вода является не питьевой, а технической, сети водопровода не принадлежат ООО «Конрад», общество не вправе оказывать коммунальную услугу населению и получить в установленном порядке тариф на поставку населению холодной воды.

Плата за оказание услуги по водоснабжению осуществлялась на основании тарифа, установленного для МП Горводоканал на основании рекомендательного письма Администрации города Пскова и общество не обращалось в уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

При этом, ООО «…» не заключало договоры с населением, не взыскивало плату с неплательщиков, обязанность по обеспечению населения микрорайона водоснабжением лежит на Администрации города Пскова и МП «Горводоканал», ООО «…» не является субъектом естественной монополии и гарантирующим поставщиком водоснабжения микрорайона. Договор с управляющей компанией на оказание коммунальных услуг ООО «…» не заключал.

ООО «…» считает, что не имеет возможности снабжать водой население  микрорайона, с учетом аварийного состояния сетей (100% износ) оказывать услуги надлежащего качества, а также не может получить соответствующий тариф, принимая во внимание изначально временный характер подключения и технические особенности данного подключения в рассматриваемом случае.

Факт оказания услуг по поставке воды населению ООО «…» не оспаривает. При этом настаивает на том, что осуществление водоснабжения микрорайона производилось «самотеком» временно, до введения в действие новой скважины городом. Осуществление водоснабжения микрорайона общество осуществляло исключительно на основании заблуждения, в которое было введено администрацией города.

Комиссия приняла доводы ответчика и пришла к выводу, что в настоящее время ООО «…» не имеет правовых оснований оказывать услугу населению по поставке холодной воды и взимать плату за данную услугу. Комиссия учитывает, что с 01.03.2016 ООО «…» прекратило взимание платы с населения за поставку воды.

Комиссия принимает доводы Администрации города Пскова, изложенные представителем и в письме от 27.01.2016 № К-70 о строительстве в микрорайоне «Псковкирпич» водозабора и выделении для этого финансовых средств в бюджете города на 2016 год. Поставка воды осуществляется ООО «…» без взимания платы как временная мера до окончания строительства водозабора.

Комиссия принимает объяснения МП г. Пскова «Горводоканал» о прекращении поставки воды со скважины, принадлежащей ЗАО «Псковкирпич», как несоответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что подтверждается протоколами лабораторных испытаний. В соответствии с Актом проверки управления Роспотребнадзора по Псковской области от 20.05.2014 и постановлением по делу об административном правонарушении от 20.05.2014 Псковского городского суда по делу №5-261/2014 в действиях МП г. Пскова «Горводоканал» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, т.к. вода, поступившая в водопроводные сети из артезианской скважины, изначально не соответствует гигиеническим нормативам.

Комиссия учитывает пояснения Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 25.03.2016 № ТР-03-0314 о том, что тарифы в сфере водоснабжения населения подлежат государственному регулированию.  ООО «…» с предложением об установлении тарифов на холодную воду не обращалось, тариф для данной организации не устанавливался.

В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных ответчиком и лицами, привлеченными к рассмотрению дела, Комиссией установлено следующее.

1. Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг  водоснабжения в географических границах микрорайона «Псковкирпич» в городе Пскове.

Согласно аналитическому отчету от 13.04.2016, составленному по результатам проведенного анализа, товарный рынок услуг водоснабжения функционирует в условиях естественной монополии.

Географические границы на рынке услуг водоснабжения определяются, исходя из расположения технологической инфраструктуры (сетей).

ООО «…» арендует у ЗАО «Псковкирпич» скважину, инженерные сети и сооружения водоснабжения, предназначенные для снабжения технической водой ЗАО «Псковкирпич». К сетям завода присоединены сети, идущие к жилому микрорайону, находящиеся в муниципальной собственности.

По просьбе Администрации города Пскова ООО «…» с июля 2015 г. по январь 2016 г. оказывало услугу водоснабжения населению с взиманием платы в границах присоединенных сетей к жилым домам на территории улиц «…» в микрорайоне «Псковкирпич» в городе Пскове.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5  Закона защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на данном товарном рынке признается доминирующим.

Таким образом, ООО «…» является субъектом естественной монополии на рынке водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей жилых домов микрорайона «Псковкирпич» в городе Пскове, и его положение на данном товарном рынке в период июль 2015 – январь 2016 гг. признается доминирующим.

2. Правовые основания государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения определены Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом  ФСТ  России  от  27.12.2013   № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».  

Так, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – закон № 416-ФЗ), государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в отношении организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, т.е. в отношении юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или отдельных объектов таких систем (далее - регулируемая организация) (ст. 3 закона № 416-ФЗ). Статьей 31 закона № 416-ФЗ  определены виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения, подлежащие государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов в сфере водоснабжения, подлежащих государственному регулированию, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (статья 5 закона № 416-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в отношении регулируемых организаций, которые в установленном порядке вышли на государственное регулирование тарифов (пункты 16, 17, 22, 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406).

Тарифы в сфере водоснабжения утверждаются для регулируемых организаций с выделением тарифной группы «население» на основании п. 6 ст. 168 НК РФ (в соответствии с которой при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Расчет за предоставленные коммунальные услуги производится в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Исходя из вышеуказанных нормативных актов взимание платы за холодную воду с населения ООО «Конрад» без утвержденного тарифа является нарушением установленного порядка ценообразования, поскольку тариф для ООО «…»  Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетике не устанавливался.

 

3. В силу установленного доминирующего положения ООО «…» обязано соблюдать запреты,  установленные статьей 10  Закона о защите конкуренции,  в том числе не допускать действий,  которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «…», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования путем взимания платы за услугу водоснабжения с населения, проживающего в многоквартирных домах в микрорайоне г. Пскова «Псковкирпич», за период с июля 2015 года по январь 2016 года без утвержденного тарифа, противоречат требованиям п.п. 5 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 4 «Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В результате действий ООО «…», выразившихся во взимании платы с населения за холодную воду, не соответствующую санитарным требованиям, без утвержденного тарифа, были ущемлены права и законные интересы граждан, проживающих в микрорайоне «Псковкирпич» города Пскова.  

Комиссия учитывает, что на момент вынесения решения по делу ответчик устранил нарушение антимонопольного законодательства, следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что в действиях  Администрации города Пскова по возложению обязанностей по водоснабжению населения на ООО «…» и бездействию по организации водоснабжения населения, проживающего в микрорайоне «Псковкирпич» города Пскова,  присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «…» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении порядка ценообразования путем взимания платы за услугу водоснабжения с населения, проживающего в многоквартирных домах в микрорайоне г. Пскова «Псковкирпич», за период с июля 2015 года по январь 2016 года без утвержденного тарифа.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание не выдавать.

3.  Передать материалы дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией города Пскова в отдел контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны