Решение № 16/10/15-ЕМ РЕШЕНИЕ Решение по делу о нарушении антимонопольного зако... от 14 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

       

 

 

г. Псков                                                                                                                                                                                                                                      11 сентября 2015г.                                                                                                       

Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

          Председателя Комиссии: «…» – руководителя управления,

           Членов Комиссии: «…» – заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий, «…» – главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, «…» – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

рассмотрев дело № 16/10/15-ЕМ по признакам  нарушения Открытым  акционерным обществом «Российские железные дороги» (место нахождения: «…») пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

           В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области из Санкт-Петербургского УФАС России поступило заявление ЗАО «Октрансвнештерминал» («…») на действия ОАО «Российские железные дороги», выразившиеся в отказе Линейного агентства фирменного транспортного обслуживания Себеж («…») Санкт-Петербург-Витебского агентства фирменного транспортного обслуживания филиала ОАО «РЖД» «Центр фирменного транспортного обслуживания» «Октябрьский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания» («…») в выдаче пакета документов для заявления таможенной процедуры таможенного транзита.  

           Согласно заявлению и представленным материалам ЗАО «Октрансвнештерминал» (далее – ЗАО «ОТВТ») является участником внешнеэкономической деятельности, выступает на пограничных станциях как экспедитор, получающий разрешение на транзит, как от своего имени, так и от имени контрагента в соответствии с п.4 ст.214 Таможенного Кодекса Таможенного Союза и оказывает услуги по получению разрешения на транзит грузов на основании договоров транспортной экспедиции, заключенных с грузоотправителями, грузополучателями.

В соответствии со ст. 182 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления предоставляется транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами.    

Предоставление перевозчиком экземпляра пакета документов для экспедитора предусмотрено Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) – графа 23 бланка СМГС.

ЗАО «Октрансвнештерминал», оказывающее услуги транспортной экспедиции по договору от 27.01.2014 с ИНТЕРМОДТРАНС ГмбХ филиал («…»), обратилось с заявлениями №№ 764, 765, 766, 767, 768, 769, 770, 771 от 26.03.2014 к начальнику Линейного агентства фирменного транспортного обслуживания Себеж (далее – ЛАФТО ст. Себеж) «…» с просьбой предоставить оригиналы транспортных накладных, необходимые для оформления таможенной процедуры таможенного транзита и предъявления таможенным органам.

В предоставлении указанных документов было отказано.

           В ответ на свое заявление и обращения в ОАО «РЖД» ЗАО «ОТВТ» получило письма от 27.03.2014 № 22 от ЛАФТО ст. Себеж, от 09.06.2014 № ТЦФТО/Ю-3-169 от Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, от 22.10.2014 РТД-4/4 от Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Вышеуказанные запросы и ответы подтверждают факт отказа перевозчиком в предоставлении экспедитору экземпляра товаро-транспортных и коммерческих документов, необходимых для заявления таможенной процедуры таможенного транзита.

           Заявитель считает, что ОАО «РЖД» и его структуры указанными действиями вытесняют участников внешнеэкономической деятельности, создавая препятствия, при которых даже экспедиторы не могут оформлять транзит при перевозке железной дорогой. Тем самым нарушают п.9 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которым запрещается создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

На запрос Псковского УФАС России ОАО «РЖД» представило объяснение от 27.02.2015 № ТЦФТО/Ю-2-18 по фактам, указанным в заявлении. ОАО «РЖД» пояснило, что при приеме груза от иностранного перевозчика берет на себя всю ответственность за доставку груза в сохранности и в срок. По смыслу ч.4 ст.160 ТК ТС перевозчик обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств – членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

ОАО «РЖД» считает, что в соответствии с п.3 ст.186 ТК ТС перевозчик входит в круг лиц, которые могут выполнить транзитное декларирование. В связи с тем, что ОАО «РЖД» осуществляет перевозку и несет ответственность за груз и документы в пути следования, процедуру таможенного транзита осуществляет именно ОАО «РЖД». Сведения в графе 6 СМГС «Особые заявления отправителя» (в которой указано, что оформление таможенного транзита по РФ осуществляет ЗАО «ОТВТ») имеют необязательный характер для перевозчика.

ОАО «РЖД» считает, что у перевозчика отсутствует обязанность, предусмотренная действующим законодательством, по выдаче документов на промежуточной станции в связи с тем, что ЗАО «ОТВТ» не является стороной договора перевозки, выдача транспортных документов на станции ЛАФТО Себеж не производилась.

По результатам рассмотрения представленных документов Псковское УФАС России приказом от 16.03.2015 № 62 возбудило дело № 16/10/15-ЕМ по признакам нарушения ОАО «РЖД» пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела № 16/10/15-ЕМ определением от 16.03.2015 № 810/ОВ привлечено ЗАО «Октрансвнештерминал» в качестве заявителя, ОАО «Российские железные дороги» - в качестве ответчика по делу, Себежская таможня Северо-Западного таможенного управления – в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

 

В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных сторонами по делу, Комиссией установлено следующее.

         В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.07.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок.

В силу части 5 статьи 5  Закона защите конкуренции положение ОАО «РЖД» на данном товарном рынке признается доминирующим.

          В силу своего доминирующего положения на рынке железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» обязано соблюдать запреты,  установленные статьей 10  Закона о защите конкуренции,  в том числе не допускать действий,  которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц.

В силу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

ОАО «Российские железные дороги» осуществляет оказание услуг по доставке (перевозке) груза на основании заключенного договора.

Юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых условий договора не противоречащих законодательству (ст. 1 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной. Перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении производится на условиях «Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)».

В соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (действует с 01.11.1951 с изменениями и дополнениями на 01.07.2014) (раздел 2 «Заключение договора перевозки», статья 7 параграф 1) договор перевозки оформляется накладной единого образца. Накладная состоит из листов:

1 – оригинал накладной;

2 – дорожная ведомость;

3 – дубликат накладной;

4 – лист выдачи груза;

5 – лист уведомления о прибытии груза

по форме Приложений 12.1 или 12.2, а также необходимого количества дополнительных экземпляров дорожной ведомости по форме Приложений 12.3 или 12.4, а именно:

           - двух экземпляров для дороги отправления и

           - одного экземпляра для каждой участвующей в перевозке транзитной железной дороги.

Отправителем к накладной могут прикладываться дополнительные экземпляры дорожной ведомости для выполнения таможенных правил в пути следования или на дороге назначения.

Согласно параграфу 12 статьи 7 указанного документа отправитель может прикрепить к накладной дополнительные листы также к графе 4 «Особые заявления отправителя» и графе 23 «Документы, приложенные отправителем».

При оформлении дополнительных экземпляров листов СМГС накладной грузоотправитель руководствуется параграфом 1 статьи 7 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, которым установлено:

«Отправителем к накладной могут прикладываться дополнительные экземпляры дорожной ведомости для выполнения таможенных правил в пути следования или на дороге назначения».

Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (ст. 215 ТК ТС).

Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, определяются международным договором государств-членов таможенного союза (ст. 215 ТК ТС).

Оформление таможенного транзита – процедура, предусмотренная законодательством, необходимая при доставке груза от грузоотправителя грузополучателю  в случае прохождения через таможенную границу. Услуга по  оформлению таможенного транзита неразрывно связана с услугой перевозки и без договора перевозки не имеет смысла. Рынок железнодорожных перевозок и рынок оформления таможенного транзита являются смежными товарными рынками по отношению друг к другу в соответствии с п. 9.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 (далее – Порядок).

         Пункт 9.5 Порядка определяет, что:

 К факторам, способствующим ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут относиться:

- наличие барьеров для распространения информации о товарах-заменителях;

- значительная доля вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов;

- снижение в течение временного интервала исследования доли хозяйствующих субъектов, не являющихся вертикально-интегрированными;

- доминирующее положение вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, на одном из смежных товарных рынков, на которых обращаются товары, используемые в производстве данного товара, или на которые данный товар последовательно поступает в процессе своего физического перемещения от производителя к потребителю;

- высокий уровень концентрации предшествующих (вышестоящих) смежных товарных рынков, на которых хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом товарном рынке (последующем или нижестоящем) в качестве продавца, выступает или готов выступить в качестве приобретателя.

В рассматриваемой ситуации товар физически перемещается по железной дороге от грузоотправителя к грузополучателю. Рынок железнодорожных перевозок высококонцентрированный и ОАО «РЖД» занимает на нем доминирующее положение. В процессе этого перемещения необходимо выполнить определенные процедуры (таможенный транзит), предусмотренные законодательством.  ОАО «РЖД», являясь монополистом в сфере перевозок, обладает большой властью и на рынке оформления таможенного транзита. Поэтому рынок железнодорожных перевозок и рынок оформления таможенного транзита могут рассматриваться как  смежные товарные рынки по отношению друг к другу.

 

Декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется в соответствии с главами 27 и 32 ТК ТС.

Согласно п. 1 ст. 180 ТК ТС транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления  представляется таможенная декларация (п. 1 ст. 182 ТК ТС).

Согласно п. 2 ст. 182 ТК ТС в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащими сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК ТС.

На основании п. 4 ст. 186 ТК ТС таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в п.п. 1и 3 ст. 186 ТК ТС.

Согласно п. 3 ст. 186 ТК ТС для заявления таможенной процедуры таможенного транзита декларантами могут быть лица, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 186 ТК ТС, а также:

- перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

- экспедитор, если он является лицом государства – члена Таможенного союза.

В соответствии со ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в частности, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно п. 4 ст. 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии.    

В соответствии с п.3 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 438 от 17.08.2010 (далее – Порядок № 438) подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления, в частности, следующих документов:

- документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию, при декларировании товаров:

экспедитором - документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции;

- транспортных (перевозочных) документов;

- коммерческих документов;

- документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

- иных документов, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза.

 

В материалы дела представлены договоры об оказании услуг транспортной экспедиции, заключенные ЗАО «ОТВТ»: № ТТ-09 от 15.01.2014 с CF&S Latvia SIA, № ТТ-16 от 14.04.2014 с ООО «IKAU», № ТТ-11 от 27.01.2014 с InterModTrans GmbH filiale, № ТТ-08 от 30.12.2013 с SLA «ESTMA», № ТТ-07 от 25.11.2013 с SIA «Lat Fast Logistics Co.Ltd», № 24/09/2013-1-С/ТТ-06 от 24.09.2013 с ООО «TBA» (SIA «TVA»), № ТТ-05 от 17.07.2013 с ЗАО «ТРЕНЗЕ ЛОГИСТИКС», № ТТ-02 от 14.05.2013 с INFLOT SIA (Латвия), № ТТ-01 от 08.02.2013 с SIA «ALPA Centrums». В соответствии с п. 1.1. указанных договоров Клиент поручает Экспедитору выполнять транспортно-экспедиторские услуги, обеспечивающие перевозку грузов (грузов, товаров) перемещаемых железнодорожным транспортом по территории Таможенного союза. В приложении ко всем договорам содержится Поручение экспедитору, согласно которому Клиент поручает экспедитору совершать все необходимые операции по помещению товаров под таможенную процедуру таможенного транзита на пограничных ж/д станциях (ЖДПП).  

ЗАО «ОТВТ» оказывало транспортно-экспедиционные услуги в части совершения операций по помещению товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (оформление транзитной декларации) своим клиентам до 14.02.2014, о чем свидетельствуют акты оказанных услуг:  № ТТ-23 от 31.12.2013, № ТТ-24 от 31.12.2013, № ТТ-25 от 31.12.2013, № ТТ-26 от 31.12.2013, № ТТ-27 от 31.12.2013, № ТТ-1 от 31.01.2014, № ТТ-2 от 31.01.2014, № ТТ-3 от 31.01.2014, № ТТ-5 от 31.01.2014, № ТТ-6 от 31.01.2014, № ТТ-7 от 31.01.2014. Все акты подписаны заказчиками.

Согласно представленным отчетам (письмо ЗАО «ОТВТ» исх. № 08 от 24.04.2015) по договорам с клиентами всего за 2013 год выставлено счетов за оформление транзитных деклараций  на сумму 15 625,00 евро.

В соответствии с заключенными договорами с клиентами в 2014 году ЗАО «ОТВТ» продолжало оформлять таможенные декларации на станции Себеж. Всего было оформлено таможенных деклараций с апреля 2014 г. по апрель 2015 г. на сумму 22602 евро, что в пересчете по курсу ЦБ РФ составило 1 233 795,34 рубля. (информация ЗАО «ОТВТ» вх. № 1316 от 08.06.2015). Эту сумму ЗАО «ОТВТ» недополучило от клиентов в связи с отказом ОАО «РЖД» в выдаче пакета документов и, как следствие, отказом таможни в регистрации данных ТД.

ЗАО «ОТВТ» в адрес управления представлены документы, связанные с исполнением договора транспортной экспедиции № 24/09/2013/-1-С/ТТ-06 от 24.09.2013 с SIA «TVA» (ООО «ТВА»), которые свидетельствуют о следующих обстоятельствах.

1. Согласно поручениям экспедитору по договору транспортной экспедиции № 24/09/2013/-1-С/ТТ-06 от 24.09.2013 от грузоотправителя ООО «ТВА» от 24.03.2014 № 57, от 24.03.2014 № 55, от 24.03.2014 № 60, от 24.03.2014 № 56, от 24.03.2014 № 58, от 24.03.2014 № 61, от 24.03.2014 № 54, от 24.03.2014 № 59 грузоотправитель ООО «ТВА» поручает экспедитору ЗАО «ОТВТ» совершать все необходимые операции по помещению товаров под таможенную процедуру таможенного транзита на пограничных ж/д станциях (ЖДПП).

2. В копиях СМГС: №№ 00989237,  00983099, 00989236, 00983108, 00983100, 00983106, 00983107; в графе 23 «Документы, приложенные отправителем» указано, что прикладывается дополнительный экземпляр дорожной ведомости и комплект документов для ЗАО «ОТВТ»; в графе 4 всех СМГС «Особые заявления отправителя» указано: «Для заявления таможенного транзита ЗАО «ОТВТ» договор №  24/09/2013/-1-С/ТТ-06. Выдача оригиналов документов (экз. ЗАО «ОТВТ») ЖДПП Посинь см. графу 23».

3. ЗАО «ОТВТ» 26.03.2014 направило письма № 764, № 765, № 766, № 767, № 768, № 769, № 770, № 771 начальнику ЛАФТО ст. Себеж по каждой из перечисленных накладных СМГС с просьбой в соответствии с графой 23 представить ЗАО «ОТВТ» экземпляры товарно-транспортных и коммерческих документов для оформления таможенного транзита.

4. В ответ получено письмо начальника ЛАФТО-Себеж, что для аргументированного ответа направлен запрос в юридическую службу вышестоящей организации.

5. Вышестоящая организация - Филиал ОАО «РЖД» «Октябрьский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания» письмом от 09.06.2014 № ТЦФТО/Ю-З-169 ответило ЗАО «ОТВТ», что передача документов на пограничных передаточных станциях в железнодорожных пунктах пропуска третьим лицам (грузоотправителям, грузополучателям, экспедиторам) не представляется возможной, так как не соответствует действующему законодательству. Такая же позиция изложена в письме Вице-Президента ОАО «РЖД» от 04.08.2014 № 11782 и письме Октябрьской железной дороги от 22.10.2014 № РТД-4/4.

6. В соответствии с отчетом об оформленных транзитных декларациях за период с 01.03.2014 по 31.03.2014  ЗАО «ОТВТ» по договору с ООО «ТВА» от 24.09.2013 подало транзитные декларации 26.03.2014 - 27.03.2014 по накладным СМГС: №№ 00989237,  00983099, 00989236, 00983108, 00983100, 00983106, 00983107, с приложением копий дорожных ведомостей, не получив оригиналы от железной дороги.

7. ЗАО «ОТВТ» был выставлен Акт № ТТ-29 от 31.03.2014 заказчику SIA «TVA» (ООО «ТВА») за совершение операций по помещению товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (оформление транзитной декларации) в количестве 17 штук на сумму 510,00 евро.

8. В ответ на Акт SIA «TVA» направило письмо (без номера и даты) о возврате акта оказанных услуг без подписания в связи с тем, что транзит на товар SIA «TVA» был оформлен ОАО «РЖД» и оплата была произведена ОАО «РЖД».

9. От таможенного органа  ЗАО «ОТВТ» получило уведомления таможенного инспектора таможенного поста  ЖДПП Посинь об отказе в регистрации транзитных деклараций по ТТН №№ 00989237,  00983099, 00989236, 00983108, 00983100, 00983106, 00983107; в уведомлениях указана причина отказа: «В момент подачи транзитной декларации не представлены товаротранспортные и коммерческие документы».

 

Как пояснила Себежская таможня в письменных пояснениях от 27.04.2015 № 02-13/09397, с марта 2014 года по апрель 2015 года декларантом, помещающим на таможенном посту ЖДПП Посинь товар под таможенную процедуру таможенного транзита, является перевозчик ОАО «РЖД».  Процедуру таможенного транзита от имени ОАО «РЖД» на станции г. Себеж за указанный период заявляло ООО «Таможенно-Брокерский Центр» (далее – ООО «ТБЦ») на основании договора от 15.02.2014 № 37 и доверенности от 04.03.2014 № 77 АБ 2454026. В соответствии с данными документами ОАО «РЖД» уполномочивает ООО «ТБЦ» представлять интересы ОАО «РЖД» в таможенных органах с правом совершения действий по таможенному декларированию товаров, в том числе помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Представители Себежской таможни на заседании Комиссии 09.06.2015 пояснили, что перевозчик (ОАО «РЖД») при прибытии в ЖДПП представляет в таможню транспортные (перевозочные) документы, следующие с грузом. Ранее, до 14.02.2014, ОАО «РЖД» не подавало таможенные декларации на грузы, отправителем которых являются клиенты ЗАО «ОТВТ». И Себежская таможня оформляла таможенные декларации, поданные экспедитором – ЗАО «ОТВТ». При этом экспедитор представлял таможенному органу копии транспортных документов. Одновременно с этим, перевозчик - ОАО «РЖД», исполняя свою обязанность в силу закона, предусмотренную ч. 1 ст. 223 ТК ТС, представлял все документы таможенному органу в соответствии с Порядком № 438. Следовательно, в таможне имелись оригиналы документов, доставленные перевозчиком.

Но с 14.02.2014 в Себежскую таможню  поступает два обращения на заявление процедуры таможенного транзита: от перевозчика ОАО «РЖД» с оригиналом транспортных документов и от экспедитора ЗАО «ОТВТ» с копией транспортных документов. В данной ситуации 26.03.2014 – 27.03.2014 Себежская таможня регистрирует транзитную декларацию, поданную перевозчиком с учетом наличия оригиналов транспортных документов и подачи заявления на таможенный транзит, и отказывает экспедитору.

Однако, в копиях СМГС, представленных заявителем в материалы дела (письмо вх. № 524 от 10.03.2015) №№ 00989237, 00989236, 00989235 на грузы, отправленные со станции отправления Рига 24.03.2014, в графе 23 «Документы, приложенные отправителем» указано: «Комплект документов (для ЗАО «ОТВТ»), в графе 4 «Особые заявления отправителя» указано: «Для заявления таможенного транзита ЗАО «ОТВТ» ДР № 24/09/2013-1-С/ТТ-06. Выдача оригиналов документов (экз. ЗАО «ОТВТ») ЖДПП Посинь см. графу 23».

 Таким образом, отправитель груза в СМГС указал перевозчику, что дополнительный экземпляр документов предназначен для экспедитора ЗАО «ОТВТ», действующего по договору транспортной экспедиции, для заявления таможенного транзита. Следовательно, ОАО «РЖД» было известно, что полномочия экспедитора по поручению отправителя исполняет ЗАО «ОТВТ».

Однако перевозчик ОАО «РЖД» считает, что графы 4 и 23 СМГС для него не являются обязательными, и поэтому не передает экспедитору дополнительный комплект документов. Кроме того, в соответствии с договором с ООО «Таможенно-Брокерский Центр» от 15.02.2014 № 37, приступило к подаче транзитных деклараций от своего имени.

ЗАО «ОТВТ» представил комиссии письма своих клиентов, в которых SIA «CFS Latvia», ЗАО «Трензе Логистикс», SIA  «Lat Fast Logistics Co., Ltd», SIA «TVA», SIA «ESTMA», ООО «Инфлот», SIA «ALPA Centrums», ООО «IKAU», InterModTrans Gmbh Latvijas filiale сообщили, что в период 2013 – 2015 годы не заключало с перевозчиком ОАО «Российские железные дороги», а также с ООО «Таможенно-брокерский центр» договоры транспортной экспедиции и не давало поручения на помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.   

ОАО «РЖД» было принято решение с 15.02.2014 заявлять таможенную процедуру таможенного транзита на ст. Себеж. Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в железнодорожных пунктах пропуска (далее – ЖДПП) от имени ОАО «РЖД» совершает ООО «Таможенно-Брокерский Центр» в соответствии с заключенным договором № 37 от 15.02.2014. В силу статьи 186 ТК ТС перевозчик может быть декларантом. ОАО «РЖД», пользуясь своим правом, предоставленным ТК ТС, производит таможенное декларирование в связи с тем, что осуществляет перевозку и несет ответственность за груз (товары) и документы на них до завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

 В соответствии с частью 1 статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.

Комиссия отмечает, что до 15.02.2014 межу ОАО «РЖД» и ООО «ТБЦ» действовал договор № 733 от 07.08.2009, который также включал таможенное оформление товара от имени перевозчика, в том числе на станции Себеж Октябрьской железной дороги. Несмотря на это, перевозчик до 15.02.2014 не заявлял таможенную процедуру таможенного транзита на ст. Себеж.

Комиссия считает, что, действительно, ОАО «РЖД» обязано в соответствии с действующим законодательством представить вместе с грузом все перевозочные документы таможенному органу в железнодорожном пункте пропуска. Однако, в рассматриваемой ситуации ОАО «РЖД» было известно, что грузоотправитель поручил оформление таможенного транзита экспедитору – ЗАО «ОТВТ», о чем было указано в накладных СМГС, и, следовательно, не должно было заявлять процедуру таможенного транзита на эти грузы от своего имени. 

Комиссия установила, что, игнорируя волю грузоотправителей, которые поручили оформление процедуры таможенного транзита экспедитору – ЗАО «ОТВТ», ущемляет  интересы грузоотправителей, поскольку тарифы ООО «ТБЦ» значительно выше, чем тарифы ЗАО «ОТВТ». Так, согласно приложению № 3 к договору от 15.02.2014 № 37 у ООО «ТБЦ» стоимость услуги помещения товаров под таможенную процедуру составляет 3840,90 руб. за 1 декларацию. В то время как согласно договорам транспортной экспедиции стоимость той же услуги, оказываемой ЗАО «ОТВТ» своим контрагентам, составляет 30 - 35 евро (что по курсу ЦБ на 15.02.2014 составляет  1447,85 – 1689,16 руб.)

 

Изучив довод заявителя об отказе ОАО «РЖД» в выдаче второго комплекта документов экспедитору для реализации его права выступать декларантом в силу статьи 186 ТК ТС, Комиссия отмечает следующее.

Управление обратилось за разъяснением по рассматриваемым вопросам в Федеральную таможенную службу (далее – ФТС) (запрос от 18.06.2015 № 2140/ОВ).

         В своем ответе от 28.07.2015 ФТС России подтвердила, что согласно положениям статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза для заявления таможенной процедуры таможенного транзита декларантами могут быть как перевозчик, так и экспедитор при представлении утвержденного перечня документов.  ФТС также указала, что компетентным органом по вопросу заполнения и применения накладной СМГС является Министерство транспорта Российской Федерации.

         Согласно ответа Северо-Западного ТУ Росжелдора Министерства транспорта Российской Федерации от 14.04.2014 № 5-04/1061 на обращение ЗАО «ОТВТ» Федеральными законами от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – 18-ФЗ) и от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – 17-ФЗ) не определен порядок выдачи перевозочных документов представителям грузополучателя или грузоотправителя на станциях погранпереходов для проведения таможенных процедур.

Согласно ст. 25 18-ФЗ перевозчик, грузоотправитель или грузополучатель обеспечивает в установленном порядке сохранность перевозочных и других документов, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами. При этом ни в 17-ФЗ, ни в 18-ФЗ не содержится запретов на предоставление кому-либо перевозочных документов для проведения технологических операций на пограничной станции, в том числе и для предоставления таможенным органам при открытии процедуры транзита.

Рассмотрев описанную ситуацию, Северо-Западное ТУ Росжелдора Министерства транспорта Российской Федерации сделало вывод, что у перевозчика нет правовых оснований для отказа в передаче второго комплекта товаросопроводительных и перевозочных документов, дополнительно оформленных грузоотправителем специально для ЗАО «ОТВТ», выступающего по поручению грузоотправителя (грузополучателя) для проведения таможенных операций на основании договоров транспортной экспедиции в соответствии с п. 4 ст. 215 и п. 3 ст. 186 ТК ТС.

Таким образом, ОАО «РЖД» в соответствии с возложенными обязанностями должна представлять оригинал перевозочных документов таможенному органу, а второй комплект документов на основании ответа подразделения Министерства транспорта Российской Федерации – экспедитору ЗАО «ОТВТ». Отказ в выдаче второго комплекта документов  привел к невозможности реализации предусмотренного законом права экспедитора на заявление таможенной процедуры таможенного транзита и осуществление предпринимательской деятельности.

Ни грузотправитель, ни грузополучатель не поручал ОАО «РЖД» осуществлять оформление таможенной процедуры таможенного транзита, напротив, это поручение было передано ими ЗАО «ОТВТ». Следовательно, у ОАО «РЖД» отсутствовали основания в заявлении таможенной процедуры таможенного транзита по ТТН №№ 00989237,  00983099, 00989236, 00983108, 00983100, 00983106, 00983107 в ЖДПП Посинь 26.03.2014 – 27.03.2014.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО «РЖД» по отказу в выдаче второго комплекта товаросопроводительных и перевозочных документов экспедитору - ЗАО «ОТВТ» и заявлению таможенной процедуры таможенного транзита от своего имени, в нарушение граф 6 и 23 накладной СМГС как формы  договора перевозки, нарушают требования ст. 186 и 215 Таможенного кодекса Таможенного Союза, ст. 785 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 10 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в соответствии с которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

   Действия ОАО «РЖД» привели к невозможности исполнения обязательств ЗАО «ОТВТ» по договорам транспортной экспедиции с грузоотправителями (грузополучателями) и причинили убытки ЗАО «ОТВТ», а также привели к ущемлению интересов контрагентов ЗАО «ОТВТ» по договорам транспортной экспедиции, получивших услугу по оформлению таможенного транзита по более высокой цене. 

            На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:    

           

1. Признать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ в части создания препятствий доступу на товарный рынок услуг таможенного декларирования товаров для заявления таможенной процедуры таможенного транзита экспедитору – Закрытому акционерному обществу «Октрансвнештерминал», выразившихся в отказе в выдаче второго комплекта товаросопроводительных и перевозочных и заявлению таможенной процедуры таможенного транзита от своего имени на станции Себеж Октябрьской железной дороги.

2. Предписание не выдавать в связи с невозможностью восстановления нарушенных прав заявителя по оформлению таможенного транзита 26.03.2014 – 27.03.2014.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                               «…»

 

Члены Комиссии                                                                            «…»

                                                                                                      

                                                                                «…»                                                                                                    

 

                                                                                                         «…»                                                                                                      

                                                                                              

           Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

Связанные организации

Связанные организации не указаны