Решение б/н Решение в отношении РОФКР от 15 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчику:

Региональному оператору – Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области

180007, г. Псков, ул. Петровская, д. 51

факс: 298222

e-mail: info@fkr60.ru

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 16/17/17-ТР

 

  • Псков 09 июня 2017

Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: < > – заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий,

членов Комиссии: < > – главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий, < > – главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 16/17/17-ТР, возбужденное в отношении Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (место нахождения: 180007, г. Псков, ул. Петровская, д. 51) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя ответчика – начальника финансово-экономического отдела Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (далее – РОФКР ПО) < >,

УСТАНОВИЛА:

Решением Псковского УФАС России от 01.06.2016 № 1807/ДН по результатам рассмотрения жалобы 22/18.1/16-ТР ООО «Партнер-групп» на действия заказчика - Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по осуществлению строительного контроля капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, официальный сайт fkr60.ru (извещение от 18.04.2016) установлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении в документации критерия «Величина уставного капитала» и присвоении указанному критерию максимального количества возможно начисляемых баллов при оценке заявок участников.

Позиция ответчика по установленным признакам нарушения заключается в следующем:

В представленной позиции от 18.04.2017 № 320 Региональный оператор – Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (далее – РОФКР ПО, Заказчик) пояснил, что размер уставного капитала является одним из показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств участников конкурса. РОФКР ПО заинтересован в том, чтобы в случае ненадлежащего исполнения условий договора имелась реальная возможность взыскания с исполнителя убытков и соответствующих штрафных санкций.

При рассмотрении дела представитель ответчика устно пояснил, что Заказчик пользовался практикой проведения подобных конкурсов в других регионах.
Комиссия установила, что согласно протоколу № 14 оценки, сопоставления заявок и подведения итогов открытого конкурса от 30.05.2016, размещенном на официальном сайте Заказчика, участникам конкурса начислено общее количество баллов:

- ОАО «Псковжилстрой» - 900 баллов, в том числе по критерию «величина уставного капитала» - 400 баллов;

- МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства (служба заказчика)» Островского района – 495 баллов, в том числе по критерию «величина уставного капитала» - 80 баллов.

Победителем указанного открытого конкурса признано ОАО «Псковжилстрой», набравшего максимальное количество баллов, с величиной уставного капитала 568 775 360,00 рублей.

В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных ответчиком по делу, Комиссией установлено следующее:

Закупки РОФКР ПО товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, порядок привлечения Региональным оператором - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области в силу требований норм части 1.1 статьи 180, части 5 статьи 182 Жилищного кодекса РФ не регламентируется нормами Закона о контрактной системе, а также нормами Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

Открытый конкурс по отбору подрядных организаций проводился РОФКР ПО в соответствии с требованиями Временного положения о порядке привлечения Региональным оператором - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области №99 от 23.03.2016г., действовавшего на момент проведения закупки (далее - Временное положение).

Пункт 6.2. раздела 6 Оценка, сопоставление заявок и подведение итогов открытого конкурса Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора выполнения работ по осуществлению строительного контроля капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, размещенной на сайте РОФКР ПО https://fkr60.ru/, соответствует требованиям пунктов 12, 29 Временного положения. Абзац 7 пункта 29 Временного положения предусматривает возможность определить конкурсной документацией иные критерии, помимо указанных в этом пункте. Таким образом, установление критерия «Величина уставного капитала», а также установление величин значимости указанного критерия не противоречит требованиям действующего законодательства.

Уставной капитал представляет собой гарантию обеспечения требования кредиторов, является нестоимостным критерием оценки заявок.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункту 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Из названных конституционных установлений и положений закона следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные нормативные правовые акты в области жилищных правоотношений, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения.

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

Частью 3 статьи 178 ЖК РФ установлено, что деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ положения части 1.1 статьи 180 ЖК РФ в новой редакции применяются по истечении девяноста дней после дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации. До указанного срока порядок проведения и условия конкурса, указанного в части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации, предусмотренное частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ, на момент проведения открытого конкурса не было принято.

Таким образом, право определять порядок и условия привлечения для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций федеральный законодатель передал законодателю субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Временным положением была разработана конкурсная документация.

Пунктом 10 Временного положения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении открытого конкурса Заказчик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию.

18.04.2016 на официальном сайте fkr60.ru размещено извещение № 1К и документация о проведении открытого конкурса (далее - извещение, документация).

Начальная (максимальная) цена договора – 3 020 687, 85 руб.

Дата и время начала срока подачи заявок – 19.04.2016 10 часов 00 минут;

Дата и время окончания срока подачи заявок – 19.05.2016 17 часов 00 минут;

Дата и время вскрытия конвертов – 20.05.2016 10 часов 00 минут;

Дата оценки, сопоставления и подведения итогов – 26.05.2016.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок открытого конкурса № 9 от 20.05.2016 до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе подано 3 заявки. На основании результатов рассмотрения, к участию в конкурсе допущено 2 заявки.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД) установлено в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан в том числе привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.

Как указывалось выше, Постановлением Администрации Псковской области от 23.03.2016 № 99 утверждено Временное положение о порядке привлечения Региональным оператором - Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области.

Согласно документации одним из критериев оценки заявок, поданных на участие в конкурсе, является «Величина уставного капитала», при этом, максимальное количество баллов, присваиваемых в рамках указанного критерия, равно 400 (материалы дела).

Критерий «Величина уставного капитала» имеет самый большой вес при оценке заявок на участие.

В соответствии с положениями ст. ст. 90 и 99 ГК РФ уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Таким образом, размер уставного капитала является одним из показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств участников закупки.

Однако в случае ненадлежащего исполнения условий договора у Заказчика отсутствует возможность взыскания убытков и соответствующих штрафных санкций по средствам ссылки на размер уставного капитала.

Таким образом, установление указанного критерия, присвоение ему максимального веса при оценке заявок, служат ограничением возможности участия в Конкурсе потенциальным участникам и не влияет на условия исполнения договора.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 16/17/17-ТР от 24.04.2017 № 1464/ОВ РОФКР ПО представлены протоколы расчета оценки критериев отбора подрядчика. Согласно представленным протоколам результат оценки заказчиком установленных критериев по представленным предложениям участников выглядит следующим образом:

 

критерия

Наименование критерия

Максимальное значение балла

Оценка участника МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства (служба заказчика) Островского района, баллов

Оценка участника ОАО «Псковжилстрой»

1.

Цена услуг и (или) работ по капитальному ремонту

350

315

350

2.

Квалификация участника открытого конкурса, общая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту по договорам, выполненным собственными силами, за три года, предшествующих году проведения открытого конкурса

 

100

 

0

 

100

3.

Продолжительность деятельности участника конкурса

 

100

 

100

 

50

4.

Величина гарантийного срока выполненных услуг и (или) работ по капитальному ремонту

 

50

 

0

 

0

5.

Величина уставного капитала

 

400

 

80

 

400

 

В сумме по всем критериям

 

1 000

 

495

 

900

 

Из показателей таблицы и анализа присвоенных баллов участникам конкурса можно сделать вывод, что любой из потенциальных участников, кто заявился бы на конкурс с величиной уставного капитала менее 10,0 млн. рублей, никогда не смог бы стать победителем, так как максимальное количество баллов – 400 присваивается именно за критерий «величина уставного капитала».

На запрос Псковского УФАС России от 04.05.2017 № 1579/ОВ Саморегулируемой организацией – Ассоциацией «Псковский строительный комплекс» представлен (исх № 111 от 05.05.2017) перечень членов СРО - Ассоциации «Псковский строительный комплекс», имеющих право выполнять работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком но основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, по состоянию на 05.05.2017. Указанный перечень включает 41 организацию, имеющую величину уставного капитала, согласно сведений из ЕГРЮЛ, в размере от 10 000 рублей.

  1. ответчику направлено Заключение об обстоятельствах дела № 16/17/17-ТР № 1658/ОВ. В ответ на Заключение Комиссии представлена позиция в отношении обстоятельств, изложенных в заключении от 02.06.2017 № 737. Согласно представленной позиции РОФКР ПО не согласен с выводами заключения о необоснованности установления в документации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении капитального ремонта критерия оценки заявок «Величина уставного капитала» и присвоения данному критерию максимального количества баллов. По мнению ответчика, критерий оценки направлен, в том числе на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности, что не является ограничением возможности участия в конкурсе участникам.

Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что в действиях РОФКР ПО содержится нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- необоснованное установление в документации критерия «Величина уставного капитала» и присвоение указанному критерию максимального количества возможно начисляемых баллов при оценке заявок, что могло привести к ограничению конкуренции среди потенциальных участников конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Общество размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Все акции общества являются бездокументарными.

Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Номинальная стоимость привилегированных акций одного типа и объем предоставляемых ими прав должны быть одинаковыми.

При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.

  • Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ни другими нормативно-правовыми актами не установлено, что уставный капитал общества является платежным средством и может служить гарантом финансовой устойчивости общества.

Согласно письму Министерства экономического развития от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8819 (о рассмотрении обращения по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») установление в документации о закупке требования к размеру уставного капитала может рассматриваться антимонопольным органом как нарушение положений Закона № 135-ФЗ.

 

Комиссия учитывает, что на момент вынесения решения Ответчиком заключен контракт на выполнение работ по строительному контролю с победителем конкурса ОАО «Псковжилстрой», который находится в стадии исполнения. В связи с данным обстоятельством Комиссия не находит оснований для выдачи предписания.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном установлении в документации критерия «Величина уставного капитала» и присвоении указанному критерию максимального количества возможно начисляемых баллов при оценке заявок при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по осуществлению строительного контроля капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, официальный сайт fkr60.ru (извещение от 18.04.2016).

2. В связи с нахождением заключенного контракта в стадии исполнения предписание не выдавать.

3. В связи с непредусмотренной КоАП РФ административной ответственностью по ч.1 ст. 17 135-ФЗ административное производство не возбуждать.

 

 

Председатель Комиссии < >

 

Члены Комиссии < >

 

 

< >

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны