Решение б/н Решение от 30 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 


     

 

 

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ                            

  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА                        

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Псковской области

 

              ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

         тел. (8112) 66-55-53, факс (8112) 66-55-53

                   e-mail: to60@fas.gov.ru

 

  _________________№  _____________

 

 На №  __________  от   _____________

 

Лицо, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП «Ч» _____________________________

 

Заявитель:

«С» ______________________________

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2018 года                                             г. Псков

В полном объёме решение изготовлено 30 ноября 2018 года   

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

«…». – заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России.

Члены Комиссии:

«…» – заместитель начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России;

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 17/21/18Р, возбужденного в отношении ИП «Ч» по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона № 38–ФЗ от 13.03.2006 года «О рекламе»

                                                         

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения Псковским УФАС России заявления (вх. № 572з от 20.08.2018 г.) о признаках нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», был установлен факт размещения по адресу: ул. «…» г. Псков на магазине разливного пива ЛИТ.RA следующей информации:

Рекламная конструкция № 1 – «ПЕННОЕ СВЕЖИЕ РАЗЛИВНЫЕ НАПИТКИ И ЗАКУСКИ К НИМ».

Рекламная конструкция № 2 – «ВСЕГДА НИЗКИЕ ЦЕНЫ».

Лицом, осуществляющим деятельность по данному адресу с использованием вывески «ЛИТ.RA» является ИП «Ч».

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Определением № 3063/АК от 22.10.2018 года Псковским УФАС России  возбуждено дело № 17/21/18Р по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Представителем ИП «Ч» «…» действующим на основании доверенности от 31.10.2018 г. № 60АА0689507, представлены пояснения (вх. от 21.11.2018 г.) согласно которым, информация на рекламных конструкциях не содержит указаний об объекте рекламирования - алкогольной продукции, соответственно, нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела № 17/21/18Р, пришла к следующим выводам:

Согласно статье 3 закона «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

В соответствии с разъяснением содержащемся в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. В пункте 15 названного информационного письма также указано, что для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе товара.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте http://www1.fips.ru, Федеральной службой по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам зарегистрирован товарный знак № 388568. Баннер рекламной конструкции №1 содержит элемент похожий на товарный знак № 388568. Данный элемент изображен в характерной цветовой гамме (белый, желто-оранжевый) и графическом исполнении, обозначающих пенную жидкость. Баннер на рекламной конструкции имеет фон в аналогичных цветах (белый, желто-оранжевый), что и элемент похожий на товарный знак № 388568. Текстовое содержание данного баннера «ПЕННОЕ СВЕЖИЕ РАЗЛИВНЫЕ НАПИТКИ И ЗАКУСКИ К НИМ» совместно с выше указанными составляющими ассоциируются именно с алкогольным напитком пивом, а не любым газированным напитком.

Пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода. (Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

В письме ФАС России АК/47658/13 от 28.11.2013 года указано, что изображения без индивидуализирующих признаков товаров, не могут быть признаны рекламными, в  случае, если они не преследуют цели продвижения товара на рынке, в то время как изображение на рекламных конструкциях ИП «Ч»  преследует своей целью реализацию, в том числе, алкогольной продукции.

Установлено что, распространение данной информации не является обязательной в соответствии с федеральными законами или обычаем делового оборота. Так же, она не может быть квалифицирована как вывеска, поскольку не соответствует требованиям статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Реклама распространена с помощью рекламной конструкции смонтированной на внешней стене магазина, адресована неопределенному кругу лиц, в том числе – потенциальным потребителям. При этом, информация на рекламных конструкциях обращает внимание и поддерживает интерес к торговому объекту – магазину ИП «Ч» и реализуемому в нём товару, в том числе, алкогольной продукции – пиву. Изображение элемента похожего на товарный знак № 388568 в характерной цветовой гамме (белый, желто-оранжевый) и графическом исполнении, обозначающем пенную жидкость, баннера на рекламной конструкции имеющего фон в аналогичных цветах (белый, желто-оранжевый), что и элемент, текстовой части «ПЕННОЕ СВЕЖИЕ РАЗЛИВНЫЕ НАПИТКИ И ЗАКУСКИ К НИМ», ассоциируются именно с алкогольным напитком пивом, а не любым газированным напитком, что и индивидуализирует пиво внутри группы однородных товаров – алкогольной продукции.

Вышеназванная информация размещенная на рекламной конструкции №1, является рекламой, так как содержит признаки рекламы, установленные п. 1 ст.3 Федерального Закона о рекламе:

1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе»);

Объектом рекламирования на рекламных конструкции № 1 является пиво;

2. Информация, адресована неопределенному кругу лиц, поскольку расположена на фасаде торгового объекта – магазина ИП «Ч» по адресу: «…» г. Псков.

3. Информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования алкогольной продукции пиву реализуемой ИП «Ч», формирование и поддержание интереса к ней, продвижение ее на рынке.

Следовательно, информация на рекламной конструкции №1 содержит квалифицирующие признаки рекламы, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к товару, а именно – пиву.

Рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому, пиво - алкогольная продукция.

Согласно части 3 статьи 21 Закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), а реклама размещенная на фасаде торгового объекта – магазина ИП «Ч» по адресу: «…» г. Псков такого предупреждения не содержит.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт размещения рекламы алкогольной продукции без указания предупреждения о вреде её чрезмерного потребления на рекламной конструкции №1, что нарушает требования части 3 статьи 21 Закона «О рекламе».

Выше указанная информация, размещена с использованием технических средств стабильного территориального размещения на фасаде здания (торгового павильона), то есть на его конструктивных элементах, что является нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

При размещении конструкции № 2 – «ВСЕГДА НИЗКИЕ ЦЕНЫ» Комиссией нарушения Закона о рекламе не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований, установленных за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламораспространитель, за нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе несёт рекламодатель (части 6,7 статьи 38 Закона о рекламе).

В соответствии с п.5 и п.7 ст.3 Закона рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ИП «Ч» как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо осуществляющее распространение рекламы на рекламной конструкции №1.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, осуществившего распространение рекламы - ИП «Ч».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.2 п.1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 37-42 Правил рассмотрения  антимонопольным органом дел, возбужденных  по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП «Ч» на фасаде торгового объекта – магазина ИП «Ч» по адресу: «…», г. Псков. На рекламных конструкциях №1 с использованием технических средств стабильного территориального размещения, без указания предупреждения о вреде её чрезмерного потребления, поскольку она размещена с нарушениями части 3 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21, Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 «О рекламе».  

2. Выдать ИП «Ч» предписание о прекращении нарушения  законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                  _____________     «…»

                

Члены Комиссии:                                             _____________     «…»

 

                                                                            _____________     «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны