Решение б/н Признать ненадлежащей размещенную Гдовским районным потребит... от 25 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


      

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы

по Псковской области

 

ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

тел./факс (8112) 66-55-53

e-mail: to60@fas.gov.ru

 

                           №___________             

 

на № _________ от __________

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 

Гдовское районное потребительское общество

______________________________________

181600, Псковская область, Гдовский район, г. Гдов, ул. К. Маркса, 16

 

Заявитель: <…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 060/05/21-85/2021

 

Резолютивная часть оглашена 25 марта 2021 года                                           

В полном объеме решение изготовлено 25 марта 2021 года                                г. Псков

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<…>– заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>. – главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

рассмотрев в режиме видеоконференции в присутствии законного представителя Гдовского районного потребительского общества <…> (доверенность б/н от 20.03.2021), Заявителя <…> материалы дела № 060/05/21-85/2021, по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальных сетях Вконтакте и Instagram в аккаунтах Гдовского районного потребительского общества, расположенных по ссылкам: https://vk.com/gdovraipo и  https://www.instagram.com/raipogdov/ рекламы алкогольной продукции, а именно игристого вина и водки,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

    • Псковское УФАС России поступило заявление (вх. № 111-з от 15.02.2021) по факту распространения в период с 23.12.2019 до 15.01.2021 рекламы алкогольной продукции в аккаунтах Гдовского районного потребительского общества «raipogdov» в социальной сети Instagram https://www.instagram.com/raipogdov/ и в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/gdovraipo.

При осмотре аккаунта Гдовского райПо в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/gdovraipo по ссылке https://vk.com/gdovraipo?w=wall-176577773_440 обнаружено распространение рекламы алкогольной продукции с указанием средств индивидуализации продукции: игристых вин «Santo Stefano», «Andre Renard», «Левъ Голицын», «Кремлевское» с графическим изображением самих товаров и рекламным текстом: на странице изображена корзина, в которой размещено 14 бутылок алкогольной продукции (игристых вин «Santo Stefano», «Andre Renard», «Левъ Голицын», «Кремлевское») и коробка конфет «С новым годом и рождеством». Изображение дополнено текстом: «Как новый год встретишь, так его и проведёшь. А значит, нужно сделать это максимально весело! Добиться цели помогут отличные покупки! Мы отобрали лучшие варианты для детей и взрослых — развлекайтесь и побеждайте! Приглашаем за покупками в магазин деревни Спицино. У нас много интересного)))». Дата публикации 23.12.2019 (фото №1 Акта осмотра от 02.03.2021). Фото дублируется на странице Гдовского райПО в Инстаграм по ссылке: https://www.instagram.com/p/B6cLerkidmw/ . (фото №2 Акта осмотра от 02.03.2021)

На странице https://vk.com/gdovraipo?z=photo-176577773_457243629%2Fwall-176577773_1668 изображены две женщины на фоне стеллажа с бутылками с алкогольной продукцией: водки «Белорусская», «Голубое озеро», «Сябры», «Хаски», «Родная роса», «Ледофф», «Медофф», «Царская». Дата размещения публикации – 15.01.2021. (фото №3 Акта осмотра от 02.03.2021) Информация дублируется в Инстаграм по ссылке:  https://www.instagram.com/p/CCMRSpdKFRy/ (фото №4 Акта осмотра от 02.03.2021)

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).

Учитывая, что вышеуказанная информация, размещенная в аккаунтах Гдовского районного потребительского общества «raipogdov» в социальной сети Instagram https://www.instagram.com/raipogdov/ и в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/gdovraipo, содержит в себе указание средств индивидуализации продукции, то объектом рекламирования является товар - алкогольная продукция – шампанское, водка. Изображение и тексты к этим изображениям представляют собой коммуникационное единство, соответственно являются рекламой алкогольной продукции.

2. Информация, распространенная в социальной сети Instagram https://www.instagram.com/raipogdov/ и в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/gdovraipo, адресована неопределенному кругу лиц, поскольку располагается в открытых аккаунтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, таким образом, указанная информация доступна для всех категорий населения и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (алкогольной продукции – шампанскому, водке) и поддержание интереса к товару.

Таким образом, вышеуказанная информация содержит признаки рекламы, перечисленные в статье 3 Закона о рекламе, и соответственно, признается рекламой алкогольной продукции.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Реклама вышеуказанных алкогольных напитков распространяется в Интернете в социальной сети Instagram по ссылке: https://www.instagram.com/raipogdov/ и Вконтакте по ссылке: https://vk.com/gdovraipo

Соответственно, указанная реклама размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В вышеуказанной рекламе алкогольной продукции отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, что является нарушением части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе алкогольной продукции содержатся признаки нарушения п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

На странице https://vk.com/gdovraipo указано наименование «Гдовское райПО», также указан адрес: г. Гдов, ул. К.Маркса, 16, Ф.И.О. руководителя - Чумаков Василий Николаевич, ссылка на аккаунт в Инстаграм: https://www.instagram.com/raipogdov, номер телефона +7 (81131) 2-13-45. Следовательно, интернет страница https://vk.com/gdovraipo принадлежит Гдовскому районному потребительскому обществу (ИНН 6003000105, ОГРН: 1026002343520, расположенному по адресу: 181600, Псковская область, Гдовский район, г.Гдов, ул. К.Маркса, 16). Интернет-страница https://www.instagram.com/raipogdov/, согласно описанию, также принадлежит Гдовскому районному потребительскому обществу.

Определением Псковского УФАС России от 03.03.2021 № 668/ЕТ возбуждено дело в отношении Гдовское районное потребительское общество (ИНН 6003000105, ОГРН: 1026002343520, расположенному по адресу: 181600, Псковская область, Гдовский район, г.Гдов, ул. К.Маркса, 16) по признакам нарушения требований пункта п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Гдовское районное потребительское общество представило пояснения, в соответствии с которыми Гдовское районное потребительское общество признает размещение спорной информации в аккаунтах в социальных сетях, но не считает данную информацию рекламой алкогольной продукции. Данный довод комиссией не принимается, поскольку  спорная информация содержит все признаки рекламы, перечисленные в статье 3 Закона о рекламе (адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке) и, соответственно, признается рекламой алкогольной продукции.

Должностное лицо, <…> ответственное за информационное сопровождение аккаунтов в социальных сетях, привлечено к дисциплинарной ответственности (объявлено замечание). Спорная реклама удалена.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований, установленных п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель, ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара (услуги) либо иное лицо, определившее объект рекламирования; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является Гдовское районное потребительское общество, как лицо, определившее объект рекламирования и осуществляющее распространение рекламы посредством размещения в социальной сети Instagram на странице https://www.instagram.com/raipogdov/, и в Вконтакте https://vk.com/gdovraipo рекламы алкогольной продукции — водки и игристого вина.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 (далее - Правила).

Согласно пункту 49 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 1, 3, 21 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп. 42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей размещенную Гдовским районным потребительским обществом (ИНН 6003000105, ОГРН: 1026002343520, адрес: 181600, Псковская область, Гдовский район, г.Гдов, ул. К.Маркса, 16) в период с 23.12.2019 до 15.01.2021 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в социальных сетях, в аккаунтах Гдовского районного потребительского общества «raipogdov» в Instagram https://www.instagram.com/raipogdov/ и в ВКонтакте https://vk.com/gdovraipo рекламу алкогольной продукции, так как она противоречит требованиям п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание Гдовскому районному потребительскому обществу не выдавать в связи с тем, что спорная реклама была удалена;
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Заместитель председателя комиссии                         _______________<…>.

               

Члены Комиссии:                                                         _____________<…>

 

                                                                                       ____________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны