Решение б/н Решение в отношении ГБУЗ "Наркодиспансер Псковской области" от 15 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителям:

< >

180000, г. Псков, ул. Советская, 52,

ЧОО «Форпост»

< >

180019, г. Псков, ул. Труда, 43-31

Псковское региональное

представительство Межрегиональной

общественной организации «Право на оружие»

180000, г. Псков, ул. Советская, д.15, офис 21

Ассоциация руководителей охранных структур

Псковской области

180024, г. Псков, ул. Рокоссовского, д.36а

< >

180019, г. Псков, ул. Алтаева, 8, кв. 23

< >

180024, г. Псков, ул. Юбилейная, 36-47

< >

180007, г. Псков, ул. Киселева, 11-94

 

Псковское отделение № 8630 ПАО Сбербанк

18000, г. Псков, Октябрьский пр., д.23/25

 

Ответчику:

ГБУЗ «Наркологический диспансер

Псковской области»

180020, г. Псков, ул. Чудская, д.4

 

Лицо, располагающее сведениями:

Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации

180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 19/10/17-ТР

 

  • Псков 19 мая 2016

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: < > – заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий,

членов Комиссии: < > – главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий, < > – главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 19/10/17-ТР, возбужденное в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Наркологический диспансер Псковской области» (местонахождение: 180020, г. Псков, ул. Чудская, д. 4, ИНН 6027015358, ОГРН 1026000974394) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии от заявителей: < > – представителя Ассоциации руководителей охранных структур (по доверенности № 5 от 27.04.2017), < > – представителя ООО ЧОО «Форпост» (по доверенности от 12.05.2017), < > - представителя ООО ЧОО «Форпост» (по доверенности от 12.05.2017), < > – представителя ООО ЧОО «Форпост» (по доверенности № 2 от 10.05.2017), < > – представителя ПАО Сбербанк (по доверенности № 8630/51-Д от 22.04.2017), от ответчика: < > – представителя ГБУЗ Псковской области «Наркологический диспансер Псковской области» (по доверенности от 03.05.2017), < > - представителя ГБУЗ Псковской области «Наркологический диспансер Псковской области» (по доверенности от 03.05.2017),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступили заявления < > (вх. № 12з от 11.01.2017), Межрегиональной общественной организации «Право на оружие» (вх. №84з от 08.02.2017), < > (вх. №83з от 08.02.2017), Ассоциации руководителей охранных структур Псковской области (вх. № 72з от 03.02.2017), < > (вх. № 73з от 03.02.2017), < > (вх. № 68з от 02.02.2017), < > (вх. № 158з от 20.03.2017) в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Наркологический диспансер Псковской области» (далее – ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области») на обоснованность стоимости услуг по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологическим исследованиям наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Усмотрев в действиях Наркологического диспансера признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Псковское УФАС России приказом от 11.04.2017 № 43 возбудило в отношении ГБУЗ Псковской области «Наркологический диспансер Псковской области» дело № 19/10/17-ТР о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 12.04.2017 № 1199/ОВ дело было назначено к рассмотрению.

После возбуждения дела в управление поступило заявление Псковского отделения № 8630 ПАО «Сбербанк» (вх. № 271з от 25.04.2017) в отношении ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» по повышению стоимости услуг медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием с 01.01.2017 по договору 133 от 20.02.2015 о возмездном оказании услуг между ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» и ПАО Сбербанк, которое было привлечено к рассмотрению настоящего дела в качестве заявителя в соответствии с определением от 05.05.2017 № 1591/ОВ.

Согласно поступившим заявлениям, стоимость обследования на получение лицензии на право владения оружием в ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» (далее – Наркологический диспансер, Ответчик) повысилась с 500 руб. в 2016 году до 2500 рублей с 1 января 2017 года, т.е. в 5 раз.

По объяснениям заявителей порядок прохождения осмотра, время осмотра врачей и сдачи анализов не изменились, и повышение стоимости услуги неправомерно. Большинству заявителей требуется регулярное прохождение медицинского освидетельствования на право владения оружием в связи с осуществлением профессиональной деятельности (для работы в охранных структурах).

Заявители считают, что Наркологический диспансер, как единственное учреждение в городе Пскове (и для многих районов Псковской области, где аналогические услуги не проводятся) по проведению рассматриваемого медицинского освидетельствования и соответствующих анализов, необоснованно увеличив стоимость оказания данных услуг, нарушает антимонопольное законодательство и ущемляет интересы клиентов.

При рассмотрении материалов по признакам нарушения ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» получено объяснение и документы от Наркологического диспансера от 30.01.2017 № 251, от 16.03.2017 № 736, от 24.04.2017 № 1177, от 11.05.2017 № 1335, от Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации от 01.02.2017 № 3Д-01-0213, от 28.03.2017 № 3Д-01-0661, от 25.04.2017 № 3Д-01-0945, от Центра лицензионно-разрешительной работы Отдела Росгвардии по Псковской области от 17.03.2017 №2/208.

От управления Росздравнадзора по Псковской области (исх. от 31.01.2017) и Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации (исх. от 01.02.2017 № 3Д-01-0213) получены перечни медицинских учреждений Псковской области, имеющих соответствующую лицензию и пояснения, что цены на платные услуги формируются учреждениями самостоятельно в соответствии с понесенными затратами и согласовываются с Госкомитетом по здравоохранению и фармации.

 

Позиция Наркологического диспансера по повышению стоимости платной услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологическим исследованиям наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов заключается в следующем:

Согласно полученному объяснению ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» (исх. от 30.01.2017 № 251) стоимость рассматриваемой услуги возросла в связи с изменением порядка медицинского освидетельствования на право владения оружием.

До 01.01.2017 медицинское освидетельствование на право приобретения оружия регламентировалось приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.09.2000г № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия», Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а также п. б ч.2 ст.2 Федерального закона от 13.07.2015г № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин РФ обязан предоставить в орган внутренних дел по месту жительства медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В вышеуказанных нормативных документах указывалось на проведение химико-токсикологического исследования биосреды иммунохроматографическим методом (тест-полосками), в связи с чем взималась плата в соответствии с п.11.2 прейскуранта в размере 500 руб. при отрицательном результате, а в случае положительного результата-обязательное подтверждающее исследование методом газовой хроматографии с масс- спектрометрическим детектированием, с взиманием платы по п. 13.3 прейскуранта в размере 4000 руб. (1 случай из 10).

С 01.01.2017 вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016г № 441-н «О порядке проведения

медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (далее - Порядок), в котором четко регламентируется порядок обследования на наличие наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В соответствии с Порядком исследования осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения с наличием лицензии на выполнение услуг по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию», а также на исследование биологического объекта на 10 видов наркотических и психотропных веществ (опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, амфетамин, метамфетамин, кокаин, синтетические катиноны, метадон, бензодиазепины, барбитураты) с использованием анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой.

Кроме того, если врач - психиатр в ходе осмотра выявляет симптомы заболевания, пациент направляется на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией, а в случае, если симптомы выявляет врач психиатр – нарколог, пациент направляется на дополнительное исследование по определению карбогидрат - дефицитного трансферрина в сыворотке крови. Согласно п.9 Порядка «медицинское освидетельствование и химико-­токсикологические исследования осуществляются за счет граждан».

Как считает ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области», введение нового приказа кардинально изменило порядок проведения медицинского освидетельствования, что функционально привело к увеличению затрат на исследование - по затраченному времени у врачей - психиатров, психиатров-наркологов, по проведению аппаратного исследования биообъекта на анализаторе до 20 минут, подтверждающего анализа на газовом хроматографе с масс-селективным детектированием до 72 часов, росту стоимости расходных материалов.

Для функционирования химико-токсикологической лаборатории затраты на приобретение расходных материалов составляют свыше 2 млн.рублей в год.

 

В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных заявителями и ответчиком по делу, Комиссией установлено следующее.

  1. Цены на платные услуги Наркологического диспансера формируются в

соответствии с Прейскурантом на платные медицинские услуги на 2017 год, утвержденным главным врачом В.С. Овсяковым 28.12.2016 и согласованным Председателем Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации И.И. Потаповым 28.12.2016. Стоимость услуги «медицинское освидетельствование врачом-психиатром, психиатром-наркологом с применением методов лабораторной диагностики на наличие наркотических средств и психотропных веществ на право приобретения оружия» (номер по прейскуранту 11.2) составляет 2500 рублей. Согласно Прейскуранту на 2016 год стоимость такой же услуги составляла 500 рублей.

2. До 01.01.2017 медицинское освидетельствование на право приобретения оружия регламентировалось приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.09.2000г № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия», Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а также п. б ч.2 ст.2 Федерального закона от 13.07.2015г № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин РФ обязан предоставить в орган внутренних дел по месту жительства медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В вышеуказанных нормативных документах указывалось на проведение химико-токсикологического исследования биосреды иммунохроматографическим методом (тест-полосками), в связи с чем взималась плата в соответствии с п.11.2 прейскуранта в размере 500 руб. при отрицательном результате, а в случае положительного результата-обязательное подтверждающее исследование методом газовой хроматографии с масс- спектрометрическим детектированием, с взиманием платы по п. 13.3 прейскуранта в размере 4000 руб. (1 случай из 10).

С 01.01.2017 вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 441-н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (далее - Порядок), в котором четко регламентируется порядок обследования на наличие наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В соответствии с Порядком исследования осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения с наличием лицензии на выполнение услуг по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию», а также на исследование биологического объекта на 10 видов наркотических и психотропных веществ (опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, амфетамин, метамфетамин, кокаин, синтетические катиноны, метадон, бензодиазепины, барбитураты) с использованием анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой.

Кроме того, если врач - психиатр в ходе осмотра выявляет симптомы заболевания, пациент направляется на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией, а в случае, если симптомы выявляет врач психиатр – нарколог, пациент направляется на дополнительное исследование по определению карбогидрат - дефицитного трансферрина в сыворотке крови. Согласно п.9 Порядка «медицинское освидетельствование и химико-

В соответствии с п.7 Порядка медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторное исследование в следующем объеме:

медицинский осмотр врачом-офтальмологом;

медицинский осмотр врачом-психиатром;

медицинский осмотр врачом-психиатром-наркологом;

качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием).

В соответствии с п.8 Порядка химико-токсикологические исследования проводятся в наркологических диспансерах (наркологических больницах) или иных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "клинической лабораторной диагностике" или "судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической)".

В силу п. 9 Порядка медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования осуществляются за счет средств граждан.

Согласно п.10 Порядка химико-токсикологические исследования проводятся в два этапа:

- предварительные химико-токсикологические исследования иммунохимическими методами с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой;

- подтверждающие химико-токсикологические исследования методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием с помощью технических средств, обеспечивающих регистрацию и обработку результатов исследования путем сравнения полученного результата с данными электронных библиотек масс-спектров.

 

3. ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» представлены расчет затраченного времени на проведение освидетельствования и калькуляция затрат на 2016 и на 2017 год, которые приводятся ниже.

  1. Расчет затраченного времени (минут):

 

2016г.

2017г.

Врач психиатр-нарколог высшей категории

 

10

 

15

Врач-психиатр участковый высшей категории

 

10

 

10

Медсестра наркологического отделения

 

5

 

10

Медсестра психоневрологического отделения

 

5

 

10

Медрегистратор наркологического отделения

 

10

 

5

Медрегистратор психоневрологического отделения

 

10

 

5

Врач-лаборант

9

30

Фельдшер (лаборант)

10

30

Санитарка

5

10

Итого:

74

125

 

  1. Калькуляция затрат (руб.):

 

2016г.

2017г.

Фонд оплаты труда основного персонала

 

109,51

 

205,59

Зарплата основная и дополнительная

 

128,13

 

240,54

Начисления на заработную плату

38,70

72,64

Заработная плата общеучрежденческого персонала

 

51,58

 

96,83

Расходы на материальные ресурсы

98,80

766,41

Накладные расходы

175,22

370,06

Амортизация

-

4,15

Себестоимость

492,43

1550,64

Рентабельность

39,39

116,03

Стоимость услуги

(492,43+7,58)x94%

(понижающий коэффициент)=499,91

(1550,64+116,03)x1,5

(коэффициент сложности)=2500,00

 

Приказом по ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» от 01.06.2015 № 42 о/д «Об утверждении локальных нормативных актов и внесении изменений в действующие локальные нормативные акты» утверждено «Положение о системе нормирования труда ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области», содержащее расчет рабочего времени сотрудников химико-токсикологической лаборатории (ХТЛ).

Приказом по ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» от 29.12.2012 № 51/о/д утверждена «Методика формирования цен на платные медицинские услуги, оказываемые учреждением юридическим и физическим лицам» (далее – Методика). В силу п.2.9 Методики при расчете затрат на сложные медицинские услуги (усложнение технологии предоставления услуги, применение дорогостоящего оборудования и т.д.) применяется коэффициент сложности:

- повышающий до 2,0;

- понижающий до 0,2.

Как видно из представленной выше калькуляции, за 2016 год был применен понижающий коэффициент – 94%, за 2017 год – повышающий 1,5 раза. Объяснений и расчетов, обосновывающих применение повышающего коэффициента 1,5 Ответчиком не представлено. Одновременно, по калькуляции повышение сложности выполняемой услуги учтено в росте фонда оплаты труда и материальных затрат.

Как следует из калькуляции, себестоимость работ увеличилась в 3,1 раза, а цена на оказываемую услугу при этом выросла в 5 раз.

 

4. В ходе рассмотрения указанных выше заявлений проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологическим исследованиям наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов на территории Псковской области. В результате установлено доминирующее положение ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» на исследуемом рынке, о чем свидетельствует аналитический отчет от 03.04.2017.

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологическим исследованиям наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов на территории Псковской области можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией. Доля крупнейшего участника рынка ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» составила в 2016 году 42,2 процента, в истекшем периоде 2017 года (с учетом изменения порядка проведения освидетельствования с 01.01.2017) – 78,1 процента.


В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции" :

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

 

5. В ходе рассмотрения дела управлением изучены цены на аналогичную услугу на сопоставимых рынках – в медицинских учреждениях Псковской области и других регионах. Согласно полученным данным от медицинских учреждений Псковской области, имеющих лицензию и осуществляющих проведение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологическое исследование наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, цены составляли от 552 руб. в Дедовичской районной больнице до 1035 руб. в Новосокольнической межрайонной больнице. Согласно информации, размещенной на официальных сайтах наркологических диспансеров, цена на аналогичное исследование составляет: в Ленинградском наркодиспансере – 1400 руб., в Архангельском – 1030 руб., в Вологодском – 1550 руб.

6. В ходе рассмотрения дела, до вынесения решения, Наркологический диспансер согласился с совершенным нарушением и 10.05.2017 был пересмотрен прейскурант цен на платные услуги, согласно которому стоимость услуги по медицинскому освидетельствованию на право владения оружием и проведение химико-токсикологического исследования составляет теперь 1700 рублей вместо 2500 рублей. Диспансер согласился, что применение усложняющего коэффициента было неправомерным и нашел возможность снизить цену для клиентов на 800 рублей.

11.05.2017 Ответчиком представлен Прейскурант на платные медицинские услуги на 2017 год с внесенными изменениями, расчетом затраченного времени и калькуляцией затрат, представленной ниже:

 

Расчет затраченного времени (минут):

 

Прейскурант

от 28.12.2016

Прейскурант от 10.05.2017

Врач психиатр-нарколог высшей категории

15

15

Врач-психиатр участковый высшей категории

10

10

Медсестра наркологического отделения

10

10

Медсестра психоневрологического отделения

10

10

Медрегистратор наркологического отделения

5

5

Медрегистратор психоневрологического отделения

5

5

Врач-лаборант

30

30

Фельдшер (лаборант)

30

30

Санитарка

10

10

Итого:

125

125

 

  1. Калькуляция затрат (руб.):

 

Прейскурант

от 28.12.2016

Прейскурант от 10.05.2017

Фонд оплаты труда основного персонала

205,59

238,29

 

Зарплата основная и дополнительная

240,54

278,80

 

Начисления на заработную плату

72,64

84,20

Заработная плата общеучрежденческого персонала

96,83

-

 

Расходы на материальные ресурсы

766,41

766,41

Накладные расходы

370,06

381,27

Амортизация

4,15

-

Себестоимость

1550,64

278,8+84,20+766,41+381,27=

1510,68

Рентабельность

116,03

189,32

Стоимость услуги

(1550,64+116,03)x1,5

(коэффициент сложности)=2500,00

1510,68 + 189,32=

1700,00

 

 

Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Ответчика по утверждению Прейскурантом от 28.12.2016 стоимости услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологическим исследованиям наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с неправомерным применением повышающего коэффициента, действовавшего в период с 01.01.2017 до 10.05.2017, содержится нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов заявителей и неопределенного круга лиц, обращавшихся за получением услуги в Наркологический диспансер Псковской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30), Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, в частности для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В результате действий ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области», выразившихся в необоснованном повышении с 01.01.2017 до 01.05.2017 стоимости услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологическим исследованиям наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, были ущемлены права и законные интересы Заявителей, а поскольку Прейскурант распространялся на всех обращающихся лиц, - и неопределенного круга лиц.

Комиссия учитывает, что на момент вынесения решения Ответчиком в добровольном порядке нарушение антимонопольного законодательства устранено, а именно: 10.05.2017 исполняющим обязанности главного врача Ю.А. Косолаповым утвержден Прейскурант цен на платные медицинские услуги, который согласован 10.05.2017 Председателем Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации И.И. Потаповым, в соответствии с которым стоимость комплексной услуги по медицинскому освидетельствованию врачом-психиатром, психиатром-наркологом с применением методов лабораторной диагностики на наличие наркотических средств и психотропных веществ на наличие противопоказаний к владению оружием и на право осуществления охранной деятельности составила 1700 рублей, т.е. сократилась на 800 рублей, без применения повышающего коэффициента. Следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Наркологический диспансер Псковской области» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении Прейскурантом от 28.12.2016 стоимости услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологическим исследованиям наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с неправомерным применением повышающего коэффициента, действовавшего в период с 01.01.2017 до 10.05.2017, что привело к ущемлению интересов заявителей.

2. В связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства с 10.05.2017 предписание не выдавать.

3. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ в связи со смертью должностного лица – главного врача ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области» < >, утвердившего Прейскурант от 28.12.2016.

 

 

Председатель Комиссии < >

 

 

Члены Комиссии < >

 

 

< >

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны