Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы № 19/18.1/16-ТР от 19 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по результатам рассмотрения жалобы 19/18.1/16-ТР

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 19 мая 2016 года.                                                                                                                                                                    г.  Псков                       

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии – «…»,

членов Комиссии: «…»,

в присутствии представителя Заказчика (МП «…») – «…» по доверенности от 13.05.2016,

в отсутствии представителя Заявителя (ООО «…»), извещенного о времени и месте рассмотрения жалоб надлежащим образом (факсимильная связь, электронная почта),

рассмотрев жалобу на действия заказчика  - «…» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд Муниципального предприятия Бежаницкого района «…» (извещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru № 31603530231),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «…» (Вх. № 323з от 10.05.2016) (далее - Заявитель) на действия Муниципального предприятия Бежаницкого района «…» (далее – Заказчик, Предприятие) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля для нужд Муниципального предприятия Бежаницкого района «…» (извещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru № 31603530231) (далее – конкурс).

Жалоба поданы в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями статьи 18.1 данного Закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению Псковским УФАС России.

Псковское УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.

В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Заказчику было направлено уведомление от 11.05.2016 (Исх. № 1542/ДН) о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ 11.05.2016.

Заявитель обжалует следующие действия Заказчика:

- отсутствие в конкурсной документации четких и однозначных положений, определяющих механизм начисления баллов (материалы дела).

По мнению Заявителя, в конкурсной документации Заказчика отсутствует метод формирования и обоснование начальной (максимальной) цены договора. Также на основании Протокола рассмотрения и оценки конкурсных предложений от 29.04.2016, конкурсной комиссией были допущены  к участию в конкурсе две организации. Информационная карта не содержит требований о предъявлении документов в подтверждение критериев «Экономическая, организационная, юридическая привлекательность предложения» (вес критерия – 20 %), «Надежность участника» (вес критерия – 30%), в связи с чем, не представляется возможным определить и сравнить привлекательность предложений, оценка указанных критериев является субъективной.

Заказчик не согласился с доводами, изложенными в жалобе, представил свою письменную позицию (Исх. № 235 от 13.05.2016), согласно которой:

В пункте 6. Информационной карты конкурса «Порядок формирования цены договора» Заказчиком определен порядок, а именно: «Цена включает в себя стоимость товара, а также все расходы Поставщика на доставку товара до станции назначения, складские услуги, погрузку в вагоны, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, расходы по переработке угля». В пункте 5 Информационной карты конкурса «Начальная (максимальная) цена договора (с НДС)» указана начальная (максимальная) цена договора, а именно: «574 000 (Пятьсот семьдесят четыре тысячи) рублей.».

В пункте 2 Информационной карты конкурса «Предмет договора» указано количество поставляемого товара, а именно: «140 (Сто сорок) тонн». Так же следует учитывать тот факт, что ни одним из положений Федерального закона от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) не определены конкретные требования к такому порядку формирования начальной (максимальной) цены договора. В свою очередь Заказчиком был произведен расчет начальной (максимальной) цены договора на основании 3-х коммерческих предложений (расчет прилагается).

Таким образом, Заказчик считает, что исполнил в полной мере требования, установленные п.7, ч. 10, ст. 4 Закона о закупках.

Победителем конкурса признается участник, представивший конкурсную заявку, которая решением конкурсной комиссии признана наилучшим предложением. Оценка и сопоставление заявок была произведена в соответствии с требованиями конкурсной документации, а именно п. 8.2.9 и Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг.

Таким образом, Заказчик считает, что в полной мере исполнил требования, установленные п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России пришла к следующим выводам:

Заказчиком открытого конкурса является Муниципальное предприятие Бежаницкого района «…», которое при закупке товаров, работ, услуг руководствуется Законом о закупках и Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом Директора МП «…» 31.10.2012.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Учитывая, изложенное, закупочная деятельность Заказчика регламентируется Законом о закупках.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд Бежаницкого МП «…», утвержденным Приказом Директора МП «…». 31.10.2012 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

08.04.2016 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса (далее - извещение, документация).

В соответствии с извещением:

Дата и время окончания подачи заявок: 28.04.2016 в 17:00.

Дата и время вскрытия конвертов: 29.04.2016 в 11.00.

Дата и время рассмотрения заявок: 29.04.2016 в 11.20.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок открытого конкурса № 31603530231 от 02.05.2016 до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе подано 2 заявки. На основании результатов рассмотрения, к участию в конкурсе допущено 2 заявки.

Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок открытого конкурса № 31603530231 от 02.05.2016 заявке Заявителя было присвоено второе место.

По результатам проведения конкурса закупочная комиссия признала победителем ООО «…».

Таким образом, сроки и перечень информации, предусмотренные ч. 5 ст. 4 Закона о закупках и п 8.2 раздела 8 Положения о закупке («Процедура конкурса»), обязательные к размещению на официальном сайте, в рассматриваемом случае соблюдены.

Комиссия Псковского УФАС России не принимает довод, изложенный в жалобе ООО «…», в части отсутствия в конкурсной документации обоснования начальной (максимальной) цены договора, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Таким образом, Закон о закупках не обязывает Заказчика в Конкурсной документации давать обоснование начальной (максимальной) цены договора, указывает на обязанность опубликования исключительно сведений о цене, без опубликования ее расчета.

Согласно сведениям, представленным Заказчиком в ходе рассмотрения жалобы, методом определения НМЦК явился метод сопоставления рыночных цен (анализ рынка).

Анализ рынка осуществлялся путем направления запросов о предоставлении ценовой информации потенциальным Поставщикам.

На данные запросы была получена соответствующая ценовая информация (коммерческие предложения).

 Поставщик № 1 - коммерческое предложение № 61 от 04.04.2016. Цена за 1 ед. товара - 4250,00 рублей;

 Поставщик № 2 - коммерческое предложение № 199 от 04.04.2016. Цена за 1 ед. товара - 4100.00 рублей;

 Поставщик № 3 - коммерческое предложение № 57 от 04.04.2016. Цена за 1 ед. товара - 3950,00 рублей;

Для расчета НМЦК использовались цены за 1 единицу Товара минимальных коммерческих предложений (Поставщик № 1, Поставщик № 2 и Поставщик № 3).

НМЦК = 1/3 * (1 *4250+1*4100+1 *3950) = 4100,00 руб.

 

Таким образом, среднерыночная цена 1 единицы Товара составляет 4100,00 руб. НМЦК определена путем умножения среднерыночной цены 1 единицы товара на количество (объем) закупаемого Товара. В результате проведенных расчетов начальная (максимальная) цена контракта составила: 574000,00 рублей.

Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Комиссия Псковского УФАС России принимает довод, изложенный в жалобе ООО «…», в части отсутствия в конкурсной документации четких и однозначных положений, определяющих механизм начисления баллов, по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам.

Пункт 11 Информационной карты документации о закупке содержит обязательные требования к содержанию, форме, оформлению и составу заяви на участие, в том числе:

  1. Анкета участника процедуры, содержащая следующие сведения:

- фирменное наименование, место нахождения, организационно-правовая форма, почтовый адрес, ИНН, и сведения, необходимые для представления участником закупки – физического лица (сведения представляются по форме 3 раздела 2 документации);

- полученную не ранее чем за 6 месяцев выписку из ЕГРЮЛ;

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки;

- копии учредительных документов;

- решение об одобрении или совершении крупной сделки.

2. Описание предлагаемого товара, предложение о функциональных характеристиках и качественных характеристиках (сведения предоставляются по форме 4 раздела 2 документации).

В соответствии с Положением Муниципального предприятия Бежаницкого района «…» о порядке оценки конкурсных заявок участников при определении победителя конкурса, утвержденным 11.01.2016 (далее – положение о порядке оценки), сумма величин значимости критериев оценки, применяемых Заказчиком, составляет 100 процентов. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности, содержащихся в ней условий исполнения контракта, производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.

Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

В отсутствие какого-либо документа (в случае если он установлен условиями конкурсной документации), подтверждающего предложение участника в отношении показателей и/или критериев оценки, указанных в настоящем Порядке или его неполного предоставления, либо наличия в представленных документах недостоверных сведений, либо если представленные сведения не являются сведениями, подтверждающими предложение участника конкурса в отношении показателя и/или критерия оценки заявок с учетом требований настоящей конкурсной документации, Конкурсная комиссия не учитывает такой документ в расчете баллов по критерию оценки заявок.

В соответствии с п. 1.4.1 Положения о порядке оценки в рамках критерия оценки заявок «Надежность участника» оценивается опыт участника закупки выраженный в количестве, исполненных участником конкурса контрактов (договоров), соответствующих предмету закупки.

Однако, в п. 11 информационной карты не содержится требования о предоставлении в составе заявки копий исполненных договоров, предмет которых соответствует предмету закупки, актов выполненных работ или иных документов, подтверждающих выполнение работ по указанным договорам.

Вместе с тем, из документации не представляется возможным определить какие документы необходимо представить участникам Закупки для подтверждения опыта поставки товара, а также опыта выполнения работ, услуг, сопоставимых предмету конкурса, в связи с тем, что в документации отсутствует требование об их представлении.

Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что использование формулировок данных критериев допуска к участию в закупке без уточнения перечня документов, которыми следует подтвердить соответствие участника данным требованиям, может ввести участников закупки в заблуждение относительно возможности участия в ней, и обязательных требований к участникам, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Учитываю вышеизложенные, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя.

В соответствии с п. 1.4.2 Положения о порядке оценки в рамках критерия оценки заявок «Экономическая, организационная юридическая привлекательность предложения участника» оценивается продолжительность гарантийного срока, предлагаемого участником закупки на поставляемый товар (выполняемую работу, оказываемую услугу) выраженного в количестве месяцев (годов).

Для Заказчика лучшим условием исполнения контракта по данному критерию оценки является наибольшее его значение.

Согласно заявке, поданной ООО «…» (материалы дела), срок предоставления гарантии качества на поставленные товары составит шесть месяцев со дня поставки.

Согласно заявке, поданной ООО «…» (материалы дела), срок предоставления гарантии качества на поставленные товары составит двенадцать месяцев со дня поставки.

Указание требования о необходимости включения в состав заявки гарантийного срока поставленного товара содержится в п. 11 информационной карты («Описание предлагаемого товара, предложение о функциональных характеристиках и качественных характеристиках» (сведения предоставляются по форме 4 раздела 2 документации).

Однако, документов, подтверждающих гарантийный срок поставленного товара, согласно п. 11 Информационной карты, в перечне требований, предъявляемых к составу, оформлению и содержанию заявки на участие в конкурсе, также не указано.

Таким образом, Комиссия отмечает, что отсутствие требования о необходимости представления в составе заявки копий договоров, подтверждающих опыт участника по выполнению аналогичных работ (оказанию услуг), не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Указанные действия не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3, а также в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «…» обоснованной.
  2. Выдать «…» предписание об устранении нарушения.
  3. Признать в действиях «…» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, а также пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившихся в нарушении процедуры организации и проведения торгов, в части отсутствия требования о необходимости представления в составе заявки копий договоров, подтверждающих опыт участника

по выполнению аналогичных работ (оказанию услуг).  

  1. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны