Предупреждение №3132/ОВ Предупреждение ПАО "Россети" по п.3 ч.1 ст.10 Закона о защит... от 13 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

 

196247, г. Санкт-Петербург,

пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н

 

Копия: Псковский филиал

ПАО «Россети Северо-Запад»

 

180000, г. Псков,

ул. Советская, д. 47а

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

         

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 данного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 названного Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная  заявление (вх. № 34з от 20.01.2020) в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» в связи с отказом на технологическое присоединение 7 объектов «Радио-телевизионная станция», расположенных в Псковской области, по заявленной РТРС второй категории надежности электроснабжения и сообщает следующее.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ПАО «МРСК Северо-Запада» с 23.08.2021 переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад».

Как следует из заявления и материалов, ФГУП РТРС (далее – предприятие) в связи с производственной необходимостью в обеспечении непрерывного и бесперебойного вещания обратилось в Псковский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – сетевая организация) с заявками на технологическое присоединение 7 объектов для изменения категории надежности электроснабжения с третьей на вторую.

Сетевая организация, рассмотрев заявки, направила ФГУП РТРС проекты  договоров №№ 76-03141/19, 76-03142/19, 76-03138/19, 76-03137/19, 76-03139/19, 76-03143/19, 76-03140/19 от 20.11.2019, в пункте 1 которых и пункте 6 Технических условий к ним указано: «Категория надежности - Вторая. Категория надежности, обеспечиваемая Сетевой Организацией – Третья».

Не согласившись с проектами договоров, предприятие обратилось в Псковское УФАС России с заявлением о нарушении пунктов 3, 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее Правила № 861).

По результатам рассмотрения указанного заявления Управление приняло решение об отказе в возбуждении дела в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

ФГУП «РТРС» обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным решения Псковского УФАС России (далее - управление, антимонопольный орган) от 10.03.2020 № 1057/ОВ об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах своих сетей, а также о возложении обязанности по повторному рассмотрению жалобы заявителя.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 24 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены: решение управления признано незаконным, на управление возложена обязанность по повторному рассмотрению в установленном порядке жалобы предприятия от 20.01.2020 № 21.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев жалобы ПАО «Россети Северо-Запад» и Псковского УФАС России на решение суда первой инстанции, Постановлением от 11 августа 2021 года по делу № А52-2228/2020 оставил Решение Арбитражного суда Псковской области без изменения.

Во исполнение указанных судебных актов Псковское УФАС России рассмотрело повторно заявление ФГУП ГЦСС от 20.01.2020 с учетом выводов судов.

В результате повторного рассмотрения установлено следующее.

Как следует из материалов заявления, предприятием и ПАО «Россети Северо-Запад» заключены договоры об осуществлении технологического присоединения от 23.08.2010 № 2785/10, от 24.11.2010 № 3935/10, 24.11.2010 от 2010 № 3936/10, 18.03.2011 № 632/11, 28.09.2011 № 3636/11, от 28.09.2011 № 3638/11, от 26.10.2011 № 3754/11, в соответствии с которыми присоединению к сетям электроснабжения подлежали объекты предприятия «Радиотелевизионная станция», расположенные по адресам: Локнянский район, Подберезинская волость, деревня Избоево; Куньинский район, Жижицкая волость, деревня Засеново; Куньинский район, Долговицкая волость, деревня Андроново; Печорский район, Лавровская волость, деревня Никольщина; Порховский район, Славковская волость, село Славковичи; Пушкиногорский район, поселок Пушкинские Горы; Пыталовский район, Гавровская волость, деревня Емилово, максимальной мощностью 10 (12, 40) кВт, уровнем напряжения 0,4 кВ, третьей категории надежности.

Договоры исполнены сторонами, что подтверждается актами технологического присоединения от 26.03.2013 № 2785/10, от 11.07.2014 № 3935/10, от 10.10.2014 № 3936/10, от 24.12.2013 № 632/11, от 30.07.2013 № 3636/11, от 09.07.2013 № 3638/11, от 19.09.2014 № 3754/11.

В связи с производственной необходимостью, в целях обеспечения непрерывного и бесперебойного вещания, предприятие 12.11.2019 обратилось к ПАО «Россети Северо-Запад» с заявками на технологическое присоединение 7 объектов «Радио-телевизионная станция», расположенных в Псковской области по указанным выше адресам, для изменения категории надежности электроснабжения с третьей на вторую.

Сетевая организация, рассмотрев данные заявки, направило в адрес предприятия проекты договоров от 20-21.11.2019 № 76-03141/19, № 76-03142/19, № 76-03138/19, № 76-03137/19, № 76-03139/19, № 76-03143/19, № 76-03140/19, в пункте 1 которых и пункте 6 Технических условий к ним указало: «Категория надежности - Вторая. Категория надежности, обеспечиваемая сетевой организаций – Третья».

В пункте 10 и 12 Технических условий определено, что вторая категория надежности будет обеспечена установкой дополнительно независимого источника питания самого предприятия. В пункте 14.1.2 предписано заявителю проектом предусмотреть установку дополнительного (собственного) независимого источника питания и (или) автоматизированных дизель-генераторных установок (далее - ДГУ).

Предприятие письмами от 10.12.2019 № 872, от 31.12.2019 № 936, от 10.12.2019 № 871, от 10.12.2019 № 867, от 10.12.2019 № 870, от 10.12.2019 № 869, от 10.12.2019 № 868 выразило несогласие в заключении договоров, обуславливающих использование дополнительного источника питания в качестве резервного независимого источника питания для обеспечения II категории надежности электроснабжения, предложила исключить вышеуказанные пункты из договоров и технических условий как несоответствующие законодательству.

Сетевая организация письмами от 24.12.2019 № МР2/7-5/679, № МР2/7/0610-08/8294, № МР2/7-1/03-05/2477, № МР2/7-2/03-02/2145, № МР2/7-1/03-05/2476, № МР2/7-1/03-05/2478 сообщила, что оставляет проекты договоров без изменений и повторно предложила рассмотреть проекты договоров и подписать их.

Предприятие не согласилось и обратилось с заявлением в Псковское УФАС России.

Позиция ПАО «Россети», представленная по запросу Псковского УФАС России и в суд, заключается в том, что вторая категория надежности электроснабжения может быть обеспечена посредством установки автономного резервного источника питания на базе стационарной местной электростанции (дизель-генераторной установки) с автоматическим запуском, а также источниками питания контейнерного типа. Сетевая организация считает, что поскольку необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, включение в технические условия требований об обеспечении заявителем установки независимого (автономного) резервного источника питания соответствует требованиям действующего законодательства.

Также сетевая организация указала на высокую затратность перевода 7 объектов РТРС на вторую категорию надежности: по предварительной оценке затраты сетевой организации составят 241,8 млн. рублей.  

Как установлено, ПАО «Россети Северо-Запад» является территориальной сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет технологическое присоединение к распределительным сетям.

В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», общество является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств электрической энергии, принадлежащих сетевым организациям, к электрическим сетям на территории Псковской области и обязано соблюдать требования, установленные Правилами № 861.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правилами № 861 регламентированы порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Так, в силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Как следует из абзаца третьего пункта 3 Правил № 861, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении ЭПУ таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 15 Правил № 861 установлено, что в адрес заявителей, указанных в пункте 12 (1) Правил (юридические лица, обращающиеся в целях технологического присоединения по II или III категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно), сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15-и дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

В данном случае спор возник в результате разногласий общества и предприятия относительно способа обеспечения заявленной II категории надежности. Предприятие полагает, что предлагаемое Обществом решение обеспечить II категорию надежности электроснабжения объектов ДГУ не отвечает требованиям пункта 14 (1) Правил № 861.

Согласно пункту 14 (1) названных Правил технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Отнесение энергопринимающих устройств ко II категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Для энергопринимающих устройств (ЭПУ), отнесенных к I и II категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

В качестве независимого источника электроснабжения в Правилах устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 (далее - Правила № 204), понимается источник питания, две взаимонезависимые секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций сетевой организации, каждая из которых имеет питание от независимого источника питания, где в послеаварийном режиме в регламентированных пределах сохраняется напряжение при исчезновении его на основном источнике питания, то есть распределительные устройства электростанций или подстанций, технологически функционирующие раздельно.

В качестве автономного резервного источника питания используются устройства, генерирующие электроэнергию: дизель-электрические агрегаты, бензиновые электрогенераторы и иные.

Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что технологическое присоединение объекта заявителя по II категории надежности возлагает на сетевую организацию обязанность по обеспечению надежности снабжения электрической энергией ЭПУ именно по данной категории и по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, включая создание независимых резервных источников снабжения электрической энергией до границы участка, на котором расположены ЭПУ заявителя.

Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что с учетом приведенных выше норм в рассматриваемом случае для обеспечения II категории надежности автономные резервные источники питания, к которым относятся ДГУ, могут быть установлены в дополнение к двум независимым, взаимно резервирующим источникам, при этом обеспечение последних по закону производится сетевой компанией.

При таких условиях автономный резервный источник питания не может являться независимым резервным источником электроснабжения, повышающим категорию надежности электроснабжения до II в рамках осуществления процесса технологического присоединения, поскольку это противоречит положениям Правил № 861 и 204.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2021 года по делу № А66-5056/2020 и постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.02.2021 по делу № А12-2848/2020 с аналогичными обстоятельствами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2014 № 561 «О гарантиях распространения телеканалов и радиоканалов на территории Российской Федерации» предприятие относится к федеральным государственным унитарным предприятиям, оказывающим услуги, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также на предприятие возложены задачи по оповещению населения в системе подачи населению сигналов гражданской обороны и о чрезвычайных ситуациях, объекты предприятия включены в перечень критически важных объектов, которые отнесены к первой категории по гражданской обороне.

Следовательно, для подключаемых объектов предприятия требуется II категория надежности электроснабжения.

В соответствии с позицией Ростехнадзора, представленной в судебном заседании первой инстанции 15.02.2021, вторая категория надежности может быть обеспечена посредством установки автономного резервного источника питания на базе стационарной ДГУ, с учетом источника питания контейнерного типа, к примеру, с автоматическим запуском дизельгенератора.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 07.09.2021 № ЮЭ9965-21-237729839  ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет вид деятельности с кодом ОКВЭД 35.12 «передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5  Закона защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на данном товарном рынке признается доминирующим.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных сетей и его положение на данном товарном рынке признается доминирующим.

Следовательно, на ПАО «Россети Северо-Запад» распространяются требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В действиях ПАО «Россети Северо-Запад», выразившихся в направлении ФГУП «РТРС» технических условий от 20-21.11.2019, предусматривающих изменение категории надежности энергоснабжения с третьей на вторую посредством установки самим РТРС дополнительного (собственного) независимого источника питания и (или) автоматизированных дизель-генераторных установок, противоречащих действующему законодательству, содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов), в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

 

НА ОСНОВАНИИ ИЗЛОЖЕННОГО:

  В связи с наличием в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» (место нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного  пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» технических условий, предусматривающих изменение категории надежности энергоснабжения с третьей на вторую посредством установки самим РТРС дополнительного (собственного) независимого источника питания и (или) автоматизированных дизель-генераторных установок, в нарушение Правил № 861 и Правил № 204, 

Псковское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем совершения следующих действий:

 

- внести изменения в Технические условия к проектам договоров от 20-21.11.2019 № 76-03141/19, № 76-03142/19, № 76-03138/19, № 76-03137/19, № 76-03139/19, № 76-03143/19, № 76-03140/19 в соответствии с требованиями п. 14(1) Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 и  п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204, а именно: для обеспечения второй категории надежности 7 объектов РТРС предусмотреть установку двух независимых, взаимно резервирующих источников сетевой организацией;

- исключить из п. 1 и п. 6 указанных ТУ условие: «Категория надежности – Вторая. Категория надежности, обеспечиваемая сетевой организацией – Третья», из п. 14.1.2 ТУ - требование установки самим РТРС дополнительного (собственного) независимого источника питания и (или) автоматизированных дизель-генераторных установок

 

в срок до 01 ноября 2021 г.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Псковское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

Руководитель

Псковского УФАС России                                                                  <………………….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны