Решение №20/10/16-TP РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательс... от 3 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 20/10/16-ТР

г. Псков                                                                                                     03 октября 2016 г.                                                                                                                

Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 Председателя Комиссии:– заместителя руководителя управления, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий,

членов Комиссии: заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий, ведущего  специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 20/10/16-ТР, возбужденное в отношении ГП ПО «Псковавтотранс» (место нахождения: 180006, г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 119, ОГРН 1026000965462) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступили заявление (вх. № 161з от 09.03.2016), заявление (вх. № 179з от 15.03.2016), заявление, направленное из Прокуратуры Псковской области (вх. № 278з от 18.04.2016) в отношении ГП ПО «Псковавтотранс» (далее - предприятие) по взиманию с пассажиров автовокзального сбора при продаже билетов.

Согласно поступившим заявлениям, с 20.02.2016 пассажиры, приобретая билеты в кассах автовокзалов и автостанций Псковской  области, должны к стоимости проезда оплатить автовокзальный сбор, который составляет 20 рублей на межмуниципальных маршрутах и 30 рублей – на межрегиональных и международных маршрутах.  Кроме того, заявитель указал, что предприятие установило сборы за дополнительные услуги: так, при покупке билета взимается плата за бронирование при отсутствии факта бронирования и менее чем за сутки до отправления автобуса. Причем стоимость бронирования отдельной строкой в билете не выделяется. В подтверждение сбора за бронирование представлен кассовый чек от 04.03.2016 №2040 «за бронирование билета» с суммой 10,00 руб. Также пассажирам навязываются и другие, невыгодные условия приобретения билетов – зарядка мобильного телефона, пользование туалетом и камерой хранения. Также отсутствует возможность заказать билет через сайт предприятия, так как он не работает.

Заявители считают, что ГП ПО «Псковатотранс», как владелец автовокзалов и автостанций, установив автовокзальный сбор к стоимости билетов и плату за дополнительные услуги, нарушает антимонопольное законодательство и ущемляет интересы пассажиров.

При рассмотрении материалов по признакам  нарушения ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по заявлению получено объяснение и документы от ГП ПО «Псковавтотранс» от 22.03.2016 № 4/193-16, по заявлению– объяснение от 12.04.2016 № 4/276-16, по заявлению– объяснение от 05.05.2016 № 4/334-16.

Позиция ГП ПО «Псковавтотранс» по взиманию с пассажиров автовокзального сбора и платы за дополнительные услуги заключается в следующем:

1. По вопросу законности взимания автовокзального сбора.

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования» (далее - ГОСТ) услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на две группы:

услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (услуги по перевозке);

услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

ГППО «Псковавтотранс», являясь владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалов, автостанций), находящихся в государственной собственности Псковской области и расположенных на территории Псковской области, осуществляет оказание услуг потребителям (пассажирам), относящихся ко второй группе услуг ГОСТ.

Согласно п. 3.3 ГОСТ услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:

услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.);

информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.);

оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.;

предоставление санитарно-гигиенических услуг;

услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т.п.).

В терминологии Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ; далее - Устав) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на городские, пригородные (до 50 км между границами поселений), междугородные и международные. В терминологии Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» маршруты регулярных перевозок подразделяются на муниципальные, межмуниципальные, межрегиональные и смежные межрегиональные.

В соответствии с п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила), продажа билетов на проезд в междугородном сообщении (в терминологии Устава) производится в кассах автовокзалов и автостанций, а при закрытии касс — непосредственно водителями или кондукторами перевозчиков. Кроме того, ГППО

«Псковавтотранс» осуществляет реализацию билетов через Интернет и субагентов.

В соответствии с формами билетов № 1 и № 7 Приложения № 1 к Правилам (разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления и разовый именной билет) содержат обязательный реквизит «сумма». В соответствии с п. 22 Приложения № 1 к Правилам в реквизите «сумма» указывается сумма в рублях и копейках с учетом оплаченной стоимости проезда.

Таким образом, следует различать понятия «сумма» и «стоимость проезда». Под термином «проезд» понимаются услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (услуги по перевозке), т.е. услуги первой группы услуг ГОСТ, без услуг второй группы.

В билеты на проезд в городском и пригородном (без фиксированной даты и времени отправления; формы билетов №№ 2-6) сообщении реквизит «сумма» не включается. Вместо него билеты данного типа содержат реквизит «стоимость билета», приравненный к стоимости проезда в соответствии с п. 23 Приложения № 1 к Правилам.

Исходя из изложенного, стоимость билета на проезд в городском и пригородном (без фиксированной даты и времени отправления) сообщении является фактической стоимостью перевозки, не включающей услуги автовокзалов, агентств и т.д., в то время как реквизит «сумма» билета на проезд в пригородном (с фиксированной датой и временем отправления) и междугородном сообщении, а также именного билета (по документам, удостоверяющим личность пассажира) не ограничивается стоимостью проезда и, соответственно, может содержать дополнительные реквизиты (сборы за услуги, комиссию агентств и т.д.).

В соответствии с п. 21 Правил пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции. Из того, что законодатель ставит в зависимость право пассажира на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции от наличия у него билета, следует, что плата за данные услуги входит в сумму билета.

Согласно подпункту «г» пункта 24 Правил, информация о правилах пользования услугами автовокзала, автостанции, должна размещаться в основном здании автовокзала, автостанции. В соответствии с указанными нормами ГППО «Псковавтотранс» принят приказ от 19.02.2016 № 22-16 «Об утверждении тарифов на дополнительные услуги автовокзалов и автостанций и правила их применения» (далее - приказ).

В соответствии с приказом введена фиксированная плата, взимаемая ГППО «Псковавтотранс» сверх стоимости проезда за пользование объектами транспортной инфраструктуры, входящая в сумму билета (далее - автовокзальный сбор). Автовокзальный сбор взимается при продаже билетов на проезд по межмуниципальным (протяженностью свыше 50 км), межрегиональным (в терминологии Устава — междугородным) и международным маршрутам, пролегающим на территории Псковской области или через территорию Псковской области.

Целевым назначением автовокзального сбора является возмещение затрат ГППО «Псковавтотранс» как владельца объектов транспортной инфраструктуры на эксплуатацию указанных объектов, обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, организацию предрейсового (послерейсового) обслуживания пассажиров на автовокзалах и автостанциях, включая возможность пользования охраняемыми залами ожидания, общественными туалетами и т.д.

В соответствии с приказом, пассажиры при предъявлении действующего билета бесплатно пользуются общественными туалетами на всех остановочных пунктах (автовокзалах и автостанциях) ГП ПО «Псковавтотранс» на всем протяжении маршрута. При этом, в начальном пункте - за 2 часа до отправления автобуса, в пункте прибытия - в течение 2 часов после прибытия автобуса.

Установленный размер автовокзального сбора является экономически обоснованным. До принятия приказа финансовые расходы, связанные с обеспечением основного вида деятельности ГППО «Псковавтотранс», частично покрывались за счет осуществления предприятием различных неосновных (непрофильных) видов деятельности или дополнительных услуг: агентской продажи билетов, предоставления в аренду свободных площадей и др. В то же время профильный вид деятельности предприятия (содержание объектов транспортной инфраструктуры), в нарушение уставной цели предприятия как коммерческой организации, осуществлялся на безвозмездной основе.

2. По вопросу суммы, содержащейся в билете.

В связи с переходом предприятия на программный продукт по продаже билетов другого производителя сумма сбора автовокзала по техническим причинам не пропечатывалась отдельной строкой в билете, а суммировалась автоматически к тарифу перевозчика.

В настоящее время программное обеспечение по продаже билетов доработано и в билете указана итоговая сумма, которая складывается из стоимости проезда (тарифа перевозчика) и тарифа автовокзального сбора, который указывается в билете отдельной строкой.

3. По вопросу информации, размещенной на сайте ГППО «Псковавтотранс».

В связи с внедрением на предприятии нового программного обеспечения по учету маршрутов и продаже билетов сайт предприятия закрыт на реконструкцию.

По завершении всех процессов по внедрению и настройке программного обеспечения сайт возобновит работу, в том числе функционал по продаже билетов через Интернет.

 4. По вопросу о бронировании билетов.

Плата за бронирование билета взимается при его приобретении от 10 (десяти) и более суток до 1 (одних) суток до отправления транспортного средства в рейс.

В случае, если отправление транспортных средств в рейс осуществляется в ночное время (после 00 часов 00 минут) на следующие сутки после бронирования билета, то плата за бронирование таких билетов взимается только при наличии интервала не менее 6 (шести) часов между временем бронирования билета и временем отправления транспортного средства в рейс.

5. По вопросу о злоупотреблении доминирующим положением на рынке.

ГППО «Псковавтотранс» не согласно с выводами заявителя о том, что предприятие устанавливает монопольно высокие цены и ущемляет интересы Потребителя.

Предприятие устанавливает единый размер платы за свои услуги вне зависимости от тарифов перевозчика.

6. По вопросу расчета суммы билета.

До введения автовокзального сбора (до 20.02.2016 г.) расчет суммы билета по маршрутам «Псков-Тарту» и «Псков-Таллин» (по заявлению) складывался бы следующим образом.

Тариф перевозчика + комиссия за предварительную продажу билета (30 руб.) = сумма билета.

 

Усмотрев в действиях ГП ПО «Псковавтотранс», направленных на ущемление интересов неопределенного круга лиц, признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Псковское УФАС России приказом от 18.05.2016 № 37 возбудило в отношении ГП ПО «Псковавтотранс» дело № 20/10/16-ТР о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных ответчиком по делу, Комиссией установлено следующее.

1) Приказом предприятия от 19.02.2016 № 22-16 «Об утверждении тарифов на дополнительные услуги автовокзалов и автостанций и правила их применения» с 20.02.2016 вводятся тарифы на следующие дополнительные услуги автовокзалов и автостанций ГП ПО «Псковавтотранс» (цены указаны с НДС 18%):

- автовокзальный сбор в размере 20 руб. – на межмуниципальных маршрутах, протяженностью свыше 50 км; 30 руб. – на межрегиональных и международных маршрутах;

- заказ билета по телефону – 20 руб.;

- бронирование билетов – 10 руб.;

- хранение багажа и/или ручной клади в камере хранения в зависимости от размера – от 40 до 70 руб.;

- штраф за утерю номерка от места хранения багажа – 100 руб.;

- выдача письменной справки о стоимости проезда – 30 руб.;

- распечатка билета, приобретенного через Интернет – 5 руб.;

- объявление по громкоговорящей связи через систему оповещения – 25 руб.;

- зарядка сотового телефона (10мин) – 25 руб.;

- пользование туалетами – 20 руб.

Этим же приказом утверждены Правила предоставления отдельных видов дополнительных услуг автовокзалов и автостанций ГП ПО «Псковавтотранс» (далее – Правила). В соответствии с п.1 Правил автовокзальный сбор – плата за пользование объектами транспортной инфраструктуры, входящая в стоимость билета на проезд транспортом общего пользования по межмуниципальным (протяженностью свыше 50 км), межрегиональным и международным маршрутам, пролегающим на территории Псковской области или через территорию Псковской области. Применяется при продаже билетов через кассы автовокзалов и автостанций (в том числе при  продаже через Интернет и субагентов, кроме субагентов – автовокзалов других регионов РФ) как дополнительная плата к тарифу Перевозчика, в зависимости от маршрута пассажира, указанного в билете и отражается в билете отдельной строкой. При возврате билета автовокзальный сбор возвращается в размере 100%.

Правила устанавливают порядок оказания и оплаты услуг: заказ билетов по телефону, бронирование билета, пользование туалетами. За пользование туалетами тариф не взимается при наличии у пассажира билета.

В соответствии с пояснительной запиской к проекту приказа предприятия введение автовокзального сбора позволит предприятию осуществить инвестирование собственных средств, в условиях отсутствия бюджетного финансирования, в ремонт и реконструкцию инфраструктурных объектов, тем самым повысить качество и безопасность предоставляемых автовокзальных услуг, а также перечислить часть прибыли в областной бюджет. К пояснительной записке прилагается расчет размера платы за пользование объектами транспортной инфраструктуры (автовокзального сбора):

Расчет размера платы за пользование объектами транспортной инфраструктуры при продаже билетов на международные маршруты:

 

№ п/п

Наименование статей затрат

Сумма (в рублях)

1.

Заработная плата персонала

9,32

2.

Начисления на заработную плату

2,82

3.

Амортизация основных средств

0,29

4.

Материалы

0,48

5.

Ремонт и содержание зданий и сооружений

10,47

6.

Коммунальные услуги

0,81

7.

Налоги

0,27

8.

Прочие

0,15

 

Себестоимость услуг

24,61

9.

Рентабельность 5%

1,23

 

Итого размер платы без НДС

24,84

10.

НДС 18%

4,58

 

Итого размер платы (в т.ч. НДС)

30

  

Расчет размера платы за пользование объектами транспортной инфраструктуры при продаже билетов на межмуниципальные (внутриобластные) маршруты протяженностью свыше 50 км:

 

№ п/п

Наименование статей затрат

Сумма (в рублях)

1.

Заработная плата персонала

9,32

2.

Начисления на заработную плату

2,82

3.

Амортизация основных средств

0,29

4.

Материалы

0,48

5.

Ремонт и содержание зданий и сооружений

2,00

6.

Коммунальные услуги

0,81

7.

Налоги

0,27

8.

Прочие

0,15

 

Себестоимость услуг

16,14

9.

Рентабельность 5%

0,81

 

Итого размер платы без НДС

16,95

10.

НДС 18%

3,05

 

Итого размер платы (в т.ч. НДС)

20

 

2) По запросу управления предприятие представило копию Договора № 1 от 24.12.2010 с перевозчиком ГППО «Псковпассажиравтотранс». В соответствии с п.1.1. указанного договора Предприятие обязуется оказывать Перевозчику комплекс услуг по организации перевозок пассажиров и багажа в междугородном и пригородном сообщениях по маршрутам, обслуживаемым Перевозчиком в соответствии с утвержденными паспортами маршрутов, согласно списку маршрутов (Приложение № 1,2 к договору), в том числе предоставить право пользования Перевозчику инфраструктурой автовокзалов (автостанций, автопавильонов), принадлежащих Предприятию на праве хозяйственного ведения, а Перевозчик обязуется оплатить эти услуги в соответствии с пунктом 3.1. настоящего договора.

В силу пункта 2.1.6 договора предприятие обязано предоставлять Перевозчику и пассажирам, пользующимися услугами данного Перевозчика, право пользования инфраструктурой линейного сооружения, в том числе перронами для посадки и высадки пассажиров.

Пунктом 3.1. Договора установлено, что вознаграждение Предприятия за оказываемые услуги составляет 18% (без учета НДС) от суммы, полученной за реализованные Предприятием билеты на проезд пассажиров и провоз багажа на маршруты Перевозчика за отчетный период.

12.05.2016 заключено дополнительное соглашение № 5 к договору № 1 от 24.12.2010, в соответствии с п. 1.2 которого из пункта 2.1.6 Договора исключены слова «и пассажирам, пользующимся услугами данного Перевозчика», т.е. из Договора исключено предоставление услуг пользования инфраструктурой автовокзалов (автостанций, автопавильонов) пассажирам, обслуживаемым Перевозчиком. Дополнительное соглашение вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения Сторон, возникшие с 20.02.2016.

При этом пункт 3.1 Договора, предусматривающий агентское вознаграждение в размере 18%, дополнительным соглашением не изменен, а значит, при неизменной цене Договора с Перевозчиком Предприятие ввело с 20.02.2016 дополнительную плату со всех пассажиров в виде автовокзального сбора.

Привлеченные к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями,…..  пояснили, что с 20.02.2016 предприятие ввело автовокзальный сбор с пассажиров, в то же время размер агентского вознаграждения, взимаемого с перевозчиков, остался прежним на уровне 18%. При этом оказание услуг по пользованию пассажирами инфраструктурой автовокзалов из договоров с перевозчиками исключено.

Государственный комитет Псковской области по транспорту представил письменное объяснение от 14.06.2016 № 876, в котором поддержал позицию ГП ПО «Псковавтотранс» по введению автовокзального сбора и платы за дополнительные услуги, считает, что автовокзальные услуги оказываются в соответствии с действующим законодательством. Содержание автовокзалов не финансируется из бюджета. Приказ предприятия от 19.02.2016 № 22-16 с Госкомитетом по транспорту не согласовывался.

Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, как учредитель предприятия, письмом от 14.07.2016 № 1/5-13064 сообщил, что согласование тарифов на услуги предприятия не входит в компетенцию Комитета, в связи с чем не представил позицию по введению предприятием автовокзального сбора.   

В соответствии с представленной информацией ГП ПО «Псковавтотранс» от 18.07.2016 № 4/525-16 объем выручки, полученной от автовокзальных сборов, с 20.02.2016 по 01.06.2016, составил 2 764 282,20 руб. Также представлена информация о расходовании выручки, полученной от автовокзальных сборов, за период с 20.02.2016 по 01.06.2016:

- коммунальные услуги, топливо – 452 801,2 руб.;

- охрана – 707 000,0 руб.;

- создание Колл-центра с единым номером 8-800 – 413 481,0 руб.;

- программное обеспечение по продаже билетов – 370 000,0 руб.;

- замена устройств громкоговорящей связи (Великие Луки, Струги-Красные, Пустошка) – 100 000,0 руб.;

- расходы, связанные с переводом автостанции «Опочка» на круглосуточный режим работы – 230 000,0 руб.;

- расходы, связанные с организацией транспортно-пересадочного узла в п. Плюсса – 250 000,0 руб.;

- обустройство помещения для приема и хранения багажа на автостанции «Себеж» - 40 000,0 руб.;

- ремонт помещения на автовокзале г. Пскова для размещения опорного пункта полиции – 28 000,0 руб.;

- ремонт кровли на автостанции «Новоржев» - 90 000,0 руб.;

- установка дорожных знаков, разметки и ограждения на территории автостанции «Гдов» - 83 000,0 руб;

Итого: 2 764 282,2 руб.    

  

3) В соответствии с п. 21 Правил перевозки пассажиров пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту.

Согласно пункту 42 Правил проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Согласно пункту 43 билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов приведены в приложении № 1 к Правилам.

В соответствии с пунктом 1 приложения №1 к Правилам допускается использование следующих форм билетов:

а) форма № 1 - разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления.

Билет по форме № 1 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты:

а) наименование, серия и номер билета;

б) наименование организации, выдавшей билет;

в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира;

г) зона действия билета;

д) дата отправления;

е) время отправления;

ж) дата прибытия;

з) время прибытия;

и) место;

к) сумма;

л) дата продажи билета;

м) время продажи билета.

В реквизите "сумма" указывается сумма в рублях и копейках с учетом оплаченной стоимости проезда.

В реквизите "стоимость билета" указываются взысканные с пассажира средства за проезд в рублях и копейках.

Таким образом, Правила закрепляют обязанность пассажира по приобретению билета, и в соответствии с формой билета в билете отражается сумма или стоимость билета, взысканные с пассажира за проезд.  Никакие другие дополнительные сборы в форме билета не предусмотрены. Поэтому комиссия не соглашается с позицией предприятия, которое считает,  что реквизит билета «стоимость билета» может включать разнообразные дополнительные платежи и сборы.  

Наряду с обязанностями приобрести билет и оплатить проезд пассажир обладает правами.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ  "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры. Порядок такого бесплатного пользования определяется правилами перевозок пассажиров.

В силу п. 50 Правил продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов – водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В соответствии с п. 51 Правил продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. При этом взимание дополнительных средств за предварительную продажу билетов Правилами не предусмотрено.

 

4) ГП ПО «Псковавтотранс» является владельцем на праве хозяйственного ведения 25 автовокзалов (автостанций, автопавильонов) на территории Псковской области, находящихся в собственности Псковской области.

В соответствии с Уставом осуществляет деятельность по оказанию услуг пассажирам и перевозчикам, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа в пригородном, междугородном и международном сообщениях с созданием максимальных удобств для пассажиров и перевозчиков и обеспечением транспортной безопасности.

           Псковским УФАС России  проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), в том числе услуг по текущей и предварительной продаже билетов на автомобильный (автобусный) транспорт  на территории Псковской области с целью определения положения ГП ПО «Псковавтотранс» на данном рынке на территории Псковской области и установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

           Указанный анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок № 220). Результаты анализа отражены в аналитическом отчете от 26.08.2016.

 Временной интервал исследования товарного рынка

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг автовокзалов (автобусных станций), которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Согласно поступившим заявлениям дата введения автовокзального сбора – 20.02.2016. Таким образом, временным интервалом исследования рынка услуг автовокзалов (автобусных станций) является 2015 год.

Продуктовые границы товарного рынка

            Продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с пятым разделом Порядка проведения анализа.

            Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются «Уставом  автомобильного транспорта»   и «Правилами перевозок пассажиров», которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 «Устава автомобильного транспорта»).

            Пунктом 1 статьи 24 «Устава автомобильного транспорта» установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров. С 19.03.2009 действуют «Правила перевозок пассажиров».

            В пункте 2 «Правил перевозок пассажиров» определено, что  «автовокзал» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещённый на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Согласно пунктам 42 и 43 «Правил перевозок пассажиров», проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты, в том числе время продажи билета. В соответствии с пунктом 51 «Правил перевозок пассажиров», продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. 

 Деятельность автобусных станций, согласно Общероссийскому классификатору ОК 029-2001, принадлежит к разделу I «Транспорт и связь», классу 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», подклассу 63.2 «Прочая вспомогательная транспортная деятельность», группе 63.21 «Прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта», подгруппе 63.21.2 «Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта», виду 63.21.21 «Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.) (код ОКВЭД 63.21.21).

В соответствии с пунктом 2.2 Устава ГП ПО «Псковавтотранс», утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 17.07.2013 № 723, предметом деятельности Предприятия является оказание услуг пассажирам и перевозчикам, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа в пригородном, междугородном и международном сообщениях с созданием максимальных удобств для пассажиров и перевозчиков и обеспечением транспортной безопасности.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

       1) организация предварительной и текущей продажи билетов на маршруты пригородного, междугородного и международного сообщения;

       2) предоставление услуг автовокзального обслуживания и диспетчерского сопровождения перевозчикам и пассажирам;

       3) оказание услуг перевозчикам в вопросах организации пассажирских перевозок и обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров;

       4) эксплуатационное обслуживание автовокзалов, автостанций и автопавильонов и иных остановочных пунктов и объектов, связанных с организацией пассажирских перевозок;

       5) информационные услуги, связанные с организацией пассажирских перевозок.   

       Исследуемый товарный рынок включает в себя два сегмента:

      1) Оказание услуг автотранспортным предприятиям по организации пассажирских перевозок - диспетчеризация, обеспечение посадки и высадки пассажиров на платформах, обеспечение условий для отдыха водителей, учёт перевезённых пассажиров, учёт выручки, проведение медицинских осмотров, информирование водителей о погоде, дорожных условиях и др.;

2) Оказание услуг пассажирам - информационные услуги, приём сдаваемых билетов, услуги по предварительной и текущей продаже билетов пассажирам, резервирование мест в автобусах, услуги камеры хранения, туалетов и др.

В соответствии с информационной выпиской № 71 от 18.05.2016 на основании сведений, содержащихся в базе ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ГП ПО «Псковавтотранс» является «деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.)» по коду ОКВЭД 63.21.21. Согласно представленной информации ГП ПО «Псковавтотранс» от 22.03.2016 № 4/193-16 на территории Псковской области расположены 25 объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности Псковской области и закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГП ПО «Псковавтотранс». Учредителем предприятия является Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 «Устава автомобильного транспорта», перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Организацией транспортного обслуживания населения на территории Псковской области занимается Государственный комитет Псковской области по транспорту (далее – Госкомитет по транспорту) в соответствии с Положением о комитете, утвержденном постановлением Администрации области от 20.05.2015 № 236. Согласно пункту 3.9. Положения Государственный комитет в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия:

- организует работу по формированию на территории области сети регулярных пригородных и междугородных, межмуниципальных автобусных маршрутов и обследованию регулярных пригородных и междугородных, межмуниципальных автобусных маршрутов, ведет реестр пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов на территории области;

-  организует проведение конкурсов на право транспортного обслуживания населения на регулярных пригородных и междугородных, межмуниципальных автобусных маршрутах на территории области;

- содействует формированию конкурентной среды, привлечению на договорных началах к транспортному обслуживанию населения организаций и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для привлечения инвестиций в развитие транспорта на территории области;

- вносит в установленном порядке предложения по вопросам формирования регулируемых тарифов в пределах своей компетенции;

- осуществляет меры по развитию и совершенствованию транспортно-экспедиционной деятельности, формированию сети маршрутов и терминалов в транспортном комплексе области, участвует в развитии мультимодальных перевозок;

- содействует развитию сети автовокзалов, пассажирских автостанций на территории области, определяет и утверждает перечень и месторасположение автовокзалов, автостанций и других линейных сооружений на межмуниципальных и пригородных маршрутах.

Следовательно, перевозчики, заключившие договоры с Госкомитетом по транспорту на выполнение пассажирских перевозок населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении (согласно проведенных конкурсов) заключают договоры с предприятием, предоставляющим услуги автовокзалов (автобусных станций).  Предмет такого договора состоит в том, что перевозчик обязан предоставлять автотранспорт (автобусы) для перевозки пассажиров и багажа необходимые для выполнения рейсов в соответствии с расписанием, а предприятие автовокзала осуществлять текущую и предварительную продажу пассажирам билетов на проезд и провоз багажа в предоставленных автобусах, а также предоставлять инфраструктуру автовокзала.

Таким образом, все услуги автовокзалов предназначены для обеспечения бесперебойного процесса перевозок пассажиров и багажа, создание комфортных условий.  

Основным видом услуг, предоставляемых автовокзалом, является предварительная и текущая продажа билетов, резервирование мест в автобусах, приём сдаваемых билетов. Этот комплекс услуг минимально необходим для обслуживания пассажиров. 

Пассажир обращается в кассу автовокзала для приобретения услуги перевозки. Услуги по предварительной или текущей продаже билетов, резервирование мест в автобусах предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.

На территории Псковской области действуют тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования,  установленные постановлением Администрации Псковской области от 21.06.2012 № 313 (ред. от 10.02.2016):

  1. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении по маршрутам регулярных перевозок -  20,00 руб. за 1 поездку.
  2. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по маршрутам регулярных перевозок -3,00 руб. за 1 км пробега.          
  3. Перевозка багажа, разрешенного к провозу в автомобильном транспорте общего пользования городского сообщения по маршрутам регулярных перевозок – 20,00 руб. за 1 место.
  4. Перевозка багажа, разрешенного к провозу в автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения по маршрутам регулярных перевозок – 8,00 руб. за 1 место.

Тарифы на перевозки пассажиров в междугородном и международном сообщениях в Псковской области не регулируются и устанавливаются перевозчиками самостоятельно. В стоимость перевозки включается пользование пассажирами инфраструктурой автовокзалов, предусмотренная в договорах перевозчиков с ГП ПО «Псковавтотранс».  

Потребителями услуг автовокзалов (автостанций) являются физические лица. Без приобретения билета, т.е. не воспользовавшись услугой автовокзала (автостанции), получить услугу по перевозке пассажиры не могут.

Исходя из представленных материалов  при рассмотрении поступивших заявлений, до 20.02.2016 стоимость услуг автовокзалов, в том числе продажи билетов, включалась в договора, заключенные ГП ПО «Псковавтотранс»  с перевозчиками. С 20.02.2016 стоимость услуг автовокзалов, в том числе продажи билетов, входит в цену билета, оплачивается пассажиром в виде автовокзального сбора и выделяется в билете отдельной строкой «автовокзальный сбор».

  Таким образом, исходя из поступивших заявлений, цели исследования, условий ценообразования и условий оказания услуг, продуктовыми границами рынка являются услуги автовокзалов, в том числе услуги по предварительной и текущей продаже билетов в автобусах, осуществляющих регулярные перевозки (коды ОКВЭД 63.21.21; ОКПД 63.21.21.110 и 63.21.21.120; ОКУН 021502). 

 Географические границы товарного рынка. Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

            В соответствии с пунктом 4.1 Порядка №220  определение географических границ товарного рынка представляет собой процедуру определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

            – предварительное определение географических границ товарного рынка;

            – выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

            – определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

            Определение географических границ товарного рынка произведено на основе информации:

            а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля (предусмотрено пунктом 4.2 Порядка №220).

 В данном случае хозяйствующим субъектом, являющимся объектом  антимонопольного контроля  является  Государственное предприятие Псковской области «Псковавтотранс» (юр. адрес: 180006, г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 119, ОГРН 1026000965462), оказывающее услуги  автовокзалов на территории Псковской области.

          Таким образом, предварительными географическими границами исследуемого товарного рынка являются административные границы Псковской области.

            Согласно пункту 4.5 Порядка №220 определение географических границ товарного рынка может быть осуществлено следующими методами:

            -  методом «тест гипотетического монополиста»;

            - методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

            - сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

           б) При определении географических границ исследуемого товарного рынка Псковским УФАС России был применен метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Согласно представленной информации ГП ПО «Псковавтотранс» от 22.03.2016 № 4/193-16 на территории Псковской области расположены 25 объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности Псковской области и закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГП ПО «Псковавтотранс». 

В соответствии с письмом Госкомитета по транспорту от 14.06.2016 № 876 ГП ПО «Псковавтотранс» является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалов, автостанций, автопавильонов), находящихся в государственной собственности Псковской области и расположенных на территории Псковской области. Автовокзалы, автостанции и автопавильоны на территории Псковской области расположены по следующим адресам:

  1. автовокзал: 180017, г. Псков, ул. Вокзальная, д. 21;
  2. автовокзал: 182100,  Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ю.Гагарина, д. 48А;
  3. автостанция: 181300, Псковская обл., г. Остров, ул. Пригородная, д. 7;
  4. автостанция: 182250, Псковская обл., г. Себеж, ул. 7 Ноября, д. 52;
  5. автостанция: 181600, Псковская обл., г. Гдов, ул. Никитина, д.7;
  6. автостанция: 182670, Псковская обл., г. Дно, ул. Советская, д. 3;
  7. автостанция: 181340, Псковская обл., г. Новоржев, ул. Пушкина, д. 37;
  8. автостанция: 182510, Псковская обл., г. Невель, ул. Комсомольская, д. 43;
  9. автостанция: 182330, Псковская обл., г. Опочка, ул. Коммунальная, д. 29А;
  10. автостанция: 181500, Псковская обл., г. Печоры, пл. Победы, д. 2;
  11. автостанция: 182300, Псковская обл., г. Пустошка, ул. Железнодорожная, д. 12Б;
  12. автостанция: 182620, Псковская обл., г. Порхов, пл. Красной Армии, д. 1;
  13. автостанция: 181410, Псковская обл., г. Пыталово, ул. Каупужа, д.11;
  14. автостанция: 181370, Псковская обл., п.г.т. Пушкинские Горы, ул. Новоржевская, д. 30;
  15. автостанция: 182710, Псковская обл., п. Дедовичи, ул. Коммунаров, д. 19;
  16. автостанция: 182900, Псковская обл., п. Локня, ул. Красноармейская, д. 16А;
  17. автопавильон: 182200, Псковская обл., п.г.т. Новосокольники, ул. Воровского, д. 11;
  18. автопавильон: 181110, Псковская обл., п.г.т. Струги Красные, ул. Вокзальная, д.3А;
  19. автопавильон: 182370, Псковская обл., п. Красногородск, ул. Советская, д. 27;
  20. автопавильон: 181270, Псковская обл., п. Палкино, ул. Псковская, д.9;
  21. автопавильон: 181000, Псковская обл., п. Плюсса, ул. Вокзальная, д.8;
  22. автопавильон: 182540, Псковская обл., п. Усвяты, ул. 25 Октября, д.70;
  23. автопавильон: 182840, Псковская обл., п. Бежаницы, ул. Смольная, д. 38;
  24. автопавильон: 181518, Псковская обл., Печорский район, п. Старый Изборск, ул. Псковская, д. 35А;
  25. автопавильон: 181637, Псковская обл., п. Ямм, ул. Исполкомовская, д.10.            

 

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов оказания услуг (местоположения приобретателей) и хозяйствующих субъектов (продавцов), оказывающих услуги на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы рынка определены в соответствии с разделом четвёртым       Порядка и     определяются   административными    границами муниципальных образований, исходя из целесообразности и возможности получения услуг пассажирами и автотранспортными предприятиями.

Отправление (прибытие) пассажиров, как правило, происходит с автовокзала, иных специально отведённых для этих целей мест.

            Автовокзал заключает договор на оказание услуг с автотранспортными предприятиями - перевозчиками, в связи с чем, и оказывает указанные выше услуги.

            Получение услуги пассажиром по предварительной или текущей продаже билетов, либо их приёму при возврате, а также резервированию мест в автобусах обусловлено наличием автовокзала (автостанции, автопавильона) в месте отправления транспортного средства.

            Возможность получения услуги пассажирами ограничена территорией конкретных автовокзалов (автостанций, автопавильонов) в каждом населённом пункте.

            Таким образом, услуги оказываются по месту нахождения автовокзала, автостанции, автопавильона.

            При этом следует отметить, что рынок услуг автовокзалов более широкий, чем рынок по продаже проездных билетов.

  Исходя из целей исследования, географические границы определены местом предоставления услуг автовокзалов по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах.

 По информации, полученной по запросу Псковского УФАС России в ходе проведения анализа от всех муниципальных образований,  в  Псковской области услуги автовокзалов по предварительной и текущей продаже билетов, приём сдаваемых проездных документов и резервирование мест в автобусах, осуществляющих регулярные перевозки, оказывает одно предприятие – ГП ПО «Псковавтотранс». Услуги автовокзалов, в том числе по продаже билетов, оказываются предприятием по вышеперечисленным адресам.

 Учитывая изложенное, географическими границами исследуемого рынка определены административные границы Псковской области.

 Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка № 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

По информации, имеющейся в Псковском УФАС России, в Псковской области  услуги автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах, осуществляющих регулярные перевозки оказывает одно предприятие – Государственное предприятие Псковской области «Псковавтотранс»  (местонахождение: 180006, г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 119), который является владельцем 25 автовокзалов (автостанций, автопавильонов), находящихся в собственности Псковской области, на праве хозяйственного ведения.

Конкурентов у ГП ПО «Псковавтотранс» по оказанию услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёма сдаваемых проездных документов и резервирования мест в автобусах, в географических границах исследуемого рынка, нет.

Расчет объема товарного рынка услуг и доли хозяйствующих субъектов.

В соответствии с информацией ГП ПО «Псковавтотранс» от 16.06.2016 № 4/453-16 выручка от оказанных услуг автовокзалами и автостанциями ГП ПО «Псковавтотранс» за 2015 год составила 51 778 478,00 руб., за январь-май 2016 года – 21 368 031,00 руб. Выручка от автовокзального  сбора с 20.02.2016 по 01.06.2016 составила 2 764 282,00 руб. 

Учитывая, что ГП ПО «Псковавтотранс» является  единственным хозяйствующим субъектом, действующим на рынке услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах, доля ГП ПО «Псковавтотранс» на исследуемом рынке в 2015 году составила 100%.

Следовательно, ГП ПО «Псковавтотранс» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов, в том числе по предварительной и текущей продаже билетов, приёму сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах, в географических границах Псковской области.

Определение уровня концентрации товарного рынка. Коэффициент рыночной концентрации CR3 = 100%. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000. Таким образом, исследуемый рынок является высококонцентрированым.

 Определение барьеров входа на товарный рынок. К ограничениям входа на рынок следует отнести невозможность и нецелесообразность вхождения новых участников на исследуемый рынок, так как имеющихся автовокзалов (автостанций, автопавильонов) для Псковской области вполне достаточно, строительство новых автовокзалов связано с большими финансовыми затратами и не требуется.  Все автовокзалы (автостанции, автопавильоны) находятся в хозяйственном ведении ГП ПО «Псковавтотранс» и поэтому оказание услуг автовокзалов (автостанций, автопавильонов) обеспечивает сам владелец, что  препятствует дальнейшему развитию конкуренции на анализируемом товарном рынке.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке. Исследуемый товарный рынок  относится к рынку с неразвитой конкуренцией, доминирующее положение на котором в рассматриваемом временном интервале занимало ГП ПО «Псковавтотранс» с долей, составившей 100 %.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30), Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, в частности для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Взимание автовокзального сбора, т.е. сбора за пользование услугами автовокзалов (автостанций, автопавильонов) не предусмотрено действующим законодательством. Напротив, в соответствии с пунктом 21 Правил перевозки пассажиров  пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции.

Согласно пункту 42 Правил проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. В соответствии с утвержденной формой билета в реквизите "сумма" указывается сумма в рублях и копейках с учетом оплаченной стоимости проезда, в реквизите "стоимость билета" указываются взысканные с пассажира средства за проезд в рублях и копейках.

Таким образом, Правила закрепляют обязанность пассажира по приобретению билета, и в соответствии с формой билета в билете отражается сумма или стоимость билета, взысканные с пассажира за проезд.  Никакие другие дополнительные сборы в форме билета не предусмотрены.

Наряду с обязанностями приобрести билет и оплатить проезд пассажир обладает правами.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ  "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры.

Также не предусмотрено действующим законодательством взимание сбора за предварительную продажу билета.

В силу п. 50 Правил перевозки пассажиров продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов – водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В соответствии с п. 51 Правил перевозки пассажиров продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. При этом взимание дополнительных средств за предварительную продажу билетов Правилами не предусмотрено.

 

Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу:

Изложенные обстоятельства, документы, имеющиеся в деле, пояснения сторон, участвующих в деле, проведенный управлением анализ рынка свидетельствуют о том, что действия ответчика, выразившиеся в установлении приказом от 19.02.20106 № 22-16 автовокзального сбора и сбора за бронирование билетов, противоречащие статье 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ  "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пункту 21 и пункту 51 Правил перевозки пассажиров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, и взимание сборов, начиная с 20.02.2016 по текущий момент, привели к ущемлению прав и законных интересов неограниченного круга потребителей – пассажиров при обращении на автовокзалы (автостанции, автопавильоны) за услугой по приобретению проездных билетов по маршрутам регулярных перевозок в межмуниципальном, межрегиональном и международном сообщении на территории Псковской области, что противоречит требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия учитывает, что на момент вынесения решения указанные действия не прекращены, следовательно, имеются основания для выдачи предписания. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Государственного предприятия Псковской области «Псковавтотранс» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в установлении приказом от 19.02.20106 № 22-16 автовокзального сбора и сбора за бронирование билетов, противоречащих статье 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ  "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пунктам 21 и 51 Правил перевозки пассажиров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, и взимание сборов, начиная с 20.02.2016 по текущий момент, что привело к ущемлению прав и законных интересов неограниченного круга потребителей – пассажиров при обращении на автовокзалы (автостанции, автопавильоны) за услугой по приобретению проездных билетов по маршрутам регулярных перевозок в межмуниципальном, межрегиональном и международном сообщении на территории Псковской области. 

2. Выдать обязательное для исполнения предписание.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны