Решение б/н Решение по делу № 20/15/15-АМ от 16 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 20/15/15 - АМ

30 апреля 2015 года                                                                                                                                                                                                                                                                                          г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2015 года.

   

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Руководителя Псковского УФАС России ;

Членов комиссии:

- начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России ;

- заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России ;

- специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России

рассмотрев дело № 20/15/15-АМ, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Гдовского района (местонахождение: 181600, Псковская область, г. Гдов, ул.К.Маркса, д. 39) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

- в отсутствии представителей ответчика, уведомленного надлежащим образом (уведомление от 30.03.2015 г. №18001701209272),

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления антимонопольного контроля нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, в рамках полномочий, установленных ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области установлено, что органами местного самоуправления Гдовского района не утверждена схема размещения рекламных конструкций. Не утверждение органом местного самоуправления вышеназванной схемы в 2014-2015гг., содержит признаки нарушения ч.5.8, ст. 19 Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), а также признаки нарушения 1 ч. ст. 15 Закон о защите конкуренции.

 

Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:

 

Регулирование рекламной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется, в соответствии с требованиями Закона о рекламе.

Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу указанного Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе».

Таким образом, законодателем установлен срок для утверждения органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения рекламных конструкций до 1 января 2014 года.

В соответствии с п. 15.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Закон о рекламе отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно положениям ст. 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Устава муниципального образования «Гдовский район» (принят решением Собрания депутатов Гдовского района от 20.08.1996) (Зарегистрировано в Администрации Псковской области 24.06.2005 № 172-р) (далее - Устав) в структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Гдовский район» входит Администрация Гдовского района. Согласно ч.1 ст. 27 Устава, Администрация Гдовского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Администрация Гдовского района наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Гдовского района федеральными законами и законами Псковской области.

В соответствии с п.13, ст.13 Устава, к вопросам местного значения Гдовского района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Гдовского района, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории Гдовского района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе».

Таким образом, Администрация Гдовского района, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Гдовского района, которая наделена полномочиями по утверждению схемы размещения рекламных конструкций.

Согласно требованиям норм федерального законодательства, а именно с ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации, Администрацией Псковской области, разработано и утверждено Постановление от 22.07.2014 № 338 «О порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений».

Ч.3 ст.1 Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений (далее -Положение), утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 22.07.2014 № 338 «О порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений», требования к составу и содержанию представляемой на предварительное согласование Схемы устанавливаются актом Уполномоченного органа с учетом требований части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 2 ст.1 указанного Положения уполномоченным органом определен Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике.

Требования к составу и содержанию представляемой на предварительное согласование схемы утверждения рекламных конструкций, утверждены Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28.07.2014 № 933 «Об утверждении требований к составу и содержанию представляемой на предварительное согласование схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности области или собственности муниципального образования области».

На дату рассмотрения дела Администрация Гдовского района сообщила, что в районе Постановлением Администрации Гдовского района от 17.03.2015 года № 137 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций в МО «Гдовский район», утверждена схема размещения рекламных конструкций.

Ч.1 ст. 15 Закон о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренции акты и бездействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких бездействий.

Непринятие мер к утверждению в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Гдовского района нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку с 1 января 2014 года разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут выдаваться только в соответствии со схемой их размещения, что является нарушением ч.1 ст.15  Закона о защите конкуренции и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией Псковского УФАС России установлено бездействие со стороны Администрации Гдовского района, выразившееся в непринятии с 28.07.2014 по 17.03.2015 мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории Гдовского района, которое привело к тому, что у хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять свою предпринимательскую деятельность на рынке предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы, отсутствуют правовые основания для ведения данного бизнеса.

В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. На основании пункта 4 данной статьи товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на размещение рекламных конструкций, являются конкурентами, определены рынком предоставление рекламных конструкций для размещения рекламы (код ОКВЭД – 74.4 «Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности»).

В целях рассмотрения дела № 20/15/15–АМ географические границы товарного рынка предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы определены границами муниципального образования «Гдовский район».

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие), приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу о том, что не выполнение Администрацией Гдовского района предусмотренных ч.5.8 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» обязанностей по утверждению до 1 января 2014 года схемы размещения рекламных конструкций создало условия, при которых проведение торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций, а также выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является не возможным, что ведет к ограничению конкуренции и сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы. Фактически в настоящее время доступ на указанный рынок на территории вышеуказанного муниципального образования, для новых хозяйствующих субъектов закрыт, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в бездействии Администрации Гдовского района.

На основании части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять бездействие, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления такого бездействия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела 20/15/15-АМ в связи, с добровольным устранением Администрации Гдовского района нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятие Постановления Администрации Гдовского района от 17.03.2015 года № 137 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций в МО «Гдовский район».

 

Председатель Комиссии                                                                             

 

Члены Комиссии                                                                                          

                                                                                                  

                                                                                                                        

 

                                                                                                                        

          Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны