Решение б/н Решение по жалобе № 20/18.1/19-ТР от 28 января 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы № 20/18.1/19-ТР
28 января 2019 года г. Псков
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 января 2019 года
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии – руководителя управления «…», членов Комиссии: главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…», ведущего специалиста – эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России «…»,
в присутствии представителя заявителя «…» по доверенности от 01.01.2019;
в присутствии представителя Заказчика «…». по доверенности № 44 от 02.06.2018,
рассмотрев жалобу на действия Заказчика – «…» при проведении открытого аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки УАЗ для нужд «…» (Извещение от 17.12.2018 № 31807311197),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила жалоба «…» (вх. № 14-з от 11.01.2019) на действия Заказчика – «…» при проведении открытого аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки УАЗ для нужд «…» (извещение ЕИС от 17.12.2018 № 31807311197) (далее – открытый аукцион).
Заявитель обжалует следующее действие:
- ограничение права участия в торгах путем создания дискриминационных условий в проекте договора.
17.12.2018 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 31807311197:
Дата начала срока подачи заявок - 18.12.2018,
Дата и время окончания подачи заявок - 14.01.2019 в 09:00,
Дата рассмотрения первых частей заявок - 16.01.2019,
Время начала срока подачи ценовых предложений - 21.01.2019 в 10:00,
Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений - 21.01.2019 в 10:20,
Дата проведения сопоставления ценовых предложений - 21.01.2019,
Дата подведения итогов - 23.01.2019.
Начальная (максимальная) цена предмета закупки – 2 440 717, 00 руб.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.01.2019 № 31807311197-01 на участие в аукционе было подано три заявки.
Комиссия Псковского УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признала их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.
В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявителю, заказчику было направлено уведомление от 18.01.2019 о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (Исх. № 113/ДТ).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ 18.01.2019.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В своей жалобе заявитель указывает на следующие факты:
- Заказчиком в проекте договора установлены требования к участнику прав на осуществление бесплатных услуг, а именно: выполнения гарантийных обязательств по новым транспортным средствам.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, по доводам жалобы пояснил, что п. 7.2, 7.3 раздела 7 проекта договора, касающиеся гарантийного ремонта, применимы только в случае, если победителем аукциона станет официальный дилер. В остальных случаях п. 7.2, 7.3 не подлежат применению.
Таким образом, Заказчик полагает, что в его действиях отсутствует нарушение порядка организации и проведения торгов.
Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя, заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам:
Статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона о закупках государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения Закона о закупках с 1 января 2013 года.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Организатора торгов регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд «…», утвержденным приказом от 29.12.2018 г. № 477-п (далее - Положение о закупке).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором ЭТП закупок товаров, работ, услуг и торгов регулируются Регламентом торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» универсальной торговой платформы «Сбербанк – АСТ» utp.sberbank-ast.ru (далее - Регламент).
- В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с Положением о закупке аукцион – это способ определения поставщика, при котором победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦ на установленную в документации о закупке величину («шаг аукциона»).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается в системе не менее чем за 15 дней (не менее 7 из которых рабочие) до окончания срока подачи заявок.
Извещение № 31807311197 было опубликовано на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru 17.12.2018.
Дата и время окончания подачи заявок - 14.01.2019 в 09:00.
Таким образом, Заказчиком соблюден срок на размещение, предусмотренный Положением о закупках.
Согласно части 12 ст. 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Протокол рассмотрения первых частей заявок от 16.01.2019 № 31807311197-01 размещен в системе 16.01.2019, то есть в срок, предусмотренный ч. 12 ст. 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктами 7.2 – 7.3 Проекта договора Документации установлено, что при оказании услуг по гарантийному обслуживанию транспортных средств УАЗ Исполнитель берет на себя Гарантийные обязательства предприятия-изготовителя за качество выпускаемой продукции в соответствии с действующим законодательством. Обязательства должны включать в себя безвозмездную замену на новые - продукции в целом и составляющих ее частей, не отвечающих требованиям Технических условий, или преждевременно вышедших из строя в условиях эксплуатации, оговоренных в Руководстве по эксплуатации и в целом действовать в пределах гарантийного периода эксплуатации. За пределами гарантийного периода обязательства должны действовать по скрытым дефектам продукции. Гарантийные обязательства Исполнителя по ТС марки, находящимся на гарантийном обслуживании, должны соответствовать установленному компанией продавцом и заводом-изготовителем условиям.
На заседании Комиссии Псковского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что данные положения договора распространяются исключительно в том случае, если победителем аукциона станет официальный дилер. В иных случаях положения 7.2-7.3 не применяются.
Однако данные условия Заказчика отсутствовали в аукционной документации, в том числе в проекте договора.
Вместе с тем, на официальном сайте ЕИС официально опубликован ответ Заказчика на запрос разъяснений, относительно п. 7.2-7.3 проекта договора, согласно которому: п. 7.2, 7.3 раздела 7 Проекта договора касаются только новых гарантийных транспортных средств, т.е. при поступлении в Филиал новых гарантийных транспортных средств марки УАЗ, в период действия договора, исполнитель берет на себя обязательства по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, независимо от того будет ли победитель являться дилером.
Таким образом, пояснения Заказчика относительно обязанности исполнителя по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию новых транспортных средств, ввели в заблуждение потенциального участника торгов (ООО «…») и ограничили его возможность на участие в рассматриваемом аукционе, поскольку гарантийный ремонт новых транспортных средств обязан обеспечивать официальный дилер.
Комиссия Псковского УФАС России считает, что указанные выше действия Заказчика не привели к нарушению порядка организации и проведения торгов в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, однако содержат признаки нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого аукциона в электронной форме.
- В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с п. 1 Технического задания указано наименование услуг – оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств марки УАЗ для нужд Заказчика в количестве 58 единиц (данное количество не является исчерпывающим в связи с постоянно изменяющимся автопарком).
Вместе с тем указание на «ориентировочное количество транспортных средств» в техническом задании могло ввести участников в заблуждение, не позволить определить объем, корректно рассчитать цену предложения, что привело к нарушению пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.
Однако Комиссией Псковского УФАС России при рассмотрении настоящей жалобы учтено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено право сторон на изменение договора по определению объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора.
В ходе исполнения договора может быть заключено дополнительное соглашение, изменяющее объем договора, в связи с чем действия Заказчика по указанию «ориентировочного количества транспортных средств» также могут содержать признаки нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «…» необоснованной.
- Передать материалы настоящей жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении Заказчика производства по признакам нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.