Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы № 22/18.1/16-ТР от 6 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по результатам рассмотрения жалобы 22/18.1/16-ТР

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2016 года.                                                                                                                                                                                   г. Псков          

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии «…», членов Комиссии: «…»,

в присутствии представителя Заказчика (Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области) –  «…»,

в отсутствии представителя Заявителя (ООО «Партнер-групп»), извещенного о времени и месте рассмотрения жалоб надлежащим образом (факсимильная связь, электронная почта),

рассмотрев жалобу на действия заказчика  - Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по осуществлению строительного контроля капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, официальный сайт fkr60.ru (извещение от 18.04.2016),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Общества с ограниченной ответственностью «Партнер-групп» (Вх. № 353з от 23.05.2016) (далее - Заявитель) на действия заказчика Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (далее - РОФКР ПО, Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по осуществлению строительного контроля капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, официальный сайт fkr60.ru (извещение от 18.04.2016) (далее – конкурс).

Жалоба подана в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями статьи 18.1 данного Закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению Псковским УФАС России.

Псковское УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.

В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Заказчику было направлено уведомление от 25.05.2016 (Исх. № 1733/ДН) о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ 25.05.2016.

Заявитель обжалует следующие действия Заказчика:

- установление в конкурсной документации нестоимостного критерия оценки величины уставного капитала организации не менее 100 000 рублей (материалы дела).

По мнению Заявителя, установление в конкурсной документации нестоимостного критерия оценки величины уставного капитала организации не менее 100 000 рублей неправомерно. Указанный критерий противоречит ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), а также п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Также выставленные заказчиком требования по участию в аукционе в части величины уставного капитала общества потенциального участника в размере не менее 100 000 рублей являются необоснованными ограничениями и дискриминацией по отношению к участникам конкурса.

Заказчик не согласился с доводами, изложенными в жалобе, представил свою письменную позицию (Исх № 828 от 26.05.2016), согласно которой:

Закупки РОФКР ПО товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, порядок привлечения Региональным оператором - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области в силу требований норм части 1.1 статьи 180, части 5 статьи 182 Жилищного кодекса РФ не регламентируется нормами Закона о контрактной системе, а также нормами Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

 Открытый конкурс по отбору подрядных организаций проводится РОФКР ПО в соответствии с требованиями Временного положения о порядке привлечения Региональным оператором - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области №99 от 23.03.2016г. (далее - Временное положение).

Пункт 6.2. раздела 6 Оценка, сопоставление заявок и подведение итогов открытого конкурса Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора выполнения работ по осуществлению строительного контроля капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, размещенной на сайте РОФКР ПО https://fkr60.ru/, соответствует требованиям пунктов 12, 29 Временного положения. Абзац 7 пункта 29 Временного положения предусматривает возможность определить конкурсной документацией иные критерии, помимо указанных в этом пункте. Таким образом, установление критерия «Величина уставного капитала», а также установление величин значимости указанного критерия соответствует требованиям действующего законодательства.

Уставной капитал представляет собой гарантию обеспечения требования кредиторов, является нестоимостным критерием оценки заявок.

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России пришла к следующим выводам:

Постановлением Правительства Администрации Псковской области от 23.03.2016 № 99 утверждено Временное положение о порядке привлечения Региональным оператором - Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункту 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Из названных конституционных установлений и положений закона следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные нормативные правовые акты в области жилищных правоотношений, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения.

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

Частью 3 статьи 178 ЖК РФ установлено, что деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ положения части 1.1 статьи 180 ЖК РФ в новой редакции применяются по истечении девяноста дней после дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации. До указанного срока порядок проведения и условия конкурса, указанного в части 1.1 статьи 180 ЖК РФ, определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации, предусмотренное частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ, на данный момент не принято.

Таким образом, право определять порядок и условия привлечения для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций федеральный законодатель передал законодателю субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Временным положением была разработана конкурсная документация.

Пунктом 10 Временного положения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении открытого конкурса Заказчик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию.

18.04.2016 на официальном сайте fkr60.ru размещено извещение № 1К и документация о проведении открытого конкурса (далее - извещение, документация).

Начальная (максимальная) цена договора – 3 020 687, 85 руб.

Дата и время начала срока подачи заявок – 19.04.2016 10 часов 00 минут;

Дата и время окончания срока подачи заявок – 19.05.2016 17 часов 00 минут;

Дата и время вскрытия конвертов – 20.05.2016 10 часов 00 минут;

Дата оценки, сопоставления и подведения итогов – 26.05.2016.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок открытого конкурса № 9 от 20.05.2016 до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе подано 3 заявки. На основании результатов рассмотрения, к участию в конкурсе допущено 2 заявки.

На момент рассмотрения жалобы торги приостановлены в соответствии с уведомлением Псковского УФАС России от 25.05.2016 (Исх. № 1733/ДН).

Комиссия Псковского УФАС России не принимает довод, изложенный в жалобе ООО «Партнер групп», в части установления в конкурсной документации нестоимостного критерия оценки величины уставного капитала организации не менее 100 000 рублей, не соответствующего нормам Закона о контрактной системе, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе цели государственных закупок определяются с учетом статьи 13, в которой предусмотрено, что закупки осуществляются, в том числе, для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.

В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 БК РФ.

Нормы Закона о контрактной системе содержат исчерпывающий перечень субъектов, на которых распространяется его правовое регулирование.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе государственными заказчиками являются государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (пункт 5 статьи 3).

Муниципальными заказчиками являются муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (пункт 6 статьи 3).

Правовое регулирование деятельности региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД) установлено в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан в том числе привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.

Учитывая изложенное, региональные операторы не являются заказчиками по смыслу Закона о контрактной системе и, следовательно, вправе не применять положения указанных законов по привлечению подрядных организаций для выполнения работ в рамках капитального ремонта за счет денежных средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При этом следует отметить, что законодательством субъекта Российской Федерации может быть установлено требование о проведении получателями средств Фонда конкурентных процедур в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Как указывалось выше, Постановлением Правительства Администрации Псковской области от 23.03.2016 № 99 утверждено Временное положение о порядке привлечения Региональным оператором - Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области.

Названное временное положение устанавливает правила проведения конкурсного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 29 Временного положения заявки, признанные надлежащими, оцениваются конкурсной комиссией по установленным критериям, исходя из величин их значимости, установленных в документации, путем присуждения баллов. Согласно пп. 5 п. 29 Временного положения присуждение баллов производится в том числе и по иным критериям, определенным конкурсной документацией.

Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «Партнер-групп» ввиду отсутствия в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.

Однако в силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган при рассмотрении жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не ограничен доводами, указанными в жалобе, и проверяет торги в полном объеме. Антимонопольный орган не ограничен пределами поступившего в его адрес обращения заинтересованного лица, а исследует и оценивает на предмет соответствия нормативным требованиям все совершенные в ходе оспариваемых торгов действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Комиссия Псковского УФАС России в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом иных выявленных нарушений, а именно:

Согласно документации одним из критериев оценки заявок, поданных на участие в конкурсе, является «Величина уставного капитала», при этом, максимальное количество баллов, присваиваемых в рамках указанного критерия, равно 400 (материалы дела).

Критерий «Величина уставного капитала» имеет самый большой вес при оценке заявок на участие.

В соответствии с положениями ст. ст. 90 и 99 ГК РФ уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Таким образом, размер уставного капитала является одним из показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств участников закупки.

Однако в случае ненадлежащего исполнения условий договора у Заказчика отсутствует возможность взыскания убытков и соответствующих штрафных санкций по средствам ссылки на размер уставного капитала.

Таким образом, установление указанного критерия, присвоение ему максимального веса при оценке заявок, служат ограничением возможности участия в Конкурсе потенциальным участникам и не влияет на условия исполнения договора.

В действиях РОФКР ПО по необоснованному установлению в документации критерия  «Величина уставного капитала» и присвоению указанному критерию максимального количества возможно начисляемых баллов при оценке заявок, Комиссия Псковского УФАС России усматривает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ст. 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Комиссия решила передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Партнер-групп» не обоснованной.
  2. Передать материалы жалобы должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны