Решение №2446/ИФ Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 6 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 02 июня 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 06 июня 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Комиссия Псковского УФАС России) по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: <изъято> – руководителя Псковского УФАС России,

членов Комиссии: <изъято> – заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, <изъято> – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

в присутствии представителя Открытого страхового акционерного общества «РЕСО - Гарантия» (далее - ОСОА «РЕСО - Гарантия»; Ответчик)  в лице директора филиала ОСОА «РЕСО - Гарантия» в г. Пскове <изъято> (доверенность № РГ-Д-3597/13 от 17.08.2013),

в присутствии вр.и.о. генерального директора Государственного предприятия Псковской области «Славяне» (далее – ГП ПО «Славяне»; Ответчик) <изъято>, представителя по доверенности от 29.05.2014 – <изъято>,

в присутствии заинтересованных лиц – представителя Открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» (далее - ОСАО «Ингосстрах») в лице директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Пскове <изъято> (доверенность № 2750419-600/13 от 25.12.2013) и Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее - ООО «Росгосстрах») в лице представителя по доверенности от 30.05.2014 № 5 <изъято>,

рассмотрев дело № 27/17/14-ТР по признакам нарушения ГП ПО «Славяне»  (юридический адрес: 182200 Псковская область, г. Новосокольники, ул. Шоссейная, д. 21, почтовый адрес: 182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр-д. Сигорский, д. 2) пункта 3 части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции № 135-ФЗ), 

УСТАНОВИЛА:

В Псковское УФАС России поступила жалоба ОСАО «РЕСО-Гарантия» в лице филиала в г. Пскове (вх. 121 от 07.04.2014) о нарушении требований статьи 17 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ со стороны ГП ПО «Славяне» при проведении открытого запроса предложений на определение наилучших условий на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 31400999084 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru).

ОСАО «РЕСО-Гарантия» в лице филиала в г. Пскове указало, что заказчиком был нарушен установленный положением о закупках предприятия порядок продления срока подачи заявок на участие в запросе предложений, а также установлены заведомо невыполнимые требования к представляемой со стороны участников документации.

По мнению ОСАО «РЕСО-Гарантия» в лице филиала в г. Пскове, его права и законные интересы нарушены тем, что ГП ПО «Славяне» необоснованно отказало в допуске к процедуре оценки коммерческого предложения указанному хозяйствующему субъекту.

На заседании Комиссии Псковского УФАС России Заявитель полностью поддержал заявленные требования.

Представитель Ответчика не согласился с доводами Заявителя о необоснованном отказе, однако признал иные вменяемые ему нарушения при проведении указанного запроса предложений.

Письмом о предоставлении информации (исх. № 1079/ИФ от 02.04.2014) Псковским УФАС России была запрошена закупочная документация по проведенному ГП ПО «Славяне» запросу предложений (извещение № 31400999084 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru).

Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителя Заявителя и представителя Ответчика, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Псковского УФАС России пришла к следующим выводам:

ГП ПО «Славяне» как государственное предприятие при закупке товаров, работ, услуг обязано соблюдать положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках № 223-ФЗ), в том числе часть 1 статьи 2 федерального закона, которой предусмотрена обязанность руководствоваться принятыми заказчиком правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупках).

28 декабря 2013 года заказчиком утверждено Положение о закупочной деятельности ГП ПО «Славяне» (далее – Положение о закупках), которое регламентирует порядок (процедуру) закупки товаров, работ и услуг, осуществляемых за счет средств ГППО «Славяне». Положение внесено в Реестр положений о закупках на интернет-сайте http://zakupki.gov.ru и имеет № 1120001183.

В соответствии с пунктом 5.1 указанного Положения о закупках, предприятие осуществляет закупку товаров, работ, услуг, в том числе способом проведения запроса предложений.

21.03.2014 на официальном сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru ГП ПО «Славяне» было опубликовано извещение и закупочная документация по проведению открытого запроса предложений на определение наилучших условий на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 31400999084 на официальном интернет-сайте http://zakupli.gov.ru).

Согласно опубликованному извещению о проведении закупки, срок предоставления коммерческих предложений был установлен с 21.03.2014 по 28.03.2014 включительно.

26.03.2014 на официальном сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru опубликованы внесенные изменения в закупочную документацию и извещение о закупке (исправлена техническая ошибка в написании денежной суммы в столбце «значение критерия» строки № 3 таблицы раздела 10 документации о закупке).

Согласно пункту 6.17 Положения о закупках заказчика, предприятие вправе внести изменения в извещение о проведении запроса предложений не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений. При этом срок подачи заявок на участие в запросе предложений должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения на сайте предприятия внесенных изменений в запрос предложений такой срок составлял не менее чем 5 (пять) рабочих дней.

Однако, в нарушение действующего Положения о закупках предприятия, срок подачи заявок на участие в запросе предложений не был продлен. Как следует из протокола работы конкурсной комиссии от 28.03.2014, мероприятия по вскрытию конвертов, рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок участников данного запроса предложений проведены заказчиком непосредственно 28.03.2014.

Из указанного следует, что заказчик нарушил часть 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ, которой предусмотрена обязанность руководствоваться принятыми заказчиком правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупках), что не было соблюдено ГП ПО «Славяне».

Согласно пункту 13.5 Положения о закупках предприятия, для участия в запросе предложения участником размещения заказа подается заявка на участие в запросе предложения, в срок и по форме, которые установлены документацией по запросу предложения.

Документацией о закупке на проведение запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров для нужд ГП ПО «Славяне» (далее – закупочная документация) установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения соответствия установленным требованиям.

Пунктом 10 установленных требований для допуска участников к проводимой заказчиком процедуре рассмотрения поступивших заявок является обязательное предоставление копии бухгалтерского баланса за 2013 год.

В соответствии с протоколом работы конкурсной комиссии от 28.03.2014, на основании журнала регистрации поступления заявок предприятия, Комиссией Псковского УФАС России установлено, что на участие в данном запросе предложений поступило 7 заявок от следующих участников: ОСАО «ИНГОССТРАХ»; ОАО «СОГАЗ»; ООО «Росгосстрах»; ОСАО «РЕСО-Гарантия»; ОАО «Альфастрахование»; СОАО «ВСК»»; Филиал «Северо-Западная дирекция открытого акционерного общества СК «Альянс».

Согласно протоколу работы конкурсной комиссии от 28.03.2014, ОСАО «РЕСО-Гарантия» в лице филиала в г. Пскове было отказано в допуске к участию в запросе предложений. Одним из оснований отказа послужило непредставление копии бухгалтерского баланса за 2013 год.

Кроме того, заказчик отказал в допуске к участию в запросе предложений ОАО «Альфастрахование»; СОАО «ВСК»»; Филиалу «Северо-Западная дирекция открытого акционерного общества СК «Альянс» по иным основаниям.

Согласно части 2 данного протокола от 28.03.2014, комиссия ГП ПО «Славяне» приняла решение допустить к участию в запросе предложений следующих участников: ОСАО «ИНГОССТРАХ»; ОАО «СОГАЗ»; ООО «Росгосстрах».

На основании результатов оценки и сопоставления заявок, набравшим наибольший итоговый рейтинг признано ОСАО «ИНГОССТРАХ», второй номер <...> ООО «Росгосстрах».

При изучении коммерческого предложения ОСАО «ИНГОССТРАХ» установлено, что в нарушение требований закупочной документации заказчика, победитель данного запроса предложений - ОСАО «ИНГОССТРАХ» представило копию бухгалтерского баланса не за весь 2013 год, а только по состоянию на 30.09.2013.

Таким образом, коммерческое предложение ОСАО «ИНГОССТРАХ» не соответствует установленным в закупочной документации требованиям и согласно пункту 13.21 Положения о закупках не должно было рассматриваться, а должно было быть отклонено.

Кроме того, в соответствии с пунктом 13.21 Положения о закупках предприятия, должны были быть отклонены допущенные заказчиком коммерческие предложения ОАО «СОГАЗ» и ООО «Росгосстрах», так как указанные субъекты также представили бухгалтерские балансы по состоянию на 30.09.2013, а не за весь 2013 год, как того требовал пункт 10 части  3 закупочной документации заказчика.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений. Так,  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Псковского УФАС России считает, что действия ГП ПО «Славяне» нарушают пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ, в части не необоснованного признания победителем ОСАО «ИНГОССТРАХ» при проведении открытого запроса предложений на определение наилучших условий на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 31400999084 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru).

Следует отметить, что в соответствии с пунктами 5, 8 статьи 6.1, подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, годовую бухгалтерскую отчетность нужно представить в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. То есть не позднее 31 марта следующего года. Таким образом, для установления критериев допуска участников указанного запроса предложений, проводимого в период с  21.03.2014 по 28.03.2014,  в виде  предоставления копии бухгалтерского баланса за весь 2013 год, ГП ПО «Славяне» не имело правовых оснований.

Кроме того, на заседании Комиссии Псковского УФАС России, представитель Ответчика указал, что давал разъяснения по требованиям закупочной документации в ходе телефонных переговоров с некоторыми участниками запроса предложений (как установлено - ОСАО «ИНГОССТРАХ», ООО «Росгосстрах» и  ОСАО «РЕСО-Гарантия»), без официального опубликования разъяснений положений этой документации на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru, что является прямым нарушением части 11 статьи 4 Закона о закупках № 223-ФЗ.

Указанные действия заказчика также посягают на принципы информационной открытости закупки, а также принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что является нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ и пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ.

Вышеперечисленные нарушения, совершенные заказчиком при  проведении открытого запроса предложений на определение наилучших условий на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 31400999084 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru), привели к  недопущению, ограничению и устранению конкуренции между участниками закупки, запрет на которые установлен статьей 17 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ Комиссия Псковского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ГП ПО «Славяне» нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном признании победителем ОСАО «ИНГОССТРАХ» при проведении открытого запроса предложений на определение наилучших условий на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 31400999084 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru).

2. Признать в действиях ГП ПО «Славяне» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», выразившееся в игнорировании действующего положения о закупках предприятия, так как установленный в пункте 6.17 указанного положения срок подачи заявок на участие в запросе предложений не был продлен.

3. Признать в действиях ГП ПО «Славяне» нарушение части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», выразившееся в не опубликовании разъяснений положений закупочной документации (извещение № 31400999084)  на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru.

4. Признать действия ГП ПО «Славяне» при проведении запроса предложений (извещение № 31400999084 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru) посягающими на  принципы информационной открытости закупки, а также принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что является нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» и пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

5.  Выдать ГП ПО «Славяне» предписание по делу № 27/17/14-ТР об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии:  <изъято>

Члены Комиссии:               <изъято>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны