Решение б/н Решение по делу от 6 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 060/01/10-113/2021

 

 

06 августа 2021 года                                                                                              г. Псков

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя Псковского УФАС России – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий.

Члены Комиссии:

<…> – главный государственный инспектор отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

<…> – главный государственный инспектор отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

Рассмотрев, путем использования системы видеоконференц-связи, материалы дела № 060/01/10-113/2021 по признакам нарушения Муниципальным предприятием Псковского района «Коммунальные услуги» (далее – МП «КОМУСЛУГИ») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем начисления абонентам платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов, без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения и в отсутствие подтверждения факта превышения установленных показателей,

в присутствии заявителя:

Директора Частного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Череха» <…>, представителя по доверенности - <…>

в присутствии представителя ответчика:

по доверенности  - <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС России), в порядке, предусмотренным Законом о защите конкуренции, рассмотрено заявление Частного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Череха» от 16.12.2020 № 348 (вх. № 1073-з от 16.12.2020) по вопросу нарушения МП «Комуслуги» порядка ценообразования при начислении и взимании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, без факта нарушения со стороны абонента, что, по мнению заявителя, нарушает порядок ценообразования.

Заявитель считает, что МП «Комуслуги» нарушает порядок ценообразования путем необоснованного начисления платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов, без подтверждения нарушения со стороны абонента нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.

По мнению заявителя, обязанность оплачивать начисленную плату за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов появляется у абонента только в случае установленного факта нарушения абонентом нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.

На момент выставления указанных платежей в адрес заявителя у МП «Комуслуги» отсутствовали факты, подтверждающие нарушения абонентом нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.

Усмотрев в действиях МП «Комуслуги» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем начисления абоненту платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов, без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения и в отсутствие подтверждения фактов превышения установленных показателей, Псковское УФАС России приказом от 11.03.2021 № 14 возбудило дело № 060/01/10-113/2021.

МП «Комуслуги» не согласилось с доводами и обстоятельствами, изложенными в заявлении и Определении от 12.03.2021 № 783/АА о назначении дела № 060/01/10-113/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, изложив свои возражения в правовой позиции от 05.04.2021 № 06/562.

Согласно представленной правовой позиции МП «Комуслуги» сообщает следующее.

В соответствии с п. 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (ред. от 22.05.2020) (далее по тексту «Правила») для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 вышеуказанных Правил (менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта) за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К х Т х Qпр1, где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qnpl такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Согласно п. 203 Правил для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта) за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1

Согласно справке об объемах водопотребления от ЛПУ «Санаторий» Череха» объем водопотребления за период с 01 июля 2019 года по 30 июня 2020 года составил 10913 м3. Следовательно, объем водопотребления в сутки составил 29,90 м3, что менее 30 м3.

МП «Комуслуги» произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых абонентом и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по формулам, приведенным в п. 123(4) и 203 Правил с применением постоянных коэффициентов компенсации, без отбора сточных проб. По мнению ответчика, при расчете платы Правила не налагают на МП «Комуслуги» обязанности выяснить, содержат ли в действительности стоки ЛПУ «Санаторий» Череха» загрязняющие вещества, превышающие допустимые значения, в т. ч. путем отбора лабораторных проб.

В соответствии с п 5. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.

Согласно п. 6 вышеуказанных правил периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта).

Для объектов абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента (при условии отведения сточных вод в централизованную систему водоотведения, имеющую канализационные очистные сооружения), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

«МП «Комуслуги» считает, что плановый контроль состава и свойств сточных вод не может быть реже 1 раза в календарный год, а Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 вступили в законную силу (начали действовать) с 03.06.2020 года, «МП «Комуслуги» еще не проводило контроль состава и свойств сточных вод. Данный контроль будет осуществлен в срок до 03.06.2021 года.

На основании изложенного МП «Комуслуги» приходит к выводу, что ЛПУ «Санаторий» Череха» обязано производить оплату негативного воздействия на централизованную систему водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых абонентом, а также за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод даже в случае, если отсутствуют подтверждения фактического содержания в сточных водах загрязняющих веществ.

«МП «Комуслуги» считает, что доводы изложенные заявителем необоснованны, а действия муниципального предприятия Псковского района «Коммунальные услуги» не содержат признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Определением от 10.06.2021 о продлении срока рассмотрения дела               № 060/01/10-113/2021 срок рассмотрения дела продлен до 11.09.2021.

Определением от 06.07.2021 № 2519/АА рассмотрение дело отложено в связи с принятием заключения.

«МП «Комуслуги» 22.07.2021 направлены возражения на Заключения об обстоятельствах дела.

В своих возражениях МП «Комуслуги» не согласилось с выводами Комиссии, посчитав, что предприятие действовало в строгом соответствии с Правилами № 644.

 

В ходе проведения анализа документов и материалов, представленных сторонами по делу, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

 

  1. Доминирующее положение.

В соответствии с пунктами 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) МП «Комуслуги» осуществляет основной вид деятельности с кодом ОКВЕД 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», а также дополнительные «код 37.00 – Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем относятся к сфере деятельности естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В рамках рассмотрения настоящего дела Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоотведению на территории Псковского района. Анализ проведен в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 1.3. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

По результатам исследования состояния конкуренции на указанном рынке были определены:

1) Временной интервал - включил в себя период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства, рассматриваемого в рамках поступившего заявления и определен с 01.01.2020 по 01.03.2021.

2) Продуктовые границы - определены как услуги по водоотведению (в границах пролегания коммунальных сетей водоснабжения и водоотведения организаций водопроводно-канализационного хозяйства).

3) Географические границы - учитывая особенности предоставления услуг водоотведения и расположения технологической инфраструктуры (сетей), географические границы рынка услуг по водоотведению определены как границы муниципального образования Псковский район.

4) Доминирующее положение - установлено, что в границах муниципального образования город Псковский район за период с 01.01.2020 по 01.03.2021 доминирующее положение занимает МП «Комуслуги».

Таким образом, МП «Комуслуги» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке водоотведения в границах Псковского района.

 

2. Нормативно-правовое регулирование оспариваемых действий.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4, пункту 3 части 11 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения, которые устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом таких систем.

Согласно части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

В силу части 1 статьи 30.3 Закона о водоснабжении и водоотведении контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией, контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), определен постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»  (далее – Правила № 728).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 728 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - декларация), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644) в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (далее - требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения).

Пунктом 3 Правил № 728 предусмотрен исчерпывающий перечень форм контроля: обследование объектов абонента с целью соблюдения требований о запрете сброса запрещенных веществ в сточные воды; отбор проб сточных вод; анализ отобранных проб сточных вод.

Согласно пунктам 5 и 6 Правил № 728 организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта).

Для объектов абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента (при условии отведения сточных вод в централизованную систему водоотведения, имеющую канализационные очистные сооружения), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 728 абоненты обязаны:

а) обеспечить возможность проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется);

б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб;

в) обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев);

г) обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с настоящими Правилами) и идентификацию таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования;

д) обеспечить присутствие представителя абонента при проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (в случае предварительного уведомления абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящих Правил).

Согласно пункту 11 Правил № 728 в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых таким абонентом, при отборе проб сточных вод такого абонента в течение 72 часов, предшествующих отбору, осуществляется отбор проб сточных вод указанных иных абонентов для анализа по перечню показателей состава и свойств сточных вод, аналогичному перечню анализируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией. Отбор проб сточных вод абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, в обязательном порядке осуществляется от объектов абонентов, в отношении которых отсутствует декларация, за исключением следующих объектов абонентов:

в отношении которых нормативы состава сточных вод не устанавливаются;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

при невозможности осуществления отбора проб сточных вод в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящих Правил;

при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения.

Согласно пункту 15 Правил № 728 визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Пунктом 16 Правил № 728 определено, что в случае невозможности осуществления визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в канализационных колодцах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, в связи с неисполнением абонентом обязанностей, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 10 настоящих Правил, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются в любых иных доступных канализационных колодцах на канализационных сетях, по которым осуществляется транспортировка сточных вод абонента. В этом случае результаты визуального контроля и (или) анализов проб сточных вод, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение, являются результатами контроля состава и свойств сточных вод абонента.

Кроме того, пунктом 52 Правил № 728 определено, что абонент, являющийся транзитной организацией, вправе направлять в организацию, осуществляющую водоотведение, письменный запрос о предоставлении копий деклараций, актов обнаружения запрещенного сброса, актов отбора проб сточных вод, протоколов исследований проб сточных вод, а также выписок из журнала контроля состава и свойств сточных вод в отношении сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, в случае, если на основании указанных документов такому абоненту начислялась в порядке, предусмотренном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и (или) плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана предоставить копии указанных документов, а также выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 календарных дней со дня получения письменного запроса абонента, являющегося транзитной организацией.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена необходимость осуществления контроля состава и свойств сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение в отношении абонентов.

 

В соответствии с пунктом 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Согласно пункту 113 Правил № 644 запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4(1). Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

 

а) Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

 

В силу пунктов 118, 119 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;

по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Согласно пункту 123(4) Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;

с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

П = К x Т x Qпр1,

где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.

 

Согласно пункту 167 Правил № 644 в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:

на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

 

            б) Порядок подачи абонентами декларации.

            Согласно пункту 124 Правил № 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

   Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов.

В соответствии с пунктом 125 Правил № 644 декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года. Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, нормативов состава сточных вод, однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу.

Согласно пункту 127 Правил № 644 декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию, осуществляющую водоотведение, любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией, осуществляющей водоотведение, и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию. Рассмотрение организацией водопроводно-канализационного хозяйства декларации с изменениями, вносимыми абонентом, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 130 настоящих Правил. Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно пункту 130 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в следующих случаях:

отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;

несоответствие сведений, указанных в пунктах 1 - 5 формы декларации, примечаниях и приложениях к ней, действительности;

указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод либо значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к настоящим Правилам, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод;

подача абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (за исключением случаев создания юридического лица или индивидуального предпринимателя позднее указанной даты, а также заключения договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения позднее указанной даты);

подача абонентом декларации в отношении объектов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

           

в) Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

 

Согласно пункту 194 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В соответствии с пунктом 195 Правил № 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Согласно пункту 203 Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.

Пунктом 204 Правил № 644 предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, при исчислении и взимании с такого абонента платы в пользу организации, осуществляющей водоотведение, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, размер такой платы (рассчитанный на основании результатов анализа проб сточных вод, отобранных в определенном канализационном колодце) уменьшается на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (при этом не может принимать отрицательные значения).

Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено, что абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие установленным требованиям, а также содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод на основании контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), проведенного организацией, осуществляющей водоотведение.

 

Вместе с тем, согласно представленным материалам, МП «Комуслуги» вышеуказанные платежи начисляются по объекту Заявителя, среднесуточный объем сбрасываемых вод с которого по всем канализационным выпускам составляет менее 30 куб. метров в сутки (в отсутствии декларации), без отбора и последующего анализа проб сточных вод, что по мнению Комиссии Псковского УФАС России не соответствует требованиям действующего законодательства.

 

3. Фактические обстоятельства, установленные Комиссией на основании материалов дела.

МП «Комуслуги» оказывает услуги ЛПУ «Санаторий «Череха» по договору водоотведения.

МП «Комуслуги» в отношении ЛПУ «Санаторий «Череха» проведен расчет платы с абонента за негативное воздействие на централизованные сети водоотведения с учетом требований пункта 123(4) Правил № 644 для объекта заявителя, объем водоотведения которого, составляет менее 30 куб.м. по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

В частности, за июль 2020 объем сточных вод, определенный суммарно по всем объектам, равен 977,78 куб.м., за август 2020 года равен 1143,096 куб.м. Согласно указанной формуле плата за негативное воздействие на централизованные сети водоотведения составила:

за июль 0,5*55,24*977,78=27006,28 руб. без НДС;

за август 0,5*55,24*1143,096=31572,31 руб. без НДС.

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов с учетом требований пункта 203 Правил № 644 для объектов, объем водоотведения которых составляет менее 30 куб.м. по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

Так, за июль, август 2020 года, согласно приведенной формуле, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод составила:

за июль  2*55,24*977,78=108025,13 руб., без НДС;

за август 2*55,24*1143,096=126289,25 руб., без НДС.

На основании указанных расчетов сформирован платежные документы (Счет № 1034 от 31.08.2020 и Счет-фактура № 1049 от 31.08.2020) для оплаты за негативное воздействие на централизованные сети водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на общую сумму 351471,57 руб.

Суммы платежей и реквизиты платежных документов, выставленных МП «Комуслуги» в адрес ЛПУ «Санаторий «Череха», указаны в таблице № 1.

Таблица № 1.

Объем потребления, м3

Месяц

Плата, выставленная абонентам (заявителям)

Плата за водоотведение

Плата за негативное воздействие

(п. 123(4) Правил № 644

Реквизиты платежного документа

Плата за сброс загрязняющих

(п. 203 Правил № 644)

Реквизиты платежного документа

ИТОГО, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЛПУ «Санаторий «Череха»

1

977,78

Июль

32407,54

№ 1049 от 31.08.2020

129630,16

№ 1049 от 31.08.2020

162037,70

64815,08

2

1143,096

Август

37886,77

№ 1049 от 31.08.2020

151547,10

№ 1049 от 31.08.2020

189433,87

75773,55

3

1313

Сентябрь

43518,07

№ 1154 от 30.09.2020

174072,29

№ 1154 от 30.09.2020

217590,36

87036,14

4

1168,42

Октябрь

38726,11

№ 1353 от 31.10.2020

154904,45

№ 1353 от 31.10.2020

193630,56

77452,22

5

1051

Ноябрь

34834,34

№ 1451 от 30.11.2020

139337,38

№ 1451 от 30.11.2020

174171,72

69668,69

6

956

Декабрь

31685,66

№ 1724 от 31.12.2020

126742,66

№ 1724 от 31.12.2020

158428,32

63371,33

7

1040,859

Январь

34498,24

№ 204 от 31.01.2021

137992,92

№ 204 от 31.01.2021

172491,16

68996,46

8

692,137

Февраль

22940,18

№ 203 от 28.02.2021

91760,76

№ 203 от 28.02.2021

114700,94

45880,38

9

1373

Март

45506

№ 402 от 31.03.2021

182026,85

№ 402 от 31.03.2021

227533,56

91013,42

10

1351

Апрель

44777,54

№ 646 от 30.04.2021

179110,18

№ 646 от 30.04.2021

223887,72

89555,09

11

1213

Май

40203,67

№ 699 от 31.05.2021

160814,69

№ 699 от 31.05.2021

201018,36

80407,34

ВСЕГО:

406984.83

 

1627939,44

 

2034924,27

813969,71

 

Указанные начисления и сформированные платежные документы произведены без проведения МП «Комуслуги» отбора проб и подтверждения факта нарушения нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод. Данный факт МП «Комуслуги» не отрицает.

До июля 2020 года указанные платежи за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод Заявителю не начислялись.

Также, материалами дела установлено, что МП «Комуслуги» за период с июля 2020 года по май 2021 года начислена плата 33 абонентам за негативное воздействие в размере 1 694 360,02 руб, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в размере 2 645 886,74 руб.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) ЛПУ «Санаторий «Череха» осуществляет основной вид деятельности с кодом ОКВЕД 86.90.4 «Деятельность санаторно-курортных организаций», а также дополнительные, в том числе: «код 55.1 - Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания»; «код 55.90 – Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания», «код 56.29 – Деятельностьпредприятий общественного питания по прочим видам организации питания».

ЛПУ «Санаторий «Череха» на основании договора о закреплении за лечебно-профилактическим учреждением «Санаторий «Череха» имущества на праве оперативного управления от 17.07.2001 владеет имуществом, расположенным по адресу: Псковский район, д. Череха.

 

 

 

Между ЛПУ «Санаторий «Череха» и МП «Комуслуги» заключен договор на водоотведения от 29.12.2018 № 8.

Согласно предмету договора МП «Комуслуги», осуществляющее водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в размере установленного лимита, который составляет 29200 м3 на 2019 г. с равномерным распределением по месяцам, в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Абонент обязуется соблюдать в соответствии с настоящим договором режим водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также обеспечивать безопасность, эксплуатации находящихся в его ведении канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Границей раздела эксплуатационной ответственности по канализационным сетям Абонента и Предприятия определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенном в Приложении № 1.  

В соответствии с подпунктом г) пункта 4.1. Договора Предприятие обязано: осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод.

Согласно пункту 4.2. Предприятие вправе в том числе: иметь беспрепятственный доступ к канализационным сетям, местам отбора проб сточных вод, приборам учета сточных вод в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего договора; взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно подпункту з) пункта 4.3. Договора Абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

В соответствии с пунктом 7 Договора, контроль состава и свойств сточных вод, отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах Абонента и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013г № 525. Сведения о местах отбора проб сточных вод приведены в Приложении №4.

Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Сторон по канализационным сетям (Приложение № 1 к Договору) установлено, что            границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является канализационный колодец №1, расположенный между жилыми домами ДОС №138 и ДОС №150.

Факт наличия контрольных канализационных колодцев, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов МП «Комуслуги» подтверждает.

Таким образом, обязательства, установленные подпунктом г) пункта 10 Правил № 728, по обеспечению наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с настоящими Правилами), абонентом исполнены.

Вместе с тем, контроль состава и свойств сточных вод МП «Комуслуги» не осуществлялся.

Согласно справке об объемах водопотребления от ЛПУ «Санаторий «Череха» объем водопотребления за период с 01 июля 2019 года по 30 июня 2020 года составил 10913 м3. Объем водопотребления в сутки составил 29,90 м3.

Учитывая, что объем стоков от объекта ЛПУ «Санаторий «Череха» менее 30 куб.м. обязанность подачи декларации в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (согласно пункту 124 Правил № 644) у абонента отсутствует.

МП «Комуслуги» по договору о возмездном оказании услуг № 066-АВ от 18.03.2021 с Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по Псковской области» проведен отбор проб и выполнен химический анализ стоков сточных вод (Протокол измерений № 065 В/ПК/21 от 30.04.2021).

Таблица №2

№ п/п

Определяемый показатель

Единицы

измерений

Шифр методики измерений

Концентрация

Погрешность, при Р=0,95

1

pH

ед.рН

Руководство пользователя прибор для измерения pH/тем мера туры teslo 206

7,42

±

0,02

2

БПК-5

мгО2/дм3

ПНДФ 14.1:2:3:4.123-97

6,40

±

0,90

3

Взвешенные вещества

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.254-09

14,0

±

1,7

4

Сухой остаток

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.114-97

8300

±

420

5

Фосфаты

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.112-97

0,71

±

0,10

6

Хлориды

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:3.96-97

4000

±

360

7

Сульфаты

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2.159-2000

250

±

37

8

Аммоний

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.262-2010

4,14

±

0,99

9

Нитриты

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.3-95

0,086

±

0,017

10

Нитраты

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.4-95

0,41

±

0,14

11

АПАВ

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.158-2000

0,43

±

0,14

12

Нефтепродукты

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.128-98

0,092

 

0,032

13

Массовая концентрация общего железа

мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.50-96

0,98

±

0,15 _

По результатам лабораторных исследований было установлено, что сточные воды от объекта фактически имеют превышения по одному показателю, установленному в Приложении № 5 Правил № 644 – Хлориды.

ЛПУ «Санаторий «Череха» по собственной инициативе проведены исследования стоков сточных ФГБВУ «Центррегионводхоз». (Протокол результатов КХА проб воды № 201-В от 25.06.2021г.

Таблица № 3

№ п/п

Определяемый

показатель,

ел. измерения

Шифр НД на МИ и метод

Проба 263-2-1106-233

Измеренное значение показателя, неопределенность измерений (при Р=0,95)

1

Водородный показатель, ед, pH

ПНДФ 14.1:2:3:4.121-97 Потенциометрический

7,3 ± 0,2

2

Взвешенные вещества, мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:3.110-97

Гравиметрический

128 ± 13

3

Сухой остаток, мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.114-97

Гравиметрический

14030 ± 700

4

Нефтепродукты, мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.128-38

Флуориметрический

0,41 ± 0,14

5

АПАВ, мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:4.158-2000

Флуориметрический

3,0 ± 0,7

6

БПК5, мгО/дм3

ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97

Амперометрический

43 ± 6

7

Аммоний-ион, мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2:4.167-2000

Капиллярный электрофорез

< 0,50

8

Нитрит-ион, мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:3:4.282-18 Капиллярный электрофорез

< 0,20

9

Нитрат-ион, мг/дм3

ПНДФ 14.1:2-3:4А82-18

Капиллярный электрофорез

<0,20

10

Фосфат-ион, мг/дм3

ПНДФ 14.1:2:3:4.282-18

Капиллярный электрофорез

< 0,25

11

Сульфат-ион, мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2:3:4.282-10

Капиллярный электрофорез

400 ± 40

12

Хлорид-ион, м г/дм3

ПНДФ 14.1:2:3:4.202-18 Капиллярный электрофорез

7600 ± 800

13

Железо общее, мг/дм3

ПНДФ 14.1:2.253-09 Атомно-абсорбционный с ЭТА

0,69 ± 0,11

По результатам лабораторных исследований было установлено, что сточные воды от объекта ЛПУ «Санаторий «Череха» превышают один показатель, установленный в Приложением № 5 Правил № 644 – Хлориды.

 

4. Выводы Комиссии на основании изученных материалов и доказательств.

Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонентов путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и должна быть подтверждена результатами негативного воздействия.

Компенсация не является тарифом или платой за оказываемые услуги или работы, поскольку реализуется в рамках уже имеющихся договорных отношений по водоотведению, что обязывает организацию, осуществляющую водоотведение, проводить мероприятия по контролю и подтверждать факт необходимости начисления компенсации расходов.

 

4.1. Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил № 644.

Так, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения только в случае если сточные воды, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы (пункт 118 Правил № 644), на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с Правилами № 728 (абзац второй пункта 119 Правил № 644).

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) осуществляется в тех случаях, когда отсутствует физическая возможность отбора проб сточных вод с объекта конкретного абонента (абзац третий пункт 123(4) Правил № 644), а также когда среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента менее 30 куб. метров в сутки (абзац второй пункт 123(4) Правил № 644) на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с Правилами № 728 и установления факта нарушения требований, предусмотренных пунктами 113, 114 Правил № 644, поскольку в случае невозможности осуществления визуального контроля и отбора проб сточных вод, визуальный контроль и отбор проб сточных вод осуществляются в любых иных доступных канализационных колодцах на канализационных сетях, по которым осуществляется транспортировка сточных вод абонента (пункт 16 Правил № 728).

Кроме того, абзацем двенадцатым пункта 123(4) Правил № 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами № 728 зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 Правил № 644, или проведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзаце втором и третьем пункта 123(4), а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил № 644.

Таким образом, пунктом 123(4) Правил № 644 установлен приоритет результатов анализов отобранной пробы сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и, соответственно, начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил № 644, над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644.

Как установлено материалами дела, объект ЛПУ «Санаторий «Череха» имеет среднесуточный объем сточных вод менее 30 куб. м. Обязательства установленные подпунктом г) пункта 10 Правил № 728 по обеспечению наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами № 728) абонентом исполнены, что подтверждено схемой канализационной сети МП «Комуслуги». Условиями договоров предусматривается обязанность осуществления МП «Комуслуги» контроля состава и свойств сточных вод абонента. Обязанность подачи декларации в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (согласно пункту 124 Правил № 644) у абонентов отсутствует.

Подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом декларации, нормативов состава сточных вод, требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения является протокол исследований отобранной пробы сточных вод, составленный аккредитованной лабораторией (пункт 30 Правил № 728). Отбор проб сточных вод от объекта заявителя МП «Комуслуги» не производился. Протоколов исследований отобранных проб не имеется.

Таким образом, МП «Комуслуги» в силу пунктов 2, 3 и 6 Правил № 728, договором должна быть установлена периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов Заявителя и проведены мероприятия по контролю состава и свойств сточных вод установленные Правилами № 728.

В данном случае, если по результатам анализа отобранных проб сточных вод будет зафиксировано, что сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечают требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения необходимо проводить в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил № 644.

 

Учитывая изложенное, действия МП «Комуслуги» по расчету и начислению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении ЛПУ «Санаторий «Череха» с применением формулы предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, без проведения мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод, установленных Правилами № 728, и подтверждения, по результатам контроля, несоответствия установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644 требованиям, приводит к злоупотреблению доминирующим положением нарушению порядка ценообразования.

           

4.2. Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов, установлены разделом VII Правил № 644.

Согласно пункту 194 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Пункт 167 Правил № 644 определяет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

При этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил № 644 (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод.

Согласно пункту 172 Правил № 644 нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения.

Вместе с тем, согласно информации, представленной Администрацией Псковского района (письмо от 07.06.2021 № 2516), нормативы состава сточных вод от МП «Комуслуги» для утверждения не поступали.

Учитывая, что нормативы состава сточных вод для МП «Комуслуги» не установлены, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод указанного абонента производится не должно.

 

Таким образом, действия МП «Комуслуги» по расчету и начислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении ЛПУ «Санаторий «Череха», с применением формулы предусмотренной пунктом 203 Правил № 644, в отсутствие установленных нормативов состава сточных вод приводит к злоупотреблению доминирующим положением нарушению порядка ценообразования.

 

Комиссией Псковского УФАС России установлено, что заключенный договор с абонентом не соответствует типовой форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения». Предложения о внесении изменений в связи с изменением законодательства в заключенный договор с абонентом, МП «Комуслуги» не направляло.

 

Также установлено, что согласно подпункту 7) пункта 18 Приказа ФАС России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации в том числе, расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод.

Таким образом, затраты связанные с осуществление производственного контроля состава и свойств сточных вод абонентов включаются в состав тарифа установленного для МП «Комуслуги».

 

Деятельность МП «Комуслуги» является естественно монопольной в сфере водоотведения. МП «Комуслуги» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах технологической инфраструктуры канализационных сетей, расположенных в границах Псковского района.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление) определено, что Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд. Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке.

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (пункт 11 Постановления).

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Материалами дела доказано, что МП «Комуслуги» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке водоотведения в границах Псковского района (пункт 1, страница 5 Решения).

МП «Комуслуги» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке водоотведения в границах Псковского района совершало следующие действия:

- проводило начисление абонентам платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов, без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения и в отсутствии подтверждения факта превышения установленных показателей, что нарушает требования Закона о водоснабжении и водоотведении, Правил № 728, Правил № 644.

Совершение указанных действий, экономически не выгодных абоненту, влекут необоснованные расходы и наносят ущерб, а для МП «Комуслуги» являются извлечением необоснованной (монопольной) выгоды за их счет.

Возможность проведения отбора сточных проб абонента подтверждена материалами дела. Затраты МП «Комуслуги» на проведение контрольных мероприятий входят в состав производственных расходов и включаются в расчет регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Начисление МП «Комуслуги»  платежей с использованием постоянных коэффициентов компенсации, непроведение отбора и анализа сточных вод свидетельствует о недобросовестном поведении МП «Комуслуги» и злоупотреблении своим положением по отношению к абонентам, поскольку начисление указанных платежей без проведения контрольных мероприятий не позволяет абоненту сделать вывод о фактическом составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом, и своевременному принятию соответствующих мер по предупреждению негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в случае если сточные воды содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы.

Комиссия полагает, что рассматриваемые действия МП «Комуслуги» явились возможными вследствие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке водоотведения и невозможности абонентов обратиться за получением данных услуг к иным хозяйствующим субъектам.
Описанные действия МП «Комуслуги» содержат совокупность признаков злоупотребление доминирующим положением и выходят за допустимые пределы осуществления обществом своих гражданских прав, поскольку нарушают положения
Закона о водоснабжении и водоотведении, Правил № 728, Правил № 644, Гражданского кодекса РФ и налагают на абонентов необоснованные условия реализации своих прав.

Изложенные обстоятельства в их совокупности, по мнению Комиссии, свидетельствуют о злоупотреблении МП «Комуслуги» доминирующим положением на рынке водоотведения в географических границах Псковского района и нарушении предприятием пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные в статье 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Ввиду того, что на момент вынесения настоящего решения неправомерные действия МП «Комуслуги» не прекращены, Комиссия считает, что имеется необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Учитывая изученные материалы, факты и обстоятельства, изложенные в обращении и ответах на запросы информации, имеющиеся в материалах дела, исходя из анализа нормативной правовой базы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что действия МП «Комуслуги», выразившиеся в начислении абоненту платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов, без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения и в отсутствии подтверждения факта превышения установленных показателей нарушают, пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МП «Комуслуги», выразившихся в начисление абонентам платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения и в отсутствии подтверждения факта превышения установленных показателей, а также начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов в отсутствие утвержденных нормативов, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

2. Выдать обязательное к исполнению предписание.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                 <…>

 

 

Члены комиссии:                                                                                      <…>

                                                                                       

 

                                                                                                            <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны