Решение б/н Решение по жалобе № 30/18.1/17-ТР от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы 30/18.1/17-ТР

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 01 августа 2017 года. г.Псков

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Псковского УФАС России «…»., членов Комиссии: главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы «…», главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий «…»

в присутствии представителей Заказчика («…») – директора «…», представителя по доверенности № 3 от 26.07.2017 «…»,

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом (ходатайство о рассмотрении в отсутствие лица (Вх. № 986р от 26.07.2017),

на действия Заказчика – общества с ограниченной ответственностью «…» при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение проектной документации «Разработка месторождения песчано-гравийного материала и песка «Залог» в Бежаницком районе Псковской области (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 31705313624),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Псковское УФАС России, Управление) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «…» (далее - Заявитель) (Вх. № 461з от 19.07.2017) на действия Заказчика – общества с ограниченной ответственностью «…» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение проектной документации «Разработка месторождения песчано-гравийного материала и песка «Залог» в Бежаницком районе Псковской области (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 31705313624) (далее – запрос котировок).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба подана в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями статьи 18.1 данного Закона, в связи с чем принята к рассмотрению Псковским УФАС России.

Псковское УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.

В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Заказчику было направлено уведомление от 20.07.2017 (Исх. № 2377/ДН) о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ 20.07.2017.

Заявитель обжалует следующие действия Заказчика:

- неправомерное установление требования о наличии у участника запроса котировок свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - СРО).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном установлении требования о наличии СРО, при этом Заявитель также полагает, что выполнение проектной документации по разработке месторождения песчано-гравийного материала и песка не относится к видам работ, определенным Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ 624), так как месторождение полезных ископаемых не является объектом капитального строительства.

Заказчик не согласился с доводами, изложенными в жалобе, представил свою письменную позицию (Вх. № 983р от 25.07.2017), согласно которой полагает, что:

В соответствии с пунктом 9 части 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям таким требованием в настоящем запросе котировок является в том числе заверенное участником свидетельство о допуске к работам, которые оказываю, влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО).

В обосновании указанных ссылается на то, что подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Техническим заданием определено, что проект должен быть разработан в соответствии с Приказом Министерства-природных ресурсов и экологии РФ от 25 июня 2010г. № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья». В связи с тем, что специалисты ООО «…» не обладают достаточными знаниями в подготовке такой документации, было принято решение в организации запроса котировок для выбора проектной организации. Наличие действующего допуска к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, свидетельствует о том, что у участника имеются в штаге достаточное количество специалистов, обладающих профильным образованием и стажем работы, необходимым для разработки проектной документации «Разработка месторождения песчано-гравийного материала «Залог» в Бежаницком районе Псковской области».

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам:

Заказчиком рассматриваемых торгов является общество с ограниченной ответственностью «…», которое при закупке товаров, работ, услуг руководствуется Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом директора ООО «…» от 19.02.2016.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона о закупках государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения Закона о закупках с 1 января 2013 года.

Закон о закупках распространяется на Общество ввиду наличия в уставном капитале доли субъекта Российской Федерации (Псковская область) в размере 99.42 %.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом директора «…» от 19.02.2016 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

11.07.2017 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении запроса котировок (далее - извещение, документация).

В соответствии с Извещением:

Дата начала подачи заявок: 11.07.2017.

Дата и время окончания подачи заявок: 21.07.2017 в 9.00.

Дата и время рассмотрения заявок: 21.07.2017 в 15.00.

Проведение процедуры приема заявок и заключения договора приостановлено в связи с Уведомлением Псковского УФАС России от 20.07.2017 (Исх. № 2377/ДН) о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Псковского УФАС России полагает, что доводы, изложенные в жалобе «…», являются состоятельными, по следующим основаниям.

Пунктом 1.9 части 1 Документации установлено, что участник закупки должен иметь в наличии допуски, выданные СРО, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с разделом II Приказа 624 определены виды работ по подготовке проектной документации:

1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:

1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка

1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта

1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения

2. Работы по подготовке архитектурных решений

3. Работы по подготовке конструктивных решений

4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:

5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:

5.5. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжение 110 кВ и более и их сооружений

6. Работы по подготовке технологических решений:

6.3. Работы по подготовке технологических решений производственных зданий и сооружений и их комплексов

7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации:

7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне

7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

7.3. Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов

9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды

10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения

12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.

Техническим заданием Документации установлен состав работ: разработка проектной документации.

Согласно разделу II Приказа 624, работы по подготовке проектной документации требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

При этом согласно Техническому заданию предусмотрено, что в состав проекта входят следующие объекты: карьер, внутренние отвалы, карьерные автодороги, карьерная площадка. Разработка карьера предусмотрена для получения песчано-гравийного материала и песка.

Работы по добыче строительных песков должны проводиться согласно утвержденному техническому проекту разработки месторождения, выполненному проектной организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ.

В соответствие с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение государственной экспертизы проектной документации необходимо только в случаях, если в составе разрабатываемого месторождения планируется строительство объектов капитального строительства, оказывающее влияние на безопасность.

В данном случае добыча полезных ископаемых запроектирована без строительства объектов капитального строительства.

Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что согласно Перечню, утвержденному Приказом 624, работы по проектированию месторождений без последующего капитального строительства не отнесены к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем, наличие у исполнителя свидетельства о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией, не требуется.

Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования в Документации противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Также следует отметить, что документацией установлено требование о наличии СРО на работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Статьей 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень саморегулируемых организаций следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Таким образом, установление в документации, предметом которой является проектирование, требования о наличии СРО о допуске к видам работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, является неправомерным, поскольку не относится к предмету договора.

Комиссия Псковского УФАС России в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом иных выявленных нарушений, а именно:

Согласно извещению договор подписывается сторонами не позднее пяти дней со дня подписания Протокола подведения итогов.

В соответствии с пп. 5 пункта 4.4.5 раздела 4 Положения договор подписывается сторонами в срок, установленный в извещении о запросе котировок.

Таким образом, договор по итогам проведения закупки мог быть заключен в срок, не соответствующий сроку, закрепленному в ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, предусмотренному для возможности обжалования действий организатора торгов, конкурсной комиссии, оператора электронной площадки.

В Определении Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 сделан вывод о том, что установление заказчиком в Положении о закупке срока на заключение договора менее чем 10-ть календарных дней исключает фактическую возможность административного обжалования действий (бездействия) заказчика и противоречит положениям части 10 статьи 3 Закона о закупках и части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

При этом Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Разрабатываемое участником закупки положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией Псковского УФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

Пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации и извещении о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Вместе с тем, Документация не содержит указаний на календарную дату подведения итогов закупки.

Таким образом, в Документации и Извещении Заказчиком не установлена конкретная дата подведения итогов закупки, что нарушает пункт 7 части 9 статьи 4 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «…» обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 7 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Предписание не выдавать в связи с добровольной отменой запроса котировок.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                      «…»

 

Члены Комиссии:

«…»

 

«…»

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны