Решение №230/ЮМ от 27.01.2012 Решение по делу № 58/17/11-АМ от 9 июня 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


   

 

 

                 

   ФЕДЕРАЛЬНАЯ

   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ

   СЛУЖБА                        

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

по Псковской области

 

  ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

  тел. (8112) 66-55-53, факс (8112) 66-55-53

  e-mail: to60@fas.gov.ru

 

27.01.2012    №  230/ЮМ

 

На № ________ от __________________

  

 

Ответчику:

Государственному  комитету Псковской области по природопользованию  и охране окружающей среды

ул. Некрасова, д. 23, Псков, 180001

 

Заявителю:

ООО «Эльсинор»

ул. Новгородская, д. 7, г. Псков, 180014

 

Заинтересованным лицам:

ООО «НДГ»

 

МП  «Совхоз Шелонский»

 

ИП Тимофеевой В.В.

 

ООО «КромЛесПромхоз»

 

ООО «Грааль»

 

ЛПК «Псковское лесопромышленное предприятие»

ул. Я. Фабрициуса, д. 10, г. Псков

 

ООО «Охотничьи просторы»

 

ООО «Лестранс»

 

ООО «Межхозяйственный лесхоз Печорский»

 

 

ЗАО «Строительная фирма «ДСК»

 

ООО «Сильванус»

 

ООО «Оберон»

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 58/17/11 - АМ

 

23 января  2012 года                                                                                     г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 января 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено  27  января  2012 года.

   

 Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – (---);  членов Комиссии: (---),(---),(---) рассмотрев дело № 58/17/11 - АМ по признакам нарушения Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (далее - Комитет) (адрес: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23) ч. 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии: представителей Комитета – (---), (---) ; заявителя ООО «Эльсинор» (---) ;  заинтересованных лиц – (---)представителя ООО «Грааль»,  Генерального директора ООО «Оберон»(---),(---) – директора ООО «КромЛесПромхоз», (---) - директора ООО «Межхозяйственный лесхоз Печорский».

 

УСТАНОВИЛА:

      Основанием для возбуждения дела послужило заявление от ООО «Эльсинор» (вх. № 4393/ДЛ от 12.10.2011), содержащее информацию о наличии в действиях Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды признаков нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении им  аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.

   ООО «Эльсинор»  считает, что Комитетом при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности допущены нарушения законодательства, что является непреодолимым препятствием для участия в нем. В проектной документации к аукциону в разделе «Расчет арендной платы» применен коэффициент 1,2 по отношению к минимальным ставкам арендной платы. Установление арендной платы с использованием дополнительного повышающего коэффициента 1,2, не установленного правовыми актами,  является нарушением требований Лесного законодательства. Применение повышающего коэффициента привело к повышению начальной цены предмета аукциона, и, как следствие к увеличению задатка, что является непреодолимым препятствием для участия в торгах.  

ООО «Эльсинор» просит принять меры  по восстановлению законности при подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды лесных участков.

Комитет, в соответствии с письменными объяснениями (вх. № 4834/ОМ от 03.11.2011 г.), считает, что согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено этим кодексом.

Согласно п. 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 4 вышеуказанной статьи. Частью 2 статьи 73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы  за единицу объема  лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством РФ  в соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ. 

Из вышеуказанного следует, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310  "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление Правительства), и закон не запрещает устанавливать более высокий размер арендной платы по соглашению сторон, исходя их позитивности нормы статьи 614 гражданского кодекса РФ.

Комитет считает, что по соглашению Сторон размер арендной платы в договоре аренды лесного участка может включать в себя как минимальные, так и сверхминимальные ставки платы за лесные участки. 

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного установила следующее.

В соответствии с постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 года № 250 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды»  к основным полномочиям Комитета в сфере лесопользования относится, в том числе, предоставление в установленном порядке лесных участков, находящихся в собственности области. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование  гражданам и юридическим лицам.

Приказом Государственного комитета по природопользованию и охране окружающей среды от 08.11.2010 года № 538а утвержден состав аукционной комиссии для проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.

Приказом Государственного комитета по природопользованию и охране окружающей среды от 08.11.2010 года № 538 утверждено Положение об аукционной комиссии для проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.

Председателем комитета 19.08. 2011 был издан приказ № 376 «О проведении аукциона» на заключение договоров аренды лесных участков.

Извещение о проведении аукциона было опубликовано 23 августа 2011 года в газете «Псковская правда» и на официальном сайте Комитета www.licensing.pskov.ru..

В соответствии с аукционной документацией  на аукцион выставлено семь предметов аукциона.

Согласно сведениям, указанным в журнале приема заявок для участия в аукционе подали заявки 3 участника.

В соответствии с протоколом  приема заявок № 9 от 22.09.2011 года на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного на землях, находящихся в государственной собственности 24 октября 2011 года  4 заявителя стали участниками вышеуказанного аукциона.

Аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности  состоялся  24 октября 2011года. 

В соответствии с протоколом № 1 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 24 октября 2011 года  по предмету аукциона № 3 единственный участник  аукциона Тимофеева В.В. имеет право на  заключение договора аренды лесного участка, расположенного в КУ «Невельское лесничество», участковом лесничестве Усвятском, в  кварталах: 51-74.

На основании протокола заключен и зарегистрирован  договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 25.10.2011 № 21-2011, за № 60-60-03/015/2011-185.          .

В соответствии с протоколом № 2 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 24 октября 2011 года  по предмету аукциона № 5 единственный участник  аукциона Тимофеева В.В. имеет право на  заключение договора аренды лесного участка, расположенного в КУ «Невельское лесничество», участковом лесничестве Усвятском, в  кварталах:147-182.

На основании протокола заключен и зарегистрирован  договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 25.10.2011 № 22-2011, за № 60-60-03/015/2011-186.

В соответствии с протоколом № 3 аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 24 октября 2011 года  по предмету аукциона № 1 победитель аукциона МП «Совхоз Шелонский»  имеет право на  заключение договора аренды лесного участка, расположенного в КУ «Порховское лесничество», участковом лесничестве Павском, в  кварталах: 437-441,  443-448, 450, 451.

На основании протокола заключен и зарегистрирован  договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 25.10.2011 № 23-2011, за № 60-60-06/014/2011- 421.

Комиссия Псковского УФАС по применению Комитетом повышающего коэффициента 1,2  при  проведении вышеуказанного аукциона пришла к следующим выводам.

Установленный Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в извещении о проведении торгов предмет аукциона – право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося  в государственной собственности  указывает на продуктовые границы того товарного рынка, на котором обращается товар и взаимозаменяемые для приобретателей товары.

Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на право аренды, являются конкурентами при прохождении процедуры получения права аренды земельного участка, определены рынком услуг по сдаче в аренду (внаем) нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД – 70.20.12.000 «Общероссийского  классификатора продукции по видам экономической деятельности  «ОК 034-2007 (КПЕС 2002)».

В целях рассмотрения дела № 58/17/11 – АМ, географические границы товарного рынка услуг  по сдаче в аренду  участков лесного фонда,  находящихся в государственной собственности, определены границами 7 участков лесного фонда на территории Псковской области, что обусловлено местоположением продавца данного товара – Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, и приобретателей товара - потенциальных участников лесного аукциона, а также тем, что объектом  исследования   является процедура торгов на право  заключения договора аренды лесных участков,  которые имеют установленные  организатором торгов границы.

Псковским УФАС России проведен опрос хозяйствующих субъектов, принимавших участие в предыдущих аукционах  и субъектов,  являющихся членами Ассоциации природопользователей Псковской области: является ли установление  Государственным Комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды добавочного коэффициента 1,2 при расчете начальной арендной платы для  каждого лота аукциона препятствием для  Вашего участия в нем.

 В процессе рассмотрения дела в адрес Псковского УФАС поступила информация от следующих хозяйствующих субъектов: ООО «Грааль» (вх. № 5038/ОМ от 17.11.2011 г.),  ООО «КромЛесПромхоз» (вх. № 5037/ОМ от 17.11.2011 г.)   ООО «Гранд»  (вх. 5071/ДЛ от 18.11.2011 г.), ООО «Аларис»  (вх. № 5070/ДЛ от 18.11.2011), ООО «Юнион» (вх. 5069/ДЛ от 18.11.2011 г.),  ЛПК «Псковское лесопромышленное предприятие» (вх. № 5066/ДЛ от 18.11.2011), ООО «Гларион» (вх. 5068/ДЛ от 18.11. 2011), ООО «Корвет»   (вх. 5067/ДЛ от 18.11.2011 г.), ООО «Лесник» (вх. № 4960/ОМ от 14.11.2011), ООО «Сильванус» (вх. № 4936/ОМ от 10.11.2011), ЗАО «Строительная фирма «ДСК» (вх. № 4935/ОМ от 10.11.2011),  ООО «Межхозяйственный лесхоз Печорский (вх. № 4845/ОМ от 07.11.2011), ООО «НДГ» (вх. № 4811/ОН от 03.11.2011), ООО «Лестранс» (вх. № 4812/ОМ от 03.11.2011), ООО «Охотничьи просторы» (вх. № 4803/ОН от 02.11.2011),   ООО «ПсковЛесПромхоз» (вх. № 5072/ДЛ от 18.11.2011), ООО «Оберон» (вх. № 193/ДЛ от 17.01.2012).  

Для 7 хозяйствующих субъектов установление добавочного коэффициента  не является препятствием для участия в аукционе, для остальных  11 наличие вышеуказанного коэффициента является препятствием для участия в аукционе.  Никто из участников опроса,  заявки на участие в рассматриваемом аукционе не подавал.

В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.

Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.

Пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4  статьи 73.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.

Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым.

Из сложившейся судебной практики следует, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Из вышесказанного следует, что начальная арендная плата Комитетом установлена законно, в том числе с перечислением определенной суммы в бюджет субъекта, что не противоречит требованиям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона  N 135-ФЗ в случае, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по аренде недвижимого имущества, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения лесных аукционов.

Ограничение доступа к участию в торгах проявляется в безосновательном устранении хозяйствующего субъекта  от участия в процедурах проведения торгов, создании необоснованных препятствий.

Комиссия Псковского УФАС изучила извещение о проведении аукциона и аукционную документацию по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности,  состоявшемся  24 октября 2011 года.

Все положения извещения соответствуют требованиям ч. 4 ст. 79 Лесного Кодекса РФ.  Комиссией  Псковского УФАС в аукционной документации не было выявлено установление Комитетом  дополнительных требований  и критериев к хозяйствующим субъектам, участникам торгов,  свидетельствующих о создании необоснованных препятствий для участия в торгах и направленных на отстранение от участия в аукционе заявителей.

  Заявитель ООО «Эльсинор» не подавал заявки на участие в торгах по вышеуказанному аукциону, поскольку считал, что установленная Комитетом арендная плата  с применением коэффициента сама по себе незаконна,  ограничивает его права и является препятствием для участия в аукционе.   

Комиссия Псковского УФАС  считает, что  действия Комитета по применению им повышающего коэффициента при расчете арендной платы  при проведении им аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности не является ограничением доступа к участию в торгах, поскольку установление коэффициента законно,  а  направление заявки заявителем на участие в аукционе является свободным волеизъявлением и  согласием  с условиями торгов.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Псковского УФАС были выявлены процедурные  нарушения при проведении  торгов:

1. В соответствии с ч. 13 ст. 79 Лесного кодекса РФ заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. В соответствии с  "Комментариями к Лесному кодексу Российской Федерации" (постатейный) (под ред. А.А. Ялбулганова): если на аукционе проводятся торги по нескольким лотам (аукционным единицам), заявитель вправе подать только одну заявку на один и тот же лот, при этом заявитель вправе подать несколько заявок на разные лоты. На каждый лот заявитель оформляет отдельную заявку с приложением всех необходимых документов к каждой заявке. Если заявитель претендует на участие в аукционе по более чем одному лоту аукциона, допускается предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в копиях по каждому из последующих лотов. В указанных случаях копии соответствующих документов заверяются нотариально.

Смысл вышеуказанного комментария подтверждается пунктом 4.3. Приказа  Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 01.09.2009 N 825  "Об утверждении Административного регламента Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды по исполнению государственной функции по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений" и информацией,  указанной в извещении об аукционе, а именно: заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Если на аукционе проводятся торги по нескольким предметам аукциона, заявитель вправе подать только одну заявку на один и тот же лот, при этом заявитель вправе подать несколько заявок на разные лоты. 

ИП (---) была подана  одна заявка на участие в двух предметах аукциона, что зарегистрировано в журнале приема заявок.  В соответствии с ч. 8 ст. 79  Лесного кодекса РФ основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются: представление заявки, не соответствующей установленным требованиям. К требованиям относится, в том числе, и форма заявки Но, в приложении № 2 к Административному регламенту форма заявки подразумевает подачу одной заявки на несколько предметов аукциона:

                                  Заявка

 

    Прошу  принять  заявку  на  участие  в  аукционе  по  продаже  права на

заключение договора аренды лесного участка ________________________________

                                             (указать цель использования)

/купли-продажи лесных насаждений, расположенного (расположенных) на землях,

находящихся    в   государственной    собственности,   который    состоится

"____" __________ 200__ г. по следующим предметам аукциона:

 

 

Место-
распо-
ложение

Лесни-
чество

N   
квартала

Площадь,
га  

Хозяйство

Объем 
заготовки
лесных 
ресурсов

Единица
измерения

Начальная
цена, 
руб.  

Сумма 
задатка,
руб. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и уведомить о допуске к участию в аукционе следующим способом: _________________________________________________.

 

Данные противоречия не ограничивают конкуренцию при  проведении торгов, но нарушают установленные законодательством  положения при  проведении торгов.

2.  В соответствии  с пунктом 1 части 7  и  8  ст. 80 Лесного кодекса РФ, п.  5.4. Административного регламента,  в случае, если в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона, аукцион признается несостоявшимся. В случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 ст. 80, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).

Исходя из п. 1  Протоколов № 1 и № 2  ИП (---). была единственным участником аукциона по предметам аукциона №  3,5 и ней заключены договора № 60-60-03/015/2011-186 и 60-60-02/015/2011-186. В вышеуказанных протоколах не отражен факт того, что аукцион признан не состоявшимся, тем самым  нарушен порядок проведения аукциона.

Комиссия Псковского УФАС России  рекомендует Комитету в дальнейшем, при проведении аукционов, не допускать нарушений процедуры торгов.

 

        РЕШИЛА:

1. Прекратить  рассмотрение дела № 58/17/11-АМ, возбужденного в отношении Государственного Комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды по признакам нарушения им  части 2  статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства ведущего к ограничению доступа участия  в торгах.

 

 

       Председатель Комиссии          (---)

 

                   Члены Комиссии           (---)                                                                                                     

                                                           (---)

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона  от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны