Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 8 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного

законодательства № 37/10/14-ЕМ

 

05 августа 2014 г.                                                                                         г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена  23 июля 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2014 года.

                                                                                                                    

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

        председателя Комиссии  <изъято> – зам. руководителя управления – начальника отдела; членов Комиссии: <изъято>  – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, <изъято> - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий; <изъято>  – специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, рассмотрев  дело  № 37/10/14-ЕМ по признакам нарушения Муниципальным предприятием «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» (Псковская область, г. Печоры, ул. Рижская, д. 12) п. 10 ч. 1  ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

          Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС России) на основании Приказа Псковского УФАС России № 58 от 07.04.2014 была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального предприятия «Печорские тепловые сети» муниципального образования «Печорский район» (далее – МП «Печорские тепловые сети»).

          Предметом проводимой проверки явилось соблюдение требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части соблюдения запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынках услуг теплоснабжения, водоснабжения и канализации, частей 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проверки инспекцией Псковского УФАС России установлено следующее.

МП «Печорские тепловые сети» взимает плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения  согласно утвержденным директором МП «Печорские тепловые сети»   локальным сметным расчетам на подключение к наружным инженерным сетям канализации и водоснабжения (период проверки с 21.04.2013 по 20.04.2014, Приказ № 58 от 07.04.2014).

По мнению инспекции, в действиях МП «Печорские тепловые сети» по взиманию с потребителей платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и канализации содержатся признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По результатам проверки составлен акт проверки № 6/135 от 06.05.2014, на который МП «Печорские тепловые сети» представило возражение (вх. № 1744 от 26.05.2014).

На заседании Комиссии и письменном объяснении (вх. № 3429 от 23.07.2014) представитель МП «Печорские тепловые сети» пояснил, что решение о взимании платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения (канализации) принято до вступления в законную силу Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и  водоотведении», а также постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406, утвердившего Основы ценоообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч. 13 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. В связи с тем, что вышеуказанное Постановление было принято Правительством РФ 13.05.2013, МП «Печорские тепловые сети» не представилось возможным выйти с предложением об установлении тарифа на технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения на 2014 г.

В настоящее время МП «Печорские тепловые сети» принято решение не взимать плату за технологическое присоединение в случае самостоятельного проведения работ заказчиком по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения (Приказ  № 18 от 19.05.2014).

10.06.2014 приказом № 27-в Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетике для МП «Печорские тепловые сети» установлен тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на 2014г.

Рассмотрев и проанализировав представленные материалы, заслушав доводы представителя МП «Печорские тепловые сети», Комиссия приходит к следующим выводам.

  1. Муниципальное  предприятие «Печорские тепловые сети» является

юридическим лицом, действует на основании Устава (ОГРН 1056001600148, ИНН 6015006790, место нахождения: Псковская область, г. Печоры, улица Рижская, д. 12).

МП «Печорские тепловые сети» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и канализации в границах Печорского района, и Приказом от 14.03.2008 № 8 Псковского УФАС России включен в Реестр хозяйствующих субъектов Псковской области, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, МП «Печорские тепловые сети» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения на территории Псковской области Печорский район, и на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2. В ходе проверки инспекцией Псковского УФАС России установлено следующее.

Директором МП «Печорские тепловые сети» в 2011 г. утверждены локальный сметный расчет на подключение к наружным инженерным сетям канализации и локальный сметный расчет на подключение к наружным инженерным сетям водоснабжения (Акт проверки № 6/135 от 06.05.2014). 

МП «Печорские тепловые сети» представлен Реестр физических лиц, подключенных к сетям водоснабжения и/или водоотведения за период с 21.04.2013 по 21.04.2014 с приложением технических условий, на основании которых произведено подключение (вх. № 3429 от 23.07.2014).

Представитель МП «Печорские тепловые сети» пояснил и в ходе проверки инспекцией установлено, что договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения (водоотведения) согласно содержанию типовых договоров, утвержденных Постановление Правительства от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» с физическими лицами, подключенными к сетям водоснабжения, не заключались.

Согласно пунктом 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правил № 83) установлено, что плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В ч. 13 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) регламентированы основы правового регулирования механизма платы за подключение (технологическое присоединение), который рассчитывается согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом 3 параметров:

- установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение);

- величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки;

- расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных (канализационных) сетей к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения).

Согласно п. п. 81 - 87 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406):

- плата за подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) определяется согласно установленным тарифам на подключение (технологическое присоединение) либо в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования;

- тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения сетей к объектам централизованных систем (ставка за протяженность сети);

- размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов: на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налога на прибыль;

- в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на реконструкцию (модернизацию) существующих объектов централизованных систем;

- расходы на реконструкцию (модернизацию) существующих объектов систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Госстроем России, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ; законом субъекта РФ могут быть установлены категории абонентов, в отношении которых допускается установление платы за подключение их объектов в меньших размерах (льготная плата), основания для предоставления такой льготы, источники и порядок компенсации регулируемым организациям доходов, недополученных в результате предоставления таких льгот; в случае установления для отдельной категории абонентов льготной платы за подключение повышение платы за подключение для других категорий абонентов не допускается.

В ч. 14 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении обозначен запрет на взимание с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), организацией, осуществляющей холодное водоснабжение (водоотведение).

То есть любое изменение обозначенных критериев оплаты подключения (технологического присоединения) должно быть обозначено федеральным законом.

Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360 (далее – Правил № 360).

Инвестиционная программа МП «Печорские тепловые сети» не утверждена. В этом случае, пункт 14 предусматривает следующее:

- обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;

- если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Частью 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

С учетом приведенных правовых норм Комиссия Псковского УФАС России считает неправомерным взимание МП «Печорские тепловые сети» с физических лиц платы за подключение к сетях водоснабжения по самостоятельно рассчитанной стоимости без обращения за утверждением тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, доход, полученный МП «Печорские тепловые сети» за период с 21.04.2013 по 21.04.2014 с физических лиц за подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения, составляющий без учета НДС 69495 руб. 76 коп. (шестьдесят девять тысяч четыреста девяносто пять рублей 76 копеек), получен вследствие нарушения антимонопольного законодательства (Реестр физических лиц, подключенных к сетям водоснабжения и/или водоотведения за период с 21.04.2013 по 21.04.2014, вх. № 3429 от 23.07.2014).

Комиссия учла, что до принятия решения по делу  МП «Печорские тепловые сети» прекратило взимание платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения (Приказ № 18 от 19.05.2014) и обратилось в Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике за установлением тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения (Приказ № 27-в от 10.06.2014 Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике).

Таким образом, МП «Печорские тепловые сети» взимая плату  за подключение к наружным сетям водоснабжения  по самостоятельно рассчитанной стоимости, нарушило п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2012 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за подключение к наружным сетям водоснабжения  по самостоятельно рассчитанной стоимости.

2. Прекратить рассмотрение дела № 37/10/14-ЕМ, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Выдать МП «Печорские тепловые сети» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.        

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии:                                                                     <изъято>

 

Члены Комиссии:                                                                        <изъято>

 

                                                                                                    <изъято>

 

                                                                                                    <изъято>

 

          Решение в полном объеме подлежит изготовлению в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны