Решение №3541/ДТ Решение по делу от 20 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 060/01/10-447/2021

г. Псков                                                                                                    20 сентября 2021 г.    

Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: «…»  –  заместителя руководителя, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

членов Комиссии: «…» – главного государственного инспектора  отдела товарных рынков и естественных монополий, «…» – главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 060/01/10-447/2021, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Псков» (ООО «Газпром межрегионгаз Псков») (место нахождения:180016, г. Псков, Рижский пр., д. 20; ОГРН 1026000962459, ИНН 6027059228) по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя заявителя – первого заместителя Главы Администрации Псковского района «…»,

представителя ответчика – «…» по доверенности № ГМП-1 от 30.12.2020,

представителя заинтересованного лица - «…» по доверенности № 1 от 17.06.2021,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление Администрации Псковского района (вх. № 530з от 27.05.2021) о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Газпром межрегионгаз Псков», направившего уведомление от 19.05.2021 об ограничении поставки газа в адрес МП Псковского района «Коммунальные услуги» (далее – МП «Комуслуги»). 

Согласно заявлению, 19.05.2021 ООО «Газпром межрегионгаз Псков» направило в адрес МП «Комуслуги» уведомление № 42/11-4782 о полном ограничении поставки газа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате поставляемого газа, предусмотренного договором поставки газа, допущенном МП «Комуслуги» более 3 раз в течение 12 месяцев,  с 10 часов 14 июня 2021 г. до полного погашения задолженности. 

В связи с установлением в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Псков» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем направления в адрес МП «Комуслуги» уведомления от 19.05.2021 о полном ограничении поставки газа, результатом чего явилось (могло явиться) ущемление интересов других лиц, в том числе добросовестных потребителей услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, оказываемых МП «Комуслуги», Псковским УФАС России в соответствии с приказом от 19.07.2021 № 39 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/10-447/2021 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Псков».

В ходе рассмотрения дела № 060/01/10-447/2021 Комиссией Псковского УФАС России установлено:

Между ООО «Газпром межрегионгаз Псков» (Поставщик) и МП «Комуслуги» (Покупатель) заключен договор поставки газа № 42-5-7680 от 30.12.2020 (далее – Договор).

В соответствии с п. 3.5 Договора Поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.

ООО «Газпром межрегионгаз Псков» направило в адрес МП «Комуслуги» уведомление от 19.05.2021 № 42/11-4782 об ограничении поставки газа, согласно которому в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате поставляемого газа, предусмотренных договором поставки газа, допущенным МП «Комуслуги» более 3 раз в течение 12 месяцев, производится полное ограничение поставки газа с 10 часов 14.06.2021 до полного погашения задолженности.

В уведомлении указано, что после полного ограничения поставки газа в целях обеспечения теплоресурсами добросовестных потребителей Ваше предприятие может приобрести газ на биржевых торгах, у независимых производителей газа, либо воспользоваться резервными или альтернативными видами топлива.

В соответствии с решением Арбитражного суда Псковской области от 16.01.2020 по делу №А52-53/2017 МП «Комуслуги» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим должника утверждена Вишнева Ольга Сергеевна.

Конкурсный управляющий МП «Комуслуги» Вишнева О.С. в ответ на уведомление от 19.05.2021 направила в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Псков» письмо от 19.05.2021 № 06/902, в котором сообщила, что  в силу п.2 Приложения к Правилам № 1245 МП «Комуслуги» относится к категории потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в связи с тем, что предприятие осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения Псковского района.

Также в письме сообщалось, что предприятием приняты все меры для погашения задолженности, указаны причины образования задолженности – снижение платежеспособности контрагентов.

Письмом от 04.06.2021 № 07/1062 МП «Комуслуги» просило Поставщика не ограничивать поставку газа, так как он необходим для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов – граждан Псковского района, которые в подавляющем большинстве своевременно и полностью оплачивают коммунальные услуги, в том числе детей и пенсионеров, а также социально значимых объектов, не имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. МП «Комуслуги» указало, что вхождение в режим ограничения газопотребления невозможно без нарушения прав добросовестных плательщиков, своевременно оплачивающих услуги по отоплению и горячему водоснабжению МП «Комуслуги».

Также указанным письмом МП «Комуслуги» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Псков» документы, необходимые для заключения соглашения для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов абонентов, не имеющих задолженности в соответствии с пп. 11, 12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 (далее – Правила № 1245).

По состоянию на 01.05.2021 задолженность МП «Комуслуги» перед  ООО «Газпром межрегионгаз Псков» за текущее потребление составила 47 893 361,42 руб. (за 12 месяцев до направления уведомления от 19.05.2021), что подтверждено актами сверки взаимных расчетов от № 1345 от 05.05.2021, № 1346 от 05.05.2021, № 1347 от 05.05.2021, № 1348 от 05.05.2021 (письмо ООО «Газпром межрегионгаз Псков» от 03.06.2021 № 42/05-5511).

Согласно объяснению МП «Комуслуги» от 07.06.2021 № 08/1070, представленному в адрес Псковского УФАС России, ограничение поставки газа планировалось на принадлежащих ему газовых котельных, расположенных в д. Череха, д. Уграда, д. Богданово, д. Родина, д. Неелово Псковского района. Данные котельные оказывают услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению потребителям Псковского района. Представлен перечень всех потребителей, который включает жителей многоквартирных домов, социальные учреждения (больницы, детские сады, школы), государственные учреждения, почтовые отделения, коммерческие предприятия.

Письмом от 04.06.2021 № 07/1062 МП «Комуслуги» представило Поставщику  ведомость исправных плательщиков по услуге отопления и горячего водоснабжения и перечень абонентов – юридических лиц, не имеющих задолженности за отопление и горячее водоснабжение.

На запрос Псковского УФАС России ООО «Газпром межрегионгаз Псков» представило объяснение от 03.06.2021 № 42/05-5511 о том, что уведомление от 19.05.2021 было направлено на основании пп. е) п. 2 Правил № 1245 в связи с образовавшейся задолженностью МП «Комуслуги» более 3 раз в течение 12 месяцев.  В соответствии с ч. 2 п. 8 Правил № 1245 уведомление должнику направлено 19.05.2021 - в срок не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения (14.06.2021).

В письме в Псковское УФАС России ООО «Газпром межрегионгаз Псков» сообщило, что в случае не погашения задолженности должником в срок до 14.06.2021, или непринятия мер, предусмотренных п. 12 Правил № 1245 и уведомлением, ООО «Газпром межрегионгаз Псков» вынужден будет применить к МП «Комуслуги» меры, указанные в уведомлении от 19.05.2021 № 42/11-4782.

ООО «Газпром межрегионгаз Псков» обращалось в Арбитражный суд с исками к МП «Комуслуги» о взыскании задолженности – решение Арбитражного суда Псковской области от 27.04.2021 по делу № А52-1341/2021, от 25.05.2021 по делу № А52-1866/2021, от 07.05.2021 по делу № А52-1223/2020, от 04.06.2020 по делу № А52-1474/2020, от 23.07.2020 по делу № А52-2043/2020, от 10.08.2020 по делу № А52-2485/2020 и др.

На запрос Псковского УФАС России Администрация Псковского района письмом от 01.07.2021 № 3232 сообщила, что фактическое ограничение поставки газа  ООО «Газпром межрегионгаз Псков» на газовые котельные до настоящего времени не производилось.

В соответствии с информацией, полученной от МП «Комуслуги» в ходе рассмотрения дела, ограничение поставки газа 14.06.2021 планировалось на 5 котельных. Основные сведения, содержащиеся в представленных технических паспортах на котельные, представлены в таблице:

 

№ п/п

Наименование котельной

Количество отапливаемых зданий, сооружений

Вид основного топлива

Вид резервного топлива

1.

КУ № 4, д. Неелово

30

Газ природный

Нет

2.

КУ № 24, д. Череха

18

Газ природный

Нет

3.

КУ № 5, д. Богданово

15

Газ природный

Нет

4.

КУ № 2, д. Родина

25

Газ природный

Нет

5.

КУ № 2, д. Уграда

10

Газ природный

Нет

 

Согласно представленным реестрам, МУП «Комуслуги» заключено 40 договоров на поставку тепловой энергии с юридическим лицами и 2649 гражданами.

Позиция МП «Комуслуги» по делу.

В ответ на определение о назначении дела к рассмотрению МП «Комуслуги» представило пояснения по делу от 29.07.2021 № 06/1423:  

МП «Комуслуги» считает, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Псков» по направлению уведомления об ограничении поставки газа от 19.05.2021 совершены в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1245 от 25.11.2016 (далее – Правила № 1245). В ответ на уведомление 04.06.2021 МП направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Псков» расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, в соответствии с п. 12 Правил № 1245. В результате ООО «Газпром межрегионгаз Псков» письмом от  09.06.2021 № 42/11-5636, направленном в адрес МП, отменил действие уведомления от 19.05.2021 о полном ограничении поставки газа.

МП «Комуслуги» сообщило, что на образовавшуюся задолженность повлияли задержка с выплатой субсидии, компенсирующей финансовые потери в связи с предоставлением услуг населению по льготным тарифам со стороны Администрации Псковской области и отсутствие финансирования работ по подготовке к отопительному сезону со стороны Администрации Псковского района.

МП Псковского района «Коммунальные услуги» представлены дополнительные пояснения по делу от 11.08.2021 о наличии экономической и технической возможности приобретения газа у независимых производителей газа или на бирже, а также об отсутствии возможности использования альтернативных видов топлива на газовых котельных.

Согласно правовой позиции, представленной ООО «Газпром межрегионгаз Псков» в ходе рассмотрения дела (исх. от 28.07.2021 № 42/05-7470), в соответствии с пп. е) п. 2 Правил № 1245 основанием  для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев. Задолженность МП «Комуслуги» на момент направления уведомления от 19.05.2021 составляла 47 893 361,42 руб. (12 полных периодов неоплаты потребленного газа за 12 месяцев поставки газа).

После рассмотрения представленных МП «Комуслуги» сведений о перечне абонентов, производящих оплату потребляемой тепловой энергии и расчета объемов газа, необходимых для выработки тепловой энергии для добросовестных абонентов, ООО «Газпром межрегионгаз Псков» письмом № 42/11-5636 от 08.06.2021 уведомило МП «Комуслуги» об отмене действия уведомления об ограничении поставки газа от 19.05.2021.

Ответчик считает, что действовал в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245.

Позиция заявителя по делу.

Заявитель - Администрация Псковского района считает, что в предполагаемых намерениях ООО «Газпром межрегионгаз Псков» по ограничению поставки газа, как доминирующего субъекта на рынке поставки газа, нацеленных на ущемление интересов МП «Комуслуги», усматривается нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Псковского района письмом от 16.08.2021 сообщила, что задолженность муниципальных бюджетных учреждений Псковского района перед МП «Комуслуги» по состоянию на 01.08.2021 за услуги теплоснабжения отсутствует. 

Изучив представленные материалы и заслушав позицию заявителя и ответчика, комиссия отмечает:

В ходе рассмотрения дела Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке поставки газа конечным потребителям на территории Псковского района Псковской области.

Анализ товарного рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет от 14.07.2021.

В результате проведения анализа товарного рынка установлено следующее.

Согласно п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке газа, поставляемого по газотранспортной системе конечным потребителям по оптовым ценам на границе газораспределительной станции (далее – ГРС) газотранспортной организации ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» с газопроводами газораспределительных организаций (далее – ГРО)  и сетей конечного потребителя на территории Псковского района Псковской области, включены хозяйствующие субъекты, реализующие в указанных границах рассматриваемый товар в 2020 г. – июне 2021 г.

На территории Псковской области зарегистрированы две ГРО – АО «Газпром газораспределение Псков» и ООО «ГазРесурс», осуществляющие деятельность по транспортировке газа по газораспределительным сетям в соответствии с утвержденными тарифами.

На запрос Псковского УФАС России  АО «Газпром газораспределение Псков» представило информацию от 09.07.2021 № 42/06-6746, согласно которой ООО «Газпром межрегионгаз Псков» является единственным поставщиком газа на территории Псковской области.

ООО «ГазРесурс» письмом от 13.07.2021 № 194 ответило, что поставку газа на территории Псковской области, в том числе Псковского района, осуществляет  ООО «Газпром межрегионгаз Псков», с которым у ООО «ГазРесурс» заключен договор об оказании услуг по транспортировке газа.

Исходя из целей исследования, рассматриваются действия, совершенные на территории Псковского района Псковской области.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Псков» (Поставщик) и МП «Комуслуги» (Покупатель) заключен договор поставки газа № 42-5-7680 от 30.12.2020 (далее – Договор). Поставка газа осуществляется на основании договора транспортировки газа, заключенного  ООО «Газпром межрегионгаз Псков» с АО «Газпром газораспределение Псков».

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 19.08.2021 № ЮЭ9965-21-209643385  МП «Комуслуги» осуществляет в качестве основного вид деятельности с кодом ОКВЭД 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды».

Точками поставки газа являются объекты МП «Комуслуги» - котельные, расположенные на территории Псковского района. Конечные потребители коммунальных ресурсов, вырабатываемых котельными посредством использования газа, расположены в Псковской районе Псковской области.

 На основании изложенного, географические границы товарного рынка определены как границы раздела газораспределительных сетей АО «Газпром газораспределение Псков» и сетей конечного потребителя на территории Псковского района Псковской области.

 Таким образом, в географических границах Псковского района Псковской области выявлен единственный хозяйствующий субъект, осуществлявший поставку газа конечным потребителям -  ООО «Газпром межрегионгаз Псков».  

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 14.07.2021 № ЮЭ9965-21-179293886 ООО «Газпром межрегионгаз Псков» (ИНН 5003021311, адрес юридического лица: 180016, г. Псков, Рижский пр., д.20) осуществляет основной вид деятельности, классифицируемый кодом ОКВЭД 46.71 «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом».

Согласно п. 2.1 Устава ООО «Газпром межрегионгаз Псков», утвержденного 07.08.2020, целями деятельности Общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Псковской области в соответствии с заключенными договорами.

Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ООО «Газпром межрегионгаз Псков» является единственным участником рынка с долей 100%, что дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, положение ООО «Газпром межрегионгаз Псков» на рынке поставки газа потребителям Псковского района Псковской области признается доминирующим.

 Следовательно, на ООО «Газпром межрегионгаз Псков» распространяются требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона № 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.  

В соответствии со ст. 8 Закона № 69-ФЗ Правительство Российской утверждает правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители).

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 утверждены  Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.

В соответствии с пп. е) п. 2 Правил № 1245 основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является, в том числе:

- полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Согласно п. 8 Правил № 1245 поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

В силу п. 10 Правил № 1245 ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

В соответствии с п. 11 Правил № 1245 потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Согласно п. 12 Правил № 1245 исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.

Согласно п. 13 Правил № 1245, в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

В силу п. 2 Приложения к Правилам № 1245 организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, относятся к категориям потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В соответствии с приведенными нормами законодательства полное ограничение поставки газа потребителям, которые используют газ для поставки коммунальных ресурсов (горячей воды и тепла) своим абонентам, не предусмотрено.  Непредставление потребителем газа сведений об объеме газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, не является основанием для введения полного ограничения поставки газа.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг установлен в разделе XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Согласно подпункту «а» пункта 117 названных Правил неполная оплата потребителем коммунальной услуги является основанием для введения исполнителем ограничения или приостановления коммунальной услуги.

Из положений пункта 119 Правил № 354 следует, что исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. При неоплате задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления коммунальной услуги, а при отсутствии такой возможности либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 30 дней со дня введения ограничения - приостанавливает предоставление коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения, - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением об этом потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг, которые могут привести к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121, подпункт «б» пункта 122 Правил № 354).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, МП «Комуслуги» оказывает коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов, учреждениям образования и здравоохранения, государственным учреждениям, учреждениям социального и бытового обслуживания Псковского района в соответствии с заключенными договорами.

           Потребители коммунальной услуги добросовестно оплачивают их и их права на получение коммунальной услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения защищены законом. 

От котельных, на которые планировалось полностью ограничить поставку газа, получают коммунальную услугу 40 потребителей – юридических лиц и 2649 граждан.

У потребителей отсутствует техническая возможность получения коммунальной услуги теплоснабжения, кроме котельных МП «Комуслуги», подключенных сетями к объектам потребителей.

Уведомлением от 19.05.2021 № 42/11-4782 Общество проинформировало абонента МП «Комуслуги» о введении полного ограничения поставки газа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате поставляемого газа с 10 часов 14 июня 2021 г. до полного погашения задолженности.

 Указанные действия могли привести к угрозе ущемления прав и интересов добросовестных абонентов МП «Комуслуги» (в том числе учреждений социального обеспечения, здравоохранения, образования и граждан – потребителей) на получение коммунальной услуги, к ущемлению интересов в предпринимательской деятельности МП «Комуслуги».

08.06.2021 письмом № 42/11-5636 ООО «Газпром межрегионгаз Псков» отменил действие уведомления от 19.05.2021 о полном ограничении поставки газа.                          

Фактическое ограничение поставки газа на котельные не производилось.

Комиссия не принимает довод ООО «Газпром межрегионгаз Псков»  о том, что рассматриваемые действия совершены правомерно в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 в связи с наличием задолженности.

ООО «Газпром межрегионгаз Псков» не учтено следующее.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Газпром межрегионгаз Псков» занимает доминирующее положение на рынке поставки газа и на него распространяются запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

Общество, располагая информацией о том, что МП «Комуслуги» приобретает газ в целях оказания коммунальных услуг потребителям, в том числе добросовестным и своевременно их оплачивающим, 19.05.2021 направило уведомление о введении полного ограничения поставки газа 14.06.2021 в одностороннем порядке. При этом не урегулировало вопрос о согласовании с потребителем объемов газа, необходимых для бесперебойного обеспечения коммунальными ресурсами добросовестных абонентов.

В силу п. 2 Приложения к Правилам № 1245 МП «Комуслуги» относится к организациям, осуществляющим эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, и, следовательно, относится к категориям потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В соответствии с п. 13 Правил № 1245 не предусмотрено полное ограничение поставки газа потребителям в случае непредоставления потребителем расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов.

 Поскольку указанные действия противоречат действующему законодательству и ущемляют интересы как потребителей коммунальных услуг, так и МП «Комуслуги»,  действия ООО «Газпром межрегионгаз Псков» могут свидетельствовать о злоупотреблении обществом доминирующим положением.

Направив в адрес абонента указанное уведомление, ООО «Газпром межрегионгаз Псков» не приняло во внимание, что ограничение поставки газа приведет к прекращению оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения и отопления для потребителей граждан и юридических лиц, в том числе добросовестно оплачивающие данную услугу.

МП «Комуслуги» признает задолженность, систематически производит оплату.

В соответствии с п. 9.3 договора № 42-5-7680 разногласия, не урегулированные путем переговоров, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Псковской области. Взыскание задолженности за оказанную услугу допустимо иным способом - в судебном порядке, что было реализовано ответчиком.

В соответствии с решением Арбитражного суда Псковской области от 16.01.2020 по делу №А52-53/2017 МП «Комуслуги» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

В соответствии с п. 2 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.  

В рассмотренном случае требования ООО «Газпром межрегионгаз Псков» подлежали удовлетворению в пятую очередь текущих платежей и в силу Закона о несостоятельности (банкротстве) заявитель не имел возможности оплатить задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Псков» вне установленной очередности, не нарушая закон.

Комиссия отмечает, что ответчик отменил действие уведомления 08.06.2021, т.е. после даты поступления заявления о нарушении антимонопольного законодательства в Псковское УФАС России (27.05.2021). Данное обстоятельство не может служить основанием для прекращения рассмотрения дела.

Управление считает, что создание угрозы наступления негативных последствий для добросовестных потребителей коммунальных ресурсов достаточно для квалификации действий ООО «Газпром межрегионгаз Псков» как нарушающих запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По смыслу ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции состав правонарушения по злоупотреблению доминирующим положением имеет место не только тогда, когда доказан факт ущемления интересов третьих лиц, но и в случаях, когда создается угроза наступления таких последствий.

Использование ответчиком такого способа самозащиты, как угроза прекращения поставки газа в отношении объектов МП «Комуслуги», в результате которого могли пострадать третьи лица, в том числе граждане, добросовестные потребители услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, является злоупотреблением правом.   

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного суда
РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» а
нтимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Учитывая изложенное, комиссия приходит  к выводу, что  ООО «Газпром межрегионгаз Псков» неправомерно направило в адрес МП Псковского района «Коммунальные услуги» уведомление от 19.05.2021 № 42/11-4782 о введении полного ограничения поставки газа с 10 часов 14 июня 2021 г. до полного погашения задолженности без учета требований  пунктов 8, 13 Правил № 1245, пункта 2 Приложения к Правилам № 1245, пункта 121 и подпункта «б» пункта 122 Правил № 354.

Указанные действия могли привести к угрозе ущемления прав и интересов добросовестных абонентов (в том числе учреждений социального обеспечения, здравоохранения, образования и граждан – потребителей) на получение коммунальной услуги. 

           Поскольку на момент вынесения настоящего Решения последствия нарушения устранены, введение ограничения отменено 08.06.2021, Комиссия приходит к выводу об отсутствии основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,  

РЕШИЛА:

1.  Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Псков» нарушение  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неправомерном направлении в адрес Муниципального предприятия Псковского района «Коммунальные услуги» уведомления от 19.05.2021 № 42/11-4782 о введении полного ограничения поставки газа с 10 часов 14 июня 2021 г. до полного погашения задолженности.

2. В связи с отменой действия уведомления о прекращении поставки газа 08.06.2021 предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                              «…»

                                                                                                     

 

 

 

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение одного месяца со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны