Решение б/н Решение по делу от 29 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                         ПО ДЕЛУ  № 060/01/15-72/2021

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

29 июня 2021 года                                                                                                     г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 июня 2021 года.

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Закона о защите конкуренции), в действиях Комитета по образованию Псковской области (местонахождение: ул. Некрасова, д. 25, г.Псков, 180001), выразившиеся в отсутствии обязательного порядка общих параметров нормативной стоимости для муниципалитетов и частных образовательных организаций, что может привести к правовой неопределенности механизма деятельности персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее- ПФДО) и установлению различной нормативной стоимости для исполнителей услуг в зависимости формы собственности и установление требования о наличии в лицензии информации о месте оказания образовательных услуг по дополнительному образованию, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.01.2021 года Управлением, в соответствии с частью 1 статьи  39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, выдано Комитету предупреждение (исх.№180/НЮ) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Приказ.

11.02.2021 года Комитет во исполнение предупреждения, сообщил что не усматривает нарушений требований антимонопольного законодательства.

18.02.2021 года, в связи с невыполнение предупреждения в отношении Комитета возбуждено дело №060/01/15-72/2021 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (материалы дела – Приказ №10 от 18.02.2021 года).

18.02.2020 года Управление в соответствии с ч. 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции, вынесло определение о назначении дела №060/01/15-72/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх.№576/НЮ). Рассмотрение дела назначено  на 10 марта 2021 года.

15.03.2021 года Управлением вынесено определение об отложении рассмотрении дела (исх.№788/НЮ). Рассмотрение дела назначено  на 01 апреля 2021 года.

01.04.2021 года Управлением принято решение об отложении  рассмотрения дела, в связи с необходимостью выдачи Комитету предупреждения о прекращении действий (бездействий), в рамках рассматриваемого дела.

 09.04.2021 года Управлением выдано Комитету предупреждение (исх.№1123/НЮ) о  прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Приказ Комитета №201 от 03.03.2021 года, которым установлены новые Правила ПФДО на территории Псковской области.

21.04.2021 года Комитет предоставил информацию об исполнении предупреждения, путем внесения 19.04.2021 года (№485) изменений в Приказ №201.

26.04.2021 года Управление назначило рассмотрение дела на 17.05.2021 года.

17.05.2021 года Управление на основании пункта 3 части 1.1. статьи 47 Закона о контрактной системе принято решение об отложении рассмотрения дела, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

 15.06.2021 года состоялось рассмотрение дела, замечаний от Комитета на заключение об обстоятельствах дела не поступило.

Рассмотрев все представленные документы, письменные объяснения, выслушав представителей ответчика Комиссия установила:

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р, в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образования для детей», утверждённого протоколом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 № 11 (далее - приоритетный проект), в субъектах РФ осуществлялось внедрение целевой модели региональных систем дополнительного образования детей (далее - ДОД), предусматривающей применение системы персонифицированного финансирования ДОД как одного из организационно-финансовых механизмов обеспечения доступности ДОД.

Основные требования к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» утверждены руководителем приоритетного проекта, зам. Министра образования и науки РФ И.П. Потехиной 03.07.2018 и изложены в письме Министерства образования и науки РФ от 03.07.2018 №09-93.

02.08.2019 года Приказом №777а Комитета по образованию Псковской области (далее - Комитет) утверждены Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Псковской области (далее - Приказ), в том числе:

Порядок персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

Порядок получения сертификата на получение услуг по дополнительному образованию детей;

Порядок формирования реестра (перечня) и учета сертификатов дополнительного образования детей;

Порядок формирования реестра (перечня) исполнителей образовательных услуг;

Порядок формирования реестра (перечня) дополнительных общеразвивающих программ для детей.

Пунктом 2 Приказа региональным оператором персонифицированного финансирования дополнительного образования детей определено ГБОУДО «Дом детства и юношества «Радуга» - региональный модельный центр дополнительного образования детей (далее - оператор ПФДО), возложив на него следующие функции:

методическое и информационное сопровождение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

ведение реестра дополнительных общеразвивающих программ для детей;

проведение независимой оценки качества и добровольной сертификации дополнительных общеразвивающих программ для детей в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Пунктом 3 Приказа на ГБУ Псковской области «Региональный центр информационных технологий» возложены функции оператора информационной системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - оператора ИС ПФДО), а именно:

организационно-техническое и информационное сопровождение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

ведение реестра (перечня) и учет сертификатов дополнительного образования;

ведение реестра (перечня) исполнителей образовательных услуг.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Финансирования программ за счет сертификата должен быть нормативно закрепленным, единым, в том числе это выражается в отсутствии преференций для отдельных видов поставщиков, и обеспечивающим равный доступ к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности и места расположения исполнителя услуг.

Для однородных образовательных программ поставщиками образовательных услуг устанавливаются однородные нормативы финансового обеспечения их реализации за счет средств сертификата дополнительного образования.

Нормативы обеспечения программ учитывают все затраты, необходимые для их реализации, в объеме, реально отражающем потребности организаций (не допускается по сертификатам оплачивать лишь часть необходимых затрат, сохраняя финансирование оставшейся части для государственных (муниципальных) организаций за счет субсидий, недоступных для иных поставщиков образовательных услуг).

Согласно пункта 1 Порядка персонифицированного финансирования дополнительного образования детей финансовое обеспечение услуг по дополнительному образованию детей (по дополнительным общеразвивающим программам для детей), оказываемых государственными образовательными организациями, частными образовательными организациями, включенными в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - система ПФДО) осуществляется за счет средств бюджета Псковской области) на основании сертификатов дополнительного образования.

 Пунктом 3 Порядка персонифицированного финансирования дополнительного образования детей установлено, что финансовое обеспечение муниципальных образовательных услуг, оказываемых муниципальными образовательными организациями, включенными в систему ПОДО, на основе сертификатов дополнительного образования, осуществляется за счет средств бюджета муниципальных районов и городских округов Псковской области в установленном органами местного самоуправления порядке. Стоимость образовательных услуг. оказанных муниципальными образовательными организациями, включенными в систему ПФДО, на основании сертификата дополнительного образования, рекомендуется определять органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Псковской области как размер нормативных затрат, установленных в соответствии с методиками расчета нормативных затрат, определяемых с целью финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг дополнительного образования (дополнительных общеразвивающих программ для детей) в рамках предоставления образовательных услуг (далее - муниципальное задание).

В пункте 7 Порядка персонифицированного финансирования дополнительного образования детей установлено, что субсидии из областного бюджета организациям, реализующим дополнительные общеразвивающие программы для детей (за исключением государственных и муниципальных учреждений) на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с предоставлением услуг по дополнительному образованию детей на основе персонифицированного финансирования, предоставляются в соответствии с Порядком, утверждаемым постановлением Администрации Псковской области.

Распоряжением Администрации Псковской области от 02.08.2019 №341-р «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Псковской области» (в редакции №1 от 02.08.2019 года) Комитету по образованию Псковской области необходимо в срок до 15 сентября 2019 года обеспечить разработку проекта постановления Администрации области, устанавливающего порядок предоставления из областного бюджета субсидий образовательным организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений) на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с предоставлением услуг по дополнительному образованию детей на основе персонифицированного финансирования.

До настоящего времени данный Порядок предоставления субсидий негосударственным организациям не принят, следовательно финансовое обеспечение для частных образовательных организаций по дополнительному образованию не установлено.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комитетом по образованию Псковской области не установлен обязательный порядок общих параметров нормативной стоимости для муниципалитетов и частных образовательных организаций, что может привести к правовой неопределенности механизма деятельности ПФДО и установлению различной нормативной стоимости для исполнителей услуг в зависимости формы собственности, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

 Пунктом 8 Порядка формирования реестра (перечня) исполнителей образовательных услуг установлены следующие основания для отказа во включении исполнителя образовательных услуг в реестр исполнителей образовательных услуг:

отсутствие права осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам в т.ч. по местам оказания образовательных услуг, не указанным в лицензии на право ведения образовательной деятельности;

отсутствие необходимых для включения в реестр исполнителей образовательных услуг документов, указанных в п. 4. настоящего Порядка; предоставление недостоверных сведений и документов (копий документов).

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 2 Закона об образовании).

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона об образовании к дополнительным образовательным            программам относятся     дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы и дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно ч. 4 ст. 91 Закона об образовании в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, лицензия на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию может не содержать место осуществления деятельности, следовательно установление требования о наличии в лицензии информации о месте оказания образовательных услуг по дополнительному образованию являются излишними, противоречат положению Закона об образовании и содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания образовательных услуг дополнительного образования.

В рамках рассмотрения дела и в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона №135-ФЗ был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкурентной среды при осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию, который приобщен к материалам дела №060/01/15-72/2021.

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию, рассматриваемого в рамках дела №060/01/15-72/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 02.08.2019 по 24.05.2021.

2. Продуктовые границы товарного рынка – «Образование дополнительное детей и взрослых» (код ОКВЭД 85.41).

3. Географические границы товарного рынка - административные границы Псковской области.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия) - создание барьеров и препятствий входа другим хозяйствующим субъектам на товарный рынок, а также необоснованное препятствование осуществлению ими деятельности на таком рынке, создание для государственных и муниципальных учреждений неравных по сравнению с частными образовательными организациями, более выгодных условий деятельности.

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела  № 060/01/15-72/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, установила в действиях Комитета по образованию Псковской области нарушение  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в отсутствии обязательного порядка общих параметров нормативной стоимости для муниципалитетов и частных образовательных организаций, что может привести к правовой неопределенности механизма деятельности персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее- ПФДО) и установлению различной нормативной стоимости для исполнителей услуг в зависимости формы собственности и установление требования о наличии в лицензии информации о месте оказания образовательных услуг по дополнительному образованию, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях Комитета по образованию Псковской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что приводит или может привести к ограничению или устранению конкуренции.

2. Предписание, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комитету по образованию Псковской области не выдавать, в связи с отменой Приказа №777а и принятии новых Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Псковской области, которые утверждены Приказом Комитета №201 от 03.03.2021 года.                  

3. Передать материалы дела № 060/01/15-72/2021 уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административных расследований в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц.

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны