Решение б/н Признать ООО «Псковоблреклама» нарушившим часть 2 статьи 19 ... от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


     

 

 

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ                            

  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА                        

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Псковской области

 

              ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

         тел. (8112) 66-55-53, факс (8112) 66-55-53

                   e-mail: to60@fas.gov.ru

 

  _________________   №  ______________

 

 На №  ___________ от   _____________

 

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:                                                                     

 

ООО «Псковоблреклама»

Рижский пр., д. 16, оф. 325, г. Псков, 180007

 

Заявитель:

 

<…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

060/05/19-636/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2021 года                                           г. Псков

В полном объёме решение изготовлено 01 декабря 2021 года   

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<…> заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России

Члены Комиссии:

<…>– главный государственный инспектор отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 060/05/19-636/2021, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Псковоблреклама» по признакам нарушения требований части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя ООО «Псковоблреклама» по доверенности от 19.11.2021 <…>

 

УСТАНОВИЛА:

В Псковское УФАС Росси поступило заявление (Вх. № 964-з от 28.09.2021) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту размещения рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях по адресам: г. Псков, пересечение ул. Юбилейная и Рижский пр. «ЛДПР» и г. Псков, пересечение Рижский пр. 64 (на крыше пристройки) «Единая Россия. Кандидат Братчиков».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 11 статьи 3 Закона о рекламе, социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

При этом социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение определенных целей, а также как способ привлечения внимания к актуальным социальным проблемам, привлечение внимания к социально значимой информации, нравственным ценностям.

Политическая реклама не соответствует определению рекламы, в Федеральном законе «О рекламе». При этом в соответствии с частью  2 статьи 19 ФЗ «О рекламе», рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Таким образом, по мнению ФАС РФ, размещение материалов, направленных на популяризацию тех или иных партий или политиков на рекламных конструкциях, должно считаться противозаконным и не допускаться за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством. Данная позиция согласно Приложению к Протоколу совещания по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях № 1 от 20.06.2007г. поддерживается также и ЦИК РФ, что размещение подобных материалов (политической рекламы) на рекламных конструкциях возможно только в агитационный период. За пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается.

Часть 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе» закрепляет целевое использование рекламной конструкции. Размещение на рекламной конструкции иной информации, не подпадающей под понятие рекламы или социальной рекламы, является нарушением целевого использования рекламной конструкции.

Информация, размещенная на рекламной конструкции по адресу г. Псков, пересечение ул. Юбилейная и Рижский пр. «ЛДПР»  содержит наименование партии «ЛДПР», исполнена в виде заголовка крупными буквами, занимающего основную площадь рекламной конструкции по отношению к остальному тексту, отраженному на нем.

Таким образом, информация, размещенная на рекламной конструкции, представленная в таком формате  ее донесения до потребителей привлекает внимание именно к данной политической партии, побуждает избирателей к голосованию за политическую объединение.

Информация, размещенная на рекламной конструкции по адресу Рижский пр. 64 (на крыше пристройки) «Единая Россия. Кандидат Братчиков» исполнена крупными буквами совместно с фотографией кандидата, что привлекает внимание именно к данной политической партии, побуждает избирателей к голосованию за политическую объединение и за данного кандидата.

Данная информация не подпадает под определение социальной рекламы, в связи с тем, что в данном случае отсутствует благотворительная либо иная полезная цель, цель рекламы сформировать интерес потребителей (потенциальных избирателей) к партии «ЛДПР», «Единая Россия», «Кандидату Братчикову», то есть является информацией иного рода, не предусмотренной нормами указанного Федерального закона.

На рекламных конструкциях, расположенных по адресам: г. Псков, пересечение ул. Юбилейная и Рижский пр. и г. Псков, пересечение Рижский пр. 64 (на крыше пристройки) размещена информация, не отвечающая признакам рекламы, социальной рекламы, что противоречит требованиям части 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» закреплено, что данный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

В отсутствии правового определения политической рекламы, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав) подробно регулируется такая форма политической рекламы как предвыборная агитация.

В соответствии со статьей 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав)

 агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума;

агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);

избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов;

избирательная кампания кандидата, избирательного объединения - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами;

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, разрешенной для распространения на рекламных конструкциях и адресованной для неопределенного круга лиц, в зависимости от целей распространения информации.

С учетом совокупного анализа норм, содержащихся в ФЗ «О рекламе» и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», на рекламных конструкциях допускается распространение рекламы, социальной рекламы, а также предвыборной агитационной информации в период предвыборной агитации.

Согласно ответу Избирательной комиссии Псковской области (Вх №1862-р от 11.10.2021) Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва началась с 17 июня 2021 года и завершится не позднее 24 декабря 2021 года.

Избирательная кампания по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва началась с 18 июня 2021 года и завершится не позднее 22 ноября 2021 года.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва агитационный период:

- для политической партии - со дня принятия политической партией решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам и до 00.00 по местному времени 17 сентября 2021 года;

- для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов - со дня представления в ЦИК России федерального списка кандидатов и до 00.00 по местному времени 17 сентября 2021 года;

- для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу — со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться и до 00.00 по местному времени 17 сентября 2021 года;

- для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу - со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов и до 00.00 по местному времени 17 сентября 2021 года.

На основании изложенного, информация «Единая Россия. Кандидат Братчиков» (срок размещения 24.09.2021 – 30.09.2021 согласно приложению №02 от 24.09.2021 к Договору №30 от 17.12.2020 договору) и «ЛДПР»  (срок размещения 01.09.21 – 19.09.2021 согласно приложению №07 от 01.09.2021 г. к договору №04.03.2021) распространялась вне периода предвыборной агитации. Вне зависимости от визуального оформления рекламной конструкции, она выполняет роль политической рекламы, которая запрещена вне пределов агитационного периода в соответствии с избирательным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Между ООО «Псковоблреклама» и ООО «Медиадом» заключен договор №04 от 01 марта 2021 на размещение рекламно-информационных материалов «ЛДПР». Между  ООО «Псковоблреклама» и ООО «Технологии эффективной рекламы» заключен договор №30 от 17 декабря 2021 года на размещение рекламно-информационных материалов «Единая Россия. Кандидат Братчиков».

На рекламных конструкциях, расположенных по адресам: г. Псков, пересечение ул. Юбилейная и Рижский пр. «ЛДПР» и г. Псков, пересечение Рижский пр. 64 (на крыше пристройки) «Единая Россия. Кандидат Братчиков» размещена информация, не отвечающая признакам рекламы, социальной рекламы, что противоречит  требованиям статьи 19 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных части 2 статьи 19 ФЗ «О рекламе», несёт рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространителем вышеуказанной рекламы признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Псковоблреклама» (место нахождения: 180007, г. Псков, Рижский пр., д. 16, оф. 325, ИНН 6027159014, ОГРН 1146027006135) как лицо, осуществившее распространение информации с помощью рекламной конструкции.

В своих пояснениях ООО «Псковоблреклама» указало на отсутствие технической возможности осуществить демонтаж рекламно-информационных материалов в установленный срок.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Псковоблреклама» (адрес: 180007, г. Псков, Рижский пр., д. 16, оф. 325, ИНН 6027159014, ОГРН 1146027006135) нарушившим часть 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Псковоблреклама» не выдавать в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Заместитель

председателя Комиссии                                                 _____________     <…>

               

Члены Комиссии:                                                           _____________     <…>.

 

                                                                                          _____________     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны