Решение №44/14/15-ФР РЕШЕНИЕ по делу № 44/14/15-ФР от 15 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена   01 сентября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено  15 сентября 2015 г.                                                                                                                                                                                   г. Псков

  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

        председателя Комиссии  «…» – руководителя Псковского УФАС России; членов Комиссии: «…» – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, «…» – главного эксперта отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг, микрофинансовых организаций и потребительских кооперативов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе, рассмотрев  дело  № 44/14/15-ФР по признакам нарушения Страховым открытым акционерным обществом «Военно-страховая компания» («…») ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

            24.04.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (вх. № 208 от 24.04.2015) поступило заявление  от Открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» (далее - ОСАО «Ингосстрах») по признакам нарушения Страховым открытым акционерным обществом «Военно-страховая компания» (далее – СОАО «ВСК») антимонопольного законодательства.

            По мнению ОСАО «Ингосстрах» СОАО «ВСК» неправомерно уменьшило итоговую сумму страховой премии, расчет не соответствует требованиям действующего законодательства к страховым тарифам по ОСАГО, а также информации о парке транспортных средств, содержащейся в документации о закупке.

            На заседании Комиссии Псковского УФАС России заинтересованное лицо – представитель Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее – ООО «Росгосстрах» поддержал доводы, указанные в заявлении ОСАО «Ингосстрах».

            Представитель СОАО «ВСК» на заседании Комиссии не согласился с доводами указанными в заявлении ОСАО «Ингосстрах» и считает, что не нарушало Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) (правовая позиция СОАО «ВСК» имеется в материалах антимонопольного дела № 44/14/15-ФР, вх. № 1440 от 18.06.2015).

            Изучив материалы дела, выслушав и оценив позиции лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

09 апреля 2015 года Управление Судебного департамента в Псковской области на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru опубликовало извещение № 0157100004115000092 о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО).

            Согласно извещению № 0157100004115000092 начальная (максимальная) цена контракта составляет 216507 рублей 36 коп. (Двести шестнадцать тысяч пятьсот семь рублей 36 коп.).

            Определение и обоснование начальной (максимальной) цены приложено к извещению № 0157100004115000092.

            Наименование объектов страхования дано в техническом задании и приложено к извещению № 0157100004115000092.

            Для участия в запросе котировок было подано 6 заявок. Заявки подали следующие страховые организации: Открытое страховое акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее – ОАО «СОГАЗ») (ценовое предложение – 180457,85 рублей.), ОСАО «Ингосстрах» (ценовое предложение – 180457,85 рублей), ООО «Росгосстрах» (ценовое предложение – 181458,24 рубля), ОСАО «РЕСО-Гарантия» (ценовое предложение – 178457,10 рублей), СОАО «ВСК» (ценовое предложение – 176928,72 рубля), Общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «Компаньон» (далее – ООО «Страховая группа «Компаньон») (ценовое предложение – 180457,85 рублей).

            По результатам рассмотрения заявок победителем запроса котировок признана заявка СОАО «ВСК» с ценой государственного контракта 176928,72 руб. (Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 14.04.2015 № П1 для закупки № 0157100004115000092).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.

В соответствии со статьей 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

На основании статьи 8 Закона об ОСАГО Центральным банком установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Указание ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание Банка России).

Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.

Страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Согласно п. 2.1. Главы 2 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Положение Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)  страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных  Банком России.

Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

            В рамках объявленного запроса котировок № 0157100004115000092 страхованию подлежала гражданская ответственность Управления Судебного департамента в Псковской области при использовании 31 транспортного средства, (31 транспортное средство относится к категории «В»).

            В техническом задании к извещению № 0157100004115000092 указан страховой класс каждого транспортного средства на период страхования.

            Управлением Судебного департамента в Псковской области расчет начальной максимальной цены контракта определен в соответствии с требованиями Указаний ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

            В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО срок действиях установленных страховых тарифов не может быть менее одного года.

Таким образом, ОАО «СОГАЗ» (ценовое предложение – 180457,85 руб.), ОСАО «Ингосстрах» (ценовое предложение – 1801457,85 руб.), ООО «Росгосстрах» (ценовое предложение – 181458,24 руб.), ОСАО «РЕСО-Гарантия» (ценовое предложение – 178457,10 руб.), СОАО «ВСК» (ценовое предложение – 176928,72 руб.), ООО «Страховая группа «Компаньон» (ценовое предложение – 180457,85 руб.), подавшие заявки на участие в конкурсе, при расчете страховой премии должны были применить коэффициенты (Кбм) для всех транспортных средств, указанные в техническом задании конкурсной документации запроса котировок  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

На момент проведения запроса котировок  ОАО «СОГАЗ», ООО «Росгосстрах», ОСАО «Ингосстрах», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Страховая группа «Компаньон» сведениями о наличии или отсутствии страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО, в полном объеме не располагали.

При расчете страховой премии СОАО «ВСК» применены понижающие коэффициенты (Кбм) по следующим транспортным средствам: Nissan Almera Classik 1.6, номер машины C447EC60RUS; Nissan Teana, номер машины O561OO60RUS; Chevrolet Rezzo, номер машины E020EB60RUS; Chevrolet Lacetti, номер машины E030EB60RUS; Chevrolet Lacetti, номер машины M895MM60RUS; Nissan Almera Classik, номер машины M569MM60RUS; Nissan Almera Classik, номер машины H213KB60RUS; Nissan Almera Classik, номер машины H211KB60RUS; УАЗ Patriot, номер машины H161KP60RUS; Fopd Tourneo CUSTOM, номер машины H327KPP60RUS , что не соответствует техническому заданию.

Таким образом, СОАО «ВСК», рассчитывая страховую премию, необоснованно применило понижающие коэффициенты (Кбм) в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в отношении всех транспортных средств, указанных в техническом задании, отличающихся от установленных Указанием Банка России.

СОАО «ВСК», необоснованно уменьшив итоговую сумму страховой премии, получило преимущество в осуществлении страховой деятельности и допустило недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции, антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском Кодексе Российской Федерации.

В соответствии с  частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 стать 34 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением.

Цель Закона о защите конкуренции – предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

            Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим  хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести или могут нанести вред их деловой репутации.

            Согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

Для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты являлись конкурентами, то есть находились в одном сегменте товарного рынка, действия лица, совершившего данное деяние, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, совершенные действия причинили или реально могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации хозяйствующего субъекта – конкурента.

Конечным итогом действий хозяйствующего субъекта должно являться получение преимущества, занятие более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.

При недобросовестной конкуренции хозяйствующий субъект стремится к освоению той части рынка товаров, услуг, которая занята его конкурентами с одновременным вытеснением конкурирующих хозяйствующих субъектов из общей сферы деятельности либо к созданию условий, ограничивающих или устраняющих возможность доступа на соответствующий товарный рынок других участников.

СОАО «ВСК» является юридическим лицом, действует на основании Устава («…»).

Согласно Уставу и сведениям ЕГРЮЛ СОАО «ВСК» осуществляет деятельность, в том числе идентифицированную кодом 66.03.3 – «страхование ответственности».

ОСАО «РЕСО – Гарантия» является юридическим лицом, действует на основании Устава («…»).

Согласно Уставу и сведениям ЕГРЮЛ ОСАО «РЕСО-Гарантия» осуществляет деятельность, в том числе идентифицированную кодом 66.03.3 – «страхование ответственности».

ОСАО «Ингосстрах» является юридическим лицом, действует на основании Устава («…»).

Согласно Уставу и сведениям ЕГРЮЛ ОСАО «Ингосстрах» осуществляет деятельность, в том числе идентифицированную кодом 66.03.3 – «страхование ответственности».

ОАО «СОГАЗ» является юридическим лицом, действует на основании Устава («…»).

Согласно Уставу и сведениям ЕГРЮЛ ОАО «СОГАЗ» осуществляет деятельность, в том числе идентифицированную кодом 66.03.03 – «страхование ответственности».

ООО «Росгосстрах» является юридическим лицом, действует на основании Устава («…»).

Согласно Уставу и сведениям ЕГРЮЛ ООО «Росгосстрах» осуществляет деятельность, в том числе идентифицированную кодом 66.03.03 – «страхование ответственности».

ООО «Страховая группа «Компаньон» является юридическим лицом, действует на основании Устава («…»)

Согласно Уставу и сведениям ЕГРЮЛ ООО «Страховая группа «Компаньон» осуществляет деятельность, в том числе идентифицированную кодом 66.03.03 – «страхование ответственности».

ООО «Росгосстрах», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон», действуют на одном товарном рынке  – рынке страховых услуг.

Таким образом, хозяйствующие субъекты являются конкурентами на рынке страховых услуг, а именно оказывают услугу по страхованию, и отношения между ними носят состязательный характер.     

Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.

Таким образом, в  действиях СОАО «ВСК» по необоснованному применению понижающих коэффициентов при расчете страховой премии в независимости от наличия или отсутствия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, указанных в техническом задании (запрос котировок № 0157100004115000092), отличающиеся от установленных Указанием Банка России,  установлены все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в статье 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

1. ООО «Росгосстрах», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон» являются коммерческими организациями, осуществляющими приносящую доход деятельность на одном товарном рынке – страховых услуг. Услуги, предоставляемые ООО «Росгосстрах», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон», могут быть сравнимы по функциональному назначению, применению, цене и иным параметрам, таким образом, приобретатель действительно заменяет или готов заменить услуги одного из указанных лиц на услуги другого. Таким образом, ООО «Росгосстрах», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Страховая группа «Компаньон»,  являются хозяйствующими субъектами – конкурентами, имеющими возможность ограничивать своими самостоятельными действиями возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия деятельности в сфере страховых услуг.

2.  Направленность действий СОАО «ВСК» на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилась в следующем:

СОАО «ВСК», рассчитывая страховую премию, необоснованно применило понижающие коэффициенты (Кбм) в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в отношении транспортных средств, а именно: Nissan Almera Classik 1.6, номер машины C447EC60RUS; Nissan Teana, номер машины O561OO60RUS; Chevrolet Rezzo, номер машины E020EB60RUS; Chevrolet Lacetti, номер машины E030EB60RUS; Chevrolet Lacetti, номер машины M895MM60RUS; Nissan Almera Classik, номер машины M569MM60RUS; Nissan Almera Classik, номер машины H213KB60RUS; Nissan Almera Classik, номер машины H211KB60RUS; УАЗ Patriot, номер машины H161KP60RUS; Fopd Tourneo CUSTOM, номер машины H327KPP60RUS, указанных в техническом задании (извещение № 0157100004115000092), отличающиеся от установленных Указанием Банка России.

В соответствии с ч. 6 ст. 78  Федерального закона от  05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

Действия СОАО «ВСК» привели к введению в заблуждение в отношении цены контракта, к получению преимущества перед другими участниками при осуществлении предпринимательской деятельности на одном рынке, и могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

3. Действия СОАО «ВСК» противоречат законодательству Российской Федерации, а именно: статьям 8 и 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Указанию ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

4. Действия СОАО «ВСК» причинили или могут причинить убыток  ОСАО «Ингосстрах».  В данном случае, под убытками, в силу ст. 15 ГК РФ, подразумевается не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.

Управление Судебного департамента в Псковской области с победителем запроса котировок СОАО «ВСК» (Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 17.04.2015 № П1 для закупки № 0157100004115000092) заключило 25.04.2015 Контракт № 0157100004115000092 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. 

Таким образом, доход в размере 176928 руб. 92 коп. (Сто семьдесят шесть тысяч девятьсот двадцать восемь рублей 92 копейки) СОАО «ВСК» получен с нарушением антимонопольного законодательства. 

На основании изложенного, Комиссия Псковского УФАС России  проверив и оценив все доводы представителей сторон, других лиц, привлеченных к рассмотрению дела, изучив материалы дела, приходит к выводу о нарушении СОАО «ВСК» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в нарушении порядка расчета страховой премии, что привело к занижению цены контракта и получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать Страховое открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» нарушившим  ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2012 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем  нарушения порядка расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (запрос котировок № 0157100004115000092), что привело к занижению цены контракта и получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг.

2. Выдать Страховому открытому акционерному обществу «Военно-страховая компания» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.33 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии:                                                                       «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                     «…»

 

                                                                                                                      «…»

 

            Решение в полном объеме подлежит изготовлению в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны