Решение б/н РЕШЕНИЕ решение по делу о нарушении антимонопольного законо... от 3 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: <              > ;   

Членов Комиссии: <           > ,

рассмотрев дело № 45/17/15-ЕМ по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (место нахождения: 188304, Ленинградская обл., Гатчинский район, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31, почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.3, лит. А, ОГРН 1047855175785) в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило обнаружение Псковским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства при рассмотрении дела № 25/10/15-ЕМ.

Рассматривая дело № 25/10/15-ЕМ по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОАО «МРСК Северо-Запада») (место нахождения: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31; почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3 литера А, ОГРН 1047855175785) в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», было установлено следующее.

04.03.2015 в Псковское УФАС России поступило заявление гр. <                >, в котором сообщается о неосуществлении ОАО «МРСК Северо-Запада» в отношении принадлежащего ей энергопринимающего устройства технологического присоединения в установленные сроки.

Между ОАО «МРСК Северо-Запада» и <              > заключен договор № 76-01235/14 от 02.04.2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям строительной площадки, расположенной по адресу: Псковский р-н, д. Тямша, мощностью 15 кВт. Согласно п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Договор подписан заявителем  14.05.2014. Срок исполнения обязательств сетевой организацией истек 14.11.2014.

В письменных объяснениях от 13.04.20145 № 1910-11/7, от 15.04.2015 № 1910-11 и устно на заседании комиссии представители ответчика сообщили о принимаемых мерах по выполнению обязательств по договору с <                > .

Задержка сроков исполнения договора связана с проведением закупочных процедур. Запрос цен от 03.07.2014 на проведение проектно-изыскательских работ и запрос цен от  11.12.2014, от 18.12.2014 на проведение строительно-монтажных работ проводился среди победителей открытого конкурса № 8 от 11.02.2014 на право заключения рамочных соглашений. При этом, запрос цен от 11.12.2014 и запрос цен от 18.12.2014 признаны несостоявшимися в связи с отсутствием предложений подрядных организаций. В результате работы по договору с <           > были выполнены хозяйственным способом силами производственного отделения «Северные электрические сети» 02.07.2015, после вынесения решения по делу.  

15.06.2015 по результатам рассмотрения дела комиссией Псковского УФАС России было принято решение о признании ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2012 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов <              >  путем неисполнения мероприятий, возложенных на сетевую организацию, в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и договором № 76-01235/14 от 14.05.2014 срок технологического присоединения энергопринимающих устройств       <                   >, расположенных на принадлежащем ей земельном участке по адресу: Псковский район, д. Тямша, к электрическим сетям.

При рассмотрении конкурсной документации № 8 от 11.02.2014 на право заключения рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с Победителями конкурса путем проведения запросов цен на право заключения договоров подряда на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 тыс. руб. во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2014-2016 гг. были установлены признаки нарушения части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ограничении конкуренции среди потенциальных участников конкурса.       

02.06.2015 в соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Псковского УФАС России вынесла определение о выделении дела в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОАО «МРСК Северо-Запада») в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса № 8 от 11.02.2014 на право заключения рамочных соглашений, в отдельное производство.

Согласно приказу Псковского УФАС России № 139 от 03.06.2015 возбуждено дело № 45/17/15-ЕМ по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» (далее – Ответчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ № 66 от 28.09.2015 Открытое акционерное общество «МРСК Северо-Запада» преобразовано в Публичное акционерное общество «МРСК Северо-Запада» (сокращенное наименование – ПАО «МРСК Северо-Запада»).

По мнению ответчика (письменная позиция от 22.06.2015 № МР2/7/1910-11/2707 и устные пояснения представителей), открытый конкурс № 8 от 11.02.2014 на право заключения рамочных соглашений проводится в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-ФЗ. При этом Обществом соблюдался принцип информационной открытости закупки, в частности, установленный Федеральным законом № 223-ФЗ.

Извещения о проведении конкурсов включали в себя следующие сведения:

  1. способ закупки;
  2.  наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  3.  предмет рамочного соглашения;
  4.  место реализации рамочного соглашения;
  5.  сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (цена в рамочных соглашениях отсутствует);
  6.  срок, место и порядок предоставления документации о закупке (документация предоставлялась бесплатно);
  7.  место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Таким образом, извещения о проведении конкурсов соответствовали положениям ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ.

Участвовать в Конкурсе могло любое юридическое или физическое лицо, удовлетворяющее требованиям, указанным в извещении о проведении конкурса и документации конкурса. Данные требования не накладывали ограничений допуска к участию в закупке путем установления избыточных требований к участникам закупки.

Оценка заявок на участие в конкурсе проводилась по критериям и в порядке, которые указаны в документации о конкурсе, которые применялись в равной степени ко всем участникам закупки.

При проведении всех вышеуказанных конкурсных процедур, число участников, допускаемых к участию в конкурсе, а также количество Победителей конкурсов (п. 4.9.1. конкурсной документации), ограничено не было.

Филиалом представлены копии рамочных соглашений, заключенных по результатам проведенных конкурсов. Предметом данных соглашений является намерение сторон, при условии определения поставщика победителем закрытых запросов цен, организуемых Заказчиком, в определенный период, совершить ряд юридически значимых действий и сделок, направленных на удовлетворение потребностей Заказчика в осуществлении проектно-­изыскательских, строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, работ «под ключ» в целях исполнения договоров филиала на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей.

Это означает, что в каждом случае возникновения необходимости в осуществлении тех или иных работ в рамках договоров технологического присоединения, Обществом проводятся отдельные процедуры запроса цен. Сроки проведения процедуры определяются заказчиком работ в каждом конкретном случае индивидуально. Начальная (предельная) цена лота (договора), сроки выполнения работ по договору также определяются заказчиком в каждом случае, исходя из возникших потребностей в работах.

По мнению ответчика, заключение рамочного соглашения избавляет стороны от необходимости при совершении в его исполнение сделок, в каждом конкретном случае согласовывать определенные условия, по поводу которых они уже достигли соглашения, а именно выполнение в дальнейшем работ, направленных на исполнение договоров технологического присоединения.

Необходимость применения подобной конструкции для урегулирования отношений сетевой организации с субъектами рынка строительных работ и услуг, вызвана сжатыми сроками осуществления работ в рамках технологического присоединения. В дальнейшем она позволяет Обществу в более короткие сроки, путем проведения запросов цен среди участников рамочных соглашений, выбрать исполнителя работ по конкретному договору техприсоединения.

 

 В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных ответчиком по делу, Комиссией установлено следующее.

           В соответствии с пунктом 1 статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Следовательно,  ОАО «МРСК Северо-Запада» как хозяйствующий субъект,  оказывающий услуги по передаче электрической энергии,  является субъектом естественной монополии и в силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на него распространяются положения настоящего Федерального закона с 1 января 2012 года.

Решением Совета директоров ОАО «МРСК Северо-Запада» от 22.07.2013 утверждено Положение о закупке товаров работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Общество).

Положение о закупках регламентирует проведение закупочных процедур, способы закупок. В соответствии с п. 5.1.1. Положения в числе прочих закупочных процедур, возможных к проведению Обществом, обозначен конкурс. Процедура проведения конкурса регламентирована п. 8.1. Положения.                                                                                                                                       

В соответствии с данным Положением о закупках 11.02.2014 Обществом был проведен открытый одноэтапный конкурс без предварительного квалификационного отбора, предметом которого является право заключения Рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с Победителями Конкурса путем проведения запросов цен на право заключения договоров подряда на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 тыс. руб. с учетом НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2014-2016 гг. (далее – Конкурс).

Конкурсная документация утверждена Председателем Конкурсной комиссии 11.02.2014. В соответствии с конкурсной документацией Заказчик и Организатор закупки – ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» пригласил юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Подрядчики) к участию в Конкурсе, в том числе по трем лотам:

- лот № 1 – выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования и пусконаладочных работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 тыс. руб. с НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2014-2016 гг.;

- лот № 2 – выполнение проектно-изыскательских работ на объектах  распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 тыс. руб. с НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2014-2016 гг.;

- лот № 3 – выполнение полного комплекса работ «под ключ» на объектах    распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 тыс. руб. с НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2014-2016 гг.

Конкурсная документация с проектами рамочных соглашений и извещение о проведении конкурса №31400883353 была размещена 11.02.2014 на сайте www.zakupki.gov.ru раздел «Закупки в рамках 223-ФЗ», а также опубликована на сайте электронной торговой площадки www.b2b-mrsk.ru в разделе «Публикации о торгах», подразделе «Копии публикаций» от 11.02.2014 №226936 и на сайте филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» www.pskovenergo.ru в разделе «Закупки», подразделе «Информация о закупках», «Извещения о проведении конкурсов и иные объявления о закупках».

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) установлены требования к сведениям, которые должны быть указаны в извещении. Так, в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

В извещении №31400883353 о проведении открытого одноэтапного Конкурса  №8 от 11.02.2014 содержатся, в том числе, следующие сведения:

- о способе закупки – открытый конкурс;

- о предмете договора – заключение Рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с Победителями Конкурса путем проведения запросов цен на право заключения Договоров подряда.

В нарушение вышеуказанных требований части 9 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ в извещении не указаны сведения об объеме выполняемых работ, месте выполнения работ. В отношении начальной (максимальной) цены договора указана сумма до 500 тыс. руб., однако из объяснений представителей и материалов дела следует, что цена может быть различной – от 4 тыс. руб. и выше. Таким образом, определить цену конкретного договора участникам в ходе Конкурса невозможно.    

В соответствии с Протоколом заседания Конкурсной комиссии по выбору Победителей № 8/5 от 21.03.2014 по лоту № 1 признаны Победителями Конкурса № 8 на право заключения Рамочных соглашений 19 участников, по лоту № 2 – 19 и лоту № 3 – 14. С каждым из победителей заключены Рамочные соглашения о дальнейшем взаимодействии, о чем свидетельствует Отчет о проведении процедуры открытого конкурса № 8 от 28.04.2014 и копии рамочных соглашений, имеющихся в материалах дела.

Предметом Рамочных соглашений, заключенных по результатам открытого конкурса № 8, является дальнейшее взаимодействие с Победителями Конкурса путем проведения запросов цен на право заключения договоров подряда на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 тыс. руб. с учетом НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2014-2016 гг.

В соответствии с пунктом 2.3 Рамочного соглашения подрядчик обязуется в течение периода с 01.04.2014 по 31.12.2016 принимать участие в проводимых заказчиком запросах цен.

В дальнейшем филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» проводит запрос цен на конкретные виды работ во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго». Как пояснили на заседании Комиссии по рассмотрению дела представители ответчика, всем победителям открытого конкурса № 8 на право заключения Рамочных соглашений рассылаются приглашения подавать свои Предложения на выполнение определенных работ.

По пояснениям ответчика, рассылка приглашений на участие в запросе цен производится «веерным» путем автоматически, используя программные средства по проведению конкурса на право заключения рамочных соглашений среди победителей данного конкурса. Списки адресов рассылки хранятся в электронном виде в течение одного месяца, и Комиссии не представлены. Рассылка приглашений по запросу цен другим участникам рынка ПИР и СМР, заинтересованным в выполнении данных видов работ по технологическому присоединению к электрическим сетям, не производится.

Так, был проведен запрос цен № 100704020250 от 03.07.2014 среди победителей открытого конкурса № 8 на выполнение следующих работ: ПИР ЛТП. 000-73-2-03.31-0417 Строительство ТП-10/0,4 кВ ф.253-07, расположенной по адресу: Псковский район, д. Тямша. К запросу прилагается техническое задание на выполнение работ, устанавливается начальная предельная максимальная (лимитная) стоимость выполняемых работ (4,51 тыс. руб.) и сроки выполнения работ. Согласно протоколу выбора победителя запроса цен № 100704020250 от 10.07.2014 поступило предложение единственного участника ООО «РосЭлектроСтрой», с которым 14.07.2014 был заключен договор № 180-14-ПИР на выполнение проектных и изыскательских работ.

После изготовления проекта по указанному объекту в д. Тямша Псковского района был проведен запрос цен  № 100704010340 от 11.12.2014 среди победителей открытого конкурса № 8 на выполнение строительно-монтажных работ по пяти объектам, в том числе ЛТП. 000-73-1-01.41-1880. Реконструкция ТП-10/0,4кВ ф.253-07 в д. Тямша Псковского района. К запросу прилагается техническое задание на выполнение работ, устанавливается начальная предельная максимальная (лимитная) стоимость выполняемых работ (305,07 тыс. руб.) и сроки выполнения работ. Согласно протоколу выбора победителя запроса цен № 100704010340 от 18.12.2014 закупка признана несостоявшейся в связи с отсутствием предложений. Повторная закупка (запрос цен № 100704010351 от 18.12.2014) по данным работам также признана несостоявшейся в связи с отсутствием предложений (протокол выбора победителя запроса цен № 100704010351 от 25.12.2014). В результате был издан приказ от 15.01.2015 № 18А Производственного отделения «Северные электрические сети» о выполнении работ по технологическому присоединению хозяйственным способом.

Следовательно, несмотря на заключенные рамочные соглашения, обязывающие победителей рамочных соглашений участвовать в запросах цен, они отказываются в дальнейшем взаимодействии с сетевой организацией и таким образом, процедура технологического присоединения затягивается. По мнению Комиссии, участники рамочных соглашений не принимают участие в дальнейших запросах цен, поскольку, узнав о конкретных сроках, цене, объемах работ, не видят коммерческого интереса. А остальным участникам рынка данные предложения неизвестны.

Подобные факты несостоявшихся закупок среди победителей рамочных соглашений  в связи с отсутствием предложений были выявлены Псковским УФАС России при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» № 25/10/15-ЕМ, № 36/10/14-ЕМ.

В 2014г. и январе-октябре 2015г. в Псковское УФАС России поступило 22 заявления физических лиц по вопросу несоблюдения сроков технологического присоединения к электрическим сетям со стороны филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго». По результатам рассмотрения заявлений возбуждено 9 дел и вынесено 9 решений о признании нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответчик в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства № 36/10/14-ЕМ, № 61/10/14-ЕМ, № 01/10/15-ЕМ, № 07/10/15-ЕМ, № 25/10/15-ЕМ объяснял, что задержка исполнения договорных обязательств со стороны сетевой компании обусловлена длительным прохождением торговых процедур.

Таким образом, выбранная ответчиком процедура заключения договоров подряда посредством конкурса на право заключения рамочных соглашений и запроса цен среди победителей рамочных соглашений затягивает сроки исполнения договоров технологического присоединения, так как участники рамочных соглашений отказываются участвовать в дальнейшем проведении запросов цен, закупки проводятся повторно, и в ряде случаев сетевая компания выполняет работы собственными силами.

Несмотря на то, что в  соответствии с пунктом 2.3 Рамочного соглашения подрядчик обязуется в течение периода с 01.04.2014 по 31.12.2016 принимать участие в проводимых заказчиком запросах цен, на практике он может не участвовать в связи с тем, что сроки рамочного соглашения длительные, объем работ и цена не указаны, и подрядчик не всегда готов приступить к работам, указанным в запросе цен. В то же время отказ победителя рамочных соглашений от участия в запросе цен может быть расценено заказчиком как уклонение от заключения договора и служить основанием для его включения в Реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 223-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1. Рамочного соглашения его предметом является намерение сторон в период с 01.04.2014 по 31.12.2015, при условии определения подрядчика Победителем Конкурса, организуемого заказчиком, подготовить и совершить ряд юридически значимых действий и сделок, направленных на удовлетворение потребностей заказчика в проектно-изыскательских или строительно-монтажных работах. То есть потенциальный подрядчик, для того, чтобы заключить договор подряда с сетевой организацией, должен сначала пройти предварительный отбор – принять участие в конкурсе на право заключения рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии, и только в случае победы в данном конкурсе ему будет направлено приглашение на участие еще в запросе цен уже на конкретные работы с определенным объемом, местом и ценой. 

Организация ОАО «МРСК Северо-Запада» отбора исполнителей работ по договорам технологического присоединения  только среди победителей рамочных соглашений ограничивает круг потенциальных участников выполнения данных видов работ и, в конечном итоге, может привести к затягиванию сроков исполнения договоров технологического присоединения.

 

При анализе товарного рынка по выполнению работ, являющихся предметом конкурса № 8, установлено следующее. Согласно требованиям  Конкурсной документации № 8 для выполнения указанных работ необходимо наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (далее – СРО), о допуске к работам на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ. Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка являются  «работы на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ», классифицируемые кодом ОКВЭД 45.31 «Производство электромонтажных работ».

Согласно информации СРО «Некоммерческое партнерство «Псковский строительный комплекс» № 216 от 21.10.2015, представленной по запросу Псковского УФАС России, в Псковской области имеют допуск к работам на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ  24 организации.

Географические границы рассматриваемого рынка не ограничиваются административными границами Псковской области, поскольку данный вид деятельности могут осуществлять и хозяйствующие субъекты, расположенные в других регионах Российской Федерации, т.е. географическими границами рынка является Российская Федерация.

Псковское УФАС России провело опрос среди региональных потенциальных участников рынка ПИР и СМР, предложив ответить на вопросы, касающиеся процедуры проведения ОАО «МРСК Северо-Запада» отбора участников для выполнения работ по льготному технологическому присоединению. Так, например, ООО «Фирма «Дом» (исх. № от 12.10.2015) и ООО «Монтажник» (исх. № от 09.10.2015) на поставленные вопросы ответили, что готовы принять участие в конкурсе на выполнение конкретных работ с конкретными сроками и ценой и считают, что проведение филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» конкурса на право заключения рамочных соглашений (без указания цены, объемов и сроков) не позволяет им участвовать в проведении работ на электрических сетях и ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников, а также ограничивает их в правах на осуществление предпринимательской деятельности.

 

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Комиссия считает, что проведение конкурса на право заключения рамочных соглашений противоречит целям и требованиям Федерального закона № 223-ФЗ, так как не стимулирует к расширению участников конкурса, не способствует развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивает прозрачность закупки.  В нарушение  требований части 9 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ в извещении о конкурсе не указаны сведения об объеме выполняемых работ, месте выполнения работ, сроках выполнения, о цене договора.  Конечная цель закупки – исполнение договоров по технологическому присоединению (каких именно, с какими объемами, сроками, ценой) – для участников непрозрачна, скрыта. Рамочными соглашениями заказчик обязывает подрядчика участвовать в дальнейшем непонятно в чем, непонятно когда.

Действиями по  проведению конкурса на право заключения рамочных соглашений ответчик ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников рынка, которые могут и хотели бы принять участие в выполнении конкретных работ с конкретными сроками и конкретной ценой, но не приняли участие по каким-то причинам в конкурсе на рамочные соглашения или не стали его победителями.   

Общие антимонопольные требования к торгам содержатся в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ).

Частью 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Псковского УФАС России считает, что Ответчиком при проведении Конкурса от 11.02.2014 на право заключения рамочных соглашений допущены нарушения Федерального закона № 223-ФЗ, а именно Конкурс проведен без определения объемов выполняемых работ, места проведения работ, сроков  выполнения работ и цены. Данные нарушения привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничили потенциальных участников конкурентного рынка на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ и затягиванию сроков исполнения договоров технологического присоединения к электрическим сетям со стороны сетевой организации.  

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика  нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2012 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения конкуренции при проведении открытого конкурса № 8 от 11.02.2014 на право заключения рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с Победителями конкурса путем проведения запросов цен на право заключения договоров подряда на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 тыс. руб. во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2014-2016 гг.

2. Выдать публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

            3. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                               

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                        

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны