Определение №1856/АА Определение о назначении дела к рассмотрению от 20 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 060/01/11-300/2020

О НАРУШЕНИИ АНТИМОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

20 мая 2020 года                                                                                                     г. Псков

 

Председатель Комиссии Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании Приказа Псковского УФАС России от 07 мая 2020 года № 48 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки» и Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОПРОМ» по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения о передаче обязательств по приему платежей физических лиц за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на счет лица, не являющегося платежным агентом, что привело (могло) привести к ограничению конкуренции на рынке осуществления деятельности по приему платежей физических лиц за коммунальные услуги,  руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС России) поступило заявление собственника  помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 19/24,   (вх. № 97-з от 07.02.2020) по вопросу навязывания собственникам помещений МКД, управление которым осуществляет ООО «ВЖК УК», требований о перечислении денежных средств за коммунальную услугу (обращения с ТКО) на расчетный счет МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки».

В ходе проведения проверки фактов, изложенных в обращении, установлено следующее.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции   запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки» (далее – МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки») оказывает организациям услуги по расчетно-информационному обслуживанию потребителей.

ООО «ЭКОПРОМ» осуществляет деятельность на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в Псковской области в качестве регионального оператора на основании подписанных Соглашений от 06 июля 2018 года с Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйств «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №1» (далее – Соглашение №1) и «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №2» (далее – Соглашение №2).

Указанные соглашения размещены на официальном сайте ГИС ЖКХ в разделе «Реестры», «Реестры информации об обращении с твердыми коммунальными отходами» (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/1f351e92-e0b3-4730-a2bc-bc092363d5b0), (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/2c270297-b2b7-4bdd-8015-d2646296c4c1

Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности (пункт 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 20.12.2018 № 250-тко утверждены для ООО «ЭКОПРОМ» предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области на 2019 год.

Таким образом, ООО «ЭКОПРОМ» приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года.

Между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами Псковской области  ООО «ЭКОПРОМ» и МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» заключен договор от 09.01.2019 № 1 (далее – Договор), в соответствии с которым Региональный оператор, согласно заключенным договорам между Управляющими организациями (в дальнейшем УО), ТСЖ, ПЖСК, обслуживающих многоквартирные дома (в дальнейшем МКД), расположенные на территории г. Великие Луки и Великолукского района (согласно Приложению №1), договоров, заключенных с собственниками ИЖС, проживающих на территории г. Великие Луки и Великолукского района, а также согласно заключенным прямым договорам с потребителями коммунальных услуг при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, назначенной в рамках постановления Правительства РФ от 21.12.2018г №1616 поручает, а МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» принимает на себя следующие обязательства:

а) начисление и расчет платежей за обращение с ТКО (включая пени) физическим лицам, проживающим в жилых помещениях, расположенных в МКД, а также потребителям ИЖС (далее потребителей) в рамках действующего законодательства (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354), ведение электронной базы данных по потребителям по начислению и оплате за обращение с ТКО.

б) организация сбора платежей населения за обращение с ТКО при помощи собственной сети пунктов приема, а также с привлечением Почты России, кредитных организаций (банков), онлайн-сервисов и пр.

в) доставка потребителям (в почтовые  ящики) расчетно-платежных документов (единых платежных документов или отдельных квитанций) для внесения платежей за обращение с ТКО.

Прием платежей производится в наличной и в безналичной форме.

Вместе с тем, предоставление потребителям коммунальных услуг регламентировано нормативными правовыми актами, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами, утвержденными Постановлением  Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

Плата по обращению с ТКО включена в состав платы за коммунальную услугу (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В соответствии с пунктами 148(3)-148(4) Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (МКД) могут выступать управляющая организация, товарищество или кооператив, региональный оператор по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 1 части 1 и части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, пункта 8(17) Правил № 1156 правовыми основаниями для предъявления платежных документов на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО являются:

1) принятие общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ (о заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО);

2) наличие непосредственного способа управления МКД собственниками помещений в МКД;

3) случаи, если собственниками помещений в МКД не выбран способ управления таким домом;

4) выбранный способ управления не реализован. 

Как следует из имеющихся материалов, согласно Протоколу №1/19 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 19/24 в городе Великие Луки, проспект Ленина, проведенного в форме заочного голосования от 28.01.2019, собственниками выбран способ управления управляющей организацией ООО «Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания».

Согласно пункту 1.1. договора управления указанным многоквартирным домом от 01.01.2020 настоящий договор заключен на основании протокола общего собрания собственников.

Согласно пункту 1.3. Договора управления условия настоящего договора являются одинаковыми для всех собственников (нанимателей, арендаторов, дольщиков) помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 4.3.1.1 Договора управления, договор на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на основании Раздела XV(1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» Оплата за коммунальную услугу по обращению с ТКО вносится непосредственно региональному оператору по обращению с ТКО.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «ЭКОПРОМ» и ООО «Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания» заключен Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 29.12.2018.

Пунктом 3.2. указанного договора предусматривается, что плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется агентом с даты начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 01 января 2019 года.

Согласно пункту 3.3. плата за услуги вносится Потребителем на реквизиты, указанные в платежном документе.  

В силу подпункта «б» пункта 148(23) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:

-  для доставки платежных документов потребителям;

- для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, подготовки доставки платежных документов потребителям.

Согласно части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

Статьей 3 Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Кодексом, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1).

Поставщиком, по смыслу указанного закона, является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с этим законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Кодексом (пункт 1 статьи 2).

Согласно Правилам № 354 юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, является исполнителем (пункт 2).

Статья 4 Закона № 103-ФЗ устанавливает, что оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (часть 1).

Пунктом 2.1.6 Договора установлено, что суммы платежей, собранных ЕРКЦ от потребителей за обращение с ТКО, ежедневно (в рабочие дни) перечислять за минусом суммы, предусмотренной п. 3.1. настоящего договора, на счет Регионального оператора с учетом положений Постановления Правительства РФ № 253 от 28.03.2012г.

Суммы платежей, поступивших в ЕРКЦ от потребителей за обращение с ТКО (с учетом принятых платежей в собственных пунктах приема, а также посредством привлеченных других организаций, согласно п.п. б) п. 1.1. договора) перечислять на расчетный счет № р/с 40702810232380002175 в АО «Альфа-банк» филиал «Санкт-Петербургский» к/счет к/с 30101810600000000786 БИК 044030786.

Из содержания платежного документа (квитанции), предъявленного МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» в адрес собственника жилого помещения проспект Ленина, д. 19/24, за январь 2020 года, следует, что МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» выставило заявителю плату за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). При этом получателем платежа является МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» с расчетным счетом 40702810512360019654 в банке Филиал № 7806 Банка ВТБ (ПАО), не являющимся специальным банковским счетом, исполнителем ООО «ВЖК Управляющая компания», поставщиком услуги - ООО «ЭКОПРОМ».

Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентирован Правилами № 354.

В соответствии с пунктом 148(40) Правил № 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, который оказывает такую услугу исполнителю, либо через указанных таким региональным оператором платежных агентов или банковских платежных агентов, если решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. Внесение потребителем платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за указанную коммунальную услугу перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Из анализа положений указанных норм следует, что возможность осуществления расчетов за коммунальные услуги через третьих лиц прямо ограничена законодателем путем определения закрытого круга лиц, привлечение которых к участию в рассматриваемых отношениях между региональным оператором и собственником (нанимателем) жилого помещения возможно – платежные агенты и банковские платежные агенты.

Привлечение иных посредников к осуществлению расчетов законодательно не предусмотрено.        

В соответствии со статьей 3 Закона № 103-ФЗ под платежным агентом понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункты 3, 4).

Согласно части 14 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 статьи 4 Закона № 103-ФЗ).

Частью 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Закона, не допускаются.

Правовой анализ положений Закона № 103-ФЗ показывает, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств

Следовательно, Закон № 103-ФЗ распространяет действие на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги – услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг). При оказании иных услуг поставщику по заключенному с ним агентскому договору МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» не может быть признано платежным агентом в рамках указанных отношений. (Определение ВС РФ от 26.05.2017 № 302-АД16-16468)

Договор, заключенный между МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» и ООО «ЭКОПРОМ», помимо приема от потребителей платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами предусматривает и иные обязательства (начисление и расчет платежей за обращение с ТКО, ведение электронной базы данных по потребителям, доставка потребителям расчетно-платежных документов).

При изложенном нормативном регулировании и имеющих место обстоятельствах, привлеченное ООО «ЭКОПРОМ» по договору №1 от 09.01.2019 к расчетам с потребителями МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» не является платежным агентом.

Изменение порядка перечисления денежных средств за коммунальные услуги, как это определено в Правилах № 354, допуск к осуществлению указанных функций посторонней организации, является неправомерным навязыванием данным соглашением физическим лицам невыгодных для них условий.

При таких обстоятельствах, в действиях ООО «ЭКОПРОМ» и МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» имеют место признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения о передаче обязательств по приему платежей физических лиц, за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, на счет лица, не являющегося платежным агентом, что привело (могло) привести к ограничению конкуренции на рынке осуществления деятельности по приему платежей физических лиц за коммунальные услуги.

Руководствуясь частью 13, 14, 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 060/01/11-300/2020 к рассмотрению на «10» июня 2020 года на 14 часов 30 минут по адресу: ул. Кузнецкая, д. 13, г. Псков, 180017.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

в качестве заявителя:

- Собственника  помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 19/24

в качестве ответчиков:

- Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр г. Великие Луки»;

- ООО «ЭКОПРОМ»

в качестве заинтересованного лица: 

- ООО «Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания»

3. Ответчику ООО «ЭКОПРОМ» представить в срок до 05.06.2020  следующие документы и информацию:

1) позицию по доводам, изложенным в данном определении по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения о передаче обязательств по приему платежей физических лиц, за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, на счет лица, не являющегося платежным агентом, что привело (могло) привести к ограничению конкуренции на рынке осуществления деятельности по приему платежей физических лиц за коммунальные услуги;

2) правовые основания для заключения договора с МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» не только на сбор денежных средств от потребителей в счет платы за свои услуги как регионального оператора, но и на выполнение иных услуг, с приложением подтверждающих доводы документов;

3) правовые основания по приему платежей на счет МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки», указанный в платежном документе за январь 2020 года, не являющийся специальным банковским счетом;

4) сведения о размере оплаты за выполнение МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» услуги, за период действия договора, с приложением подтверждающих документов;

5) пояснение, где ООО «ЭКОПРОМ» открыт специальный банковский счет (наименование организации, адрес места нахождения). С какого времени и какие операции осуществлялись по данному счету с даты заключения договора;

6) пояснения, входят ли расходы по сбору, начислению, расчету платежей, а также расходы по доставке расчетно-платежных документов до потребителя в состав единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭКОПРОМ»;

7) информацию о заключении договоров на оказание услуг по сбору, начислению, расчету и доставки расчетно-платежных документов с иными хозяйствующими субъектами (представить копии договоров при наличии).

4. Ответчику МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» представить в срок до 05.06.2020  следующие документы и информацию:

1) позицию по доводам, изложенным в данном определении по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения о передаче обязательств по приему платежей физических лиц, за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, на счет лица, не являющегося платежным агентом, что привело (могло) привести к ограничению конкуренции на рынке осуществления деятельности по приему платежей физических лиц за коммунальные услуги;

2) копию устава МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки»;

3) правовые основания для заключения договора с ООО «ЭКОПРОМ» не только на сбор денежных средств от потребителей в счет платы за свои услуги как регионального оператора, но и на выполнение иных услуг, с приложением подтверждающих доводы документов;

4) правовые основания по приему платежей на счет МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки», указанный в платежном документе за январь 2020 года, не являющийся специальным банковским счетом;

5) сведения о размере оплаты за выполнение МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» услуги, за период действия договора;

6) пояснение, где МУП «ЕРКЦ г. Великие Луки» открыт специальный банковский счет (наименование организации, адрес места нахождения). С какого времени и какие операции осуществлялись по данному счету с даты заключения договора.

5. Заинтересованному лицу представить в срок до 05.06.2020  следующие документы и информацию:

1) копию договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), заключенного с ООО «ЭКОПРОМ» с приложением протоколов разногласий (при наличии);

2) позицию по доводам, изложенным в данном определении.

6. Всем сторонам, участвующим в деле, направить представителей с соответствующим образом оформленной доверенностью.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны