Решение №46/10/15-ТР РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательс... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен  17 сентября 2015 года.

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: «…» – руководителя управления;

членов Комиссии: «…» - заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий; «…» – главного государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы; «…» – главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий,

рассмотрев дело № 46/10/15-ТР по признакам нарушения Муниципальным предприятием Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» (место нахождения: «…») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области из Санкт-Петербургского УФАС России по подведомственности поступило заявление ООО «ПТК-Сервис» в отношении действий Муниципального предприятия Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» по увеличению стоимости услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (вх. № 190 от 14.04.2015).

По мнению ООО «ПТК-Сервис»  следует, что Муниципальное предприятие Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» оказывает услугу по захоронению твердых бытовых отходов своим контрагентам (далее – ТБО) без утвержденного в установленном порядке тарифа.

По результатам рассмотрения представленных документов Псковское УФАС России приказом от 15.06.2015 № 144 возбудило дело № 46/10/15-ТР по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

К участию в рассмотрении дела №  46/10/15-ТР привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Петербургская топливная компания» в качестве заявителя (далее – заявитель, ООО «ПТК»), Муниципальное предприятие Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» (далее – ответчик, Комбинат) - в качестве ответчика по делу, Администрация Пушкиногорского района – в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

В ходе рассмотрения документов, материалов, а также устных и письменных пояснений, представленных сторонами по делу, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с Постановлением Администрации района от 04.02.2015 № 43 было создано МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг», которое согласно Уставу выполняет работы по сбору, транспортировке и складированию бытовых и производственных отходов.

Согласно письму Администрации Пушкиногорского района от 13.07.2015 № 1101 и устным пояснениям представителей на заседании комиссии, на территории Муниципального образования «Пушкиногорский район» услуги по захоронению ТБО   до 04.02.2015 г. оказывало МПЖКХ Пушкиногорского района. С 04.02.2015 МП ЖКХ прекратило деятельность по вывозу и захоронению ТБО. С 04.02.2015 и до настоящего времени услуги по захоронению ТБО на территории Пушкиногорского района оказывает одна организация - МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг».

ООО «ПТК» получило от Муниципального предприятия Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» проект договора № 64 от 27.02.2015 на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов. В соответствии с п. 3.1. указанного договора стоимость 1 куб.м вывоза ТБО с захоронением на городской свалке составляет 550 руб. 00 коп., без учета НДС, стоимость пробега автотранспорта составляет 25 руб. 00 коп. за 1 км без учета НДС.

 

До февраля 2015 года услугу по вывозу и захоронению ТБО ООО «ПТК» оказывало МП ЖКХ Пушкиногорского района (далее – МП ЖКХ) по договору от 01.01.2012, согласно которому стоимость 1 куб.м вывоза ТБО с захоронением на городской свалке с 01.08.2013 составляла 550,00 руб. с учетом НДС, стоимость пробега автомобиля – 25,00 руб. за 1 км.  Таким образом, цена договора, предложенного Комбинатом, увеличилась на 18 процентов по сравнению с ранее действовавшим договором на ту же услугу с МП ЖКХ.

В настоящее время утилизация (захоронение) ТБО осуществляется на городской свалке, расположенной в д. Жарки Пушкиногорского района. Договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 24.06.2005 № 18, Администрация Пушкиногорского района передала в аренду МП ЖКХ Пушкиногорского района, общей площадью 14 000 кв. м., находящийся по адресу: Псковская область, Пушкиногрский район, д. Жарки. Срок действия договора установлен с 24.06.2005 по 23.06.2054 (п. 2.1 части 2 указанного договора).

 Комбинатом и МПЖКХ 01.03.2015 подписано Соглашение о совместном использовании земельного участка в дер. Жарки (городская свалка) до 29.02.2016 г.

В соответствии с письмом от 14.02.2015 № 347 Комбинат обратился в Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике с заявлением на установление тарифа на услугу по захоронению ТБО.

 Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике письмом от 27.02.2015 № ТР-03-0228 отказал в установлении тарифа в связи с отсутствием оснований, а именно: отсутствием лицензии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на право осуществления деятельности по размещению отходов.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов подлежит лицензированию.

Как пояснили представители Комбината на заседании комиссии, предприятие проводит работу по получению лицензии. После получения лицензии Комбинат повторно направит в Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике и заключит договор на аренду городской свалки.

В отсутствие установленного  тарифа Комбинат приказами от 12.02.2015 № 20 и от 27.02.2015 № 38 «О стоимости оказываемых услуг с 01 марта 2015 года» установил стоимость услуги по вывозу ТБО с захоронением на городской свалке в размере 550,00 руб. за 1 куб. м, в том числе стоимость захоронения в размере 97,38 руб. за 1 куб. м без учета НДС. Директором предприятия утверждена калькуляция стоимости захоронения ТБО на 2015 год по статьям затрат. 

 

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в географических границах Пушкиногорского района Псковской области.

В соответствии с аналитическим отчетом Псковского УФАС России от 25.08.2015, составленным по результатам указанного анализа, МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» на рассматриваемом товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО в географических границах, определенных Пушкиногорским районом Псковской области, занимает долю, равную 100%.

По результатам проведенного анализа МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» занимает доминирующее положение на рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО на территории Пушкиногорского района Псковской области за период февраль-июнь 2015 года.

В силу своего доминирующего положения МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» обязано соблюдать запреты,  установленные статьей 10  Закона о защите конкуренции,  в том числе не допускать действий,  которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц.

В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию.

ООО «ПТК письмом № 13 от 25.03.2015 сообщил Комбинату, что не согласен с предложенным Комбинатом проектом договора от 27.02.2014 № 64 и просит пересмотреть условия договора в части снижения стоимости услуг.

Комбинат письмом № 466 от 03.04.2015 не согласился пересмотреть условия договора. 

На заседании комиссии заявитель сообщил, что им заключен  договор № 252 на сбор, транспортировку и захоронение отходов от 16.07.2015 с ОАО «Островспецавтопарк». В соответствии с п. 2.1. договора тариф на вывоз составляет 68,64 руб. за 1 км пробега мусоровоза и 89,55 руб. за захоронение без НДС, что значительно ниже цены, предложенной Комбинатом.

Согласно представленной информации (письмо ответчика № 1335 от 28.07.2015) Комбинатом заключено 105 договоров с заказчиками на вывоз и захоронение ТБО по цене, утвержденной приказом Комбината от 27.02.2015 № 38, без установленного в законодательном порядке тарифа.

Комиссия приходит к выводу, что действия МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг», выразившиеся в применении в расчетах по договорам на оказание услуг по захоронению твердых бытовых отходов нерегулируемого тарифа, противоречит требованиям части 2 статьи 1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,  что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В результате действий Комбината, выразившихся в предложении заключения договора на оказание услуг по захоронению твердых бытовых отходов с ООО «ПТК» по цене, утвержденной приказом предприятия, а не с применением регулируемого тарифа, были ущемлены права и законные интересы Заявителя. Об ущемлении прав и законных интересов заявителя свидетельствует факт его обращения в Псковское УФАС России и поиск другого исполнителя услуг, предложившего более выгодные услуги.

Комиссия учитывает, что на момент вынесения решения по делу ответчик не устранил нарушение антимонопольного законодательства, что является основанием для выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:    

           

1. Признать в действиях Муниципального предприятия Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» нарушение пункта 10 части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении порядка ценообразования путем применения в расчетах по договорам на оказание услуг по захоронению твердых бытовых отходов нерегулируемого тарифа.

2. Выдать Муниципальному предприятию Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» предписание об устранении нарушения.

        3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31 КоАП.

 

       Председатель Комиссии                                                     «…»

       Члены Комиссии                                                                 «…»                                                                                                      

                                                                                                      «…»

                                                                                                      «…»                    

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны