Решение №48/10/15-ТР РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательс... от 10 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена  30 июля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен  31 июля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

  Председателя Комиссии: «…» - заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий,

членов Комиссии: «…» - заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий, «…» - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 48/10/15-ТР, возбужденное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС») в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Псковский ЦГМС) - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (место нахождения юридического лица: «…») по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление Муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» (вх. № 27 от 06.02.2014) в отношении действий Псковского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по предоставлению гидрометеорологической информации.

Согласно заявлению, в договоре № 27 от 31.05.2013 г. между МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» и Псковским ЦГМС, действовавшем до 31.12.2013 г., цена на предоставление информации о среднесуточной температуре воздуха по г. Пскову составляла 115,71 руб. в день (с НДС). А в новом договоре № 116 от 09.12.2013, предложенном к подписанию на 2014 год, цена той же информации составляла уже 395,27 руб. в день (с НДС), т. е. выросла в 3,4 раза.

Протокол разногласий к договору, направленный МП г. Пскова «Псковские тепловые сети», Псковским ЦГМС не урегулирован. В ответе указано о невозможности отступления от цены Прейскуранта, утвержденного ФГБУ «Северо-Западное УГМС», а также в случае невозможности урегулирования разногласий по стоимости информации договор № 116 от 09.12.2013 будет считаться неподписанным.

По результатам рассмотрения указанного заявления Псковское УФАС России направило в адрес ФГБУ «Северо-Западное УГМС» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 03.03.2014 № 685/ОВ путем заключения договора с МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» с условием оплаты стоимости информации о среднесуточной температуре воздуха по г. Пскову в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку и передачу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды».

ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в ответ на предупреждение представило возражение (вх. № 840 от 19.03.2014), в котором сообщается, что цена на гидрометеорологическую информацию устанавливается в соответствии с Прейскурантом, утвержденным приказом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155. В соответствии с п. 2.2 Прейскуранта стоимость справки о среднесуточной температуре воздуха составляет 310,72 руб. (за один срок), с учетом коэффициента индексации в 4 квартале 2013 г. (1,074) – 333,71 руб. (за один срок).

 

24.03.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило второе заявление Муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» (вх. № 87) в отношении действий Псковского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС».

Согласно заявлению от 24.03.2014 после получения предупреждения Псковский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС» 17.03.2014 № 04/133 направил в адрес МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» новый вариант договора № 116, в котором цена договора на информацию о среднесуточной температуре воздуха составляет 333,71 руб. в день, что меньше предыдущего предложения на 1,26 руб. и выше, чем по договору № 27 от 31.05.2013, действовавшему до 31.12.2013, в 3,4 раза. В результате произведенных расчетов, исходя из стоимости информации, передаваемой по телефону, в размере 333,71 руб. за один день,  Псковский ЦГМС выставил счета заявителю за 1 квартал 2014 г. в размере 36947,81 руб.    

В заявлении от 24.03.2014 указано, что  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» не исполнило предупреждение Псковского УФАС России и продолжает навязывать невыгодные условия договора, нарушает п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.04.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На запрос управления от 07.04.2014 № 1150/ОВ МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» представили объяснение, что информация о среднесуточной температуре воздуха в г. Пскове требуется предприятию в соответствии с п. 117 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», где сказано, что пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.

 

При рассмотрении заявления МП г. Пскова «ПТС» от 24.03.2014 было установлено следующее: 

Приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155 «О ценовой политике» утвержден и введен в действие с 01.06.2013 «Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения». П.6 данного приказа содержит указания начальникам филиалов руководствоваться прейскурантом при заключении договоров на СГМО.

Приказом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 24.10.2013 № 326 установлены коэффициенты индексации в 4 квартале 2013 г. на работы, рассчитываемые по прейскуранту, в том числе по Псковской области – 1,074.

В ходе рассмотрения заявления управлением был направлен запрос в Новгородский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС» о стоимости предоставления информации о среднесуточной температуре воздуха. Новгородский ЦГМС представил ответ от 14.03.2014 № 608 о том, что стоимость справки – выписка срочных данных о среднесуточной температуре воздуха за 30 дней в январе 2014 года согласно прейскуранту с учетом коэффициента индексации по Новгородской области и стоимости составления справки составляет 1156 руб. в месяц (без НДС). Основание – п. 3.2 Прейскуранта ФГБУ «Северо-Западное УГМС».

 Пункт 2.2 Прейскуранта, применяемый Псковским ЦГМС, устанавливает предоставление фактической, в том числе оперативной (текущей) метеорологической информации (за 1 срок, по 1 пункту, по 1 элементу, также информация с пунктов дополнительной сети или полученная в рамках специальных программ наблюдений), в том числе информации о среднесуточной температуре воздуха по цене 310,72 руб.

Проектом договора № 116 от 09.12.2013, предложенного к подписанию Псковским ЦГМС МП г. Пскова «Псковские тепловые сети», предусматривается ежедневное предоставление информации о среднесуточной температуре воздуха в г. Пскове телефонограммой по телефону, т.е. не за 1 срок.    

В то же время Прейскурант содержит раздел 3 «Расчетные метеорологические и климатические характеристики за период наблюдений, указанный заказчиком (для одной станции). Пункт 3.2 раздела 3 Прейскуранта устанавливает предоставление выписки срочных данных для проведения расчетов по запросу заказчика по одному элементу для одной станции за 30 дней из ТМС (таблица метеорологической станции) по цене 538,83 руб.

Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения заявления МП г. Пскова «ПТС» от 24.03.2014 в адрес ФГБУ «Северо-Западное УГМС» было направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,  от 17.04.2014 № 1326/ОВ путем направления МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» проекта договора на оказание услуг по предоставлению информации о среднесуточной температуре воздуха по г. Пскову, содержащего условие о цене договора, рассчитанной в соответствии с пунктом 3.2 Прейскуранта в срок до 20 мая 2014 г.

ФГБУ «Северо-Западное УГМС» не исполнило предупреждение и представило возражение от 08.05.2014 № 11-12/1-780.

В соответствии с ч.8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом Псковского УФАС России от 17.06.2015 № 147 было возбуждено дело № 48/10/15-ТР по признакам нарушения ФГБУ «Северо-Западное УГМС» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ответ на определение о назначении дела к рассмотрению заявитель сообщил (письмо от 03.07.2015 № 3100/07), что в связи с необходимостью получения информации от Псковского ЦГМС в 2015 году МП г. Пскова «ПТС» было вынуждено заключить два договора на предложенных ответчиком условиях: № 31 от 29.01.2015 на период с 01.01.2015 по 31.03.2015 с ценой информации о среднесуточной температуре воздуха по г. Пскову 310,72 руб. за 1 день  и № 52 от 03.04.2015 на период с 01.04.2015 по 30.06.2015 с ценой информации о среднесуточной температуре воздуха по г. Пскову 380,94 руб. за 1 день.

 

Ответчиком представлена позиция по рассматриваемому делу от 07.07.2015 № 11-12/1-1107, которая заключается в следующем:

1. Стоимость гидрометеорологической информации рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», утв. Приказом Росгидромета от 24.02.1999 г. № 24.

2. 16 января 2013 года произошла реорганизации в форме слияния подведомственных Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу (Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) от 11.10.2012 г. № 608) Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», Федерального государственного бюджетного учреждения «Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Федерального государственного бюджетного учреждения «Новгородский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Федерального государственного бюджетного учреждения «Псковский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Федерального государственного бюджетного учреждения «Калининградский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

3. После реорганизации во исполнение Приказа Росгидромета от 24.02.1999 г. № 24 был разработан Прейскурант цен, утвержденный приказом начальника ФГБУ «Северо-Западное УГМС» № 155 от 30.05.2013 г., введенный в действие с 1 июня 2013 г., действующий в зоне ответственности ФГБУ «Северо-Западное УГМС», охватывающей Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Республику Карелия, Калининградскую область, Новгородскую область, Псковскую область.

В соответствии с п. 2.2. Прейскуранта стоимость информации о среднесуточной температуре воздуха составляет 310,72 рубля в день.

Ежеквартально происходит индексация стоимости гидрометеорологической информации в соответствии со сведениями, получаемыми в органах статистики.                                         

В 4 квартале 2013 г. коэффициент индексации рассчитывался на основании индекса потребительских цен за период с 1.07.2013 г. по 30.09.2013 г., полученного с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области. В 4 квартале 2013 г. данный коэффициент индексации на работы (услуги), рассчитываемые по Прейскуранту, составил 1,074 - по Псковской области. Коэффициент индексации на 4 квартал 2013 г. был также закреплен приказом начальника ФГБУ «Северо-Западное УГМС» № 326 24.10.2013 г.

4. Ответчик пояснил о невозможности расчета стоимости запрашиваемой МП г. Пскова  «Псковские тепловые сети» информации о среднесуточной температуре воздуха по п. 3.2. Прейскуранта: в соответствии с данным пунктом Прейскуранта осуществляется выписка срочных данных для проведения расчетов по запросу заказчика по одному элементу для одной станции за 30 дней из месячных метеорологических таблиц (далее – ТМС).

В окончательном виде ТМС формируются после соответствующей проверки информации в течение 45 дней после завершения месяца наблюдений. Выписка срочных данных за истекший месяц из ТМС осуществляется из архивных данных в течение 45 дней после завершения месяца наблюдений. В соответствии с условиями договора с МП г. Пскова «ПТС» информация представляется ежедневно, в оперативном режиме.

 

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позицию заявителя и ответчика, приходит к следующим выводам:

 1. В связи с рассмотрением заявления Муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Псковским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по предоставлению отдельных видов гидрометеорологической информации на территории Псковской области за 2013 и 2014 год, результаты которого отражены в аналитическом отчете от 24.04.2015.

По условиям договора, направленного Псковским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в адрес МП г. Пскова «ПТС» исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по предоставлению заказчику следующей специализированной гидрометеорологической информации:

- среднесуточная температура воздуха;

- среднесуточная температура воды реки Великой;

- температура почвы на глубине 0,8 м;

- расчет средних характеристик температуры воздуха, температуры грунта на глубине 0,8 м и температуры воды реки Великой за 5 лет.

В соответствии с условиями договоров, заключенных ФГБУ «Северо-Западное УГМС» с другими заказчиками, предметом договоров является предоставление различных видов специализированной гидрометеорологической информации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях подлежит лицензированию.

 По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (письмо от 14.02.2014 № 140-00992/14и) ФГБУ «Северо-Западное УГМС» выдана лицензия на «Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях», в том числе: «подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное)».

Согласно пункту 3.3.2. Устава ФГБУ «Северо-Западное УГМС», утвержденного приказом Росгидромета от 19.11.2012 № 703, одним из видов приносящей доход деятельности Учреждения является  подготовка и предоставление физическим и юридическим лицам, в том числе для обеспечения гражданской и экспериментальной авиации, морского, речного и железнодорожного транспорта специализированной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды.

 Согласно информационной выписки из базы ЕГРЮЛ ФГБУ «Северо-Западное УГМС» осуществляет основной вид деятельности «деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях» (ОКВЭД – 74.20.5), имеет филиал, расположенный по адресу: «…»

Таким образом,  продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по  предоставлению гидрометеорологической информации.
          Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой  возможности либо целесообразности за ее пределами.

Предварительные географические границы товарного рынка определены как административные границы Псковской области, поскольку услуга по предоставлению гидрометеорологической информации оказывается на территории  Псковской области силами Псковского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» и предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории Псковской области.

Географические границы товарного рынка определены с помощью метода «тест гипотетического монополиста». При проведении теста выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого  приобретателям были направлены запросы, в том числе с предложением ответить на вопросы: «Ваше мнение о географических границах товарного рынка услуг по предоставлению отдельных видов гидрометеорологической информации? Проводили ли Вы поиск продавцов необходимой информации? Готовы ли Вы приобретать необходимую информацию у других продавцов, расположенных на территории Псковской области, если цена на товар будет ниже на 5-10%?».

Согласно полученных ответов, все опрошенные покупатели приобретают товар на территории Псковской области, по условиям договоров покупателям требуются данные наблюдений ближайшей метеостанции в городах и поселках Псковской области; многие из них считают, что кроме Псковского ЦГМС данную услугу никто не оказывает и поэтому не искали других продавцов.  Исходя из ответов покупателей, следует вывод, что искать продавцов товара за пределами Псковской области нецелесообразно и ни один из покупателей не искал продавцов за пределами Псковской области.

Согласно представленным договорам покупателям предоставляется услуга на территории Псковской области – Псковским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» по данным метеонаблюдений, проводимых на метеостанциях, расположенных в населенных пунктах Псковской области, при этом информация представляется непосредственно метеорологической станцией Сущево, аэрологической станцией Великие Луки, гидрологической станцией Опочка и др. Как видно, услуга по получению и представлению гидрометеорологической информации оказывается только на территории Псковской области.

Таким образом, с учетом «теста гипотетического монополиста» основания для расширения географических границ товарного рынка за пределы Псковской области не выявлены.

 Следовательно, географическими границами рынка услуг по предоставлению гидрометеорологической информации признаются административные границы Псковской области.

         В ходе проведения анализа по данным Псковстата установлено, что 35 организаций в Псковской области заявили при государственной регистрации основным или дополнительным видом деятельности коды «деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях». Однако в 2013 г. и 2014 г. ни одна из этих организаций не осуществляла деятельность по предоставлению гидрометеорологической информации. 

По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (письмо от 14.02.2014 № 140-00992/14 и официальный сайт в Интернете meteorf.ru) действующие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории Псковской области выданы трем хозяйствующим субъектам:

1. Псковский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» («…»).

2. Федеральное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - филиал «ЦЛАТИ по Псковской области» («…»).

3. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» («…»).

В соответствии с представленной на наш запрос информацией  филиал «ЦЛАТИ по Псковской области» и Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в 2013 и 2014 гг. не осуществляли деятельность по предоставлению гидрометеорологической информации. При этом филиал «ЦЛАТИ по Псковской области» сообщил (письмо от 28.01.2015 № 48), что изложенная в запросе УФАС специализированная гидрометеорологическая информация не относится к разрешенным Лицензией видам деятельности, а следовательно, не может быть представлена сторонним организациям. Северо-Западный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» ответил, что не предоставлял указанную информацию в связи с отсутствием запросов и соответствующих наблюдений не осуществляет.

ФГБУ «Северо-Западное УГМС» письмом от 30.01.2015 № 11-12/112 сообщило, что такие виды информации по Псковской области, как среднесуточная температура воздуха, среднесуточная температура воды реки Великой, температура почвы на глубине 0,8 м, расчет средних характеристик температуры воздуха, температуры грунта на глубине 0,8 м и температуры воды реки Великой за 5 лет, являются специализированными видами информации, которые предоставляются всем субъектам за плату в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам.

В результате реорганизации 16.01.2013 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Псковский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» вошел в состав ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в качестве филиала.

Таким образом, в определенных продуктовых и географических границах товарного рынка в определенный временной интервал выявлен единственный продавец услуги по предоставлению гидрометеорологической информации - ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

         Таким образом, доля ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (единственного участника) на рассматриваемом товарном рынке услуг по предоставлению гидрометеорологической информации в географических границах Псковской области составляет 100% и учреждение занимает доминирующее положение на товарном рынке по предоставлению гидрометеорологической информации в географических границах Псковской области.  

В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

 

2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении – это сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; информационная продукция – полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации.

В соответствии с пунктом 3 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 (в ред. от 28.03.2008 № 214) (далее – Постановление Правительства № 1425) информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в приложении к Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.

Согласно п. 1.1. Устава, утвержденного приказом Росгидромета от 19.11.2012 № 703 ФГБУ «Северо-Западное УГМС» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областях.

В соответствии с п. 3.1 Устава предметом и основными целями деятельности Учреждения является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиофизической информации, информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации.

В соответствии с п. 3.2 Устава для достижения основных целей деятельности, предусмотренных в п. 3.1 Устава, Учреждение осуществляет в установленном порядке за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания на выполнение работ (услуг) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе  следующие основные виды деятельности:

- проведение регулярных гидрометеорологических наблюдений на стационарных и подвижных пунктах наблюдений наблюдательной сети Учреждения;

- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;

- сбор, обработка, анализ и распространение данных наблюдений по каналам автоматизированной системы передачи данных Росгидромета в информационно-телекоммуникационную сеть, а также учет, систематизация, хранение Учреждением документированной информации регулярных наблюдений.

Уставом определены виды приносящей доход деятельности Учреждения, в том числе в соответствии с п. 3.3.2 – подготовка и предоставление физическим и юридическим лицам специализированной гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей среды.

Приказом  ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 30.05.2013 № 155 «О ценовой политике» утвержден и введен в действие с 01.06.2013 «Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения» (Приложение № 1). П.3 приказа утвержден перечень документов, используемых при составлении смет на гидрометеорологическую информацию (Приложение №2); п.4 приказа утверждена форма для составления смет методом прямых затрат (Приложение № 3); п.6.1 приказа содержит указания начальникам филиалов при заключении договоров на СГМО руководствоваться пп. 1 и 3 настоящего приказа; п.6.2 приказа установлено ежеквартально производить индексацию стоимости работ и оказываемых услуг в зависимости от размера индекса потребительских цен в своем субъекте федерации.

3. Согласно п. 1.3 договора № 116 от 09.12.2013 передача информации в адрес заявителя осуществляется телефонограммой. Согласно протоколу разногласий к договору № 31 от 29.01.2015 и протоколу разногласий к договору № 52 от 03.04.2015 информация о среднесуточной температуре воздуха по г. Пскову передается ежедневно телефонограммой, и не позднее второго рабочего дня следующего месяца представляется сводный реестр за предыдущий месяц на бумажном носителе за подписью начальника Псковского ЦГМС. На заседании комиссии представители ответчика пояснили, что информация представляется заявителю ежедневно только по телефону и раз в месяц – справкой на бумажном носителе.

Фактически заявитель получает информацию - оформленную надлежащим образом справку - один раз в месяц. Прейскурантом не предусмотрена плата за телефонограмму, акт выполненных работ ежедневно не составляется. В представленных комиссии актах выполненных работ за 2015 год не указано, что выполнено 30 работ (информаций). Следовательно, представление оперативных данных по телефону нельзя рассматривать как отдельную услугу, подлежащую оплате.

Пункт 2.2. Прейскуранта не предусматривает взимание платы за представление информации по телефону. Постановлением Правительства № 1425 предусмотрена передача информации в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет. Телефонная связь не относится к информационно- телекоммуникационным сетям (п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Таким образом, управление считает, что взимание платы за информацию, представляемую по телефону, не обосновано. Следовательно, при применении п.2.2. Прейскуранта за предоставление информации о среднесуточной температуре воздуха по г. Пскову с заявителя должна взыматься плата в размере 310,72 рублей за справку, предоставляемую один раз в месяц, оформленную актом об оказании услуг. 

Управление считает, что увеличение цены договора не обосновано и не подтверждено никакими документами. Ответчик не представил экономическое обоснование увеличения стоимости информации о среднесуточной температуре воздуха по г. Пскову с 98,06 руб. (без НДС) в декабре 2013 года до 310,72 руб. (без НДС) за один день в январе 2014 года по июнь 2015 года.

В качестве обоснования увеличения стоимости услуги названа только реорганизация учреждения и приведение всех цен к единообразию.  Как следует из п.2 введения к Прейскуранту (стр.5), расчет цен произведен на основе Прейскуранта ГУ «Санкт-Петербургский ЦГМС» по состоянию на 01.10.2009.

Затраты Псковского ЦГМС при расчете цен Прейскуранта не учитывались.

В ходе рассмотрения дела в ответ на определение комиссии от 09.07.2015 № 2437/ОВ ответчик представил расчет цены на предоставление информации о среднесуточной температуре воздуха, установленной пунктом 2.2 Прейскуранта для ГУ «Санкт-Петербургский ЦГМС» (письмо ФГБУ «Северо-Западное УГМС» от 23.07.2015 № 11-12/1-1186).

Калькуляция затрат по исполнению договора с МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» ответчиком не производилась. Поэтому нельзя утверждать,  что у ответчика выросли затраты, повлекшие за собой увеличение стоимости услуги для заявителя.

Заявитель является муниципальным предприятием, оказывающим услуги теплоснабжения населению города Пскова и любое увеличение стоимости получаемых услуг ему невыгодно, т.к. ложится либо  в тариф для населения, либо в убытки предприятия. В соответствии с письмом МП г. Пскова «ПТС» от 03.07.2015 № 3100/07 фактически понесенные убытки в 1 полугодии 2015 года в связи с необоснованным увеличением стоимости оказания услуг по предоставлению информации о среднесуточной температуре воздуха в г. Пскове составили 40533,64 руб.

В адрес МП г. Пскова «ПТС» выставлено счетов на оплату услуг по договорам № 31 от 29.01.2015 и № 52 от 03.04.2015 на общую сумму  76870,94 руб. 

(счета № 00000589/П от 06.02.2015 на сумму 15326,03 руб., № 00001324/П от 27.02.2015 на сумму 13870,47 руб., № 00001678/П от 24.03.2015 на сумму 15326,03 руб., № 00002507/П от 29.04.2015 на сумму 15949,45 руб., № 00003136/П от 02.06.2015 на сумму 16398,96 руб.).

Комиссия приходит к выводу, что действия ФГБУ «Северо-Западное УГМС» в лице Псковского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС», выразившиеся в навязывании МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» невыгодных условий договора оказания услуг по предоставлению информации о среднесуточной температуре воздуха в г. Пскове в части необоснованного повышении стоимости услуг по договорам № 116 от 09.12.2013,  № 31 от 29.01.2015 и № 52 от 03.04.2015 противоречат пункту 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС») в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Псковский ЦГМС) - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2012 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части навязывания МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» невыгодных условий договора оказания услуг по предоставлению информации о среднесуточной температуре воздуха в г. Пскове путем необоснованного повышении стоимости услуг по договорам № 116 от 09.12.2013,  № 31 от 29.01.2015 и № 52 от 03.04.2015, что противоречит пункту 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425.

2. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Северо-Западное УГМС») в лице Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Псковский ЦГМС) - филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.  

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                             «…»

 

Члены Комиссии                                                                         «…»

                                                                                                       

                                                                         «…»

 

                                                                                                                                                                            

       

      

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.           Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны