Решение №49/10/15-ТР РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

18 сентября 2015 года                                                                                         г. Псков

                                                                                                            

Резолютивная часть решения оглашена 04 сентября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: «…» - руководителя Псковского УФАС России,

членов Комиссии: «…» - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России, «…» – главного государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 49/10/15-ТР по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «АСПО» («…») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

                                                 УСТАНОВИЛА:

 

Дело возбуждено по результатам плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «АСПО» (далее – ООО «АСПО», Общество, Ответчик), проведенной инспекцией Псковского УФАС России в период с 02.03.2015 по 06.03.2015 на основании приказа № 24 от 12.02.2015.

Предметом проверки являлось соблюдение требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части соблюдения запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов за период с 01.03.2014 по 01.03.2015.

В ходе проверки согласно Акту проверки № 2/135 от 06.03.2015 инспекция Псковского УФАС России выявила в действиях ООО «АСПО» признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на услугу по вывозу отходов.

В письменных пояснениях на Акт проверки от 04.03.2015 Ответчик признал наличие нарушения антимонопольного законодательства по доводам, изложенным в документах, имеющихся в материалах дела № 49/10/14-ТР, а также пояснил, что стоимость услуги, указываемая в коммерческих предложениях, рассчитывалась как максимальная стоимость услуги за год (официально действующая только с 01 апреля), так как в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.

 

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив  позицию Ответчика, приходит к следующим выводам:

Согласно выписи из ЕГРЮЛ основной вид деятельности Общества в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности: 90.00.2 удаление и обработка твердых бытовых отходов.

ООО «АСПО» приказом Псковского УФАС России № 39-а от 14.12.2004 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, по видам деятельности «услуги по вывозу твердых бытовых отходов» и «услуги по захоронению отходов» с долей на рынке более 65% в границах г. Пскова.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ  "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса подлежат регулированию.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц путем экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30), Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, в частности для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Следовательно, ООО «АСПО» занимает доминирующее положение на рынках оказания услуг по захоронению отходов и вывозу твердых бытовых отходов, при установлении цен (тарифов) на оказываемые услуги обязано соблюдать положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

На основании договора № 23 от 24.12.2007 Управление городского хозяйства Администрации г. Пскова предоставило ООО «АСПО» в целях  эксплуатации и обеспечения пожарной безопасности городскую свалку твердых бытовых отходов с 01.12.2007 до ввода первой очереди нового полигона ТБО.

Согласно определению Псковского городского суда от 24.11.2014 по делу № 2-3131/2011  городскую свалку разрешено эксплуатировать до 01.06.2016.

Постановлением Администрации г. Пскова № 3535 от 18.12.2013 "Об утверждении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов" утверждены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для всех групп потребителей на 2014-2016 годы.

С 01.01.2014 по 30.06.2014 тариф составлял 26, 78 руб./м3  без НДС, с 01.07.2014 по 31.12.2014 – 32, 14 руб./м3  без НДС, с 01.01.2015  по 30.06.2015 – 32, 14 руб./м3  без НДС.

Цены на транспортировку (вывоз) твердых бытовых отходов утверждаются приказами директора ООО «АСПО».

Согласно приказу № 38 от 11.02.2013 стоимость услуг по вывозу и захоронению ТБО  с 01.04.2013 составляла 399, 70 руб./м3 с НДС (включая тариф на захоронение ТБО), для муниципальных учреждений образования и здравоохранения – 298, 35 руб./м3 с НДС (включая тариф на захоронение ТБО).

Согласно приказу № 60 от 31.01.2014 стоимость услуг по вывозу и захоронению ТБО с 01.04.2014 составляла 415, 70 руб./м3 с НДС (включая тариф на захоронение ТБО), для муниципальных учреждений образования – 328, 54 руб./м3 с НДС (включая тариф на захоронение ТБО).

Согласно приказу № 68 от 28.01.2015 стоимость услуг по вывозу и захоронению ТБО с 01.04.2015 составляет 441, 15 руб./м3 с НДС (включая тариф на захоронение ТБО), для муниципальных учреждений образования – 347, 89 руб./м3 с НДС (включая тариф на захоронение ТБО).

Обществом представлены калькуляции к тарифам на вывоз и утилизацию ТБО и калькуляции себестоимости услуг на вывоз и утилизацию ТБО с 01.04.2013 и с 01.04.2014.

Согласно письменным пояснениям директора ООО «АСПО» от 04.03.2015 тариф на вывоз для муниципальных учреждений образования применяется для всех предприятий, которые финансируются из бюджета муниципального образования, а также для населения г. Пскова.

Список контрактов Общества по состоянию на 26.02.2015 содержал 2 645 договоров.

Комиссией выборочно проверены договоры на размещение отходов на городской свалке, на безконтейнерную уборку отходов, на вывоз и захоронение отходов с различными потребителями.

Обществом применяются разработанные им типовые формы договоров, кроме тех случаев, когда договор заключается по форме контрагента.

В ходе анализа договоров установлено применение следующих цен на услуги по вывозу и захоронению ТБО:

 

№ п/п

Наименование контрагента

Стоимость услуги до 31.03.2014 (руб./м3 с НДС)

Стоимость услуги с 01.04.2014 по 31.12.2014 (руб./м3 с НДС)

Стоимость услуги с 01.01.2015 по 31.03.2015 (руб./м3 с НДС)

Стоимость услуги с 01.04.2015 по 31.12.2015 (руб./м3 с НДС)

1

Управление ФСКН по Псковской области

399, 70

до 15.12.2014 – 399, 70

с 16.12.2014 по 31.12.2014 –

415, 70

441, 15

441, 15

2

ФГУП «РЧЦ ЦФО»

399, 70

415, 70

415, 70

441, 15

3

ГБУЗ «Псковская детская городская поликлиника № 1»

298, 35

298, 35

347, 89

347, 89

4

ФКУЗ «МСЧ МВД России по Псковской области»

--

415, 70

415, 70

415, 70

5

ГБУЗ «Наркологический диспансер Псковской области»

328, 54

328, 54

441, 15

441, 15

6

ГБУЗ «Псковский перинатальный центр»

328, 54

328, 54

350, 02 (аукцион)

350, 02 (аукцион)

7

ГБУЗ «Областной центр медицинской профилактики»

--

415, 70

415, 70

441, 15

 

При этом Общество всем контрагентам оказывает одни  и те же услуги по вывозу и захоронению ТБО.

К различным государственным бюджетным учреждениям применяется различная стоимость услуг. Стоимость, установленная приказами ООО «АСПО»  для предприятий, которые финансируются из бюджета муниципального образования, применяется к предприятиям, не финансируемым из бюджета муниципального образования по усмотрению ООО «АСПО».

В договорах применяются цены на услугу по вывозу ТБО независимо от даты издания приказов об установлении расценок на услуги и от даты введения в действие данных цен.

При этом, установление в договорах с учреждениями, финансируемыми из бюджета Псковской области, цен выше, чем цены,  установленные приказом ООО «АСПО», может приводить к неэффективному расходованию денежных средств бюджета Заказчиком.

В указанных ценах используется тариф на захоронение ТБО, установленный уполномоченным органом. Следовательно, к контрагентам применяется различная стоимость услуг по вывозу ТБО, не соответствующая внутренним приказам ООО «АСПО».

Из переписки Ответчика, видно, что указанные цены предлагаются изначально самим Обществом в коммерческих предложениях, направляемых контрагентам (исх. 1368 от 17.12.2014, исх. № 1428 от 25.12.2014, исх. 1460 от 31.12.2014, исх. № 1396 от 19.12.2014, исх. № 1365 от 17.12.2014).

Комиссия не принимает довод Ответчика об указании в коммерческом предложении максимальной цены услуги на годичный период в целях соблюдения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

При направлении коммерческого предложения с указанием начальной (максимальной) стоимости услуги, официально утверждаемой только с 01 апреля, Ответчик «искусственно» завышает стоимость за первый триместр года, что приводит к нецелевому расходованию денежных средств бюджета Заказчиков.

По мнению Комиссии, отождествление цен на оказываемые услуги с 01 апреля по 12 декабря, а равно, расчет начальной (максимальной) цены контракта, исходя из стоимости услуг, не действующих на момент его заключения, является нарушением действующего законодательства.

В результате действий Ответчика, выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен на услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов, были ущемлены права и законные интересы лиц, заключивших договоры на получение оказываемых Ответчиком услуг.

Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика  нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

            1.  Признать Общество с ограниченной ответственностью «АСПО» (181350, г. Псков, ул. Декабристов, д. 15/44) нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушение выразилось в действиях хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, по экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен на услугу по вывозу отходов.

            2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «АСПО» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

3.  Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

           

 

Председатель Комиссии:                                                                       «…»

 

 

Члены Комиссии:                                                                                     «…»

 

 «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны